Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Что может нос?»

2
0
Материал опубликован 27 April 2023

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Что может нос?»

Цель: уточнить с помощью опытов, для чего нужен нос, тренировать способность приобретать знания путём экспериментирования; развивать интерес к опытно- экспериментальной деятельности; обобщать полученные знания, самостоятельно формировать выводы.

Виды деятельности : познавательно- исследовательская, коммуникативная, игровая

Материалы и оборудование: проектор- мультимедиа .приложения с картинками ; непрозрачные стаканчики, марля, резиночки; несъедобные пахнущие предметы (зубная паста , мыло, веточка ели, пластилин) ;съедобные пахнущие продукты( лук, апельсин, огурец, кофе).

Ход занятия: Кто-то стучит в дверь , входят в костюмах мама медведица (второй воспитатель) и мишутка ( ребенок из группы). Здороваются.

Воспитатель: У вас что-то случилось.

Мама медведица: Мне нужна ваша помощь. Мне сказали, что ваши ребята любознательные и помогут разобраться. Мой мишутка очень любит рисовать своего друга .

Мишутка: Мама, мама , ну почему тебе не нравится как я рисую своего друга.

Мама медведица: Ну что ты малыш мне все нравится, только ты никак не поймешь, чего же не хватает в твоем портрете.

Мишутка: Друг без друга мы скучаем,

                 Вместе с радостью играем.

                 И нам ссориться не нужно,

                 Ведь всего сильнее дружба.

Вот ребята посмотрите мой друг- Хрюша (показывает картинку поросенка без носа. (Приложение 1)

Мама медведица: Вот видите ребята, чего не хватает в портрете у Хрюши? (дети отвечают, носа) Я тоже говорю Мишутке, что нужно нос дорисовать ,а он говорит -Хрюша и так красивый и нос ему совсем не нужен, да и нам он зачем? Вот помогите мне ребята, Мишутке объяснить зачем нам нужен нос? 

Воспитатель: Да вот так история . Вы только не беспокойтесь ,наши ребята любят заниматься исследованиями. И обязательно вам помогут.                                                      Ребята, я предлагаю всем вместе провести исследование, выяснить для чего нам нужен нос и прав ли Мишутка (дети соглашаются)                                                                           Посмотрите друг на друга- одинаковые ли у вас носы? Они похожие , но все-таки у всех разные.                                                                                                                  (Приложение 2)                                                                                                             Носы бывают: курносые, прямые, картошкой , с горбинкой.  Давайте посмотрим на картинку                                                                                                                 (Приложение 3)                                                                                                                   

Работа с картинкой .Из каких же частей состоит нос?  У носа есть спинка ,покажите пальчиком где находится спинка на вашем носе (дети показывают ) Какая она твердая или мягкая? (отвечают, твердая)                                                                                            Покажите кончик носа, потрогайте его (какой он, твердый или мягкий ? Дети показывают, трогают и отвечают)                                                                                                        Покажите перегородку, потрогайте ее (какая она, твердая или мягкая? Дети показывают, трогают, отвечают)                                                                                                        Посмотрите где находятся крылья, покажите где у вашего носа крылья, какие они? (дети находят, трогают, отвечают)                                                                                            Посмотрите на картинку , найдите ноздри, покажите где находятся ноздри на вашем носу ,какие они? (дети находят, трогают, отвечают)                                                             

Мишутка:  Ой ,одни страдания от этого носа ,то упадешь и его разобьешь, то он чихает, дышать мы и ртом можем.                                                                                         

Воспитатель:  Давайте исследуем этот вопрос. Ребята и ты Мишутка зажмите пальцами ноздри носа и подышите. А теперь подышите носом. Как легче дышать через рот или через нос? Конечно через нос. Значит нос нам нужен чтобы… (дышать)  Конечно можно дышать ртом, но это неудобно и вредно для здоровья.                                                       

 (Приложение 4)                                                                                                               Стенки носа покрыты маленькими волосками . Когда мы вдыхаем воздух, в нос попадают пылинки, микробы и они прилипают к волоскам, когда выдыхаем, пылинки с микробами вылетают наружу. Нос наш как фильтр, задерживает частички с вредными микробами. Значит наш нос защищает нас от…… (вредных микробов)                                                     Давайте мы с вами подышим сначала носом (дети дышат носом), а теперь ртом (дышат ртом) Когда горло больше чувствует холод? (ответы детей) Когда дышишь ртом, можно застудить горло, а при прохождении через нос воздух согревается и в горло попадает уже тёплым.                                                                                                                       

 (Приложение 5)                                                                                                                 Внутри носа есть кровеносные сосуды по которым течет горячая кровь , поэтому воздух который мы вдыхаем, быстро согревается и становится теплым. Давайте закроем нос ладошками и подышим носом в ладошки, что вы чувствуете? Тепло вашим ладошкам? (дети отвечают) Вот так мы с вами можем согреть руки в холодные деньки.

Воспитатель: Зажмите пальчиками нос и скажите слово «конфета», а теперь уберите пальчики и скажите ещё раз. Когда слово прозвучало красивее? (ответы детей: когда нос не зажат)

Воспитатель: Значит, что ещё помогает делать  нос? (ответы детей: нос помогает нам красиво говорить)

Мама медведица: Ребята давайте немного отдохнем.

Физкультминутка: Дети выходят из-за столов , становятся в кружок на ковер, вместе с ними мама медведица и медвежонок, все говорят слова и выполняют движения.

(Приложение 6)

Воспитатель: Отдохнули, ребята? Садимся за столы.

(Приложение 7)                                                                                                                     Если пахнет булочками, мы можем определить, где мы находимся? (Дети говорят, что находимся в магазине, булочной, пекарне) А если пахнет лекарством, то где мы можем находиться? (В больнице, в аптеке). Конечно, нос нужен, чтобы чувствовать запахи. Нос-это орган обоняния. Обоняние-это способность человека чувствовать различные запахи.

Воспитатель: Ребята давайте поиграем.

(Приложение 8)

Игра «Определи по запаху»                                                                                        1.Работа за столами , группами. Мы сейчас с вами будем определять запахи несъедобных предметов. Воспитатель выставляет на столы непрозрачные, одноразовые стаканчики , закрытые марлей; на каждом столе 4 стаканчика в которых –зубная паста , мыло, веточка ели, пластилин и дополнительно такой же стаканчик , но для каждого стола с разным запахом( на первый стол-с зубной пастой; на второй –с мылом; на третий –с веточкой ели; на четвертый- с пластилином). Дети должны понюхать содержимое стаканчика и выбрать из четырех стаканчиков один, который соответствует данному запаху. Давайте медведица и мишутка проверим как справились ребята. Молодцы. Ребята, мы сейчас определяли запахи каких предметов ( дети отвечают)                                                                                       2. Работа за столами , индивидуальная. Теперь мы будем определять запахи съедобных продуктов. Воспитатель выставляет на столы непрозрачные, одноразовые стаканчики , закрытые марлей; на каждом столе 4 стаканчика в которых – лук, апельсин, огурец, кофе и перевернутые картинки на которых лук, апельсин, огурец ,кофе)                                                                                                                    

Воспитатель:   Возьмите пожалуйста каждый по стаканчику , понюхайте и найдите картинку. А мы проверим правильно ли ребята выполнили задание.  Ребята, вы молодцы.

Медвежонок: Я думаю можно и не нюхать, а просто посмотреть что же внутри стаканчиков и определить , что там находится.

Воспитатель: А если в комнате темно и мы не видим, что лежит в стаканчике, как быть? (ответ детей, что надо понюхать и определить)                                                                      Как вы считаете, ребята, Мишутка прав , что без носа можно обойтись?                            Для чего нам нужен нос? ( дети: чтобы дышать , красиво говорить и чувствовать запахи).

Медвежонок: Да, это значит, что без носа нам никак не обойтись?

Воспитатель: Конечно, Мишутка без носа человеку трудно .

Мишутка: Спасибо большое ребята, за проведенное вами исследование, теперь я буду знать, что без носа никак не обойтись. Так где же мой портрет? Ну теперь я знаю ,что нужно сделать .(Мишутка прикрепляет на портрет поросенка нос) Вот здорово, посмотрите ребята , а так даже очень красиво. Теперь я хочу вас угостить, вы мне очень помогли . (отдает детям маленький бочонок с «медом» внутри конфеты) Спасибо вам . Мама, пойдем домой , я еще все о чем узнал Хрюше расскажу, до свидания .

Медведица: Пойдем мой хороший, до свидания (уходят)

Воспитатель: Молодцы, ребята, сегодня вы хорошо поработали. Так для чего же нам нужен нос. дети: чтобы дышать и чувствовать запахи). Молодцы. Мы с вами провели настоящее исследование. Вы настоящие "сыщики"! Спасибо всем!

Приложение1

 t1682603997aa.png             Приложение 2

t1682603997ab.png

t1682603997ac.png


Приложение 3

t1682603997ad.png

Приложение 4

t1682603997ae.png

Приложение 5

t1682603997af.png

Приложение 6

t1682603997ag.png

Приложение 7

t1682603997ah.png

Приложение 8

t1682603997ai.png

















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации