Конспект психопрофилактического занятия с дошкольниками «Волшебное зеркало Снежной королевы»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 5 «Мир детства»
Психопрофилактическое занятие с воспитанниками младшего дошкольного возраста (младшая группа ДОУ), посвященное
«Дню доброты»
Тема занятия: «Волшебное зеркало Снежной королевы»
подготовили и провели: воспитатель Венева С.А., педагог-психолог Александрова М.О.
Дата проведения: 15.03.2018 г.
Тула, 2018
Цель: формирование ценности доброты и добрых поступков.
Задачи:
Расширить представление воспитанников о добре и зле;
Показать в опытно-экспериментальной деятельности «тяжесть» злых и добрых дел;
Актуализировать знания дошкольников о ценности доброты, доброго отношения к другим людям с опорой на их собственных эмоционально-чувственный опыт.
Оборудование: фрагмент мультфильма по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева» с описанием зеркала Снежной королевы; интерактивная доска; ноутбук; оборудование для трансляции музыки; заранее составленная интерактивная игра для детей «Волшебные зеркала» с включением картин, изображающих добрые и злые поступки, добрых и злых героев сказок и мультфильмов; материалы для опытно-экспериментальной деятельности: 2 прозрачных емкости (ведра объемом 2 литра), 2 небольшие пластиковые корзинки, камни, перья.
Ход занятия
Орг. момент. Введение в тему
Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами о чем-то очень важном и интересном. А для того, чтобы узнать, о чем мы будем разговаривать, посмотрите фрагмент мультфильма по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева».
Дети, сидя на стульях напротив интерактивной доски, смотрят фрагмент мультфильма.
Воспитатель: «Ребята, о чем этот мультфильм?».
Дополнительные вопросы:
Что было в замке у Снежной королевы? (зеркало)
Какое это было зеркало? (волшебное)
Что же делало это зеркало?
Основная часть.
Эксперимент «Добрые и злые поступки»
Психолог: «Ребята! Вы посмотрели фрагмент мультфильма о Снежной королеве и ее волшебном злом зеркале. А знаете ли вы, что еще особенного было в этом зеркале?
Все добрые, хорошие поступки людей оно превращало в злые. А самых прекрасных и добродушных людей оно превращало в злых и безобразных.
И сегодня мы поговорим с вами о добре и зле, о добрых и злых делах.
Как вы думаете, как можно победить злое зеркало?».
Дополнительные вопросы:
Чем в сказках побеждают зло? (добром)
Как мы можем победить зло?
Психолог: «Для того, чтобы понять, как победить зло, мы с вами проведем очень интересный опыт».
Психолог демонстрирует и называет предметы, заранее расставленные на столе: два прозрачных пустых ведра, две пластиковые корзинки: одна наполнена камнями, другая – перьями.
Психолог: «Когда человек совершает злой поступок, например, мальчик ударил девочку, - на его сердце ложится тяжелый камень (психолог кладет камень в пустое ведро). Как вы думаете, почему? (ответы детей).
Верно! Потому что от злых поступков другому человеку будет обидно и грустно. И на душе у злого человека будет тяжело – говорят: «камень на душе лежит».
Когда человек совершает доброе дело, например, девочка помогла маме убраться дома и пропылесосила ковер, - на сердце становиться легко и приятно (психолог кладет перо во второе пустое ведро). Как вы думаете, почему? (ответы детей).
Правильно! Потому что от добрых поступков всем становиться весело, радостною. И на душе тогда легко».
Психолог просит детей помочь ему провести опыт. К столу с демонстрационными материалами вызываются по одному 3 – 4 человека. Каждому психолог предлагает определить, какой поступок совершил человек и положить камень или перо в соответствующее ведро.
Примерный перечень проблемных ситуаций:
Мальчик помог маме помыть посуду;
Одна девочка отобрала игрушку у другой;
Мальчик уступил место в автобусе бабушке;
Дети покормили бездомного кота;
Дети подкармливают птиц зимой;
Девочка обзывает и дразнит других детей.
Психолог подводит итог: «Ребята! Когда человек совершает много злых поступков, его сердце наполняется камнями (психолог высыпает все оставшиеся камни из корзины в ведро с камнями). Если же человек совершает много добрых дел, его сердце наполняется легкостью и добротой (психолог высыпает все оставшиеся перья из корзины в ведро с перьями)».
Психолог дает детям по очереди подержать два ведра и спрашивает, какое легче.
Психолог: «Когда делаешь много зла, то и на душе «камень лежит» - тяжесть, значит и жить становится тяжело и грустно (демонстрирует ведро с камнями). А когда делаешь много добра, то и на душе легко, значит и жить легко и весело» (демонстрирует ведро с перьями)».
Динамическая пауза. «Мы охотимся на льва».
Психолог предлагает детям отдохнуть и повторять за ним движения и слова. Движения демонстрируются в соответствии с текстом.
Мы охотимся на льва.
Не боимся мы его.
У нас длинное ружье
И подзорная труба.
Ой! А что это?
А это – поле: топ-топ-топ.
Ой! А что это?
А это – болото: чав-чав-чав.
Ой! А что это?
А это –море: буль-буль-буль.
Ой! А что это?
А это –тропинка: шур-шур-шур.
Под ней не проползти.
Над ней не пролететь.
Ее не обойти, а дорожка напрямик,
Вышли на полянку.
Кто это здесь лежит? Давайте его потрогаем.
«Да это же лев! Ой, мамочки!» -
испугались его и побежали домой.
По тропинке: шур-шур-шур.
По морю: буль-буль-буль.
По болоту: чав-чав-чав.
По полю: топ-топ-топ.
Прибежали домой.
Дверь закрыли.
Ух! (на выдохе) Устали!
Молодцы.
Интерактивная игра «Два зеркала»
Воспитатель предлагает детям проверить, насколько точно они научились различать добрые и злые поступки и поиграть в игру на интерактивной доске.
На доске изображены 2 зеркала: доброе и злое, - и 8 картин с изображением злых и добрых поступков. Дети должны добрые поступки перемещать в доброе зеркало, а злые – в злое. Игра сопровождается мелодичной музыкой.
Воспитатель объясняет детям правила игры и демонстрирует перемещение одной картины в одно зеркало. Далее педагог по очереди вызывает детей для участия в игре.
На втором слайде игры дети должны распределить в доброе и злое зеркало злых и добрых героев сказок и мультфильмов. На слайде изображены те же зеркала, что и в первой части игры и 6 картин с изображением злых и добрых героев.
Рефлексия. Итог занятия
Воспитатель спрашивает детей: о чем сегодня они разговаривали на занятии; в какие игры играли; чем добрые человек отличается от злого; что происходит с настроением человека, который совершает добрые / злые поступки; каким человеком быть лучше и почему.
Психолог предлагает дошкольникам встать в круг, взяться за руки и поиграть в большое доброе животное: «Ребята, давайте представим, что мы с вами одно большое доброе животное. Оно умеет дышать. На выдох мы собираемся в маленький круг. На вдох – медленно расходимся и делаем большой круг».
Самоанализ по итогам занятия
Тематическое занятие с воспитанниками младшей группы было приурочено к международному Дню доброты и проводилось согласно плана МБДОУ ЦРР №5 (ул. Бондаренко, д.25) по духовно-нравственному воспитанию на 2018 год, а также в связи с Годом добровольца (волонтера) в России.
Данное мероприятие носило интегрированный характер, и было проведено совместно воспитателем Веневой С.А. и педагогом-психологом Александровой М.О.
Реализации поставленных задач способствовало применение различных технологий:
- ИКТ (работа с интерактивной доской);
- опытно-экспериментальная деятельность (эксперимент с природными материалами «Добрые и злые поступки»);
- здоровьесберегающие технологии (динамическая пауза, релаксационное упражнение с элементами дыхательной гимнастики «Большое доброе животное», смена видов деятельности).
Важное место на занятии было отведено свободному высказыванию детей по заданной теме, активизации речи и умения рассуждать. Благодаря активной обратной связи, визуализации образа добра и зла, включению кинестетического восприятия и манипулирования с природными материалами воспитанники смогли сами объяснить смысл и значение добрых и злых поступков, понять ценность доброты, хорошего отношения к другим людям, безвозмездной помощи.
Наибольший интерес у дошкольников вызвал эксперимент с камнями и перьями: каждому хотелось определить смысл поставленных проблемных ситуаций, оценить тяжесть или легкость ведер с различным содержимым. Это помогло детям самостоятельно сделать вывод о ценности добрых дел.
Интерактивная игра также понравилась воспитанникам6 каждый из них смог поучаствовать в выборе соответствия героя или поступка и доброго и злого зеркал.
В целом занятие прошло динамично, с активным и заинтересованным участием всех дошкольников в обсуждаемую проблему, благоприятным фоном настроения детей.
Таким образом можно говорить о том, что дети 3 – 4 лет, несмотря на свой возраст, смогли рассуждать на тему добра и зла, понять ценность добрых поступков и определить значимость добрых дел для собственной личности с опорой на свой эмоциональный опыт. Все это является основой эмпатического понимания другого человека и формирования ценностных ориентаций личности.
Шарандина Валентина Владимировна
Ватолина Светлана Анатольевна