12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Александрова Марина Олеговна266
Педагог-психолог, игровой психотерапевт. Работаю в гуманистической парадигме, клиент центрированном подходе.
Россия, Тульская обл., Тула

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 5 «Мир детства»

 

Психопрофилактическое занятие с воспитанниками младшего дошкольного возраста (младшая группа ДОУ), посвященное

«Дню доброты»

Тема занятия: «Волшебное зеркало Снежной королевы»

подготовили и провели: воспитатель Венева С.А., педагог-психолог Александрова М.О.



 

Дата проведения: 15.03.2018 г.



 

Тула, 2018

Цель: формирование ценности доброты и добрых поступков.

Задачи:

Расширить представление воспитанников о добре и зле;

Показать в опытно-экспериментальной деятельности «тяжесть» злых и добрых дел;

Актуализировать знания дошкольников о ценности доброты, доброго отношения к другим людям с опорой на их собственных эмоционально-чувственный опыт.

Оборудование: фрагмент мультфильма по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева» с описанием зеркала Снежной королевы; интерактивная доска; ноутбук; оборудование для трансляции музыки; заранее составленная интерактивная игра для детей «Волшебные зеркала» с включением картин, изображающих добрые и злые поступки, добрых и злых героев сказок и мультфильмов; материалы для опытно-экспериментальной деятельности: 2 прозрачных емкости (ведра объемом 2 литра), 2 небольшие пластиковые корзинки, камни, перья.

Ход занятия

Орг. момент. Введение в тему

Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами о чем-то очень важном и интересном. А для того, чтобы узнать, о чем мы будем разговаривать, посмотрите фрагмент мультфильма по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева».

Дети, сидя на стульях напротив интерактивной доски, смотрят фрагмент мультфильма.

Воспитатель: «Ребята, о чем этот мультфильм?».

Дополнительные вопросы:

Что было в замке у Снежной королевы? (зеркало)

Какое это было зеркало? (волшебное)

Что же делало это зеркало?

Основная часть.

Эксперимент «Добрые и злые поступки»

Психолог: «Ребята! Вы посмотрели фрагмент мультфильма о Снежной королеве и ее волшебном злом зеркале. А знаете ли вы, что еще особенного было в этом зеркале?

Все добрые, хорошие поступки людей оно превращало в злые. А самых прекрасных и добродушных людей оно превращало в злых и безобразных.

И сегодня мы поговорим с вами о добре и зле, о добрых и злых делах.

Как вы думаете, как можно победить злое зеркало?».

Дополнительные вопросы:

Чем в сказках побеждают зло? (добром)

Как мы можем победить зло?

Психолог: «Для того, чтобы понять, как победить зло, мы с вами проведем очень интересный опыт».

Психолог демонстрирует и называет предметы, заранее расставленные на столе: два прозрачных пустых ведра, две пластиковые корзинки: одна наполнена камнями, другая – перьями.

Психолог: «Когда человек совершает злой поступок, например, мальчик ударил девочку, - на его сердце ложится тяжелый камень (психолог кладет камень в пустое ведро). Как вы думаете, почему? (ответы детей).

Верно! Потому что от злых поступков другому человеку будет обидно и грустно. И на душе у злого человека будет тяжело – говорят: «камень на душе лежит».

Когда человек совершает доброе дело, например, девочка помогла маме убраться дома и пропылесосила ковер, - на сердце становиться легко и приятно (психолог кладет перо во второе пустое ведро). Как вы думаете, почему? (ответы детей).

Правильно! Потому что от добрых поступков всем становиться весело, радостною. И на душе тогда легко».

Психолог просит детей помочь ему провести опыт. К столу с демонстрационными материалами вызываются по одному 3 – 4 человека. Каждому психолог предлагает определить, какой поступок совершил человек и положить камень или перо в соответствующее ведро.

Примерный перечень проблемных ситуаций:

Мальчик помог маме помыть посуду;

Одна девочка отобрала игрушку у другой;

Мальчик уступил место в автобусе бабушке;

Дети покормили бездомного кота;

Дети подкармливают птиц зимой;

Девочка обзывает и дразнит других детей.

Психолог подводит итог: «Ребята! Когда человек совершает много злых поступков, его сердце наполняется камнями (психолог высыпает все оставшиеся камни из корзины в ведро с камнями). Если же человек совершает много добрых дел, его сердце наполняется легкостью и добротой (психолог высыпает все оставшиеся перья из корзины в ведро с перьями)».

Психолог дает детям по очереди подержать два ведра и спрашивает, какое легче.

Психолог: «Когда делаешь много зла, то и на душе «камень лежит» - тяжесть, значит и жить становится тяжело и грустно (демонстрирует ведро с камнями). А когда делаешь много добра, то и на душе легко, значит и жить легко и весело» (демонстрирует ведро с перьями)».

Динамическая пауза. «Мы охотимся на льва».

Психолог предлагает детям отдохнуть и повторять за ним движения и слова. Движения демонстрируются в соответствии с текстом.

Мы охотимся на льва.

Не боимся мы его.

У нас длинное ружье

И подзорная труба.

Ой! А что это?

А это – поле: топ-топ-топ.

Ой! А что это?

А это – болото: чав-чав-чав.

Ой! А что это?

А это –море: буль-буль-буль.

Ой! А что это?

А это –тропинка: шур-шур-шур.

Под ней не проползти.

Над ней не пролететь.

Ее не обойти, а дорожка напрямик,

Вышли на полянку.

Кто это здесь лежит? Давайте его потрогаем.

«Да это же лев! Ой, мамочки!» -

испугались его и побежали домой.

По тропинке: шур-шур-шур.

По морю: буль-буль-буль.

По болоту: чав-чав-чав.

По полю: топ-топ-топ.

Прибежали домой.

Дверь закрыли.

Ух! (на выдохе) Устали!

Молодцы.

Интерактивная игра «Два зеркала»

Воспитатель предлагает детям проверить, насколько точно они научились различать добрые и злые поступки и поиграть в игру на интерактивной доске.

На доске изображены 2 зеркала: доброе и злое, - и 8 картин с изображением злых и добрых поступков. Дети должны добрые поступки перемещать в доброе зеркало, а злые – в злое. Игра сопровождается мелодичной музыкой.

Воспитатель объясняет детям правила игры и демонстрирует перемещение одной картины в одно зеркало. Далее педагог по очереди вызывает детей для участия в игре.

На втором слайде игры дети должны распределить в доброе и злое зеркало злых и добрых героев сказок и мультфильмов. На слайде изображены те же зеркала, что и в первой части игры и 6 картин с изображением злых и добрых героев.

Рефлексия. Итог занятия

Воспитатель спрашивает детей: о чем сегодня они разговаривали на занятии; в какие игры играли; чем добрые человек отличается от злого; что происходит с настроением человека, который совершает добрые / злые поступки; каким человеком быть лучше и почему.

Психолог предлагает дошкольникам встать в круг, взяться за руки и поиграть в большое доброе животное: «Ребята, давайте представим, что мы с вами одно большое доброе животное. Оно умеет дышать. На выдох мы собираемся в маленький круг. На вдох – медленно расходимся и делаем большой круг».

Самоанализ по итогам занятия

Тематическое занятие с воспитанниками младшей группы было приурочено к международному Дню доброты и проводилось согласно плана МБДОУ ЦРР №5 (ул. Бондаренко, д.25) по духовно-нравственному воспитанию на 2018 год, а также в связи с Годом добровольца (волонтера) в России.

Данное мероприятие носило интегрированный характер, и было проведено совместно воспитателем Веневой С.А. и педагогом-психологом Александровой М.О.

Реализации поставленных задач способствовало применение различных технологий:

- ИКТ (работа с интерактивной доской);

- опытно-экспериментальная деятельность (эксперимент с природными материалами «Добрые и злые поступки»);

- здоровьесберегающие технологии (динамическая пауза, релаксационное упражнение с элементами дыхательной гимнастики «Большое доброе животное», смена видов деятельности).

Важное место на занятии было отведено свободному высказыванию детей по заданной теме, активизации речи и умения рассуждать. Благодаря активной обратной связи, визуализации образа добра и зла, включению кинестетического восприятия и манипулирования с природными материалами воспитанники смогли сами объяснить смысл и значение добрых и злых поступков, понять ценность доброты, хорошего отношения к другим людям, безвозмездной помощи.

Наибольший интерес у дошкольников вызвал эксперимент с камнями и перьями: каждому хотелось определить смысл поставленных проблемных ситуаций, оценить тяжесть или легкость ведер с различным содержимым. Это помогло детям самостоятельно сделать вывод о ценности добрых дел.

Интерактивная игра также понравилась воспитанникам6 каждый из них смог поучаствовать в выборе соответствия героя или поступка и доброго и злого зеркал.

В целом занятие прошло динамично, с активным и заинтересованным участием всех дошкольников в обсуждаемую проблему, благоприятным фоном настроения детей.

Таким образом можно говорить о том, что дети 3 – 4 лет, несмотря на свой возраст, смогли рассуждать на тему добра и зла, понять ценность добрых поступков и определить значимость добрых дел для собственной личности с опорой на свой эмоциональный опыт. Все это является основой эмпатического понимания другого человека и формирования ценностных ориентаций личности.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Шарандина Валентина Владимировна, 07.12.18 в 21:11 0Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой в конкурсе, Марина Олеговна! Вы - умничка!
Ватолина Светлана Анатольевна, 17.12.18 в 20:27 0Ответить Пожаловаться
Марина Олеговна, поздравляю с Победой в конкурсе!!! Очень интересный материал!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.