12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Остапенко Светлана Валерьевна643
Россия, Алтайский край, Барнаул
4

Конспект родительского собрания на тему «Инклюзивное обучение детей с кохлеарными имплантами (КИ) в общеобразовательной школе: трудности и достижения»



Конспект родительского собрания на тему

«Инклюзивное обучение детей с кохлеарными имплантами (КИ) в общеобразовательной школе: трудности и достижения»

Актуальность темы собрания

Одна из наиболее актуальных проблем образования в настоящее время – организация совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и их нормально развивающихся сверстников в условиях массовых образовательных учреждений. Как считает большинство отечественных и зарубежных коррекционных педагогов и психологов, все дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками.

Дети с кохлеарными имплантами (КИ), обладавшие врождённой или приобретённой глухотой, благодаря высокотехнологичному протезированию получают возможность обучаться в среде своих сверстников, не имеющих сенсорных нарушений, и успешно социализироваться в условиях массовой общеобразовательной школы. Однако обучение таких детей имеет ряд особенностей, о которых должны знать родители данной категории учащихся, а также иные представители родительской общественности. Это поможет воспитанию толерантного отношения к особым образовательным потребностям детей с КИ.

Цели и задачи родительского собрания

Цель родительского собрания – показать пути интеграции детей с КИ в обычные (регулярные) образовательные учреждения на основаниях толерантности и признания их права на создание особых образовательных условий.

Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить ряд задач:

познакомить родителей с психолого-педагогическими особенностями детей с КИ;

дать родителям понятие об основных трудностях в обучении и социальной адаптации, которые испытывают дети с КИ;

показать пути коррекционно-педагогической работы в рамках реализации основной образовательной программы, направленные на создание благоприятных образовательных условий для детей с КИ.

Целевая аудитория мероприятия

Родители класса инклюзивного обучения, в составе которого есть дети с КИ (возраст детей 11 лет, 5 класс).

Форма проведения родительского собрания

Лекция с демонстрацией мультимедийной презентации.

Оборудование

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход родительского собрания

1. Организационный этап: сбор участников, приветствие педагога, объявление темы и цели родительского собрания.

2. Основной этап: лекция классного руководителя

Сенсорные дефекты – нарушения в работе периферических анализаторов или центральных отделов нервной системы, отвечающих за восприятие.

Основные виды сенсорных дефектов:

нарушения зрения;

нарушения слуха.

Дети с дефектами слухового восприятия

Глухие – дети, имеющие глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха, врождённое или приобретённое в доречевом периоде (до 3-х лет).

Позднооглохшие потеряли слух в более позднем периоде развития, когда речь уже сформировалась; поэтому речь таких детей в той или иной мере сохранна.

Слабослышащие - дети, имеющие частичную, в разной степени выраженную слуховую недостаточность, которая приводит к нарушениям в речевом развитии.

Дети с кохлеарными имплантами – дети с восстановленным с помощью высокотехнологичного протезирования слухом (до первой степени тугоухости), прошедшие период послеоперационной реабилитации и в той или иной степени имеющие проблемы слухоречевого восприятия.

Этапы реабилитации детей после КИ

Начальный (3-12 недель).

Основной (6-18 месяцев).

Языковой (около 5 лет).

Этап развития связной речи.

Психолого-педагогическая характеристика детей с КИ

Нарушения непроизвольного и произвольного слухового внимания.

Проблемы слухоречевой памяти.

Речевое недоразвитие разного уровня (неправильный темп речи, бедность интонации, ненормативное звукопроизношение, скудный словарь, несформированная грамматическая система, ошибки в письме и чтении и т.п.).

Высокая утомляемость при слуховой нагрузке.

Общие принципы психолого-педагогической работы

с детьми после КИ

Комплексный подход (совместная работа медиков, педагогов, коррекционных педагогов, семьи и ребёнка).

Индивидуальный и дифференцированный подход.

Деятельностный принцип становления речеслуховой функции.

Обучение на полисенсорной основе.

 

Технологии коммуникационного взаимодействия с детьми после КИ

Адресация речи ребёнку (привлечь внимание перед началом высказывания).

По возможности визуальный контакт с ребёнком во время речи (не поворачиваться спиной).

Краткая, чёткая, внятная речь.

Средний темп и постоянный уровень громкости речи.

Использование в речи контактоустанавливающих элементов, контроль за вниманием и пониманием.

Направления коррекционно-педагогической работы

с детьми после КИ

Развитие коммуникативной функции речи (развитие произносительных навыков, совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи).

Развитие речи как средства мышления (развитие речеслуховой памяти и словесно-логического мышления).

Развитие регулирующей функции речи (развитие навыков речеслухового контроля).

Приёмы логопедической работы

(коррекция и развитие речи как ВПФ):

диагностика всех компонентов речи, определение уровня речевого развития;

работа по развитию голоса, увеличению подвижности речевого аппарата, коррекции звукопроизношения; развитие фонематического слуха;

развитие лексико-грамматического строя речи;

коррекция дисграфии и дислексии.

Приёмы коррекционно-педагогической работы с детьми после КИ: развитие коммуникативной функции речи

1. Увеличение количественного и качественного состава словаря:

Ведение терминологических словариков с определениями.

Терминологические диктанты.

Обучение пользованию толковым и специальными словарями, в том числе и приложениями учебника.

Составление тематических словарей в картинках.

Составление и отгадывание кроссвордов по теме.

При чтении текста выяснение значения всех непонятных или незнакомых слов.

2. Совершенствование грамматического строя речи*:

При монологическом ответе добиваться развёрнутого высказывания с опорой на правильную структуру предложения «Это так, потому что…», «Я считаю, что…».

Использовать вопросы на выявление условных и причинно-следственных связей, ориентируя на использование соответствующих синтаксических конструкций «Если…, то…», «Это так, потому что…» и др. («Когда это утверждение будет верным?», «Почему это явление происходит?», «Что случится, если…?» и т.п.).

*Специальная работа по развитию грамматического строя речи проводится на уроках русского языка (морфологические нормы, правила согласования, нормативное употребление синтаксических конструкций, использование возможностей синтаксической синонимии и т.п.).

3. Совершенствование навыков чтения и понимания прочитанного:

Составление вопросов к прочитанному тексту.

Графическая маркировка частей текста по принципу «Знаю» (+), «Не знаю» (-), «Не пониманию» (?).

Составление опорных схем, кластеров ключевых понятий, интеллект-карт, ментальных карт.

Составление планов.

Составление тезисов.

Обучение конспектированию, реферированию источников.

Пересказ.

Творческая «перекодировка» текста.

Приёмы коррекционно-педагогической работы с детьми после КИ: развитие речи как средства мышления

Работа с понятиями, суждениями (определение, классификация, сравнение, обобщение).

Построение карты понятий для установления логических связей между изучаемыми явлениями.

Развитие речеслуховой памяти (заучивание наизусть, пересказ, аудирование, «теоретические диктанты» и др.).

Приёмы коррекционно-педагогической работы с детьми после КИ: развитие регулирующей функции речи

Проговаривание всех этапов выполнения задания.

Повтор инструкции педагога.

Формулировка задания своими словами.

Оценка своего ответа, ответа одноклассника.

3. Заключительный этап: подведение итогов собрания и ответы на вопросы родителей.

Обучение детей с КИ в условиях массовой общеобразовательной школы имеет свою специфику. Данная категория учащихся требует особого подхода со стороны педагогов, а также толерантного и уважительного отношения со стороны одноклассников. При этом используемые на уроке приёмы коррекционно-педагогической работы не противоречат общим принципам и закономерностям развития речи, мышления, памяти, внимания школьников, поэтому они позволяют реализовать эффективное взаимодействие на уроках всех учащихся и включить в общую работу в классе детей с КИ.

/data/files/l1556518303.ppt (Приёмы коррекционно-педагогической работы с детьми после КИ)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.