Конспект родительского собрания на тему «Инклюзивное обучение детей с кохлеарными имплантами (КИ) в общеобразовательной школе: трудности и достижения»
Пояснительная записка к презентации
Конспект родительского собрания на тему
«Инклюзивное обучение детей с кохлеарными имплантами (КИ) в общеобразовательной школе: трудности и достижения»
Актуальность темы собрания
Одна из наиболее актуальных проблем образования в настоящее время – организация совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и их нормально развивающихся сверстников в условиях массовых образовательных учреждений. Как считает большинство отечественных и зарубежных коррекционных педагогов и психологов, все дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками.
Дети с кохлеарными имплантами (КИ), обладавшие врождённой или приобретённой глухотой, благодаря высокотехнологичному протезированию получают возможность обучаться в среде своих сверстников, не имеющих сенсорных нарушений, и успешно социализироваться в условиях массовой общеобразовательной школы. Однако обучение таких детей имеет ряд особенностей, о которых должны знать родители данной категории учащихся, а также иные представители родительской общественности. Это поможет воспитанию толерантного отношения к особым образовательным потребностям детей с КИ.
Цели и задачи родительского собрания
Цель родительского собрания – показать пути интеграции детей с КИ в обычные (регулярные) образовательные учреждения на основаниях толерантности и признания их права на создание особых образовательных условий.
Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить ряд задач:
познакомить родителей с психолого-педагогическими особенностями детей с КИ;
дать родителям понятие об основных трудностях в обучении и социальной адаптации, которые испытывают дети с КИ;
показать пути коррекционно-педагогической работы в рамках реализации основной образовательной программы, направленные на создание благоприятных образовательных условий для детей с КИ.
Целевая аудитория мероприятия
Родители класса инклюзивного обучения, в составе которого есть дети с КИ (возраст детей 11 лет, 5 класс).
Форма проведения родительского собрания
Лекция с демонстрацией мультимедийной презентации.
Оборудование
Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход родительского собрания
1. Организационный этап: сбор участников, приветствие педагога, объявление темы и цели родительского собрания.
2. Основной этап: лекция классного руководителя
Сенсорные дефекты – нарушения в работе периферических анализаторов или центральных отделов нервной системы, отвечающих за восприятие.
Основные виды сенсорных дефектов:
нарушения зрения;
нарушения слуха.
Дети с дефектами слухового восприятия
Глухие – дети, имеющие глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха, врождённое или приобретённое в доречевом периоде (до 3-х лет).
Позднооглохшие потеряли слух в более позднем периоде развития, когда речь уже сформировалась; поэтому речь таких детей в той или иной мере сохранна.
Слабослышащие - дети, имеющие частичную, в разной степени выраженную слуховую недостаточность, которая приводит к нарушениям в речевом развитии.
Дети с кохлеарными имплантами – дети с восстановленным с помощью высокотехнологичного протезирования слухом (до первой степени тугоухости), прошедшие период послеоперационной реабилитации и в той или иной степени имеющие проблемы слухоречевого восприятия.
Этапы реабилитации детей после КИ
Начальный (3-12 недель).
Основной (6-18 месяцев).
Языковой (около 5 лет).
Этап развития связной речи.
Психолого-педагогическая характеристика детей с КИ
Нарушения непроизвольного и произвольного слухового внимания.
Проблемы слухоречевой памяти.
Речевое недоразвитие разного уровня (неправильный темп речи, бедность интонации, ненормативное звукопроизношение, скудный словарь, несформированная грамматическая система, ошибки в письме и чтении и т.п.).
Высокая утомляемость при слуховой нагрузке.
Общие принципы психолого-педагогической работы
с детьми после КИ
Комплексный подход (совместная работа медиков, педагогов, коррекционных педагогов, семьи и ребёнка).
Индивидуальный и дифференцированный подход.
Деятельностный принцип становления речеслуховой функции.
Обучение на полисенсорной основе.
Технологии коммуникационного взаимодействия с детьми после КИ
Адресация речи ребёнку (привлечь внимание перед началом высказывания).
По возможности визуальный контакт с ребёнком во время речи (не поворачиваться спиной).
Краткая, чёткая, внятная речь.
Средний темп и постоянный уровень громкости речи.
Использование в речи контактоустанавливающих элементов, контроль за вниманием и пониманием.
Направления коррекционно-педагогической работы
с детьми после КИ
Развитие коммуникативной функции речи (развитие произносительных навыков, совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи).
Развитие речи как средства мышления (развитие речеслуховой памяти и словесно-логического мышления).
Развитие регулирующей функции речи (развитие навыков речеслухового контроля).
Приёмы логопедической работы
(коррекция и развитие речи как ВПФ):
диагностика всех компонентов речи, определение уровня речевого развития;
работа по развитию голоса, увеличению подвижности речевого аппарата, коррекции звукопроизношения; развитие фонематического слуха;
развитие лексико-грамматического строя речи;
коррекция дисграфии и дислексии.
Приёмы коррекционно-педагогической работы с детьми после КИ: развитие коммуникативной функции речи
1. Увеличение количественного и качественного состава словаря:
Ведение терминологических словариков с определениями.
Терминологические диктанты.
Обучение пользованию толковым и специальными словарями, в том числе и приложениями учебника.
Составление тематических словарей в картинках.
Составление и отгадывание кроссвордов по теме.
При чтении текста выяснение значения всех непонятных или незнакомых слов.
2. Совершенствование грамматического строя речи*:
При монологическом ответе добиваться развёрнутого высказывания с опорой на правильную структуру предложения «Это так, потому что…», «Я считаю, что…».
Использовать вопросы на выявление условных и причинно-следственных связей, ориентируя на использование соответствующих синтаксических конструкций «Если…, то…», «Это так, потому что…» и др. («Когда это утверждение будет верным?», «Почему это явление происходит?», «Что случится, если…?» и т.п.).
*Специальная работа по развитию грамматического строя речи проводится на уроках русского языка (морфологические нормы, правила согласования, нормативное употребление синтаксических конструкций, использование возможностей синтаксической синонимии и т.п.).
3. Совершенствование навыков чтения и понимания прочитанного:
Составление вопросов к прочитанному тексту.
Графическая маркировка частей текста по принципу «Знаю» (+), «Не знаю» (-), «Не пониманию» (?).
Составление опорных схем, кластеров ключевых понятий, интеллект-карт, ментальных карт.
Составление планов.
Составление тезисов.
Обучение конспектированию, реферированию источников.
Пересказ.
Творческая «перекодировка» текста.
Приёмы коррекционно-педагогической работы с детьми после КИ: развитие речи как средства мышления
Работа с понятиями, суждениями (определение, классификация, сравнение, обобщение).
Построение карты понятий для установления логических связей между изучаемыми явлениями.
Развитие речеслуховой памяти (заучивание наизусть, пересказ, аудирование, «теоретические диктанты» и др.).
Приёмы коррекционно-педагогической работы с детьми после КИ: развитие регулирующей функции речи
Проговаривание всех этапов выполнения задания.
Повтор инструкции педагога.
Формулировка задания своими словами.
Оценка своего ответа, ответа одноклассника.
3. Заключительный этап: подведение итогов собрания и ответы на вопросы родителей.
Обучение детей с КИ в условиях массовой общеобразовательной школы имеет свою специфику. Данная категория учащихся требует особого подхода со стороны педагогов, а также толерантного и уважительного отношения со стороны одноклассников. При этом используемые на уроке приёмы коррекционно-педагогической работы не противоречат общим принципам и закономерностям развития речи, мышления, памяти, внимания школьников, поэтому они позволяют реализовать эффективное взаимодействие на уроках всех учащихся и включить в общую работу в классе детей с КИ.
/data/files/l1556518303.ppt (Приёмы коррекционно-педагогической работы с детьми после КИ)