Конспект родительского собрания на тему «Инклюзивное обучение детей с кохлеарными имплантами (КИ) в общеобразовательной школе: трудности и достижения»

4
0
Материал опубликован 29 April 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

Конспект родительского собрания на тему

«Инклюзивное обучение детей с кохлеарными имплантами (КИ) в общеобразовательной школе: трудности и достижения»

Актуальность темы собрания

Одна из наиболее актуальных проблем образования в настоящее время – организация совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и их нормально развивающихся сверстников в условиях массовых образовательных учреждений. Как считает большинство отечественных и зарубежных коррекционных педагогов и психологов, все дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками.

Дети с кохлеарными имплантами (КИ), обладавшие врождённой или приобретённой глухотой, благодаря высокотехнологичному протезированию получают возможность обучаться в среде своих сверстников, не имеющих сенсорных нарушений, и успешно социализироваться в условиях массовой общеобразовательной школы. Однако обучение таких детей имеет ряд особенностей, о которых должны знать родители данной категории учащихся, а также иные представители родительской общественности. Это поможет воспитанию толерантного отношения к особым образовательным потребностям детей с КИ.

Цели и задачи родительского собрания

Цель родительского собрания – показать пути интеграции детей с КИ в обычные (регулярные) образовательные учреждения на основаниях толерантности и признания их права на создание особых образовательных условий.

Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить ряд задач:

познакомить родителей с психолого-педагогическими особенностями детей с КИ;

дать родителям понятие об основных трудностях в обучении и социальной адаптации, которые испытывают дети с КИ;

показать пути коррекционно-педагогической работы в рамках реализации основной образовательной программы, направленные на создание благоприятных образовательных условий для детей с КИ.

Целевая аудитория мероприятия

Родители класса инклюзивного обучения, в составе которого есть дети с КИ (возраст детей 11 лет, 5 класс).

Форма проведения родительского собрания

Лекция с демонстрацией мультимедийной презентации.

Оборудование

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход родительского собрания

1. Организационный этап: сбор участников, приветствие педагога, объявление темы и цели родительского собрания.

2. Основной этап: лекция классного руководителя

Сенсорные дефекты – нарушения в работе периферических анализаторов или центральных отделов нервной системы, отвечающих за восприятие.

Основные виды сенсорных дефектов:

нарушения зрения;

нарушения слуха.

Дети с дефектами слухового восприятия

Глухие – дети, имеющие глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха, врождённое или приобретённое в доречевом периоде (до 3-х лет).

Позднооглохшие потеряли слух в более позднем периоде развития, когда речь уже сформировалась; поэтому речь таких детей в той или иной мере сохранна.

Слабослышащие - дети, имеющие частичную, в разной степени выраженную слуховую недостаточность, которая приводит к нарушениям в речевом развитии.

Дети с кохлеарными имплантами – дети с восстановленным с помощью высокотехнологичного протезирования слухом (до первой степени тугоухости), прошедшие период послеоперационной реабилитации и в той или иной степени имеющие проблемы слухоречевого восприятия.

Этапы реабилитации детей после КИ

Начальный (3-12 недель).

Основной (6-18 месяцев).

Языковой (около 5 лет).

Этап развития связной речи.

Психолого-педагогическая характеристика детей с КИ

Нарушения непроизвольного и произвольного слухового внимания.

Проблемы слухоречевой памяти.

Речевое недоразвитие разного уровня (неправильный темп речи, бедность интонации, ненормативное звукопроизношение, скудный словарь, несформированная грамматическая система, ошибки в письме и чтении и т.п.).

Высокая утомляемость при слуховой нагрузке.

Общие принципы психолого-педагогической работы

с детьми после КИ

Комплексный подход (совместная работа медиков, педагогов, коррекционных педагогов, семьи и ребёнка).

Индивидуальный и дифференцированный подход.

Деятельностный принцип становления речеслуховой функции.

Обучение на полисенсорной основе.

 

Технологии коммуникационного взаимодействия с детьми после КИ

Адресация речи ребёнку (привлечь внимание перед началом высказывания).

По возможности визуальный контакт с ребёнком во время речи (не поворачиваться спиной).

Краткая, чёткая, внятная речь.

Средний темп и постоянный уровень громкости речи.

Использование в речи контактоустанавливающих элементов, контроль за вниманием и пониманием.

Направления коррекционно-педагогической работы

с детьми после КИ

Развитие коммуникативной функции речи (развитие произносительных навыков, совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи).

Развитие речи как средства мышления (развитие речеслуховой памяти и словесно-логического мышления).

Развитие регулирующей функции речи (развитие навыков речеслухового контроля).

Приёмы логопедической работы

(коррекция и развитие речи как ВПФ):

диагностика всех компонентов речи, определение уровня речевого развития;

работа по развитию голоса, увеличению подвижности речевого аппарата, коррекции звукопроизношения; развитие фонематического слуха;

развитие лексико-грамматического строя речи;

коррекция дисграфии и дислексии.

Приёмы коррекционно-педагогической работы с детьми после КИ: развитие коммуникативной функции речи

1. Увеличение количественного и качественного состава словаря:

Ведение терминологических словариков с определениями.

Терминологические диктанты.

Обучение пользованию толковым и специальными словарями, в том числе и приложениями учебника.

Составление тематических словарей в картинках.

Составление и отгадывание кроссвордов по теме.

При чтении текста выяснение значения всех непонятных или незнакомых слов.

2. Совершенствование грамматического строя речи*:

При монологическом ответе добиваться развёрнутого высказывания с опорой на правильную структуру предложения «Это так, потому что…», «Я считаю, что…».

Использовать вопросы на выявление условных и причинно-следственных связей, ориентируя на использование соответствующих синтаксических конструкций «Если…, то…», «Это так, потому что…» и др. («Когда это утверждение будет верным?», «Почему это явление происходит?», «Что случится, если…?» и т.п.).

*Специальная работа по развитию грамматического строя речи проводится на уроках русского языка (морфологические нормы, правила согласования, нормативное употребление синтаксических конструкций, использование возможностей синтаксической синонимии и т.п.).

3. Совершенствование навыков чтения и понимания прочитанного:

Составление вопросов к прочитанному тексту.

Графическая маркировка частей текста по принципу «Знаю» (+), «Не знаю» (-), «Не пониманию» (?).

Составление опорных схем, кластеров ключевых понятий, интеллект-карт, ментальных карт.

Составление планов.

Составление тезисов.

Обучение конспектированию, реферированию источников.

Пересказ.

Творческая «перекодировка» текста.

Приёмы коррекционно-педагогической работы с детьми после КИ: развитие речи как средства мышления

Работа с понятиями, суждениями (определение, классификация, сравнение, обобщение).

Построение карты понятий для установления логических связей между изучаемыми явлениями.

Развитие речеслуховой памяти (заучивание наизусть, пересказ, аудирование, «теоретические диктанты» и др.).

Приёмы коррекционно-педагогической работы с детьми после КИ: развитие регулирующей функции речи

Проговаривание всех этапов выполнения задания.

Повтор инструкции педагога.

Формулировка задания своими словами.

Оценка своего ответа, ответа одноклассника.

3. Заключительный этап: подведение итогов собрания и ответы на вопросы родителей.

Обучение детей с КИ в условиях массовой общеобразовательной школы имеет свою специфику. Данная категория учащихся требует особого подхода со стороны педагогов, а также толерантного и уважительного отношения со стороны одноклассников. При этом используемые на уроке приёмы коррекционно-педагогической работы не противоречат общим принципам и закономерностям развития речи, мышления, памяти, внимания школьников, поэтому они позволяют реализовать эффективное взаимодействие на уроках всех учащихся и включить в общую работу в классе детей с КИ.

/data/files/l1556518303.ppt (Приёмы коррекционно-педагогической работы с детьми после КИ)

Предварительный просмотр презентации

Обучение детей с кохлеарными имплантами: приёмы коррекционно-педагогической работы в общеобразовательной школе

Дети с сенсорными дефектами Сенсорные дефекты – нарушения в работе периферических анализаторов или центральных отделов нервной системы, отвечающих за восприятие. Основные виды сенсорных дефектов: нарушения зрения; нарушения слуха.

Дети с дефектами слухового восприятия Глухие – дети, имеющие глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха, врождённое или приобретённое в доречевом периоде (до 3-х лет). Позднооглохшие потеряли слух в более позднем периоде развития, когда речь уже сформировалась; поэтому речь таких детей в той или иной мере сохранна. Слабослышащие - дети, имеющие частичную, в разной степени выраженную слуховую недостаточность, которая приводит к нарушениям в речевом развитии. Дети с кохлеарными имплантами – дети с восстановленным с помощью высокотехнологичного протезирования слухом (до первой степени тугоухости), прошедшие период послеоперационной реабилитации и в той или иной степени имеющие проблемы слухоречевого восприятия.

Степени тугоухости (по Л.В. Нейману) Степень тугоухости Потеря слуха, в дБ I степень тугоухости (лёгкая) Не выше 50 дБ II степень тугоухости (средняя) От 50 до 70 ДБ III степень тугоухости (тяжёлая) Более 70 дБ IV степень тугоухости (пограничная глухота) От 80 до 85 дБ

Этапы реабилитации детей после КИ Начальный (3-12 недель). Основной (6-18 месяцев). Языковой (около 5 лет). Этап развития связной речи. Сурдолог, логопед, семья Логопед, воспитатели ДДУ, учителя массовой школы, семья

Психолого-педагогическая характеристика детей с КИ обусловлена сложной структурой дефекта (по Л.С. Выготскому) Первичный дефект (нарушение слуха) Вторичный дефект (нарушение речи) Вторичный дефект (нарушения в познавательной сфере) Третичный дефект (отклонения в эмоционально- волевой и личностной сферах)

Психолого-педагогическая характеристика детей с КИ Нарушения непроизвольного и произвольного слухового внимания. Проблемы слухоречевой памяти. Речевое недоразвитие разного уровня (неправильный темп речи, бедность интонации, ненормативное звукопроизношение, скудный словарь, несформированная грамматическая система, ошибки в письме и чтении и т.п.). Высокая утомляемость при слуховой нагрузке.

Общие принципы психолого-педагогической работы с детьми после КИ Комплексный подход (совместная работа медиков, педагогов, коррекционных педагогов, семьи и ребёнка). Индивидуальный и дифференцированный подход. Деятельностный принцип становления речеслуховой функции. Обучение на полисенсорной основе.

Технологии коммуникационного взаимодействия с детьми после КИ Адресация речи ребёнку (привлечь внимание перед началом высказывания). По возможности визуальный контакт с ребёнком во время речи (не поворачиваться спиной). Краткая, чёткая, внятная речь. Средний темп и постоянный уровень громкости речи. Использование в речи контактоустанавливающих элементов, контроль за вниманием и пониманием.

Направления коррекционно-педагогической работы с детьми после КИ Развитие коммуникативной функции речи (развитие произносительных навыков, совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи). Развитие речи как средства мышления (развитие речеслуховой памяти и словесно-логического мышления). Развитие регулирующей функции речи (развитие навыков речеслухового контроля).

Приёмы коррекционно-педагогической работы с детьми после КИ Приёмы логопедической работы (коррекция и развитие речи как ВПФ): диагностика всех компонентов речи, определение уровня речевого развития; работа по развитию голоса, увеличению подвижности речевого аппарата, коррекции звукопроизношения; развитие фонематического слуха; развитие лексико-грамматического строя речи; коррекция дисграфии и дислексии.

Приёмы коррекционно-педагогической работы с детьми после КИ: развитие коммуникативной функции речи Увеличение количественного и качественного состава словаря: Ведение терминологических словариков с определениями. Терминологические диктанты. Обучение пользованию толковым и специальными словарями, в том числе и приложениями учебника. Составление тематических словарей в картинках. Составление и отгадывание кроссвордов по теме. При чтении текста выяснение значения всех непонятных или незнакомых слов.

Приёмы коррекционно-педагогической работы с детьми после КИ: развитие коммуникативной функции речи Совершенствование грамматического строя речи*: При монологическом ответе добиваться развёрнутого высказывания с опорой на правильную структуру предложения «Это так, потому что…», «Я считаю, что…». Использовать вопросы на выявление условных и причинно-следственных связей, ориентируя на использование соответствующих синтаксических конструкций «Если…, то…», «Это так, потому что…» и др. («Когда это утверждение будет верным?», «Почему это явление происходит?», «Что случится, если…?» и т.п.). *Специальная работа по развитию грамматического строя речи проводится на уроках русского языка (морфологические нормы, правила согласования, нормативное употребление синтаксических конструкций, использование возможностей синтаксической синонимии и т.п.).

Приёмы коррекционно-педагогической работы с детьми после КИ: развитие коммуникативной функции речи Совершенствование навыков чтения и понимания прочитанного: Составление вопросов к прочитанному тексту. Графическая маркировка частей текста по принципу «Знаю» (+), «Не знаю» (-), «Не пониманию» (?). Составление опорных схем, кластеров ключевых понятий, интеллект-карт, ментальных карт. Составление планов. Составление тезисов. Обучение конспектированию, реферированию источников. Пересказ. Творческая «перекодировка» текста.

Приёмы коррекционно-педагогической работы с детьми после КИ: развитие речи как средства мышления Работа с понятиями, суждениями (определение, классификация, сравнение, обобщение). Построение карты понятий для установления логических связей между изучаемыми явлениями. Развитие речеслуховой памяти (заучивание наизусть, пересказ, аудирование, «теоретические диктанты» и др.).

Приёмы коррекционно-педагогической работы с детьми после КИ: развитие регулирующей функции речи Проговаривание всех этапов выполнения задания. Повтор инструкции педагога. Формулировка задания своими словами. Оценка своего ответа, ответа одноклассника.

Стул ? есть ? Стадо является частью Дерево Листва ? Выберите в каждом задании одно из пяти слов, которые делают получившиеся суждения истинными. 1) спинка 2) предмет мебели 3) сиденье 4) устройство 5) отдых 1) пастбище 2) собака 3) пастух 4) корова 5) молоко 1) является 2) похоже на 3) состоит из 4) производит 5) имеет

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации