Конспект родительского собрания на тему «Инклюзивное обучение детей с кохлеарными имплантами (КИ) в общеобразовательной школе: трудности и достижения»

4
0
Материал опубликован 29 April 2019 в группе

Обучение детей с кохлеарными имплантами: приёмы коррекционно-педагогической работы в общеобразовательной школе

Дети с сенсорными дефектами Сенсорные дефекты – нарушения в работе периферических анализаторов или центральных отделов нервной системы, отвечающих за восприятие. Основные виды сенсорных дефектов: нарушения зрения; нарушения слуха.

Дети с дефектами слухового восприятия Глухие – дети, имеющие глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха, врождённое или приобретённое в доречевом периоде (до 3-х лет). Позднооглохшие потеряли слух в более позднем периоде развития, когда речь уже сформировалась; поэтому речь таких детей в той или иной мере сохранна. Слабослышащие - дети, имеющие частичную, в разной степени выраженную слуховую недостаточность, которая приводит к нарушениям в речевом развитии. Дети с кохлеарными имплантами – дети с восстановленным с помощью высокотехнологичного протезирования слухом (до первой степени тугоухости), прошедшие период послеоперационной реабилитации и в той или иной степени имеющие проблемы слухоречевого восприятия.

Степени тугоухости (по Л.В. Нейману) Степень тугоухости Потеря слуха, в дБ I степень тугоухости (лёгкая) Не выше 50 дБ II степень тугоухости (средняя) От 50 до 70 ДБ III степень тугоухости (тяжёлая) Более 70 дБ IV степень тугоухости (пограничная глухота) От 80 до 85 дБ

Этапы реабилитации детей после КИ Начальный (3-12 недель). Основной (6-18 месяцев). Языковой (около 5 лет). Этап развития связной речи. Сурдолог, логопед, семья Логопед, воспитатели ДДУ, учителя массовой школы, семья

Психолого-педагогическая характеристика детей с КИ обусловлена сложной структурой дефекта (по Л.С. Выготскому) Первичный дефект (нарушение слуха) Вторичный дефект (нарушение речи) Вторичный дефект (нарушения в познавательной сфере) Третичный дефект (отклонения в эмоционально- волевой и личностной сферах)

Психолого-педагогическая характеристика детей с КИ Нарушения непроизвольного и произвольного слухового внимания. Проблемы слухоречевой памяти. Речевое недоразвитие разного уровня (неправильный темп речи, бедность интонации, ненормативное звукопроизношение, скудный словарь, несформированная грамматическая система, ошибки в письме и чтении и т.п.). Высокая утомляемость при слуховой нагрузке.

Общие принципы психолого-педагогической работы с детьми после КИ Комплексный подход (совместная работа медиков, педагогов, коррекционных педагогов, семьи и ребёнка). Индивидуальный и дифференцированный подход. Деятельностный принцип становления речеслуховой функции. Обучение на полисенсорной основе.

Технологии коммуникационного взаимодействия с детьми после КИ Адресация речи ребёнку (привлечь внимание перед началом высказывания). По возможности визуальный контакт с ребёнком во время речи (не поворачиваться спиной). Краткая, чёткая, внятная речь. Средний темп и постоянный уровень громкости речи. Использование в речи контактоустанавливающих элементов, контроль за вниманием и пониманием.

Направления коррекционно-педагогической работы с детьми после КИ Развитие коммуникативной функции речи (развитие произносительных навыков, совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи). Развитие речи как средства мышления (развитие речеслуховой памяти и словесно-логического мышления). Развитие регулирующей функции речи (развитие навыков речеслухового контроля).

Приёмы коррекционно-педагогической работы с детьми после КИ Приёмы логопедической работы (коррекция и развитие речи как ВПФ): диагностика всех компонентов речи, определение уровня речевого развития; работа по развитию голоса, увеличению подвижности речевого аппарата, коррекции звукопроизношения; развитие фонематического слуха; развитие лексико-грамматического строя речи; коррекция дисграфии и дислексии.

Приёмы коррекционно-педагогической работы с детьми после КИ: развитие коммуникативной функции речи Увеличение количественного и качественного состава словаря: Ведение терминологических словариков с определениями. Терминологические диктанты. Обучение пользованию толковым и специальными словарями, в том числе и приложениями учебника. Составление тематических словарей в картинках. Составление и отгадывание кроссвордов по теме. При чтении текста выяснение значения всех непонятных или незнакомых слов.

Приёмы коррекционно-педагогической работы с детьми после КИ: развитие коммуникативной функции речи Совершенствование грамматического строя речи*: При монологическом ответе добиваться развёрнутого высказывания с опорой на правильную структуру предложения «Это так, потому что…», «Я считаю, что…». Использовать вопросы на выявление условных и причинно-следственных связей, ориентируя на использование соответствующих синтаксических конструкций «Если…, то…», «Это так, потому что…» и др. («Когда это утверждение будет верным?», «Почему это явление происходит?», «Что случится, если…?» и т.п.). *Специальная работа по развитию грамматического строя речи проводится на уроках русского языка (морфологические нормы, правила согласования, нормативное употребление синтаксических конструкций, использование возможностей синтаксической синонимии и т.п.).

Приёмы коррекционно-педагогической работы с детьми после КИ: развитие коммуникативной функции речи Совершенствование навыков чтения и понимания прочитанного: Составление вопросов к прочитанному тексту. Графическая маркировка частей текста по принципу «Знаю» (+), «Не знаю» (-), «Не пониманию» (?). Составление опорных схем, кластеров ключевых понятий, интеллект-карт, ментальных карт. Составление планов. Составление тезисов. Обучение конспектированию, реферированию источников. Пересказ. Творческая «перекодировка» текста.

Приёмы коррекционно-педагогической работы с детьми после КИ: развитие речи как средства мышления Работа с понятиями, суждениями (определение, классификация, сравнение, обобщение). Построение карты понятий для установления логических связей между изучаемыми явлениями. Развитие речеслуховой памяти (заучивание наизусть, пересказ, аудирование, «теоретические диктанты» и др.).

Приёмы коррекционно-педагогической работы с детьми после КИ: развитие регулирующей функции речи Проговаривание всех этапов выполнения задания. Повтор инструкции педагога. Формулировка задания своими словами. Оценка своего ответа, ответа одноклассника.

Стул ? есть ? Стадо является частью Дерево Листва ? Выберите в каждом задании одно из пяти слов, которые делают получившиеся суждения истинными. 1) спинка 2) предмет мебели 3) сиденье 4) устройство 5) отдых 1) пастбище 2) собака 3) пастух 4) корова 5) молоко 1) является 2) похоже на 3) состоит из 4) производит 5) имеет

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации