Конспект родительского собрания «Разрешение конфликтных ситуаций»

0
0
Материал опубликован 9 November 2018 в группе

Протокол собрания № 2

От ……..

по теме:

«Разрешение конфликтных ситуаций в семье»

 Присутствовало 11 человек; 8 – родителей, кл. руководитель 8 г кл – Созонова Е.И, учитель русского языка и литературы , учитель математики.


 

Цель: 

Помочь родителям понять значение семьи в жизни ребенка, роль родителей в формировании физиологических и психологических изменений происходящих в подростковом периоде, обратить внимание на причины самовольных уходов детей из дома. Познакомить родителей с основными угрозами, которые подстерегают детей в интеренете; дать рекомендации безопасного поведения в интернете познакомить родителей с основными угрозами, которые подстерегают детей в интеренете; дать рекомендации безопасного поведения в интернете.

Задачи:

выявить позицию всех участников воспитательного процесса на данном этапе;

выявить причины проблем учащихся в сложный для них физиологический период и наметить пути решения появившихся проблем;

привлечь внимание родителей к серьезности проблемы самовольных уходов детей из дома.

Повестка дня:

1. Выступление классного руководителя Созоновой Е.И : « Роль семьи в жизни подростка. Причины и профилактика самовольных уходов детей из дома» 2.Выступление классного руководителя: безопасное интернет-пространство, профилактика самоубийств в молодежной среде (игра «Кит» в интернете), занятость детей в каникулярное время, безопасное поведение детей на улице в период весенних каникул, пожарная безопасность, дорожная безопасность.

3.Выступление учителей -предметников.

4.Разное.

Ход собрания:

  1. Слушали: классного руководителя Созонову Е.И.


 

1. В современных условиях ситуация складывается так, что семья и  школа являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения. Сегодняшние дети, к сожалению или к счастью, взрослеют гораздо раньше. Школа сталкивается с тем фактом, что проблемы, связанные с взрослением учащихся, касаются не только старшего школьного возраста, но и подростков. Это очень важная проблема, которая сказывается не только на учении ребенка, но и на всем образе его жизни, его поступках и поведении.

Какую роль в этот период в жизни подростка должна играть семья и школа? Как они  могут помочь пережить этапы взросления своего ребенка с минимальными потерями для него и для  родителей? В первую очередь, это всемерная эмоциональная поддержка  ребенка. Какие бы метания не терзали ребенка, какими бы нелепыми эти метания не были с точки зрения взрослого, родители должны сопереживать, понимать, принимать и поддерживать свое дитя уже только потому, что они его родители. Многие родители совершают ошибку в том, что обвиняют своего ребенка в наступившем взрослении. «Раз ты такой взрослый, значит, и разговаривать я буду с тобой по-взрослому», — говорят они. Попытка руководить ребенком, стремление родителей «раз и навсегда» поставить все на свои места зачастую приводит к краху детско-родительских отношений. Первым и главным чувством родителей по отношению к своему ребенку должна быть глубокая вера в него и доверие, искреннее и настоящее, которое формируется в раннем детстве, а ростки его дают свои всходы в подростковом возрасте. Современная школа всегда выступает союзником родителей в воспитании будущего поколения. К большому сожалению, многие взрослые, педагоги и родители, забывают о том, что от первых проб и ошибок не застрахован ни один подросток — слишком велик соблазн неизведанного, слишком просты способы достижения многих соблазнов, слишком трудно противопоставить себя своим сверстникам. Общая цель семьи и школы — воспитать меры устойчивости к неоправданным пробам

Проблема воспитания учащихся, стоит перед школой также остро, как и перед родителями. Воспитание детей в школе не должно подменять родительское воспитание. Оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении ребенка. Одна из важнейших особенностей подросткового возраста развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность. Именно в подростковом возрасте родители приходят в школу к учителям и говорят о том, что ребенок, с которым еще совсем недавно были теплые и откровенные отношения, совершенно изменил свое отношение к семье. Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня  очень  актуальной. Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья - ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети... Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Сущность нравственного воспитания:   воспитание - навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.; нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Будет нравственность, почти наверняка будет духовность, не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания. Итак, семья - ребёнок - нравственность - вот цепочка, интересующая нас. Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного, школьного или иного окружения.

Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы  не расходилось слово с делом. В свою очередь школа вносит свой посильный вклад в формирование нравственной личности. Очень часто именно в классе в общении с  одноклассниками, учителями, во время участия в различных мероприятиях детям приходится демонстрировать основы нравственного поведения.

Современная педагогики и психология позволяет нам, опираясь на собственный опыт и используя научные знания  попробовать сформулировать некоторые основы нравственного воспитания.

Давайте вместе на практике, разбирая  педагогические ситуации, попробуем сформулировать определённые правила воспитания.

СИТУАЦИЯ: Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.        Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

1 ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

СИТУАЦИЯ: Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать.        Почему сложилась такая ситуация? 

2 ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

СИТУАЦИЯ: Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама у неё были неприятности на работе. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Девочка обиделась и ушла в свою комнату.        О каком правиле забыла мама?

ЗАКОН №3: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

СИТУАЦИЯ: Мама пришла с работы, сын встретил. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел выполнять домашнее задание по русскому языку вместе с мамой, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, проверила дневник, похвалила за «5» и нежно обняла его.     Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

 4 ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

СИТУАЦИЯ: В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это.         О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

Таких законов существует достаточно много. Каждая семья создаёт свои собственные законы нравственного поведения.  Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит, ребенок состоится как человек, как личность. При подготовке собрания вам была предложена анкета, на такие же вопросы отвечали и наши дети. Результаты вы видите на экране. Таким образом ,подводя итоги сегодняшнего разговора, можно сделать следующие выводы:

Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Семья  воспринимает  и передаёт  своим  воспитанникам  культурные   и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно  человеческой  духовности;  а потому и всей духовной культуры, и прежде всего – Родины». Родители  составляют  первую  общественную  среду ребёнка.   Родители являются образцами, на которые  ребёнок  ориентируется ежедневно.  Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Цель  и  мотив  воспитания  ребёнка  –  это  счастливая,  полноценная, творческая, полезная  людям,  а  значит  нравственно  богатая,  жизнь  этого ребёнка.  На  созидание  такой  жизни  и  должно  быть  направлено  семейное и школьное воспитание. Только  при  уверенности  ребёнка  в   родительской   любви возможно правильное формирование  психического  мира  человека,  возможно воспитание нравственного поведения. Нравственность ребёнка – это необходимое условие  его  принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения  достоинства  личности, духовности. Само  нравственное  воспитание осуществляется  путём  формирования  у ребёнка  нравственных  потребностей  и  убеждений,  нравственных  чувств   и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Бесспорно,  работа по нравственному воспитанию ответственна и сложна, добиться положительных результатов можно лишь при взаимодействии семьи и школы, сотрудничестве родителей и самих детей, поэтому в общении необходимы принципы взаимодействия взрослых и учащихся.

Принципы взаимодействия:  

Взаимное уважение и доверие. 

Разумная система взысканий и положительное стимулирование – путь к успеху.

Верить в творческие силы ребёнка.

 Главное в воспитании ребёнка – ласка, похвала, поощрение за хорошее поведение и добрые поступки.


 

2. В большинстве случаев уход из дома это реакция ребенка на какие-то неблагоприятные обстоятельства его жизни. Желание уйти из дома - довольно распространенное явление среди детей и подростков, это своеобразный момент взросления. Тем не менее, побеги из дома и школы требуют очень внимательного к ним отношения. Ребенок не станет убегать оттуда, где ему хорошо. Таким образом, зачастую «побег» следует рассматривать как крик души, сигнал о том, что ребенок нуждается в помощи. «Побег» - это реакция ребенка на события, с которыми он не может справиться, так как ему недостает опыта. Задача родителей - помочь ребенку правильно оценить ситуацию и справиться с ней. В любом случае, прежде чем предпринимать какие-либо действия, необходимо разобраться в причинах происходящего, выяснить, от чего бежит ребенок. Иногда он и сам не может осознать истинные причины своего желания убежать.
Родителям важно понимать, что помимо обиды и желания независимости в угрозе ребенка сбежать из дома присутствует очень сильное желание знать наверняка, что родители его любят и всегда готовы его защитить. Стремление убежать из дома в знак протеста наиболее часто проявляется в возрасте 10-13 лет. В этот период психологический климат семьи имеет для ребенка очень большое значение. Дискомфорт в отношениях с родителями воспринимается очень остро. Для подростков типично стремление противопоставить свои суждения и вкусы взрослых. Обычно это ограничивается расхождением музыкальных и галантерейных пристрастий. Но нередки и более острые конфликты, когда уход воспринимается как манифест: ребенок отныне выступает перед лицом общества самостоятельно. Побеги из внешне благополучных семей могут быть связаны с неправильной родительской позицией относительно трудностей в учебе. Хроническая неуспеваемость ребенка, пренебрежительное отношение одноклассников порождает ощущение изоляции. Ребенок пытается демонстративно бесшабашным поведением компенсировать внутреннее напряжение, но это обычно приводит лишь к усилению педагогического давления. Некоторые дети убегают из дома из-за невыносимой домашней обстановки, постоянного физического, сексуального или эмоционального насилия, совершаемого над ними. Нередко многие вопросы родители выясняют с позиции силы и в целях «профилактики» наказывают своих детей. В других случаях срываются из-за собственной неудовлетворенности жизнью, в минуты своего плохого настроения. И ребенок, желая избежать наказания и вспышек гнева со стороны взрослых, покидает свой дом, чтобы избавиться от несправедливого отношения, найти какую-то защищенность. К жестоким родителям дети сами, как правило, не возвращаются, так как знают, что ничего хорошего их дома не ждетТак называемые брошенные дети, чьи родители, действительно отвернулись от них, составляют абсолютное меньшинство. В большинстве случаев побег из дома это очень сильная эмоциональная реакция на ситуацию, из которой дети не видят иного выхода. Большая часть побегов длиться по времени не очень долго, и уже через несколько дней беглецы возвращаются домой. Но если даже такое событие произошло, то к этому тревожному сигналу надо отнестись со всей серьезностью. Угроза сбежать из дома это тоже сигнал, которые не должен быть проигнорирован. Нет нужды говорить о том, что уходы ребенка из дома влекут за собой серьезные последствия: ребенок легко попадает под опасное влияние и нередко втягивается в преступные и аморальные действия. Попрошайничество, пьянство, токсикомания, ранние и беспорядочные половые связи. В дальнейшем – серьезные правонарушения, асоциальный образ жизни. Кроме того, ребенок сам может стать жертвой насилия.

В случае повышенной гиперопеки со стороны родителей уход из дома может быть вызван стремлением освободиться от неусыпного контроля взрослых. Завышенная планка требований со стороны родителей, большие перегрузки – все это может спровоцировать стремление вырваться из этого круга.   Нередко стимулом к побегу из дома может быть прочитанная приключенческая история или увлекательный фильм о путешествиях. Ребенок начинает фантазировать о путешествии. Иногда желание оказаться в какой-либо экзотической стране или отыскать клад оказывается настолько сильным, что дети не могут отказаться от него и самостоятельно пускаются в пусть. Как показывают исследования, ежегодно сотни детей уходят из дома в поисках приключений. Чаще всего они находят компанию двух-трех сверстников, таких же энтузиастов. Чтобы того не случилось, важно обеспечить ребенка необходимым для него адреналином. В этом случае подходящим «профилактическим средством» может послужить секция по экстремальному спорту, туристическая поездка, катание на аттракционах. Полученные приемлемым путем острые впечатления могут предотвратить стремление к самостоятельным прогулкам и сомнительным экспериментам. 

Большую тревогу должны вызывать немотивированные побеги из дома, медики называют это явление синдромом ухода и бродяжничества или «дромоманией» (патологически сильная страсть к путешествиям). Как считают специалисты, только в одном случае из ста причиной побега подростка из дома может служить истинная дромомания. Когда при болезненном состоянии возникает непреодолимое стремление уйти из дома без особых причин. Такой приступ может продолжаться от нескольких дней до нескольких недель и заканчивается желанием вернуться домой. Синдром встречается у детей от 7 до 17 лет и выражается в повторяющихся уходах из дома. Наиболее часто  это встречается в подростковом периоде у мальчиков. Как считают специалисты, нередко спонтанный уход из дома может быть следствием сотрясения мозга или ушиба головы. Иногда дромомания является симптомом шизофрении, истерии и других серьезных нарушений психики. Как показывают исследования, некоторые дети уходят из дома в силу индивидуальных особенностей личности и характера. Так  у подростков, характеризующихся повышенной обидчивостью, первые уходы связаны с ущемлением самолюбия, и являются формой выражения протеста. Возможно также совершение такого поступка из-за страха наказания или тревоги по поводу ответственного мероприятия (страх перед контрольной работой, получение неудовлетворительной оценки в школе). Поэтому, в таких случаях часто встречаются прогулы уроков и уходы из школы. Нередко это проявляется при перемене школы, класса, при появлении нового педагога.

Чтобы избежать ненужных конфликтов и ухода детей из дома, старайтесь соблюдать следующие правила:

- Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы погулять во дворе. Не забывайте - он еще ребенок. 

- Если кто-то жалуется на поведение вашего сына или дочери, не спешите сразу наказывать детей, выясните мотивы их поступков. 

- Выбирайте наказание, адекватное проступку. 

- Не наказывайте ребенка из-за того, что у вас плохое настроение или "для профилактики". 
- Будьте внимательны и справедливы к своим детям, решайте вместе их проблемы, и тогда ваш ребенок вряд ли убежит из дома. 

Что делать, если ребенок грозится убежать:

Прежде всего, постарайтесь понять причины желания уйти из дома и чувства ребенка. Объясните ребенку, что его чувства естественны и что Вы готовы помочь ему справиться с трудностями. Не стоит указывать на подстерегающие ребенка трудности, обычно это только придает ему уверенности. Не следует показывать, что Вы не воспринимаете всерьез угроз уйти из дома, даже если Вы убеждены, что эта угроза - всего лишь манипуляция. Не проявляйте безразличия. Дайте ребенку понять, что ни за что не позволите ему уйти, потому что Вы его любите. На самом деле это как раз то, что ребенок хочет знать. 

Решение:
1.Рекомендовать родителям создать благоприятную обстановку в сложный подростковый период.

2.Обеспечить должный контроль за выполнением режима дня и режима питания в период подросткового возраста.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.