Конспект современного урока в 7 классе на тему «Эффективное общение для подростков»
Технологическая карта
Класс: 7
Тема: «Эффективное общение для подростков»
Форма проведения: групповая игра
Цель: Способствовать осознанию подростками значимости человеческого общения, формированию диалоговой речи, способности договариваться и понимать друг друга.
Задачи:
– воспитательная (личностные результаты): воспитывать чувства уважения к культуре общения и к своим товарищам
– развивающая (метапредметные результаты): развивать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать другого человека
– образовательная (предметные результаты): научить навыкам позитивного общения учащихся, ознакомить обучающихся с основными правилами диалога
Оборудование: мультимедийное оборудование для демонстрации презентации, листы для записи, ручки.
Литература и источники:
А Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков – СПб: Питер, 2006 – 160 с.
Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2000. – 112 с.
Сценарии классных часов и вечеров. 7-9 классы, В. А. Ведерникова и др., 2005 г.
Справочник классного руководителя. 5 - 9 классы, Дереклеева Н. И., Савченко М. Ю., Артюхова И. С., 2006г.
https://ped-kopilka.ru/blogs/blog83451/-umem-li-my-obschatsja.html
Этапы | Методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Личностные результаты | УУД |
1.Организационный момент | Словесные, наглядные методы; метод демонстрации и иллюстрации. | Приветствует учеников, проверяет их готовность к занятию, просит поделиться на 4 группы. Объявляет тему. Слайд 1. Тема занятия: Эффективное общение | Слушают, осмысливают информацию. Рассаживаются по группам по желанию. | Обеспечение благоприятной эмоциональной подготовки. | Коммуникативные: организация группового взаимодействия. |
2. Вводная часть мероприятия УВЗ : создать эмоционально благоприятную атмосферу, способствовать интересу к теме УВМ 1. | Метод демонстрации презентации, метод беседы (вопросно-ответная форма). | Хочу обратиться к эпиграфу нашего занятия. Это слова великого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения» А. Сент-Экзюпери Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие? Слайд 2. Эпиграф. | Каждая группа высказывает своё мнение. Общение.
| Готовность к получению новых знаний, к самообразованию, к коллективной деятельности | Коммуникативные: умение четко формулировать и выражать свои мысли. Познавательные действия и постановки решения проблемы, установление причинно-следственных связей. |
3.Основная часть УВЗ : сформировать представление у обучающихся о конфликте, общении, способах взаимодействия. УВМ 2. . УВМ 3. УВМ 4. УВМ 5. | Метод демонстрации, игровые формы, наглядные методы, работа с раздаточными материалами, беседа. | Что такое общение? Какие ассоциации у вас вызывает это слово? Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмен мнениями, информацией, способ передачи чувств, эмоций, настроения. Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции? Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно? Как вы думаете, есть ли определенные правила и секреты общения? Игра «Перестройка» В игре принимают участие 7 человек. Я буду называть вам какой-то признак, а вы будете в соответствии с ним строиться в один ряд. Вот первое задание: постройтесь по имени от самого длинного имени до самого короткого имени. Следующее задание я чуть-чуть усложню: работать вы должны будете молча! Итак, постройтесь по цвету волос: от самых тёмных (слева) до самых светлых (справа). Внимательно посмотрите друг на друга! И последнее задание, (самое сложное): постройтесь по росту – от самых высоких (слева) до самых низких (справа), но теперь вам предстоит это сделать с закрытыми глазами! Зато можно друг с другом разговаривать. Игра «Тайна третьей планеты». Планета «Содружество». Поиск общих признаков. Внимание, вот и первая планета – Планета «Содружество». Она ставит перед экипажами вторую задачу – найти что-то общее для всех четырех членов команды. На каждом столе лежит листок бумаги. Это путевой лист вашего экипажа. Напишите на нем не меньше 5 признаков, которые вас объединяют (внешность, характер, интересы, способности, вкусы). «Планета открытий». Поиск положительных качеств. А вот и вторая планета – Планета открытий. Чтобы ступить на эту планету, нужно сделать открытие. Нужно открыть что-то хорошее в других людях. На доске записаны качества, которые украшают человека. Может быть, вы обнаружите какие-то из них в членах вашей команды? Или откроете что-то свое? Итак, начинаем выполнять задание этой планеты. Планета «Бумеранг». Поставить себя на место другого. Тут, на этой планете, мы нашли дневник древнего ученика. Отдельные фразы в этом дневнике стерлись от времени. Нам нужно восстановить эти фразы, и тогда, может быть, мы и разгадаем секрет этой планеты. Послушайте обрывки этих фраз и попробуйте угадать их окончания, которые поглотило неумолимое время. На обсуждение и формулировку ответа вам даётся 1 минута. Первый экипаж: «Взялся за перила, а рука наткнулась на чью-то противную и липкую жвачку. И вдруг я вспомнил…» Что же вспомнил этот древний ученик? Второй экипаж, слушайте вашу фразу. «Приехал на речку, а весь берег усыпан консервными банками и грязной бумагой. И вдруг я вспомнил…» Что? Третий экипаж, ваша фраза: «Забыл ручку, и никто не дал запасную. И вдруг я вспомнил…» Четвертый экипаж, послушайте вашу фразу: «На перемене кто-то подставил подножку, я упал, а все смеялись. Было больно и обидно. И вдруг я вспомнил…» Итак, последнее задание – дать ответ, почему эта планета называется «Бумеранг»? И какое золотое правило нарушил этот древний ученик? Завершающее задание: Решение конфликтных ситуаций. Учитель предлагает разобрать ситуацию. Ситуация: Однажды, на перемене поссорились Коля и Витя. Придя в школу, Витя обнаружил, что он забыл пенал с письменными принадлежностями. Вот-вот прозвенит звонок и на уроке ему писать будет нечем. Быстренько оглянувшись вокруг, он понял, где можно взять ручку. Витя подбежал к Коле и в приказном тоне потребовал дать ему ручку, при этом обращаясь к Коле даже не по имени, а просто фразой: «Эй». Коля, будучи человеком воспитанным, отказал Вите в этой просьбе, так как у него не было запасной ручки. Но Витя не унимался и все более громче требовал ручку. Коля не выдержал такого вероломства и тоже в ответ прикрикнул на Витю. В этот момент в класс вошла учительница, застав самый разгар конфликта. С её помощью конфликт тут же был исчерпан, а вот осадок на душе у Коли остался. Обсуждение ситуации. Учитель задает вопросы. Назовите, пожалуйста, ошибки, которые допустили ребята. Почему такая невинная просьба одолжить ручку привела их к ссоре и обиде друг на друга? | Обучающиеся координируют свою деятельность, дают ответы на поставленные вопросы Примерные ответы: Общение- обмен информацией Общение – эмоциональное взаимодействие разных людей Общение – форма межличностного взаимодействия. Нет, иногда случаются конфликты Общению нужно учится, чтобы получать те результаты, которые тебе нужны Нет, общение это процесс самопроизвольный и саморегулирующийся Дети выполняют задания учителя. Дети записывают объединяющие их признаки: граждане России, жители одного города, ученики одной школы, одного класса, всем по 11 лет, у всех есть домашние животные, все играют в футбол, болеют за «Динамо», все любят Глюкозу и т.п. Решение о том, что писать, дети принимают совместно в процессе обсуждения. Примерный ответ: – Я вспомнил, что я тоже приклеивал жвачку куда попало, не думая о других людях. Я вспомнил, что я тоже бросал мусор, не думая о других людях. Я вспомнил, что я тоже жадничал и не хотел делиться с другими. Я вспомнил, что я тоже ставил подножки ребятам и смеялся, когда они падали. – На этой планете к человеку бумерангом возвращаются все его плохие поступки. – Все, что сделал человек плохого, потом возвращается к нему от других людей. – Этот ученик нарушил главное правило общения: нужно всегда поступать с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Дети посовещавшись могут предположить: Грубое обращение Отсутствие вежливых слов | Координация совместной деятельности, формирование ценностей дружбы, чувства сплоченности, формирование целостного мировоззрения о дружбе как неотъемлемой части жизни человека. | Коммуникативные - планирование сотрудничества, -умение работать в коллективе; -сотрудничать. Познавательные: - анализ и синтез информации; построение логической цепи рассуждений, формулирование и разрешение дискуссионного вопроса; структурирование знаний. Регулятивные: - планировать и контролировать ход выполнения задания, принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, умение решать внеучебные задачи |
4. Рефлексия деятельности; подведение итогов | Словесный метод. Беседа с элементами анализа. | Понравилось ли вам, ребята, наше занятие? Что вам запомнилось? | – Мне очень понравилось находить хорошее в людях – Мне понравилось находить общее у нас, таких разных – Мне запомнилось, как мы вспоминали свои плохие поступки, разгадывая стертые фразы. – Мне кажется, я буду смотреть на людей другими глазами. – Мне кажется, мы стали немножко добрее друг к другу. | формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной | Коммуникативные: умение четко формулировать и выражать свои мысли. Регулятивные: оценка проведенного мероприятия. |
Презентация
|
|
|
|
|
|
| |