Конспект тематического занятия «Особые дети»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 169» г. Чебоксары»
Конспект тематического занятия
«Особые дети»
Выполнила: учитель-логопед
Кириллова М. В.
г. Чебоксары
Тематическое занятие «Особые дети»
Цель: формирование толерантности у детей дошкольного возраста по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. Развитие толерантного самосознания у детей.
2. Учить детей принимать людей с ограниченными возможностями.
3. Развитие у дошкольников стремления оказывать поддержку и помощь людям с ограниченными возможностями здоровья.
4. Развитие творческих способностей детей.
5. Формирование чувства принадлежности к группе сверстников.
Оборудование: диски с музыкой, музыкальный проигрыватель, ноутбук, проектор, магнитные доски (2 шт.), спортивное оборудование для лабиринта, карточки с картинками, прихватки (2 пары), шарфы (2 шт.), маркер (2 шт.), листы бумаги А3.
Ход занятия:
1 часть: Организационный момент
Дети входят в зал и рассаживаются по местам.
Ведущий 1:Добрый день, дорогие наши детки.
Ведущий 2:Сегодня мы с вами собрались здесь, потому что в России 3 декабря отмечается «День инвалидов».
Ведущий 1: Дети, а вы знаете кто такие инвалиды?
(Дети: люди, у которых чего – то не хватает, н-р., ноги или руки и т.п.)
Ведущий 2: Да, все что вы сказали, это правильно. Знаете ли вы, что слепые и глухие люди – это то же инвалиды
Ведущий 1: Есть ещё особые люди, у которых всё на месте, но в то же время они отличаются от нас.
Ведущий 2: О таких особых детях мы и хотим вам показать презентацию.
2 часть: Презентация
слайд: Начало – «Особые дети» (руки, протянутые друг к другу).
слайд: «Слепая девочка».
У людей с нарушениями зрения, особенно у слепых, видение мира совсем другое. Они видят мир не через глаза, а через ощущения:
- руками они ощупывают и опознают предметы вокруг;
- носом они очень остро чувствуют запахи;
- а еще у них хорошо развит слух, они могут услышать то, что мы обычно не замечаем.
3. слайд: «Василий блаженный».
Среди нас живут так же и люди, имеющие умственную отсталость. Сейчас к ним многие относятся с опаской или даже могут их обидеть. А ведь ещё не так давно, когда жили наши прадеды, таких людей, считали «блаженными», т.е. помеченными богом.
Об одном таком человеке мы сейчас посмотрим отрывок.
4. слайд: «Горбун».
Так же бывает, что дети рождаются, имея все части тела, но они могут быть у них искривленными, короткими или наоборот слишком длинными.
5. слайд: «Серая шейка», «Цветик - семицветик».
В жизни бывают разные ситуации, с каждым может приключиться беда: каждый может упасть и сломать руку или ногу, обжечься, порезаться.
Наверное, многие из вас уже видели мультик серая шейка, давайте вспомним, что же там произошло.
Очень важно иметь поддержку, помощь со стороны близких и друзей. Она способна творить чудеса.
6. слайд: «Особые дети».
А теперь мы вам покажем отрывок из фильма про деток, которые посещают специальные сады.
3 часть: Игры на формирование толерантного отношения к детям ограниченными возможностями здоровья
Ведущий 1: А теперь давайте возьмемся за руки и подарим самую добрую улыбку нашим соседями.
Упражнение «Дружба начинается с улыбки...»
Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему, молча, самую добрую улыбку.
Ведущий 2: Представьте, что вы попали в страну, где люди не умеют говорить и общаются только с помощью рук.
Игра «Крокодил» («Научи меня говорить»):
Все участники принимают на себя роль людей с трудностями общения, не говорящими — общаемся с помощью жестов, знаков.
Ведущий 1:Что бы ты сделала, если бы у тебя перестали работать ноги?
Ведущий 2: То я бы ходила на руках...
Упражнение «Превращения»:
Вызываются 2 команды и соревнуются, кто быстрее дойдет на руках с одной точки до другой. Дети в парах меняются по очереди.
Ведущий 1: Сейчас мы с вами поиграем в игру, и вы сами сможете почувствовать, как тяжело жить и не видеть ничего вокруг.
«Лабиринт»:
Дети разбиваются на пары, один играет роль ведущего, другой — ведомого. У ведомого завязаны глаза. Ведущий должен провести ведомого, заботясь о нем, по маршруту (построенному из мягкого конструктора, тоннеля, сухого бассейна, горки и пр.). Затем дети меняются ролями.
Ведущий 2: Детям с особенностями развития трудно писать, открывать колпачки, застегивать пуговички. А теперь каждый из вас на себе попробует побыть на их месте.
«Прихватки»:
Дети надевают прихватки на обе руки. Берут маркер (ручку), с которого нужно снять колпачок без помощи написать свое имя на доске листочке.
Ведущий 1: Вы уже успели почувствовать как тяжело без рук, без ног, ничего не видеть, а так же не понимать других людей.
Ведущий 2: Сейчас мы поиграем в игру глухой телефон, чтобы понять, как тяжело глухим детям понять нас.
Игра «Испорченный телефон»
Все участники, кроме одного, выходят за дверь. Оставшимся детям ведущий передает в устной форме сообщение (слово).
4 часть: Танцевальный флешмоб под песню
«В нашем зале есть друзья»
5 часть: Итог занятия
Ведущий 1: На этой весёлой ноте мы завершаем сегодняшнее мероприятие.
Ведущий 2: А чтобы вы не забыли, о чём мы сегодня говорили, мы дадим вам ватманы, для того, чтобы каждый из вас смог поделиться частичкой своей души с другими.
Коллаж «Мир один для всех» (на листе ватмана из «ладошек» составляется изображение, дорисовываются или вклеиваются необходимые детали).