Конспект НОД по образовательной области социально-коммуникативное развитие в старшей группе «Знатоки пожарного дела»

9
3
Материал опубликован 1 February 2019 в группе

Конспект НОД по образовательной области

Социально-коммуникативное развитие в старшей группе

«Знатоки пожарного дела»

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: Систематизация знаний детей о пожарной безопасности.

Задачи:

Образовательные:

    • систематизировать знания детей о правилах пожарной безопасности и правилах поведения при возникновении пожара;
    • совершенствовать умение делать элементарные выводы и умозаключения.

Развивающие:

    • развивать умение правильно вести себя в экстремальной ситуации;
    • развивать внимание, логическое мышление;
    • совершенствовать речь детей, формировать умение детей поддерживать беседу, правильно и полным ответом отвечать на вопросы;
    • расширять словарный запас детей словами, связанными с профессией пожарного.

Воспитательные:

    • воспитывать самостоятельность при анализе различных действий и поступков; дисциплинированность, желание соблюдать всегда и везде правила пожарной безопасности;
    • воспитывать уважение к профессии пожарных.

Оборудование: Стол, демонстрационная доска, огнетушитель для соблюдения правил ПБ.

Демонстрационный материал: Иллюстрации с пожароопасными ситуациями. Набор для опытов: металлический поднос, свечи, контейнеры с песком, снегом, землей, стакан с водой, прозрачная колба, спички.

Раздаточный материал: 

    • карточки с изображением одежды и профессиональных атрибутов учителя, врача, пожарного;
    • набор картинок с правилами безопасного поведения на дороге, в природе, дома, пожарной безопасности.

Предварительная работа:

    • беседа о пожароопасных предметах;
    • чтение произведений: Новочихин Е. Спички, Фетисовой Т. «Куда спешат красные машины и.т.д.;
    • разучивание пословиц и поговорок о пожаре (Приложение 1);
    • дидактические игры по пожарной безопасности: «Огонь нас не тронь», ««Пожарная безопасность дома» Что такое хорошо и что такое плохо?»;
    • участие в плановой эвакуации.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

Мотивация:

Дети вместе с воспитателем стоят перед демонстрационным материалом с разными пожарными ситуациями, беседуют по содержанию иллюстраций.

Раздается стук в дверь, воспитатель выходит и возвращается с куклой известного мульт-героя - Аркадия Паровозова.

Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам в гости пришел герой знаменитого мультфильма – Аркадий Паровозов. Так как в нашем городе участились случаи пожаров, Аркадий Паровозов пришел проверить нашу с вами готовность к чрезвычайным ситуациям.

Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю «Сказку о непослушной спичке».

«Сказка о непослушной спичке» (Приложение 2)

Воспитатель: Понравилась вам сказка?

Дети: Понравилась.

Воспитатель: При помощи спички мы зажигаем огонь. Давайте вспомним, для чего нам нужен огонь, какую пользу он приносит?

Дети: Огонь обеспечивает человека теплом, светом, горячей пищей. Он согревает, заставляет работать механизмы, запускает в небо ракеты, космические корабли

Воспитатель: А всегда ли огонь приносит нам пользу? Может он быть опасным? Что может произойти от неосторожного обращения с огнем?

Дети: От неосторожного обращения с огнем может случиться пожар.

Воспитатель: Правильно. А что служит причиной пожара?

Дети: Пожары происходят от игр со спичками, зажигалками, от оставленных без присмотра включенных электроприборов, непотушенных костров….

Воспитатель: Правильно ребята. Сейчас мы с вами рассмотрим картинки, на которых изображены возможные пожароопасные ситуации.

(Дети рассматривают каждую картинку, объясняют, почему возникла пожароопасная ситуация, и какие действия нужно предпринять в каждом конкретном случае. Воспитатель уточняет, как правильно вызвать пожарных: номер телефона, краткая информация…)

После каждого высказывания воспитатель делает вывод, используя художественное слово:

Правило первое касается каждого, правило первое самое важное! На улице, и в комнате о нем ребята помните: «Спички не тронь в спичках огонь!».

Правило второе легко запомнить можно: «С электроприборами, будьте осторожны, с утюгом и чайником, с плитой и паяльником».

Правило третье: «Не оставляйте горящий газ, за газом нужен глаз да глаз».

Правило четвертое: «Хотим тебя предостеречь, не разжигай без взрослых печь».

Правило пятое: «Приятно в лесу посидеть у костра, когда же домой возвращаться пора, перед уходом не жалей костер, землей забросай и водою залей».

Воспитатель: Если мы с вами будем соблюдать эти нехитрые правила, то беда обойдет нас стороной. А сейчас, я предлагаю вам поиграть.

Игра «Что нужно для пожарного?»

Я предлагаю вам разделиться на две группы и подойти к столу. На столе лежат карточки с изображением спец.одежды для людей разных профессий и необходимые для их работы атрибуты. Первая подгруппа отбирает карточки с изображением спец. одежды пожарного, а вторая подгруппа отбирает карточки с изображением атрибутов, необходимых для работы пожарного. Т.к. мы с вами хотим быть юными помощниками пожарных, задание нужно выполнить в максимально короткий срок.

(Дети отбирают необходимые карточки из общей массы, показывают их и объясняют, что это за атрибут или предмет одежды, и для чего он нужен)

Воспитатель: А теперь ребята сделаем небольшую разминку.

Физкультминутка:

Раз - руки вверх махнули

И при этом все вздохнули

Два, три - нагнулись, пол достали

А четыре - прямо встали, и сначала повторяем.

Воздух сильно мы вдыхаем.

При наклонах выдох дружный,

Но колени гнуть не нужно.

Чтобы руки не устали,

Мы на пояс их поставим.

Прыгаем как мячики

Девочки и мальчики.

Воспитатель:

Много миллионов лет назад люди приручили огонь, научились его добывать. Огонь давал человеку свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, охраняли свое жилище. Но стоило оставить огонь без присмотра, как он становился злым и коварным... Пожары на земле происходят и по сей день. При неосторожном обращении с огнем, люди получают ожоги и отравления угарным газом. Я предлагаю вам провести несколько экспериментов с огнем:

Эксперимент первый:

На столе воспитателя металлический поднос, на котором находятся свечи. Воспитатель поджигает свечу…

Когда я зажгла свечу, что вы увидели?

Дети: Огонек.

Воспитатель: Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно к нему прикоснуться?

Дети: Нет.

Воспитатель: Объясните, почему?

 

Дети: Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, пламя может разгореться и может произойти пожар.

Воспитатель: Да, действительно, огонь очень яркий, красивый и привлекательный, но нельзя забывать, несмотря на свою красоту, огонь очень опасен.

Эксперимент второй

На столе воспитателя контейнеры с песком, землей, снегом…

Воспитатель: Если огонь становится опасным, как человек может его усмирить?

Дети: Его нужно потушить.

Воспитатель: Правильно. Как вы думаете, чего боится огонь?

Дети: Воды, снега, песка, земли.

Воспитатель: Давайте проверим правильность ваших утверждений.

В нашей лаборатории, в контейнерах хранится материал, который используется для тушения огня.

Воспитатель: Проведем эксперимент. На горящую свечу выльем немного воды… Что происходит, и почему?

Дети: Огонь погас, потому что он боится воды.

Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, снегом.

Эксперимент третий:

Воспитатель: Давайте проведем последний опыт.

Воспитатель накрывает горящую свечу колбой.

Что происходит с огнем?

Дети: Он гаснет.

Воспитатель: Почему наш огонек через некоторое время погас?

Я подскажу. Огонь не может существовать без кислорода. Поэтому когда доступ кислорода в колбу прекратился, огонь погас.

Вот такие интересные эксперименты можно проводить в нашей лаборатории, на сегодня работа в лаборатории окончена.

Воспитатель: А теперь давайте ребята поиграем в игру «Разрешается-запрещается»

У каждого ребенка в руках сигнальный «светофор». Одна сторона «светофора» зеленого цвета - «разрешающая», другая сторона красного цвета - «запрещающая». Ведущий называет основные требования пожарной безопасности, дети показывают соответствующие цвета «светофора».

Запрещается:

Бросать горящие спички, окурки.

Небрежно, беспечно обращаться с огнем.

Оставлять открытыми двери печей, каминов.

Включать в одну розетку большое количество потребителей электроэнергии.

Использовать неисправную аппаратуру и электроприборы.

Пользоваться электрошнурами и проводами с нарушенной изоляцией.

Оставлять без присмотра топящиеся печи, камины, непотушенные костры.

Разрешается:

В случае возникновения пожара вызвать пожарную охрану.

Использовать все имеющиеся средства для тушения пожара.

Подавать сигнал тревоги.

Встречать пожарных и сообщать им об очаге пожара.

Знать план эвакуации на случай пожара.

Кричать и звать на помощь взрослых.

Двигаться ползком или пригнувшись, если помещение сильно задымлено.

Прикрыть рот и нос ватно-марлевой повязкой или мокрым полотенцем в случае задымления.

Вывести из горящего помещения людей, детей.

Набросить одеяло на пострадавшего.

Оказать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Рефлексия:

Воспитатель:

Понравилось ли вам занятие?

Ребята, что вам особенно понравилось и запомнилось?

Что нового вы узнали для себя?

Какое задание было наиболее интересным для вас?

Были ли сложности?

С каким заданием вы справились лучше всего?

Аркадий Паровозов пришел к нам не просто так, а принес нам медали за отлично выполненные задания.

Вручение медалей «Знатоки пожарного дела».

Источники


 

Приложение 1

 

● Бояться, как огня.

● В огне и железо плавко.

● Водой пожар тушат, а умом - предотвратят.

● Где огонь, там и дым.

● Дерево с огнем не дружит.

● Дорого при пожаре и ведро воды.

● Дыма без огня не бывает.

● И малая искра сжигает города.

● Искра мала велик пламень родит.

● Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

● Как бы мал огонёк не был, всегда от него дым.

● Лучше костёр маленький, чем пожар большой.

● Маленькая спичка сжигает большой лес.

● Не имей привычки носить в кармане спички.

● Не шути с огнем, обожжешься.

● Огонь – друг и враг человека.

● Огонь не вода — охватит, не выплывешь.

● Огонь не вода — пожитки не всплывают.

● Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.

● Один на пожаре не боец.

● От искры пожар рождается.

● От огня и камень треснет.

● Пламя – это благо и жизнь, если не забыть потушить его вовремя.

● Пожарному делу учиться – вперед пригодится.

● При огне как при солнце светло, при огне и зимою тепло.

● С огнем воюют, а без огня горюют.

● Слёзы пожара не тушат.

● Спичка – невеличка, а огонь великан.

● Спички не игрушка, огонь не забава.

● Спички не тронь – в них огонь.

● Упустишь огонь – не потушишь.

● Утром, вечером и днем осторожен будь с огнем.

● Человек без огня не живет ни единого дня.


 

Приложение 2

 

Сказка о непослушной спичке

В одном небольшом городе жила-была спичка. Она была веселой, шаловливой девчонкой. Очень уж она любила танцевать, да так танцевала, что забывала обо всем на свете. Воспламенялась и тут же загоралась. Танцуя, она задевала шторы, предметы в доме, на кухне, выходя на улицу – за деревья, дома, кусты, траву и все что ей попадалось на пути. Все это сгорало. Люди стали ее бояться. Ей это ужасно не нравилось, потому, что только люди могли ей дать жизнь. Ведь это они ее делали. И вот однажды она пришла к мастеру, который делал спички, и попросила его о помощи. Ведь она хотела приносить пользу людям, а приносила только вред. Мастер хорошо подумал и решил спичке помочь. Придумал ей дом, где можно спрятаться и отдохнуть - это спичечный коробок. Положил ее в коробок не одну, а с сестренками. С тех пор непослушная спичка живет в спичечном коробке.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Инна Вячеславовна!!!

2 February 2019

Вы на верном пути, детям напоминать нужно об опасностях!

10 February 2019

Похожие публикации