Рабочая программа воспитателей старшей группы «Социально-коммуникативное развитие»

13
7
Материал опубликован 29 July 2019 в группе

Рабочая программа воспитателей старшей группы

компенсирующей направленности для детей с нарушением речи

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Актуальность

Сегодня проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами и является одной из наиболее актуальных проблем современных научно-практических дискуссий. Социально-коммуникативное развитие дошкольника необходимо рассматривать как результат влияния многих факторов, как внутренних, так и внешних. К внешним факторам можно отнести систему норм, правил и требований общества и ближайшего окружения ребенка. А внутренним фактором выступает процесс, идущий в соответствии с внутренними предпосылками: возрастными и функциональными возможностями ребенка, благодаря которым осуществляется отбор, принятие и присвоение ценностного содержания.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка, в котором возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения и ребенок сам начинает определять свою собственную деятельность. Возникновение произвольного поведения является предпосылкой социальной ориентации ребенка дошкольного возраста. Поведение ребенка становится опосредованным нормами и правилами поведения, впервые создается предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом. Осознание своего поведения и начало личного самопознания – одна из характеристик социальной ориентации ребенка дошкольного возраста. Ребенок понимает, что он умеет, а что нет, он знает свое место в системе отношений с другими людьми, осознает не только действия, но и внутренние переживания, он открывает свою внутреннюю жизнь, которая и составляет суть личного самопознания.

Основы социально - коммуникативного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей.

Согласно ФГОС дошкольного образования от 17 октября 2013 г. направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Принципы отбора содержания рабочей программы (по Л.В.Коломийченко):

·                 принцип научности, предполагающий отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов; возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщенных представлений; стимулирование познавательного интереса детей к сфере социальных отношений; формирование основ научного мировоззрения;

·                 принцип доступности, обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых, национальных, этнических особенностей личностного развития детей дошкольного возраста;

·                 принцип прогностичности, ориентирующий на осознанное восприятие детьми предлагаемого содержания, на возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих поступков, отношений в сфере социального взаимодействия, на проявление потребностей и мотивов социально значимого и одобряемого поведения;

·                 принцип последовательности и концентричности, обеспечивающий постепенное обогащение содержания различных сфер социальной культуры по темам, блокам и разделам, возвращение к ранее пройденным темам на более высоком уровне формирования знаний (от элементарных представлений по отдельным признакам — к обобщенным представлениям по системе существенных признаков), познание объектов социального мира в процессе их исторического развития;

·                 принцип системности, предполагающий формирование у дошкольников обобщенного представления о социальном мире как системе систем, в котором все объекты, процессы, явления, поступки, переживания людей находятся во взаимосвязи и взаимозависимости; становление основ диалектического понимания социальной действительности;

·                 принцип интегративности, предусматривающий возможность использования содержания социальной культуры в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом, экономическом и т.д.) и его реализацию в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учебной);

·                 принцип культуросообразности и регионализма, обеспечивающий становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании историко-географических, этнических особенностей социальной действительности своего региона;

·                 принцип «диалога культур», ориентирующий на понимание детьми временной и исторической последовательности развития материальных и духовных ценностей, взаимопроникновения и дополняемости культур разных народов.

Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» составляют:

·                 Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения

·                 Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

·                 Приказ МОиН РФ  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155

·                 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

·                 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" 

Характеристика возрастных особенностей воспитанников 

Период от рождения до поступления в школу является этапом первоначального формирования личностных качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой "заделы" на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Воспитание и обучение необходимо адресуются ко всему спектру психических качеств ребенка, но адресуются по-разному. Основное значение имеют поддержка и всемерное развитие качеств, специфических для возраста, так как создаваемые им уникальные условия больше не повторятся и то, что будет "недобрано" здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно.

На любой возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты характера, но и свои собственные, индивидуальные особенности психики и поведения. Быть социализированным - это значит не только быть "таким, как все", владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами и способностями.

Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.

В первые семь лет ребенок проходит через три основных периода своего развития, каждый из которых характеризуется определенным шагом навстречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям в познании мира.

Эти периоды жизни отграничены друг от друга; каждый предшествующий создает условия для возникновения последующего, и они не могут быть искусственно "переставлены" во времени.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры н строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой родуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение юбщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я. 

Целевые ориентиры образовательного процесса 

К целевым ориентирам в соответствии с ФГОС дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.» 

Промежуточные планируемые результаты

Качества и показатели:

Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»

 5 –6 лет:

Развитие игровой деятельности:

-             договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры;

-             умеет разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей;

-             в дидактических играх оценивает свои возможности и без обиды воспринимает проигрыш.

Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам:

-             объясняет правила игры сверстникам;

-             после просмотра спектакля может оценить игру актера (актеров), используемые средства художественной выразительности и элементы художественного оформления постановки;

-             использует «вежливые» слова;

-             имеет навык оценивания своих поступков;

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств:

-             имеет представление о работе своих родителей;

-             знает название своей Родины.

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям:

-  соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду.

Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства:

– понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;

– различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение;

-соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения;

– различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».

Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения:

- знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).

Развитие трудовой деятельности:

-             соблюдает последовательность в одевании и раздевании, складывает и убирает одежду, приводит ее в порядок, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью;

-             самостоятельно чистит зубы, умывается по мере необходимости;

-             самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол, выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

-             доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;

-             может оценить результат своей работы;

-             испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

– владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов;

– имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;

– бережно относится к тому, что сделано руками человека.

 

Задачи рабочей программы 

Общие:

1.                  Способствовать усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2.                  Способствовать развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

3.                  Создавать условия для развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.

4.                  Формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.

5.                  Способствовать формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. 

Конкретизация задач (возраст 5-6 лет): 

Развитие игровой деятельности

-             закреплять умение договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры;

-             развивать умение  разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей;

-             формировать способность оценивать свои возможности в дидактических играх и без обиды воспринимать проигрыш.

Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам:

-             формировать умение объяснять правила игры сверстникам;

-             способствовать, после просмотра спектакля, проводить оценку игры актера (актеров), используемых средств художественной выразительности и элементов художественного оформления постановки;

-             поощрять использование «вежливых» слов;

-             формировать умение оценивать свои поступки.

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

-             формировать представления о профессии своих родителей;

-             расширять представления о родном городе, крае;

-             закреплять знание названия своей Родины, ее символики.

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям

-              формировать умение соблюдать элементарные правила организованного поведения в детском саду.

Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства

-              расширять знания о значении сигналов светофора; способствовать узнаванию и называнию дорожных знаков «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;

-              закреплять способность различать и называть специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), формировать умение объяснять их назначение;

-              формировать способность соблюдать элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения;

-              совершенствовать умение различать проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».

Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения

-              совершенствовать умение соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).

Развитие трудовой деятельности

-             совершенствовать умение соблюдать последовательность в одевании и раздевании, складывать и убирать одежду, приводить ее в порядок, сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью;

-             совершенствовать умение выполнять обязанности дежурного по столовой, правильно сервировать стол, выполнять поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

-             совершенствовать умение доводить начатое дело до конца, поддерживать порядок в группе и на участке детского сада;

-             формировать способность оценить результат своей работы;

-             воспитывать интерес к выполнению полезной для других деятельности.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека

– формировать знания о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов;

– развивать представление о значимости труда взрослых, воспитывать чувство благодарности к людям за их труд;

– воспитывать бережное отношение к тому, что сделано руками человека. 

Формы и приемы организации образовательного процесса по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Совместная образовательная деятельность педагогов и детей

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность в семье

Непрерывная образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Занятия

Экскурсии

Наблюдения

Чтение художественной литературы

Беседы

Просмотр видеофильмов

Дидактические игры

Проблемные ситуации

Поисково-творческие задания

Объяснение

Упражнения

Рассматривание иллюстраций

Тренинги

Викторины

КВН

Моделирование

 

Индивидуальная работа

Обучение

Объяснение

Напоминание

Личный пример

Похвала

Наблюдение

Упражнения

Игры – подвижные, дидактические, творческие

Рассматривание иллюстраций

Трудовая деятельность

Театрализованные постановки

Праздники и развлечения

Игры со сверстниками – сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, подвижные, хороводные

Самообслуживание Дежурство

Совместное со сверстниками рассматривание иллюстраций

Совместная со сверстниками продуктивная деятельность

Экспериментирование

Наблюдение

 

Экскурсии, путешествия

Наблюдения

Чтение

Личный пример

Беседа

Объяснение

 

Создание ситуаций, вызывающих желание трудиться и побуждающих детей к:

– проявлению трудовых навыков,

– оказанию помощи сверстнику и взрослому,

– проявлению заботливого отношения к природе.

Трудовые поручения.

Самостоятельное планирование трудовой деятельности.

-

-

Показ

Объяснение

Обучение

Наблюдение

Напоминание

 

Самообслуживание Обучение

Напоминание

Беседы

Разыгрывание игровых ситуаций

Упражнение

Объяснение

Наблюдение

Поручения

Совместный труд

Чтение и рассматривание иллюстраций о труде взрослых

Тематические праздники и развлечения

Просмотр видео– диафильмов

Продуктивная деятельность

Экскурсии

Игры – сюжетно-ролевые, дидактические

Совместный труд детей

Дежурство

Рассматривание иллюстраций

Продуктивная деятельность

 

Беседы

Личный пример

Показ

Напоминание

Объяснение

Совместный труд детей и взрослых

Рассказ

Просмотр видеофильмов, диафильмов

 

         

 

Программно-методический комплекс образовательного процесса

1.Примерная адаптированная основная образовательная программа для до школьников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П.Гаврилушкина, Г.Г.Голубева и др.; Под. ред.проф. Л. В. Лопатиной. — СПб.,— 386 с

Развитие игровой деятельности

1.Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М.: Сфера, 2008.

2.«Организация сюжетной игры в детском саду» Н.Михайленко, Н.Короткова, 2009 г.

3.«Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников», Л.Ф.Тихомирова, 1999 г. 

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным)

1.      Вежливые сказки (Этикет для малышей).  Шорыгина Т.А. - М.: Книголюб, 2005.

2.      Козлова С.А. Я – человек/С.А.Козлова. М.: Школьная Пресса, 2004.

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

1.Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа./Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова – М.: Скрипторий 2003, 2009. 

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)

1. Один на улице, или Безопасная прогулка Сост. И. Саво. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.

2. Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007.

3. Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для среднего и старшего возраста. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. – М.: Просвещение, 2005.

4. Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности детей 5–8 лет. – М.: Сфера, 2005.

Формирование положительного отношения к труду

1. Буре. Р.С. Дошкольник и труд: Учебно-методическое пособие.– СПб.: Детство-Пресс, 2004.

2.. Ознакомление дошкольников с секретами кухни. Сценарии игр-занятий. / Под ред.О.В.Дыбиной. М: ТЦ Сфера, 2003.

3. Комарова Т.С. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 2–7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2009.

4. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. Педагогические технологии. СПб.: Детство-Пресс, 2003.

5. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду: Программа и методические рекомендации: для работы с детьми 2–7 лет. М.: Совершенство,2010.

6. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребёнка– дошкольника. Пособие для педагогов. М.: Владос, 2003. 

Методики, технологии, средства воспитания, обучения и развития детей

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной куль туры», авторы О. Л. Князева, М. Д. Маханева

Данная программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанном на их приобщении к русской народной культуре. Основная цель - способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственны ми ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды.

Параллельно в программе решаются вопросы расширения базовой культуры личности воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Теоретическую основу программы составляет известное положение (Д. Лихачев, И. Ильин) о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям.

Программа рассчитана на работу с детьми трех - семи лет, включает перспективное и календарное планирование. Предлагает новые организационно-методические формы работы; содержит информационные материалы из различных литературных, исторических, этнографических, искусствоведческих и других источников. 

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста», авторы Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева

Цель: воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в раз­личных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи — воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных нео­жиданных ситуациях.

В содержание включено шесть разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоцио­нальное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города».

При реализации этой программы каждое дошкольное учреждение организует обучение с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий городской и сельской местности.

Программа имеет учебно-методический комплект: учебное посо­бие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дош­кольного возраста и четыре красочно иллюстрированных раздаточных альбома для детей.

Методистами лаборатории педагогики и методики дошкольного об­разования МИПКРО в помощь воспитателям разработано пособие «Твоя безопасность» (М.: Просвещение, 2000), включающее конспекты, игры, развлечения, забавы.  

Организация и содержание

развивающей предметно-пространственной среды

Образовательный процесс, организованный в соответствии с рабочей программой «Социально-коммуникативное развитие», начинается с создания развивающей предметно-пространственной среды в группе дошкольной образовательной организации.

 Материалы для сюжетной игры Игрушки-предметы оперирования в возрастном диапазоне 5-7 лет изменяются в двух направлениях. С одной стороны, это усиление реалистичности облика игрушки с одновременным уменьшением ее размеров и степени готовности к использованию. Это готовые реалистические игрушки-модели (например, автомобильчики разных марок), вплоть до действующих моделей (например, механические подъемный кран, лебедка, заводные и управляемые электрифицированные железная дорога, автомобили, луноходы и пр.), а также сборные модели (самолеты, яхты и пр., действующие сборные модели типа "лего", сборные мелкие игрушки из "киндер-сюрпризов") и игрушки-трансформеры (игрушки-модели, сборно-разборные игрушки являются одновременно и хорошим материалом для познавательно-исследовательской деятельности). С другой стороны, весьма привлекательными для детей в этом возрасте становятся игрушки, реалистические по облику и соразмерные настоящей вещи, позволяющие ребенку осуществлять действие, приближающееся к реальному, не просто его изображающее, а имеющее определенный практический результат. Например, набор дротиков позволяет "охотнику" в рамках сюжетной игры реально упражняться в ловкости; игрушечная швейная машина, которая действительно шьет, позволяет "портнихе" в самом деле одевать обитателей кукольного дома и т.п. Такого рода реалистично действующие игрушки-предметы оперирования позволяют перекидывать мост от сюжетной игры к результативному практическому действию. Игрушки-маркеры условного пространства также претерпевают изменения в двух направлениях. Первое направление — изменение в сторону большей реалистичности и, одновременно, уменьшения размеров. Очень большое значение приобретают макеты — предметы, представляющие в уменьшенном виде реальные сооружения и территории. Макеты как мелкие маркеры условного пространства становятся опорой в построении детьми достаточно сложных игровых "миров" в режиссерской игре (совместной и индивидуальной). Целесообразно предоставить детям несколько универсальных (многотемных) макетов, позволяющих реализовать широкий спектр игровых интересов: кукольный дом, замок (крепость), ландшафтные макеты (моделирующие городской и природный ландшафт). Также необходимы для построения игровых "миров" мелкие маркеры разной степени готовности (различного рода строения — гаражи, бензозаправочные станции, фермы, соразмерные мелким фигуркам-персонажам, строительные наборы специального назначения для возведения сборных замка, крепости, домиков и пр.). Второе направление — изменение крупных прототипических маркеров в сторону все большей условности. Они теряют определенную тематически-смысловую нагрузку и приближаются к крупным полифункциональным предметам, как бы смыкаются с ними. Например, складная многочастная рама (ширма), которая по прихоти детей может обозначить контур корабля или самолета, или автомобиля (как и набор крупных набивных модулей, из которых может быть сооружено все, что угодно). В пределе, мы имеем дело в этом направлении уже не с игрушками как таковыми (т.е. предметами, специально предназначенными для игры), а с любым крупным подсобным материалом (диванные подушки, перевернутые стулья, стол со спущенной скатертью, который становится "пещерой", и пр.). Крупные условные маркеры особенно ценны для поддержки совместной сюжетной игры старших дошкольников. Игрушки- персонажи в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) выступают в двух видах: с одной стороны, они меняются в направлении еще большей реалистичности, стремясь к ее крайнему полюсу, с другой стороны, большое значение приобретают крайне условные игрушки. И те, и другие уменьшаются в размерах, т.е. по этому параметру они приближаются к полюсу максимальной условности. Необходимость реалистичной игрушки-персонажа обусловлена предпочтениями детей, которые стремятся организовать свой игровой "мир" как настоящий. Большую ценность для ребенка приобретает не отдельная игрушка-персонаж, а персонаж в наборе с предметами оперирования и маркерами пространства ("наполненный" макет) или наборы из нескольких персонажей, относящихся к общему смысловому контексту. Такого рода наборы позволяют ребенку не просто осуществлять условные игровые действия или их цепочки, реализовывать ту или иную роль, но строить свой игровой мир и управлять им, т.е. выступать в качестве творца (в режиссерской игре). Стремление к реалистичности проявляется у девочек в желании иметь небольшого размера куклу (кукол) с "прикладом" —разнообразной одеждой, подходящим по размерам реалистическим антуражем (этот спрос уловлен современной зарубежной промышленностью, но доведен до недетского гротеска в виде куклы Барби и ее мира). Те же предпочтения проявляются и у мальчиков в традиционном увлечении наборами солдатиков, ковбоев, рыцарей, туземных воинов, роботов и пр., выполненными в реалистической манере (с правдоподобными деталями этнографического, исторического или футурологического характера).Отвечают детским потребностям и наборы реалистических животных (мелких по размеру): домашние и дикие животные, доисторические животные — динозавры и пр., позволяющие ребенку "творить" более разнообразные миры в игре, проникая в реальность и расширяя ее исторические и географические рамки для себя. Как уже указывалось, в старшем дошкольном возрасте, несмотря на стремление самих детей к реалистичности в игрушке, разнообразие игровых тем и активность воображения стимулируются в большей степени условными игрушками. Это относится и к игрушкам-персонажам. В этом возрасте для игры полезны мелкие игрушки-персонажи крайней степени условности, так сказать, суперусловные, которые могут обслужить любую задуманную ребенком тему игры. Это человеческие фигурки размером 5-6 см., с условным телом (конусом или цилиндром) и головой с намеченными в общем виде чертами лица. Ребенок может приписать им любые роли (ведь предусмотреть все многообразие интересующих детей ролей и предоставить для этого реалистические игрушки не представляется возможным). Такого рода игрушки служат опорой для игры как мальчиков, так и девочек. Данные в наборе, они часто используются ребенком для разыгрывания разного рода семейных коллизий (моделирования семейных конфликтов и изживания их, построения идеальных на его вкус отношений и пр.). Для реализации семейной тематики достаточно, например, набора из четырех условных человечков, намекающих на возможных членов семьи. Ребенок, приписав таким фигуркам привлекающие его роли, может подбирать остальной антураж для игры из уже имеющихся мелких игрушек или мелких полифункциональных предметов (палочек, катушек, коробочек и пр.). Сюжетообразующие наборы материала и его размещениеВ связи с тем, что игровые замыслы детей 5-7 лет весьма разнообразны, весь игровой материал должен быть размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их "под замыслы". Стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу — крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место. В обслуживании игровых замыслов универсальные маркеры игрового пространства и полифункциональный материал приобретают наибольшее значение. Крупные и средние игрушки-персонажи как воображаемые партнеры ребенка уходят на второй план, поскольку все большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнерами-сверстниками. Функция сюжетообразования принадлежит разнообразным мелким фигуркам-персонажам в сочетании с мелкими маркерами пространства — макетами. В известном смысле мелкие фигурки-персонажи начинают выполнять функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры. Сюжетообразующие наборы меняют свой масштаб — это игровые макеты с "насельниками" (тематическими наборами фигурок-персонажей) и сомасштабными им предметами оперирования ("прикладом").Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они должны быть переносными (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей целесообразно размещать в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро "населен", по желанию играющих)."Полные" сюжетообразующие наборы — макеты типа "лего" (замок, кукольный дом с персонажами и детальным мелким антуражем) могут быть предоставлены детям, но надо иметь в виду, что они в меньшей мере способствуют развертыванию творческой игры, нежели универсальные макеты, которые "населяются" и достраиваются по собственным замыслам детей.Материалы для игры с правиламиВ возрасте 5-7 лет в арсенал детской деятельности, кроме игр с правилами на физическую компетенцию (на ловкость), на "удачу", начинают входить и игры на умственную компетенцию. Часть из них (так называемые словесные игры) не нуждаются в предметной поддержке, часть — игры комбинаторного характера (стратегические) — требуют специального игрового материала. Это наборы для игры в домино, в шашки, в шахматы. Материал для игр на "удачу" усложняется: это разнообразные тематические "лото" (с 8-12 частями), цифровое лото, "гусек" с большим полем (до 50 ходов) и игральным кубиком до 6 очков (примерное тематическое содержание игровых наборов см. в разделе "Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности").Усложняются и материалы для игры с правилами на ловкость. Это летающие колпачки, мишень с дротиками и т.п. материалы, требующие более развитой ручной моторики и глазомера. Частично эти материалы совпадают с материалами для двигательной активности (см. соответствующий раздел).

 

Наполнение развивающей среды в группе

по социально-нравственному воспитанию детей

 «Уголок – мы играем». В группе созданы условия для сюжетно-ролевых игр. Имеются игровые уголки и для мальчиков и для девочек, где дети самовыражаются. Девочки становятся “мамами”, ухаживают за своими куклами-дочками, готовят им обед, купают их, гуляют с ними, укладывают спать, поют колыбельную песню. А мальчики становятся водителями, налаживают в мастерской технику, сооружают гаражи, строят корабли и т.д. Бросовый материал приходит на помощь по ходу игры ввиду недостающего атрибута.

Ширмы, выкатные этажерки, контейнеры, помогают и дают возможность детям легко, по их усмотрению и замыслу трансформировать, создавать пространственную организацию среды, обозначать свою игровую территорию.

Для разыгрывания сюжетов режиссёрской игры дети используют невысокую большую картонную коробку (это сцена для развёртывания сюжета), набор игрушек из "Киндер-сюрприза", бросовый материал, схемы-образцы, фотографии декораций и кукол.

«Уголок настольных игр». Здесь для игр с правилами отведено значительное место в среде группы. Именно игры с правилами способствуют развитию произвольности психических процессов и поведения старших дошкольников. Игр с правилами для дошкольников множество. Главный принцип отбора: игры должны быть интересными для детей, должны носить соревновательный характер, вызывать желание играть даже без участия взрослого

В группе создан уголок уединения. Он оборудован детским диванчиком, подушечками и ширмой, создавая закрытое пространство. Здесь же полочка с любимыми детскими книжками. Ребёнок имеет возможность отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать, полистать любимую книжку. Импульсивные, расторможенные дети чувствует себя в этой зоне более уютно и спокойно, они учатся быть спокойными не за счет контроля, а за счет его отсутствия.

·                     В группе создан уголок краеведения, который помогает ближе познакомиться с историей и бытом народов Урала. Здесь размещены символика России и Челябинской области, портрет президента страны, карта Российской Федерации и Южного Урала, глобус, макеты татарского дома, башкирской юрты, фотоальбомы одежды, предметов старинной утвари, собраны различные атласы Южного Урала, книги, картотеки игр народов Урала, широкий выбор художественной литературы, фольклорный материал, а также познавательный материал по истории и культуре нашего края. У детей расширяются   представлений об Урале, его природе, климатических условиях, природных богатствах, многочисленности народов и народностей, проживающих на территории Урала, их традициях и т.п., что помогает воспитать основы любви к родному краю, формированию умения видеть и чувствовать его красоту, бережно относится к объектам природы и предметам рукотворного мира. Некоторые вещи – тюбетейки, татарские тапки, четки и другие были подарены родителями, их друзьями, знакомыми.

 Игровые материалы для детей 5-7 летМатериалы для сюжетной игры

Тип материала

Наименование

Количество на группу

Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты

Куклы (средние)

5 разные

Мягкие животные ( средние и мелкие)

8-10 разные

Набор персонажей для плоскостного театра

3 разные

Наборы мелких фигурок (5-7 см.):

домашние животные

1

дикие животные

1

сказочные персонажи

1

солдатики (рыцари, богатыри)

2-3 разные

Фуражка/бескозырка

1

Каска/шлем

1

Корона, кокошник

1

Наборы масок (сказочные, фантастические персонажи)

3

Игрушки-предметы оперирования

Набор чайной посуды (средний)

2

Набор кухонной посуды (средний)

2

Набор чайной посуды (мелкий)

2

"Приклад" к куклам среднего размера

1

"Приклад" к мелким куклам

1

Набор медицинских принадлежностей

2

Весы

1

Коляска для средних кукол, складная

1

Телефон

2

Часы

2

Бинокль/подзорная труба

2

Грузовик средних размеров

2

Автомобили разного назначения (средних размеров)

5

Корабль, лодка (средних размеров)

1

Самолет, вертолет (средних размеров)

2

Автомобили мелкие (легковые, гоночные, грузовички и др.)

10 разные

Набор: военная техника

2

Набор: самолеты (мелкие)

1

Набор: корабли (мелкие)

1

Набор: железная дорога (мелкая, сборно-разборная,)

1

Маркеры игрового пространства

Универсальная складная ширма/рама

1

Кукольный дом (макет, сборно-разборный, для мелких персонажей)

1

Макет: замок/крепость

1

Тематические строительные наборы (для мелких персонажей):

город

1

крестьянское подворье (ферма)

1

зоопарк

1

крепость

1

домик (мелкий, сборно-разборный)

1

Набор дорожных знаков для мелкого транспорта

1

Набор мебели для мелких персонажей

21

Объемные или силуэтные деревья на подставках, мелкие (для ландшафтных макетов)

7 разные

Крупный строительный набор

1

Ящик с мелкими предметами-заместителями

1

Крупные куски ткани (полотняной, разного цвета, 1х1 м.)

3

Материалы для игры с правилами

Тип материала

Наименование

Количество на группу

 

Настольный футбол

1

Детский биллиард

1

Кольцеброс настольный

1

Мишень с дротиками (набор)

2

Мячи, разные

5-7

Лото (картиночное, поле до 8-12 частей)

8-10 разные

Для игр на умственную компетенцию

Домино (с картинками)

2

Домино точечное

1

Шашки

2

 Мониторинг освоения образовательной области

«Социально коммуникативное развитие»

Данный мониторинг используется исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

К целевым ориентирам в соответствии с ФГОС дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:

В соответствии с п.3.2.3. Стандарта при реализации программы педагогом может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Карта освоения программного содержания рабочей программы образовательной области предусматривает планирование образовательных задач по итогам педагогической диагностики, обеспечивающих построение индивидуальной образовательной траектории дальнейшего развития каждого ребёнка и профессиональной коррекции выявленных особенностей развития.

 Индивидуальная карта освоения программы образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» «Социально-коммуникативное развитие»

№ п/п

Программное содержание

5-6 лет

 

договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры

 

 

умеет разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей

 

 

в дидактических играх оценивает свои возможности и без обиды воспринимает проигрыш

 

 

способен импровизировать в игре, свободно чувствует себя в роли

 

 

доводит начатое дело до конца

 

 

проявляет желание заботиться о младших, стремится защищать тех кто слабее

 

 

испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности

 

 

имеет представления о профессии своих родителей

 

 

имеет представления о родном городе, крае

 

 

знает названия своей Родины, ее символики

 

 

соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду

 

 

знает о значении сигналов светофора; узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи» и др.

 

 

Может различать и называть специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение

 

 

способен соблюдать элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения

 

 

различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»

 

 

соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе)

 

 

соблюдает последовательность в одевании и раздевании, складывает и убирает одежду, приводит ее в порядок, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью

 

 

выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол, выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы

 

 

доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада

 

 

способен оценить результат своей работы

 

 

испытывает интерес к выполнению полезной для других деятельности

 

 

знает о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов

 

 

имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд

 

 

бережно относится к тому, что сделано руками человека

 

Примечание.: отметка «+»или «-»

Методы диагностики: наблюдения, беседы с ребёнком

 

Данные индивидуальной карты являются основанием для планирования индивидуальной работы с конкретным ребёнком

 Формы и направления взаимодействия с семьями воспитанников

В соответствии с ФГОС дошкольного образования социальная среда дошкольного образовательного учреждения должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

 Формы работы с родителями по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

№ п/п

Организационная форма

Цель

Темы:

1.

Родительские собрания

Обмен мнениями о развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения. По результатам беседы педагог намечает пути дальнейшего развития ребенка

«Возрастные особенности детей 5-6 лет».

 

2.

Дни открытых дверей

Ознакомление родителей с содержанием, организационными формами и методами социально-коммуникативного развития детей

 

3.

Тематические консультации

Создание условий, способствующих преодолению трудностей во взаимодействии педагогов и родителей по вопросам социально-коммуникативного развития детей в условиях семьи

«Что должен уметь ребенок к 1 классу?», «Азбука дорожного движения», «Гендерное воспитание дошкольников»

4.

Памятки родителям

Расширение педагогического кругозора родителей

Памятка для родителей по правилам дорожного движения.

На пути к школе

5.

Конкурсы

Привлечь родителей к   совместной с детьми деятельности дома, активизация творчества родителей и детей.

Конкурсы:

-«Осенняя фантазия»,

-Мое подворье,

-новогодние поделки «Символ года».

6.

Проектная деятельность

Вовлечение родителей в совместную познавательную деятельность.

Овладение способами коллективной мыслительной деятельности; освоения

алгоритма создания проекта на основе потребностей ребенка; Достижение позитивной открытости по отношению к родителям

 

 

 

Комментарии

Спасибо, Татьяна Викторовна, за актуальный для воспитателей материал!

30 July 2019

Спасибо, Татьяна Викторовна! Программа интересная и станет находкой для коллег!

30 July 2019

Ставлю вам "5" за программу по данному направлению!

30 July 2019

Беру для педагогов, работающих с дошкольниками.

30 July 2019

Спасибо за публикацию!

30 July 2019

Спасибо за содержательный материал! Такие программы писать- великий труд!

31 July 2019

Спасибо за материал.

13 November 2019

Похожие публикации