Конспект учебного занятия по физике в 7 классе «Плотность вещества»

0
0
Материал опубликован 9 January 2017

Пояснительная записка к презентации

Конспект учебного занятия

Образовательное учреждение – МБОУ «СОШ №2»

УчительСафронова Нина Николаевна

Предмет - Физика

Тема – Плотность вещества

Продолжительность занятия - 45 минут

Класс – 7

План урока:

Части - блоки урока (краткое содержание деятельности учителя)

Временная реализация

I. Организационный момент: приветствие, объявление темы урока.

4 минуты

II. Повторение пройденного материала методом фронтального опроса.

5 минут

III. Постановка проблемы. Изучение нового учебного материала.

15минут

IV. Закрепление изученного материала.

15 минут

V.Подведение итогов урока.

5 минута

VI. Домашнее задание.

1 минута


Форма организации учебного занятия: урок

Тип и вид урока: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала, комбинированный, носит исследовательский характер

Цели урока:

Образовательные:

Продолжить формирование знаний о природе, явлениях и законах в единой системе;

Повторить: явление взаимодействия тел; понятие массы тела;

Ввести новое понятие – плотность;

Рассмотреть характеристики плотности (определение, формула, классифицирующий признак, единицы измерения, способы измерения).

Развивающие:

Продолжить:

- формирование умения высказывать умозаключения;

- вырабатывать умение воспроизводить полученные знания по плану; работать с табличным материалом;

- развитие логического мышления, памяти, внимания;

- формировать умение решать качественные задачи.

Воспитательные:

Продолжить:

- воспитывать у учащихся умение слушать ответ товарища;

- формировать у учащихся аккуратность, при работе с записями в тетради, личным примером у доски и работой с физическими приборами.

Планируемые результаты изучения:

-  предметные: дать понятие плотности вещества; вывести формулу для определения плотности; научить учащихся пользоваться таблицей плотностей.

- метапредметные:

1) личностные: демонстрировать желание осваивать новые действия, участвовать в творческом созидательном процессе, осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

2) регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно необходимые действия, операции по плану.

3) познавательные: понимает информацию представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково- символические средства для решения различных учебных задач.

- коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и работает в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. [7]

Оснащение урока: мультимедийный проектор; компьютер; презентация, составленная с помощью программы PowerPoint; тела разного объема, но равной массы; весы; разновесы; тела равного объема, но разной массы; мензурка с водой.

Ход урока:

I.Организационный момент:

Подготовить учащихся к работе на уроке. Взаимное приветствие учителя и учащихся, выявление отсутствующих, проверка подготовленности обучающихся к уроку, концентрация внимания. Напоминание основных правил техники безопасности в кабинете физики.

II. Повторение изученного материала

Фронтальное повторение ранее изученного материала. Обучающиеся, пользуясь конспектами прошлых занятий и собственными знаниями, отвечают на вопросы.

Вопросы: (1-й слайд)

1. Что такое инертность?

а) Как можно определить какое тело более инертно?

б) Взаимодействуют два шарика. Скорость второго в два раза меньше, чем у первого. Что можно сказать о массе второго шара?

в) Какой автомобиль быстрее набирает скорость: легковой или грузовой?

2.Что такое масса тела?

а) Какой буквой обозначают массу?

б) В каких единицах измеряется масса в СИ?

в) Какие еще единицы массы вам известны?

3.Как можно определить массу тела?

а) Каково условие равновесия учебных весов?

б) Какие типы весов вы знаете?

4.Как можно определить объем тела?

а) Как определить объем тела неправильной формы?

б) Что легче килограмм железных гвоздей или килограмм пуха?

III. Постановка учебной проблемы. Изучение нового учебного материала.

(Слайд 1) Проведем опыт. Возьмем два шара одинакового объема, но изготовленных из различных веществ. Например, из стали и из стекла. Сравнивая их массы на рычажных весах, заметим, что их масса различна: масса стального шара почти в три раза больше стеклянного.

(Слайд 2) Затем берем два шара изготовленных из разных веществ и, очевидно, имеющих разный объем. Размещаем шары на рычажных весах и наблюдаем то что чаши весов находятся в равновесии. Обучающиеся делают вывод о том, что массы данных шаров равны.

(Слайд 3) Соответственно существует какая-то физическая величина, которая осуществляет взаимосвязь таких физических величин как масса и объем. И эта физическая величина называется плотность.

Что мы должны узнать о физической величине? Обучающиеся называют план ответа на вопрос о физической величине (необходимо знать определение, обозначение, формулу, единицы измерения, классифицирующий признак, способы измерения). (Слайд 4)

Для выяснения определения и формулы плотности проведем исследование в группах. Три группы взвешивают тела равного объема, но разной массы, четвертая группа измеряет объемы данных трех тел. Результаты записываются на доске в виде экспериментальных задач без перевода в систему СИ. Анализируем полученный результат. Вывод учащихся – чем больше масса тела в одинаковом объеме, тем больше плотность; чем больше объем тела при равной массе, тем меньше плотность.

Формулируем определение плотности и записываем формулу плотности в тетрадь. (Слайд 5, 6)

Далее осуществляем работу с формулой для определения единиц измерения. Обучающиеся говорят в каких единицах измеряется масса и объем и обращаем внимание на то какое математическое действие выполняется. Семиклассники делают вывод о том что плотность измеряется в . Проговариваем то как необходимо переводить в и наоборот. (Слайд 7,8)

Работаем с таблицами плотностей.(Слайд 9-11) Проговариваем то, как необходимо работать с данной таблицей. Для закрепления устраиваем минутную игру, в которой обучающийся загадывает значение плотности, либо название вещества, а остальные обучающиеся соответственно находят название или численное значение плотности.

Выясняем классифицирующий признак величины (скалярная или векторная; постоянная или переменная).

Выясняем способы измерения плотности. Далее каждая группа решает свою экспериментальную задачу и определяет по таблице плотности твердого тела плотность образцов. Результаты записываются на доске и в тетради.

Учащиеся ведут в тетрадях записи так, что у них получается опорный конспект по теме урока.

Возвращаемся к слайду (План изучения физической величины)

Вопрос: Что такое плотность? Учащиеся отвечают по плану – конспекту в тетради.

V. Закрепление нового материала (Слайды 12-15)

(12-й слайд) Вы видите два цилиндра объемом 1м3 каждый. Масса железного цилиндра 7800кг в одном метре кубическом, масса свинцового цилиндра 11300кг в одном метре кубическом. Следовательно... Ученики отвечают, что плотность вещества показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1м3 (или 1 см3).

Вопрос: (13-й слайд) Плотность редкого металла осмия равна 22600кг/м3. Что это означает?

(14-й слайд) Найдите по таблице значения плотности льда, воды и водяного пара.

Вопрос:(15-й слайд) Почему плотность одного и того же вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии различна? Почему лед в воде не тонет?

Вопрос:(16;17-йслайды) Задача №192 (Л)

Вопрос:(18;19-й слайд) Задача №193 (Л)

Вопрос:(20;21-й слайд) Задача №188 (Л)

VI. Подведение итогов.

VII.Домашнее задание (22-й слайд) § 21; упражнение 7 (3;4).

Рефлексия

Вам необходимо оценить свои достижения на этом уроке:

Все ли у вас получилось?

Довольны ли вы своими результатами?

Довелось ли вам в полной мере реализовать свои возможности, применить полученные знания?

Для этого вам необходимо взять одну из карточек, лежащих на вашем столе. Зеленую, синюю или красную, в соответствии с тем насколько удачной была наша деятельность на сегодняшнем занятии, и опустить эту бирку в коробочку стоящую на первой парте.

Используемая литература:

1. А.В. Перышкин, Физика 7класс; ДРОФА, Москва 2007;

2. Методическая газета Физика №5,11,17,21 ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ, 2008;

3. В.И. Лукашик, Сборник задач по физике, ПРОСВЕЩЕНИЕ, Москва, 1995;

4.Л. Гальперштейн, Занимательная физика, РОСМЕН, Москва, 1998;

5. Э.Е. Эвенчик, С.Я. Шамаш «Дидактический материал по физике» – Москва: «Просвещение», 1991;

6. Сайт Интернета «Сеть творческих учителей».

7. Конспект учителя физики МБОУ СОШ № 7 Кузнецовой Марины Викторовны / Интернет ресурс / Режим доступа: https://infourok.ru/konspekt-uroka-v-klasse-po-teme-plotnost-veschestva-602023.html ./data/files/u1483949763.ppt (Плотность вещества)

Предварительный просмотр презентации

1 2

Равная масса, а объём различный. 1 2

Газообразное Плотность вещества Жидкое Твёрдое Das steinerne Herz Das steinerne Herz Das steinerne Herz

Das steinerne Herz Das steinerne Herz Das steinerne Herz Плотность — физическая величина, которая показывает чему равна масса вещества в единице объёма.

1,29 кг 1000 кг 1800 кг 8900 кг Воздух Вода Кирпич Медь

Лёд 1800 кг

Лёд 1800 кг

Единица измерения плотности в СИ 1 г = 0,001 кг;

Жидкое Твёрдое Газообразное Агрегатные состояния воды Pro2 Tillea Strokin

Плотность льда меньше плотности воды. Что произойдёт?

золото 19300 19,3 Медь Алюминий Золото алюминий 2700 2,7

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.