Материалы для урока по физике в 7 классе «Плотность вещества»

3
0
Материал опубликован 12 November 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации


 

 

ЗАГАДКИ ПЛОТНОСТИ

 

 

КЛАСС: 7

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 80 мин(2 урока)

ЦЕЛИ УРОКА:

Рассмотреть более подробно понятие «плотность»

Исследовать экспериментально причины изменения плотности вещества на опытах и при помощи видеороликов

Познакомить учеников с новым веществом – аэрогель, изучить его свойства и области применения.

ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ И ИЗУЧЕНИЮ МАТЕРИАЛА:

Во время урока ученики обсуждают и проделывают опыты в малых группах по 4 человека. Просматривают видеоролики. Заполняют рабочий лист. Все предложенные эксперименты ученики проводят сами.

ОБОРУДОВАНИЕ:

На столе для одной группы имеется необходимое оборудование:

Миф 1

сосуды с небольшим количеством жидкостей для «башни плотностей»(подсолнечное масло, молоко, жидкое мыло, подкрашенная вода, спирт), высокая стеклянная (пластмассовая) колба.

Миф 2

подсолнечное масло, молоко, аспирин, стеклянная (пластмассовая) колба.

Миф 6

вода, кукурузный крахмал, палочка(ложечка) для смешивания, прямоугольная емкость.

Каждому ученику раздается рабочий лист.

Видео «Терминатор», «Горячая и холодная вода», «Гексафторид серы»


 


 


 


 

Этап и цель

Ход урока

Актуализация знаний.

Ученики наблюдают за фрагментом фильма «Терминатор».

Затем ведут обсуждение в группах по 4 человека и высказывают свои предположения об ошибке с точки зрения физики.

Слайд 3

В наш век высоких технологий порой уже ничем нас нельзя нас удивить. Мы наблюдаем фантастические вещи, в которые не могли поверить еще 10 лет назад. Зачастую кинематограф поражает нас нереальными вещами, от которых будоражит воображение, но всегда ли в кино показывают правду, и всегда ли сценаристы и режиссеры придерживаются законов физики?

Слайд 4(ссылка на видео на картинке с Чарли Чаплиным)

Учитель предлагает посмотреть фрагмент из фильма «Терминатор» и найти несоответствие законам физики.

Постановка учебных задач.

Ученики заполняют свой рабочий лист.

Что бы определить ошибку с точки зрения физики в данном фрагменте, учитель предлагает побыть ученикам в роли знаменитых Джейми Хайнемана и Адама Сэвиджа, ведущих телепередачи «Разрушители мифов», и провести несколько опытов по исследованию плотности вещества.

Основная часть.

Ученики проделывают опыты в группах. Обсуждают ход работы и делают вывод.

Перед тем, как проверять миф экспериментально, учитель спрашивает верный он или нет и почему.

Слайд 5

Миф 1 «Нельзя построить башню из жидкостей»

Слайд 6

Перед учениками таблица с плотностями веществ на экране и на столах, из которых строим башню. Ученики работают в группах, по завершению работы демонстрируют свои «башни».

Слайд 7

Ученики делают вывод о том, что миф неверный.

Слайд 8

Миф 2 «Нельзя сделать лавовую лампу своими руками»

Обсуждаем устройство лавовой лампы и принцип ее действия. Ученики работаю в группах. Миф неверный.

Слайд 9(ссылка на видео на изображении камеры)

Миф 3 «Можно прогреть дом водяными трубами в потолке».

Учитель демонстрирует видеоролик в котором горячая (красный цвет) вода поднимается вверх, а холодная вода(синий цвет) опускается вниз. Обсуждают в группах, что плотность воды зависит от ее температуры: чем выше температура, тем меньше плотность. Миф неверный.

Слайд 10 (ссылка на видео на изображении камеры)

Миф 4 «Газ может удержать металл».

Учитель предлагает сравнить плотности известных ученикам газа и металла. Затем демонстрирует видеоролик, в котором газ гексафторид серы удерживает коробку, сделанную из алюминия(фольга). Конечно же, тот факт, что коробка удерживается газом объясняется еще и другими законами(Сила Архимеда).

Слайд 11

Приходим к выводу, что газ может удержать металл.

Слайд 12

Миф 5 «Нельзя бегать по жидкости».

Учитель включает видео ролик, в котором демонстрируется, что бегать по жидкости можно, если она неньютоновская. Ее можно сделать из кукурузного(картофельного)крахмала и воды в пропорции 1:1. Перед началом видеоролика учитель задает вопрос, о том какое условие обязательно для того, что бы пробежать по такой жидкости. После просмотра ученики обсуждают и делают вывод, что главное бежать и не останавливаться. Действительно, неньютоновская жидкость твердеет при быстром воздействии на нее. Учитель предлагает подумать в группах о применении такой жидкости(легкий бронежилет, который при попадании пули, твердеет и защищает человека).

Слайд 13

Возвращаемся к фрагменту фильма «Терминатор». Рассчитываем плотность терминатора. Ученикам дается время подумать и сопоставить видеоролик и расчет плотности. Вывод: ошибка в том. Что с такой плотностью, терминатор не смог бы ехать на мотоцикле, потому что он бы прогнулся под ним, ехать на крыше автомобиля, она бы тоже прогнулась, и автомобиль не мог бы развить такую большую скорость.

Слайд 14(ссылка на видео на картинке с Чарли чаплиным)

Еще раз смотрим на видеоролик «Терминатор»

Слайд 15

Учитель спрашивает из какого это фильма(Пираты Карибского моря), в чем тут ошибка законов физики?

Заключение.

Ученики ведут обсуждения в группах. Затем обдумывают применение такого вещества:

утепление зданий, космического корабля, обуви и одежды

защита при работе с очень высокими и низкими температурами.

Высказывают свое мнение.

Учитель подводит итоги изученного, спрашивая от чего зависит плотность вещества.(температуры и силы воздействия, агрегатного состояния). А можно ли создать вещество с нужными нам характеристиками?(Да).

Слайд 16

Учитель ставит вопрос: Что изображено? Что под кирпичем?

Слайд 17

в 1931г. в США было получено сверхлегкое вещество – кремниевый аэрогель. Учитель знакомит с характеристиками этого вещества. Аэрогель удостоенный за свои уникальные качества 15 позициями в книге рекордов Гиннеса. С помощью аэрогеля ловят микрометеориты из хвостов комет.


 


 


 


рабочий лист ученика
DOCX / 49.49 Кб

презентация "Плотность вещества"
PPTX / 2.09 Мб

 
 

терминатор
RAR / 97.25 Мб

 

Предварительный просмотр презентации

ЗАГАДКИ ПЛОТНОСТИ тема урока:

1 миф Нельзя построить башню из жидкостей ДА НЕТ

Таблица плотностей Молоко 1030 1,03 Вода 1000 1 Спирт 800 0,8 Растительное масло 930 0,93 Жидкое мыло 1020 1,02

1 миф Нельзя построить башню из жидкостей ДА НЕТ

2 миф Нельзя сделать лавовую лампу своими руками ДА НЕТ

3 миф Можно прогреть дом водяными трубами в потолке ДА НЕТ

4 миф Газ может удержать металл ДА НЕТ

4 миф Газ может удержать металл ДА НЕТ

5 миф Нельзя бегать по жидкости ДА НЕТ

ТЕЛО ТОНЕТ ЕСЛИ

Открытие АЭРОГЕЛЯ (aer – воздух, gelatus – замороженный) 1931г.,Стивен Кистлер, США СВОЙСТВА: 99% из воздуха, 1% кремния Выдерживает вес в 4000 раз больше своего Очень хрупкий Дорогой (от $25 - 125 ) 1см выдерживает взрыв от 1 кг динамита Температура плавления > 12000 Очень низкая темплопроводность ρ кремниевого аэрогеля 0,005 г/см3

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.