Материалы для урока по физике в 7 классе «Плотность вещества»
Пояснительная записка к презентации
ЗАГАДКИ ПЛОТНОСТИ
КЛАСС: 7
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 80 мин(2 урока)
ЦЕЛИ УРОКА:
Рассмотреть более подробно понятие «плотность»
Исследовать экспериментально причины изменения плотности вещества на опытах и при помощи видеороликов
Познакомить учеников с новым веществом – аэрогель, изучить его свойства и области применения.
ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ И ИЗУЧЕНИЮ МАТЕРИАЛА:
Во время урока ученики обсуждают и проделывают опыты в малых группах по 4 человека. Просматривают видеоролики. Заполняют рабочий лист. Все предложенные эксперименты ученики проводят сами.
ОБОРУДОВАНИЕ:
На столе для одной группы имеется необходимое оборудование:
Миф 1
сосуды с небольшим количеством жидкостей для «башни плотностей»(подсолнечное масло, молоко, жидкое мыло, подкрашенная вода, спирт), высокая стеклянная (пластмассовая) колба.
Миф 2
подсолнечное масло, молоко, аспирин, стеклянная (пластмассовая) колба.
Миф 6
вода, кукурузный крахмал, палочка(ложечка) для смешивания, прямоугольная емкость.
Каждому ученику раздается рабочий лист.
Видео «Терминатор», «Горячая и холодная вода», «Гексафторид серы»
Этап и цель |
Ход урока |
Актуализация знаний. Ученики наблюдают за фрагментом фильма «Терминатор». Затем ведут обсуждение в группах по 4 человека и высказывают свои предположения об ошибке с точки зрения физики. |
Слайд 3 В наш век высоких технологий порой уже ничем нас нельзя нас удивить. Мы наблюдаем фантастические вещи, в которые не могли поверить еще 10 лет назад. Зачастую кинематограф поражает нас нереальными вещами, от которых будоражит воображение, но всегда ли в кино показывают правду, и всегда ли сценаристы и режиссеры придерживаются законов физики? Слайд 4(ссылка на видео на картинке с Чарли Чаплиным) Учитель предлагает посмотреть фрагмент из фильма «Терминатор» и найти несоответствие законам физики. |
Постановка учебных задач. Ученики заполняют свой рабочий лист. |
Что бы определить ошибку с точки зрения физики в данном фрагменте, учитель предлагает побыть ученикам в роли знаменитых Джейми Хайнемана и Адама Сэвиджа, ведущих телепередачи «Разрушители мифов», и провести несколько опытов по исследованию плотности вещества. |
Основная часть. Ученики проделывают опыты в группах. Обсуждают ход работы и делают вывод. |
Перед тем, как проверять миф экспериментально, учитель спрашивает верный он или нет и почему. Слайд 5 Миф 1 «Нельзя построить башню из жидкостей» Слайд 6 Перед учениками таблица с плотностями веществ на экране и на столах, из которых строим башню. Ученики работают в группах, по завершению работы демонстрируют свои «башни». Слайд 7 Ученики делают вывод о том, что миф неверный. Слайд 8 Миф 2 «Нельзя сделать лавовую лампу своими руками» Обсуждаем устройство лавовой лампы и принцип ее действия. Ученики работаю в группах. Миф неверный. Слайд 9(ссылка на видео на изображении камеры) Миф 3 «Можно прогреть дом водяными трубами в потолке». Учитель демонстрирует видеоролик в котором горячая (красный цвет) вода поднимается вверх, а холодная вода(синий цвет) опускается вниз. Обсуждают в группах, что плотность воды зависит от ее температуры: чем выше температура, тем меньше плотность. Миф неверный. Слайд 10 (ссылка на видео на изображении камеры) Миф 4 «Газ может удержать металл». Учитель предлагает сравнить плотности известных ученикам газа и металла. Затем демонстрирует видеоролик, в котором газ гексафторид серы удерживает коробку, сделанную из алюминия(фольга). Конечно же, тот факт, что коробка удерживается газом объясняется еще и другими законами(Сила Архимеда). Слайд 11 Приходим к выводу, что газ может удержать металл. Слайд 12 Миф 5 «Нельзя бегать по жидкости». Учитель включает видео ролик, в котором демонстрируется, что бегать по жидкости можно, если она неньютоновская. Ее можно сделать из кукурузного(картофельного)крахмала и воды в пропорции 1:1. Перед началом видеоролика учитель задает вопрос, о том какое условие обязательно для того, что бы пробежать по такой жидкости. После просмотра ученики обсуждают и делают вывод, что главное бежать и не останавливаться. Действительно, неньютоновская жидкость твердеет при быстром воздействии на нее. Учитель предлагает подумать в группах о применении такой жидкости(легкий бронежилет, который при попадании пули, твердеет и защищает человека). Слайд 13 Возвращаемся к фрагменту фильма «Терминатор». Рассчитываем плотность терминатора. Ученикам дается время подумать и сопоставить видеоролик и расчет плотности. Вывод: ошибка в том. Что с такой плотностью, терминатор не смог бы ехать на мотоцикле, потому что он бы прогнулся под ним, ехать на крыше автомобиля, она бы тоже прогнулась, и автомобиль не мог бы развить такую большую скорость. Слайд 14(ссылка на видео на картинке с Чарли чаплиным) Еще раз смотрим на видеоролик «Терминатор» Слайд 15 Учитель спрашивает из какого это фильма(Пираты Карибского моря), в чем тут ошибка законов физики? |
Заключение. Ученики ведут обсуждения в группах. Затем обдумывают применение такого вещества: утепление зданий, космического корабля, обуви и одежды защита при работе с очень высокими и низкими температурами. Высказывают свое мнение. |
Учитель подводит итоги изученного, спрашивая от чего зависит плотность вещества.(температуры и силы воздействия, агрегатного состояния). А можно ли создать вещество с нужными нам характеристиками?(Да). Слайд 16 Учитель ставит вопрос: Что изображено? Что под кирпичем? Слайд 17 в 1931г. в США было получено сверхлегкое вещество – кремниевый аэрогель. Учитель знакомит с характеристиками этого вещества. Аэрогель удостоенный за свои уникальные качества 15 позициями в книге рекордов Гиннеса. С помощью аэрогеля ловят микрометеориты из хвостов комет. |
рабочий лист ученика
DOCX / 49.49 Кб
презентация "Плотность вещества"
PPTX / 2.09 Мб
терминатор
RAR / 97.25 Мб