Конспект учебного занятия «Тема памяти как нравственной ценности в рассказе "Далеко от родины" Ю.Д. Гончарова»
КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Тема памяти как нравственной ценности в рассказе «Далеко от родины»
Ю.Д. Гончарова.
Цель занятия – расширение круга чтения обучающихся, формирование интереса к произведениям современной литературы, творчеству писателей-земляков.
Задачи занятия:
- развивать умение самостоятельного анализа литературного произведения,
- составлять собственное мнение о нём, видеть авторскую позицию;
- воспитывать чувства патриотизма, уважения, внимания к участникам войн.
Оформление: иллюстрации к рассказу, презентация
Занятие-исследование
Виды деятельности: самостоятельный анализ части и целого художественного произведения, мини-исследование, работа в группах.
Эпиграф (на доске):
Нельзя научиться любить живых,
если не умеешь хранить память о мёртвых.
К. Рокоссовский
Ход урока
Орг. этап
Мотивация учебной деятельности(фон - «Журавли́» — песня на стихи Расула Гамзатова в переводе на русский язык Наума Гребнева. Композитор Ян Френкель).
Добрый день, дорогие ребята. Я рада приветствовать Вас. Наш сегодняшний урок – дань памяти всем русским солдатам, погибшим за пределами родной страны.
«Сколько в человеке памяти, столько в нём человека» (Распутин В.)Память о павшем в бою священна. То, что принес с собой кровавый фашизм,мы не должны забыть никогда.Вэтом величайшее нравственное значение памяти. «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мёртвых». Эти слова К. К. Рокоссовского я взяла в качестве эпиграфа к нашему уроку. Запишите в тетради: «Тема памяти как нравственной ценности в рассказе «Далеко от родины» Ю.Д. Гончарова».
В.В.Набоков, А.И. Солженицын, В.Г. Распутин,В.М. Шукшин, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев - многие писатели современной литературы обращались к теме памяти.
Писатель-фронтовик Григорий Яковлевич Бакланов утверждал: «Один из тех, кому принадлежит наибольшая заслуга в том, что подвиг народа в минувшей войне уже не исчезнет из памяти живущих»(Бакланов Г.— С.3), - Юрий Гончаров».
И сегодня мы открываем для себя произведения нашего земляка.
Индивидуальное задание
Статья о Ю. Гончарове для энциклопедии «Русские писатели ХХ века» (сообщение студента)
Юрий Данилович Гончаров родился 24 декабря 1923 года в Воронеже. Среднюю школу окончил перед войной.
Добровольцем ушел на фронт в сорок третьем. Скоро был тяжело ранен. Теряя сознание, он нащупал в земле спасительный след советского танка. По нему, как по желобу, удалось отползти назад, в укрытие …
После тяжелого ранения вернулся в освобожденный Воронеж. Окончил литературный факультет Воронежского педагогического института. Еще в студенческие годы Гончаров начал сотрудничать в местных газетах и на радио, приступил к своим первым прозаическим сочинениям
Несколько лет Гончаров работал в Воронежском областном издательстве, был специальным корреспондентом газеты, участвовал в I Всесоюзной конференции молодых писателей (1947), а после того как в Воронеже вышла его первая книга «Рассказы» (1949), 26-летним был принят в СП СССР.
Главным в его писательской судьбе стала проза о войне, многие события которой он пережил лично, наблюдал воочию. К военной теме он обращается начиная с «Повести о ровеснике» (1954-55). Событиям войны и судьбам людей на войне посвящены в последующие годы главные произведения Гончарова: «Дезертир» (1966), «Сто холодных ночей» (1970), «Сердце, полное света» (1975), «Оплатится радостью» (1977), «Поле сражения» (1977), «Целую ваши руки» (1979) и др.
20.02.2013 писателя не стало.
Проза Гончарова о событиях войны 1941-45 занимает видное место в отечественной литературе второй половины XX в.
На экране сборники рассказов нашего земляка.
К сегодняшнему занятию мы познакомились с рассказом «Далеко от Родины», написанном в 1976 году.
Сюжет рассказа
Франция. 1943 год. Бежавший из немецкого плена русский солдат становится партизаном и ценой жизни спасает от расправы фашистов жителей деревни Монтемар.
Проходят годы. Однажды в эту деревню приезжают журналисты из СССР. Им показывают эту могилу. Пораженные подвигом русского солдата, они начинают собственное расследование и узнают, что юношу звали Леонид Шестаков и в Ольшанске жива его мама.
Её пригласили во Францию. Женщине пришлось преодолеть разные трудности по дороге к сыну.
Мы провели тоже расследование и выяснили.
Результаты самостоятельного исследования
Всего за пределами России похоронено около 9 миллионов наших соотечественников, погибших во время Великой Отечественной войны. Во Франции имеется 199 захоронений воинов советской армии времен второй мировой войны... из них 5 с числом похороненных более 1000 человек...
(Русская и советская армия во Франции.dsvv.pochta.ru/FranceRussie.htm)
Индивидуальное сообщение студента:
Однако кое-что нашли об Ольшанске.
На месте нынешнего села Верхний Ольшан был город Ольшанск, построенный в 1645 году как военная крепость против набегов крымских и ногайских татар на Русь. Через три года появились еще две крепости Коротояк и Урыв, а в 1652 году — Острогожск.
Город и крепость Ольшанск получили свое название от реки Ольшанки, впадающей в Тихую Сосну. Реку Ольшанку назвали так от местного слова «ольшина». По низменным берегам реки в то время рос ольховый лес.
Ольшанск назывался городом до 1779 года. После 134 лет существования он потерял значение военной крепости, поскольку граница Московского государства передвинулась далеко на юг. Ольшанск переименовали в слободу, в состав которой входили Верхний и Нижний Ольшан, Коловатовка. В 1858 году слободу поделили на самостоятельные села.
Беседа о восприятии прочитанного текста.
Итак, рассказ прочитан.
- Какие проблемы поднимает Гончаров в этом произведении? Актуальность проблем. (Проблемы войны, памяти, нравственного выбора, материнской любви.) Ответы с опорой на художественное произведение.
Практикум начинающего литературоведа (студенты делятся на группы)
Поработайте в группах над идейно-художественным содержанием произведения, системой образов. Время работы 10 минут.
Задания
1 группа
Идейно-тематическое содержание произведения. Особенности композиции рассказа.
(Тема войны и памяти о ней – главная в рассказе. Подвиг простого русского солдата не забыт. Жители французской деревни Монтемар помнят о своём спасителе. Каждый день они приносят цветы на его могилу. И только мать не знает ничего о сыне. Благодаря расследованию журналистов, женщина узнает о судьбе сына и отправляется к нему на могилу.
Автор использует кольцевую композицию: действие начинается и заканчивается в деревне Монтемар. Кроме того, можем наблюдать приём ретроспекции, т.е. возвращение действия в прошлое).
Теория литературы: ретроспекция. Записать в тетрадь.
Память возвращает героиню к началу войны, концу.
Художественное время и пространство - способы осуществления композиции литературного произведения. Перечислите приметы времени и пространства.
(Время: до войны (жизнь Леонида) – война (подвиг)- послевоенное время (поездка матери во Францию).
Пространство: Ольшанск, дом матери, Москва, Париж, Монтемар.
Особенности сюжета. Развитие 3-х сюжетных линий (подвиг Леона, расследование журналистов, поездка матери на могилу сына)
2 группа
Образ Леона.Особенности портретной характеристики героя. Отрывки зачитать.
Образ отца. Случайно ли автор повествует о смерти отца?
Можно ли смерть отца назвать подвигом?
Можно ли объяснить поступок Леона особенностями национального характера русского человека?
Была ли у Леонида возможность выбора? Свобода выбора?
Какие черты национального характера выделяет Гончаров в своем герое? (доброта, отзывчивость к чужой беде, жертвенность, открытость людям, мужество, близость миру природы, чувство мщения врагу). (Шолохов «Наука ненависти»)
Задание для иллюстратора. Визуализировать портрет героя. Взял тот момент, когда…….
Художественное мастерство Гончарова исторически конкретно, глубоко своеобразно и многообразно. Одним из главных художественных средств в рассказе является пейзаж. Использование писателем картин природы обогащает произведение в идейном и художественном отношениях.
Проследите, как автор вводит в рассказ описания природы. Что этим достигается?
На фоне природы - зверства фашистов.
Докажите, что Гончаров продолжает традиции И. Бунина
3 группа
Образ матери. Особенности портретной и речевой характеристик героини. Случаен ли выбор имени для героини?
Как образ Прасковьи Антоновны перекликается с образом матери из стихотворения «Баллада о матери»?
Что позволяет говорить о героине как об одной из лучших в галерее образов матерей?
Какие трудности пришлось преодолеть героине по дороге к сыну?
(Рассказ о повседневной жизни, тяготах и невзгодах Прасковьи Антоновны вырастает в повествование о матери и материнстве как воплощении самого святого в роде человеческом, о выносливости, стойкости, долготерпении.
Её судьба - судьба многих матерей России. Кто более матери перенёс страданий в пору великой и страшной в своей ожесточённости минувшей войны. Нельзя не вспомнить о матери, героини «Баллады о матери» А. Дементьева.
Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она все продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она…
Много лет, как кончилась война,
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мертвых, что в земле лежат.
Неслучаен и выбор имени для героини. Прасковья – это русский вариант греческого имени также переводят как «ожидание, приготовление».
Долгим и нелегким был её путь к сыну.)
4 группа
Образ автора-повествователя. Способы выражения авторской позиции.
(Автор старается не показывать личного отношения к происходящему. Но он не равнодушен к своим героям, через отдельные слова, фразы становится понятно, что жалеет Прасковью Антоновну, маленькую и беспомощную перед лицом судьбы. Автор - свидетель происходящего.)
Какую роль играют авторские отступления, размышления? (Автор через отступления вводит читателя в свой мир, раскрывает свои переживания, мысли, чувства. Они значительнее и ярче, чем переживания героев, это углубляет и обогащает рассказ. Кроме того, они позволяют выявить авторскую оценку героев.)
Как относится к своей героине?
Мастерство Гончарова-психолога.
Представление результатов самостоятельной работы
Аналитическая работа с текстом. Роль художественной детали.
Бунин был одним из любимейших писателей Гончарова. Не случайно им написана книга о предках Бунина. И. Бунин считал важным для себя найти «звук» для того, чтобы сложилось новое произведение.
Какой «звук» мог явиться истоком рассказа «Далеко от Родины»? (стук сабо по горе)
Какова смысловая нагрузка звука в рассказе?
Выразительное чтение эпизода. Финал рассказа.
Рефлексия
- Как вы понимаете смысл заглавия рассказа? (Защита Родины далеко от родной земли).
- О чем нужно помнить человеку? (Какой ценой завоёвана мирная жизнь, о русских солдатах, похороненных далеко от Родины).
Жизненный путь русского солдата был полон невзгод и страданий; ему пришлось испить свою чашу до дна, познав всю ее горечь; это трагическая судьба - возможность выбора между Чувством и Долгом, Свободой и Роком.
Творческая работа.
«Как «гамлетовская» антитеза: Чувство и Долг, Свобода и Рок – нашла отражение в жизни главного героя?»
Заключительное слово преподавателя.
Сейчас трудно представить, что чувствовали русские солдаты, умирая под чужими именами и фамилиями на чужой земле, далеко от родины. Но они выполнили свой воинский долг до конца.
Так давайте же об этом помнить, «о павших скорбя», ведь от этой памяти зависит, сколько человечности, добра и мира будет в мире. Это нужно нам, живым, чтобы оставаться людьми, «чтобы любить живых».
Горящая свеча- это символ, она уподобляется человеческой судьбе, жизни, отданной за будущее. Неслучайно в «Нагорной проповеди» сказано: «...зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем…» (Мф., 5, 15). Эту свечу мы зажжем в память о всех, кто не вернулся с войны. (Студентка зажигает свечу)
Видеоряд. Отрывки из поэмы Р. Рождественского «Реквием». (4 мин)
Домашнее задание:
написать сочинение-эссе по теме (на выбор): 1.«Что значит помнить?»
2. “О чем заставил меня задуматься рассказ Ю. Гончарова?”