Конспект учебного занятия по литературе в 7 классе «Себя как в зеркале я вижу…»
Конспект учебного занятия
Город: Магнитогорск
МОУ «СОШ № 66»
Учитель: Сафина Аниса Мансуровна
Класс 7
Предмет: Литература
Тема учебного занятия: «Себя как в зеркале я вижу…» (О портретах А.С.Пушкина, театрализованное представление).
Продолжительность учебного занятия: 45 минут
Тип учебного занятия: урок внеклассного чтения
Цели урока:
1) Ознакомление учащихся с портретами и авторами, изображавшими А.С. Пушкина;
2) Воспитание чувства прекрасного, уважения к своему прошлому;
3) Развитие умения слушать.
Оборудование:
Учебный класс, наглядность.
Ход учебного занятия
1. Организационный момент.
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы урока. Поэтическая пятиминутка: Л. Дроздова «Ни с кем его я не сравню». Его ни с кем нельзя сравнить, Его стихи нельзя забыть. Вот вам пример – возьму себя, Давно я Пушкина читаю, Но с каждым разом отмечаю, Как им горжусь, его любя. Какой талант и ум какой В единое соединились, - И стихотворной красотой В поэте русском отразились! В своих стихах воспел народ – И в этом Пушкина заслуга. Впервые Пушкина узнав, Навеки обрела я друга. Своим сверкающим талантом Он всех вокруг заворожил. Народу русскому стихами Как верный сын всегда служил.
|
Подготовка к уроку. Приветствие учителя. Прослушивание инструктажа. |
Знания: Знание правила поведения на уроке, подготовка к уроку;
Умения: Умение готовиться к уроку, умение сконцентрироваться на теме урока;
Методы: Словесный, эвристический;
Формы: театрализованное представление;
Наглядность:
Доска: (Цитаты)
«Ни один поэт в России не имел такой завидной участи, как Пушкин: ничья слава не распространилась так быстро… Его имя уже имело в себе что-то электрическое».
(Н.В.Гоголь, 1835 год)
«Пушкин у нас начало всех начал…»
(А. Горький, 1911 год)
«Пушкин – всегда открытие и всегда тайна».
(С. Гейченко, 1987 год)
- Фотографии, портреты А.С. Пушкина.
2. Знакомство с новым материалом (30 минут).
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. Учитель: - Что такое портрет? Настоящий художник заботится не только о внешнем сходстве. Он всегда старается передать характер человека. Потому, работая, размышляет: что за человек перед ним? Какой он: красивый, добрый, строгий или смешной, а может быть, скуповатый или хитрый? Чем отличается от других людей? Что любит? Чем занимается? О чём думает? Художник может изобразить человека в полный рост или до пояса, а может написать одну голову, но лицо всегда будет самым главным в портрете. Художник, как и писатель, продумывает каждую, самую маленькую деталь, чтобы рассказать о человеке как можно больше интересного. А для нас внимательно рассмотреть портрет – всё равно, что прочесть целую книгу. Такое изображение человека, его внешности, рассказ о его характере и называется ПОРТРЕТОМ. 2. Учитель: - Какие бывают портреты? Искусство портрета появилось давно. Людям всегда хотелось иметь своё изображение, и они заказывали портреты художникам, дарили их на память друзьям, родным. Большие торжественные портреты помещали в парадных комнатах или залах дворцов, украшали их красивыми золочёными рамами. Знатные люди на этих портретах в нарядных богатых одеждах. Художники умели передать красоту кружев, переливы шёлка, узоры парчи, мерцание драгоценных украшений. Совсем крошечные портреты, меньше нашей ладони, хранились в золотых медальонах на груди. Много старинных портретов дошло до наших дней. Лучшие находятся в музеях. Недалеко от Санкт-Петербурга, в музее, есть портрет, написанный прославленным русским живописцем Василием Андреевичем Тропининым. Никто не проходит мимо него равнодушно. Каждый останавливается и подолгу смотрит. На портрете – А.С. Пушкин. 3. Учитель: - Никто из нас не в силах припомнить, когда увидел впервые лицо Пушкина: мы начинаем жизнь в окружении пушкинских портретов, нам кажется, мы всегда знали его неповторимый облик. А люди, которые жили в одно время с поэтом, твердили как клятву одну «Вольность», послание к «К Чаадаеву», нетерпеливо ждали новых песен «Руслана и Людмилы», позже – глав «Евгения Онегина». Люди, ходившие с Пушкиным под одним небом, по одному городу, по одним улицам, могли встретить Пушкина и пройти мимо, не зная, что это ОН! В начале сентября 1912 года Пушкин приезжает из села Михайловского в Москву. Имя его повторяется, все взоры обращены к нему. «Укажите, укажите нам его!» Такая громкая слава - и вдруг «укажите нам его!» В самом деле: фотография не изобретена, первый простейший фотографический снимок – ДАГЕРРОТИП, появился уже после смерти Пушкина. - Портреты? Но за 6 лет ссылки ни в Кишинёве, ни в Одессе, ни тем более в деревне, в Михайловском, никто из художников Пушкина не рисовал. В 1822 году впервые напечатана поэма «Кавказский пленник». К ней приложен портрет автора, гравированный мастером Егором Гейтманом. Рисунок, с которого сделана гравюра, исполнен, видимо, в детские годы. 4. Учитель: - Но внешность с годами меняется. Московский скульптор желал исполнить портрет Пушкина – поэт отказался. «Здесь хотят лепить мой бюст – но я не хочу (пишет он же). Тут арапское моё безобразие передано будет бессмертию во всей своей мёртвой неподвижности». Пушкин опасался, что внутренний огонь, горячая душа не пробьётся наружу сквозь каменную неподвижность скульптуры. В начале 1827 года портрет Пушкина пишет замечательный московский художник Василий Андреевич Тропинин.
5. Учитель: - « И пробуждается поэзия во мне… И пальцы просятся к перу, Перо к бумаге, минута – И стихи свободно потекут» - Но не только Тропинин писал Пушкина. Многие при его жизни создавали портреты. Но каждый видел его по – своему. Один портретист Пушкина изобразил мечтательным, задумчивым. Другой – серьёзным, спокойным. Вот Пушкин по привычке скрестил руки на груди и внимательно слушает кого – то, откинулся на резную спинку стула. Он, видимо, в гостях. А здесь Пушкин на прогулке с друзьями. Мы видим его в полный рост (автор Чернецов). Широко и весело шагает Пушкин по улице, развиваются полы пальто от быстрой ходьбы. Шутливый рисунок. Сам поэт, верно, посмеивался, его разглядывая. И мы улыбаемся (автор Челищев). Но меняется наше настроение, когда мы смотрим на портрет, написанный в самом конце жизни поэта. На лице Пушкина страданье. Много пришлось ему пережить незаслуженных обид. Все портреты Пушкина, собранные вместе, как одна большая книга о нём, о его жизни. И сам Александр Сергеевич дополнил эту книгу собственными рисунками. Он часто пером и чернилами на полях рукописи, рядом со стихами, рисовал быстро и очень похоже. «Себя как в зеркале я вижу…» - писал Пушкин об одном портрете, который ему очень нравился. Портрет висел в его петербургской квартире, на Мойке, а сейчас в Третьяковской галерее. Автор этого рисунка – Орест Кипренский.
6. Учитель: - Стихотворение «Любимец моды лёгкокрылой…» А.С. Пушкин Любимец моды лёгкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз. И я, смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу: Но это зеркало мне льстит. Оно гласит, что не унижу Пристрастья важных аонид Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид. |
Отвечают на вопросы учителя. Работают с доской.
Ученик: - Про детство Пушкина пишут редко и мало. Некоторые учёные считают, что детство мало значило для Пушкина, что вся поэзия его началась в Царскосельском лицее. В книге Новикова «Пушкин в изгнании» рассказывается семейная легенда Пушкиных. В доме родителей поэта встречали сразу и новый год и новый 19 век. В самую торжественную минуту, разбуженный праздничным шумом и весельем, на пороге появился малыш, чуть больше полутора лет, и его мать, Надежда Осиповна, предложила гостям полюбоваться на человека нового столетия, человека, только что переступившего порог 19 века. И не в память ли об этом событии мать Пушкина и заказала художнику портрет рыжеватого малыша с блестящими голубыми глазами, в ночной рубашонке…
Ученик: Этот портрет заказал Тропинину сам Пушкин, и художник пошёл знакомиться с ним. Было это в Москве, зимой. Пушкин в это время играл дома на полу с щенятами. Щенята забавно повизгивали. Пушкин смеялся. «Какой у него замечательный смех», - подумал художник, «какие быстрые движенья». Пушкин поднялся. Поздоровался. И стал серьёзным, внимательным. Умное, подвижное, очень живое лицо – отмечает Тропинин. Такого лица он ещё не видел. Скорей, скорей за работу. Художник пишет красками голову поэта. Его высокий лоб. Мягкие вьющиеся волосы. Тропинин замечает, что у Пушкина небрежно повязан чёрный шарф – галстук, примят воротничок рубашки, и халат кое – как запахнут. Сидит он по – домашнему, непринуждённо. Но Тропинин видел и главное, важное: умный, внимательный взгляд, его простоту, естественность.
Ученик: - Было это летом в Петербурге. Пушкин приходил в мастерскую к Кипренскому позировать. Терпеливо сидел часами в недвижимости. Кипренский сумел понять Пушкина. Угадал его печали, его мысли о свободе, его мечты… « И долго буду тем любезен я народу…» Всего одну деталь добавил Кипренский: на втором плане картины, за спиной Пушкина, он изобразил скульптуру богини с лирой в руках. Это муза поэзии. По преданию, эта богиня вдохновляет поэтов на создание прекрасных стихов. Ученик: - Таня Супрун «Печальный день». Стоят в трауре берёзы, Стоят в трауре рябины, Ведь погиб поэт любимый Всё сегодня не такое, Всё застыло, всё в молчанье… Вот луч солнца пробивается, Новый день уж начинается. И звучат стихи, как прежде, Полные любви, надежды… Дни бегут, бегут года С нами Пушкин наш всегда! |
3. Заключение.
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Учитель: - Прошло много лет, а портреты его создаются. Художники высекают их из мрамора, пишут красками, отливают из бронзы. Мы видим Пушкина везде: в музеях, книгах, площадях. И так будет всегда. Всегда будет жить замечательное искусство портрета. Всегда будут любить Пушкина и его поэзию. И каждый художник расскажет о нём своё. Учитель: - Читает стихотворение А.С. Пушкина «Памятник». |
Записывается домашнее задание на следующий урок. |
4. Проверка домашнего задания.
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Учитель: - А теперь проверим ваше домашнее задание. Дома вы должны были либо написать сочинение «За что я люблю Пушкина», либо оформить реферат. - Давайте проверим. Кто прочитает своё сочинение?
|
-Учащиеся читают свои работы. |
Окончание урока.
Звучит музыка Рахманинова.