Конспект учебного занятия по литературе в 7 классе «Себя как в зеркале я вижу…»

2
0
Материал опубликован 9 April 2019

Конспект учебного занятия

Город: Магнитогорск      

МОУ «СОШ № 66»

Учитель: Сафина Аниса Мансуровна

Класс  7

Предмет: Литература          

Тема учебного занятия: «Себя как в зеркале я вижу…» (О портретах А.С.Пушкина, театрализованное представление).

Продолжительность учебного занятия: 45 минут

Тип учебного занятия: урок внеклассного чтения

Цели урока:

1)      Ознакомление учащихся с портретами и авторами, изображавшими А.С. Пушкина;

2)      Воспитание чувства прекрасного, уважения к своему прошлому;

3)      Развитие умения слушать.

Оборудование:

Учебный класс, наглядность.

                                                                                     Ход учебного занятия

1.      Организационный момент.

                Деятельность учителя

                      Деятельность ученика

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Сообщение темы урока.

Поэтическая пятиминутка: Л. Дроздова

           «Ни с кем его я не сравню».

Его ни с кем нельзя сравнить,

Его стихи нельзя забыть.

Вот вам пример – возьму себя,

Давно я Пушкина читаю,

Но с каждым разом отмечаю,

Как им горжусь, его любя.

Какой талант и ум какой

В единое соединились, -

И стихотворной красотой

В поэте русском отразились!

В своих стихах воспел народ –

И в этом Пушкина заслуга.

Впервые Пушкина узнав,

Навеки обрела я друга.

Своим сверкающим талантом

Он всех вокруг заворожил.

Народу русскому стихами

Как верный сын всегда служил.

 

Подготовка к уроку. Приветствие учителя. Прослушивание инструктажа.

Знания: Знание правила поведения на уроке, подготовка к уроку;

Умения: Умение готовиться к уроку, умение сконцентрироваться на теме урока;

Методы: Словесный, эвристический;

Формы: театрализованное представление;

Наглядность:

 Доска: (Цитаты)

«Ни один поэт в России не имел такой завидной участи, как Пушкин: ничья слава не распространилась так быстро… Его имя уже имело в себе что-то электрическое».

                                                                                         (Н.В.Гоголь, 1835 год)

 

«Пушкин у нас начало всех начал…»

                                                                                          (А. Горький, 1911 год)

 

«Пушкин – всегда открытие и всегда тайна».

                                                                                          (С. Гейченко, 1987 год)

 

-  Фотографии, портреты А.С. Пушкина.

 

 

 

2.      Знакомство с новым материалом (30 минут).

 

                Деятельность учителя

                      Деятельность ученика

    1. Учитель:

- Что такое портрет?

Настоящий художник заботится не только о внешнем сходстве. Он всегда старается передать характер человека. Потому, работая, размышляет: что за человек перед ним? Какой он: красивый, добрый, строгий или смешной, а может быть, скуповатый или хитрый? Чем отличается от других людей? Что любит? Чем занимается? О чём думает? Художник может изобразить человека в полный рост или до пояса, а может написать одну голову, но лицо всегда будет самым главным в портрете. Художник, как и писатель, продумывает каждую, самую маленькую деталь, чтобы рассказать о человеке как можно больше интересного. А для нас внимательно рассмотреть портрет – всё равно, что прочесть целую книгу.

  Такое изображение человека, его внешности, рассказ о его характере и называется ПОРТРЕТОМ.

2.      Учитель:

- Какие бывают портреты?

Искусство портрета появилось давно. Людям всегда хотелось иметь своё изображение, и они заказывали портреты художникам, дарили их на память друзьям, родным.

  Большие торжественные портреты помещали в парадных комнатах или залах дворцов, украшали их красивыми золочёными рамами.

Знатные люди на этих портретах в нарядных богатых одеждах. Художники умели передать красоту кружев, переливы шёлка, узоры парчи, мерцание драгоценных украшений.

Совсем крошечные портреты, меньше нашей ладони, хранились в золотых медальонах на груди. Много старинных портретов дошло до наших дней. Лучшие находятся в музеях.

  Недалеко от Санкт-Петербурга, в музее, есть портрет, написанный прославленным русским живописцем Василием Андреевичем Тропининым. Никто не проходит мимо него равнодушно. Каждый останавливается и подолгу смотрит. На портрете – А.С. Пушкин.

3.      Учитель:

- Никто из нас  не в силах припомнить, когда увидел впервые лицо Пушкина: мы начинаем жизнь в окружении пушкинских портретов, нам кажется, мы всегда знали его неповторимый облик. А люди, которые жили в одно время с поэтом, твердили как клятву одну «Вольность»,  послание к  «К Чаадаеву», нетерпеливо ждали новых песен «Руслана и Людмилы», позже – глав «Евгения Онегина». Люди, ходившие с Пушкиным под одним небом, по одному городу, по одним улицам, могли встретить Пушкина и пройти мимо, не зная, что это ОН!

   В начале сентября 1912 года Пушкин приезжает из села Михайловского в Москву. Имя его повторяется, все взоры обращены к нему.

«Укажите, укажите нам его!» Такая громкая слава - и вдруг «укажите нам его!»

В самом деле: фотография не изобретена, первый простейший фотографический снимок – ДАГЕРРОТИП, появился уже после смерти Пушкина.

- Портреты?

Но за 6 лет ссылки ни в Кишинёве, ни в Одессе, ни тем более в деревне, в Михайловском, никто из художников Пушкина не рисовал.

В 1822 году впервые напечатана поэма «Кавказский пленник». К ней приложен портрет автора, гравированный мастером Егором Гейтманом. Рисунок, с которого сделана гравюра, исполнен, видимо, в детские годы.

4.      Учитель:

- Но внешность с годами меняется. Московский скульптор желал исполнить портрет Пушкина – поэт отказался.

«Здесь хотят лепить мой бюст – но я не хочу (пишет он же). Тут арапское моё безобразие передано будет бессмертию во всей своей мёртвой неподвижности».

  Пушкин опасался, что внутренний огонь, горячая душа не пробьётся наружу сквозь каменную неподвижность скульптуры.

В начале 1827 года портрет Пушкина пишет замечательный московский художник Василий Андреевич Тропинин.

 

 

 

 

5.      Учитель:

- « И пробуждается поэзия во мне…

 И пальцы просятся к перу,

 Перо к бумаге, минута –

 И стихи свободно потекут»

- Но не только Тропинин писал Пушкина. Многие при его жизни создавали портреты. Но каждый видел его по – своему.

  Один портретист Пушкина изобразил мечтательным, задумчивым. Другой – серьёзным, спокойным. Вот Пушкин по привычке скрестил руки на груди и внимательно слушает кого – то, откинулся на резную спинку стула. Он, видимо, в гостях. А здесь Пушкин на прогулке с друзьями. Мы видим его в полный рост (автор Чернецов). Широко и весело шагает Пушкин по улице, развиваются полы пальто от быстрой ходьбы. Шутливый рисунок. Сам поэт, верно, посмеивался, его разглядывая. И мы улыбаемся (автор Челищев). Но меняется наше настроение, когда мы смотрим на портрет, написанный в самом конце жизни поэта. На лице Пушкина страданье. Много пришлось ему пережить незаслуженных обид.

   Все портреты Пушкина, собранные вместе, как одна большая книга о нём, о его жизни. И сам Александр Сергеевич дополнил эту книгу собственными рисунками. Он часто пером и чернилами на полях рукописи, рядом со стихами, рисовал быстро и очень похоже.

«Себя как в зеркале я вижу…» - писал Пушкин об одном портрете, который ему очень нравился. Портрет висел в его петербургской квартире, на Мойке, а сейчас в Третьяковской галерее. Автор этого  рисунка – Орест Кипренский.

 

6.      Учитель:

- Стихотворение «Любимец моды лёгкокрылой…» А.С. Пушкин

Любимец моды лёгкокрылой,

Хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых муз.

И я, смеюся над могилой,

Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу:

Но это зеркало мне льстит.

Оно гласит, что не унижу

Пристрастья важных аонид

Так Риму, Дрездену, Парижу

Известен впредь мой будет вид.

Отвечают на вопросы учителя. Работают с доской.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик:

- Про детство Пушкина пишут редко и мало. Некоторые учёные считают, что детство мало значило для Пушкина, что вся поэзия его началась в Царскосельском лицее.

В книге Новикова «Пушкин в изгнании» рассказывается семейная легенда Пушкиных. В доме родителей поэта встречали сразу и новый год и новый 19 век. В самую торжественную минуту, разбуженный праздничным шумом и весельем, на пороге появился малыш, чуть больше полутора лет, и его мать, Надежда Осиповна, предложила гостям полюбоваться на человека нового столетия, человека, только что переступившего порог 19 века. И не в память ли об этом событии мать Пушкина и заказала художнику портрет рыжеватого малыша с блестящими голубыми глазами, в ночной рубашонке…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик:

Этот портрет заказал Тропинину сам Пушкин, и художник пошёл знакомиться с ним. Было это в Москве, зимой. Пушкин в это время играл дома на полу с щенятами. Щенята забавно повизгивали. Пушкин смеялся.

«Какой у него замечательный смех», - подумал художник, «какие быстрые движенья». Пушкин поднялся. Поздоровался.  И стал серьёзным, внимательным. Умное, подвижное, очень живое лицо – отмечает Тропинин. Такого лица он ещё не видел. Скорей, скорей за работу. Художник пишет красками голову поэта. Его высокий лоб. Мягкие вьющиеся волосы. Тропинин замечает, что у Пушкина небрежно повязан чёрный шарф – галстук, примят воротничок рубашки, и халат кое – как запахнут. Сидит он по – домашнему, непринуждённо.

   Но Тропинин видел и главное, важное: умный, внимательный взгляд, его простоту, естественность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик:

- Было это летом в Петербурге. Пушкин приходил в мастерскую к Кипренскому позировать. Терпеливо сидел часами в недвижимости. Кипренский сумел понять Пушкина. Угадал его печали, его мысли о свободе, его мечты…

« И долго буду тем любезен я народу…»

Всего одну деталь добавил Кипренский: на втором плане картины, за спиной Пушкина, он изобразил скульптуру богини с лирой в руках. Это муза поэзии. По преданию, эта богиня вдохновляет поэтов на создание прекрасных стихов.

Ученик:

- Таня Супрун «Печальный день».

 Стоят в трауре берёзы,

 Стоят в трауре рябины,

 Ведь погиб поэт любимый

 Всё сегодня не такое,

 Всё застыло, всё в молчанье…

 Вот луч солнца пробивается,

 Новый день уж начинается.

 И звучат стихи, как прежде,

 Полные любви, надежды…

 Дни бегут, бегут года

 С нами Пушкин наш всегда!

 

3.      Заключение.

                    Деятельность учителя

                       Деятельность ученика

Учитель:

- Прошло много лет, а портреты его создаются. Художники высекают их из мрамора, пишут красками, отливают из бронзы. Мы видим Пушкина везде: в музеях, книгах, площадях. И так будет всегда. Всегда будет жить замечательное искусство портрета. Всегда будут любить Пушкина и его поэзию. И каждый художник расскажет о нём своё.

Учитель:

- Читает стихотворение А.С. Пушкина «Памятник».

Записывается домашнее задание на следующий урок.

 

4.      Проверка домашнего задания.

                   Деятельность учителя

                         Деятельность ученика

Учитель:

- А теперь проверим ваше домашнее задание. Дома вы должны были либо написать сочинение «За что я люблю Пушкина», либо оформить реферат.

- Давайте проверим. Кто прочитает своё сочинение?

 

-Учащиеся читают свои работы.

 

Окончание урока.

Звучит музыка Рахманинова.

Комментарии
Комментариев пока нет.