Конспект учебно-тренировочного занятия
Конспект учебно-тренировочного занятия.
«Техника ведения мяча в футболе.
Тактико-технические приемы игры»
Тренер-преподаватель высшей категории МУ ДО «ЦВР МП» Степновского муниципального округа Ставропольского края
Сартланов Арсланбек Бурамбаевич
Конспект занятия по футболу
Тема: Техника ведения мяча в футболе. Тактико-технические приемы игры. Цели:обучение технике ведения мяча по прямой, с обводкой предметов, по кругу.
Задачи урока:
Образовательные:
-Обучить технике ведения мяча по прямой, с обводкой предметов, по кругу,
-Организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность с помощью комплекса общеразвивающих упражнений в движении.
Развивающие:
-Владеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
-Развитие физических качеств (скоростных и координационных способностей).
Воспитательные
- Формировать умение проявлять дисциплинированность, ответственность, упорство в достижении поставленной цели.
Тип урока: комбинированный, обучающий.
Метод проведения: групповой, индивидуальный.
Возраст детей: 9-10 лет, 3 класс.
Количество: 10-12 человек
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь: секундомер, свисток, футбольные мячи по количеству занимающихся, двое футбольных ворот, фишки, манишки, кегли.
Части урока | Содержание урока (части) | Дозировка (мин.) | Организационно-методические указания |
1. | Подготовительная часть | 8 мин. | |
| Построение, рапорт, сообщение темы занятия. Для начала посмотрите предметы с какими вы сегодня будете работать. В одной руке у меня (учитель показывает мяч) Дети: «Футбольный мяч». Значит мы будем осваивать технику? (ведения мяча) Дети: «Ведения мяча». А вдругой (учитель показывает фишки) Дети: «фишки». Значит мы будем сегодня? (обводить предметы) Дети: «Обводить предметы». Правильно, мы будем осваивать ведение мяча по прямой и с обводкой предметов, ведущей и неведущей ногой. С чего необходимо начинать любое спортивное занятие? Дети: «С разминки» Для чего необходимо проводить разминку в начале занятия? Дети: «Чтобы подготовить организм к предстоящей работе». Правильно! Ребят, а что такое техника безопасности при игре в мини-футбол? Дети: ответ детей. (Надеть спортивную форму и спортивную обувь на резиновой подошве. Ногти на руках должны быть коротко подстрижены. На одежде не должно быть металлических крючков, пряжек, пуговиц. У играющих не должно быть колец, медальонов, сережек, очков. Не нарушать дисциплину во время игры, не толкать в спину, не ставить подножки - знать и выполнять правила подвижной или спортивной игры.) Молодцы! -Равняйсь! Смирно! | 1 мин., 30 сек | В одну шеренгу. Приветствие. Обратить внимание на спортивную форму. |
| 2. Повторение строевых упражнений на месте (напра-во, нале-во, кругом) и в движении. «Нале-во! В обход по залу шагом Марш!» | 30сек | Правильное и четкое выполнение строевых упражнений на месте и в движении. В колонну по одному |
| 3.Ходьба: - на носках руки вверх; - на пятках руки в сторону, -с перекатом спятки на носок; -в полуприседе; -в приседе; -прыжки в приседе. -прыжки на правой и левой ноге | 1 мин. | Руки прямые. Руки точно в стороны, спина прямая. Руки на пояс Руки за спину Спина прямая Прыгаем выше. Следить за дистанцией, акцентированной работой рук, хорошее отталкивание ногами вверх, корпус не разворачивать. -по боковым линиям - до середины зала на правой ноге,дальше на левой. По лицевой линии- шагом |
| 4. Равномерный бег:
в) бег по лабиринту. «По лабиринту Марш!» | 1мин | Самоконтроль учащихся за дыхание Выдерживать дистанцию |
| Ходьба в колонне по одному с выполнением упражнения на восстановление дыхания. «Шагом Марш!» | 30сек | 1-2 – Руки вверх- вдох |
| ОРУ в движении без предметов: 1-руки на плечи; 2-руки вверх подняться на носочки; 3-руки на плечи опуститься. 4-И.п. 5) И.п. Руки на пояс; 2-И.П. 3-4 тоже. 6)Ходьба выпадами, вперёд , руки в сторону ; 1-выпад левой; 2-И.п. 3-4-тоже левой. 7) Ходьба, со взмахами прямыми ногами: 8) прыжки в приседе: 1-4-прыжки на двух ногах в приседе руки на пояс; 5-8-тоже. | 3мин 4-8р 4-8р 4-8р. 4-8р. 4-8р 4-8р. 4-8р 4-8р | Следить за осанкой, за правильнымвыполнениемуражнений
Руки прямые Колени не сгибать. Спина прямая, задняя нога прямая Опорную и маховую ноги не сгибать. Присед глубже |
| Ходьба, с выполнением упражнения на восстановление дыхания | 30 сек | 1-2 – Руки вверх- вдох |
2. | Основная часть | 17мин. | |
| 1.Перестороение. «Направляющий на месте!». «Стой!», «Раз- два». «Налево!» Техника ведения мяча в футболе. 1.Ведение мяча по лабиринту, касаясь мяча внешней и внутренней сторонами стопы. -Направо.С заданием марш 2. Ведение мяча попрямой, с обводкой фишек, правой (левой) ногой в медленном темпе, касаясь мяча внешней и внутренней сторонами стопы. 3. Эстафеты. На 1-2 рассчитайсь. 1-ые номера 10шагов, 2-номера -5 шагов вперед шагом марш. Налево. К направляющему сомкнись. 1. Эстафета «Футболист – метеор»; 2.Эстафета «Ловкий футболист»; « Пенальти» Закончили. Ребята становись! Равняйсь! Смирно! На первый второй рассчитайсь! Первые номера 2 шага вперед, на правую половину площадки шагом марш. Вторые номера на левую половину площадки шагом марш! | 9 мин | Правильное и четкое выполнение упражнений. Раздача мячей Ведение осуществляется легкими толчками-ударами по мячу. Не стоит отпускать мяч далеко от себя. При ведении мяча необходимо держать голову таким образом, чтобы хорошо видеть ситуацию на поле. Правильное ведение и перемещение по площадке. Следить за правильностью ведения, быстротой выполнения. Правильное ведение и перемещение по площадке. Следить за правильностью выполнения, перемещения и дистанцией Четкое выполнение задания, правильность передачи и перемещения после передачи. От линии старта дети выполняют ведение футбольного мяча ногой по прямой, обводят фишку и обратно игрок возвращается с ведением мяча по прямой и передает мяч следующему. От линии старта дети выполняют ведение футбольного мяча ногой «змейкой» между 5 фишек, а обратно игрок возвращается с ведением мяча по прямой и передает мяч следующему. Все участники по очереди должны сбить кегли, ударив ногой по мячу. Выигрывает команда, игроки которой сбили больше кеглей. |
| Двусторонняя игра в мини-футбол | 8 мин | На одной половине играют 1 номера, на другой площадке 2номера |
3. | Заключительная часть | 5мин. | |
| 1.Построение.«Равняйсь!», «Смирно!» 2.Подведение итогов Ребята, мне очень понравилось с вами работать! Вы очень старались и отлично справились! Может быть, кто-то из вас захочет заниматься этим видом спорта в дальнейшем, и стать профессиональным футболистом. Желаю вам в этом успехов! Ребята, кто не смог справиться с упражнениями на уроке? С какими? -А кто считает, что справился с поставленными задачами урока? -Над чем необходимо поработать еще? -Что вам запомнилось и понравилось из нашего занятия? -Ответы детей. 3.Рефлексия -а теперь ребята, подойдите к столику, пусть каждый нарисует смайлик грустный или веселый. С их помощью вы оцените свою работу на занятии. 4.Домашнее задание: Ребята помните, что занимаясь спортом и выполняя утреннюю гимнастику вы будете только здоровыми. | | Отметить лучших и сделать замечания по технике выполнения упражнений. «Равняйсь!», «Смирно!» Выполнение комплекса утренней гимнастики |
Использование дидактических материалов по учебному предмету «Физическая культура» позволяет обучающимся достигать следующих результатов: 1) личностных: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); умение принимать себя и других, не осуждая; 2) метапредметных – универсальных учебных действий: познавательных (базовые логические и исследовательские действия, работа с информацией); коммуникативных (общение, совместная деятельность); регулятивных (самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, принятие себя и других); 3) предметных: формирование привычки к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой; умение планировать самостоятельные занятия физической культурой и строить индивидуальные программы оздоровления и физического развития; умение отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью с учетом индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели; организация самостоятельных систематических занятий физическими упражнениями с соблюдением правил техники безопасности и профилактика травматизма; умение выполнять комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений; владение основами технических действий и приемами различных видов спорта, их использование в игровой и соревновательной деятельности; умение повышать функциональные возможности систем организма при подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Актуальность настоящих методических рекомендаций определяется необходимостью выполнения требований «Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (далее Концепция), утвержденной на коллегии Минпросвещения России 24 декабря 2018 г. В ходе реализации Концепции решается ряд проблем: 1) мотивационного характера, обусловленных несоответствием личностных интересов обучающихся и содержания занятий физкультурой, а также несовершенством механизмов, формирующих навыки самостоятельной учебной деятельности; 2) содержательного характера, связанных с формированием у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни; 3) методического характера по обновлению учебно-методических комплексов. Данные проблемы в Ярославской области решаются путем изучения и обобщения опыта учителей физической культуры, который мог стать основой: совершенствования учебно-методических комплексов по физической культуре с учетом приоритета самостоятельной работы обучающихся; совершенствования процессов апробации и внедрения новых методов использования образовательных ресурсов; использования методических ресурсов различных видов спорта, удовлетворяющих современным запросам молодежи с учетом здоровьесберегающих технологий, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или временными ограничениями физической нагрузки; разработки инструментария для оценки спортивных интересов обучающихся. Безусловно, рекомендации будут полезны также при организации образовательной процесса по обновленным ФГОС начального общего (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286) и основного общего образования (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287). В данной разработке под дидактическими материалами понимается материал, активизирующий познавательную деятельность учащегося на уроках физической культуры, помогающий ему включиться в учебный процесс и воспринимать информацию на заданную тему. Дидактические материалы позволяют оказывать воздействие на учащегося исходя из его особенностей восприятия и предлагать ему работу подходящего уровня сложности. Это тексты, карты, кроссворды, иллюстрации, макеты, а также видео- и аудиоматериалы, удобные для хранения, доступные для домашней работы, дополненные интерактивными элементами в ходе самостоятельной работы. Дидактические материалы помогут учителям физической культуры обеспечивать индивидуализацию учебного процесса по таким показателям, как: содержание (какие темы предлагаются конкретному ученику), объем (уровень сложности материала), время изучения. Особенностью является то, что в ходе урока учителю нужно помочь учащемуся познакомиться с наибольшим объемом материала в рамках строго ограниченного времени. Использование дидактических материалов позволяет организовать самостоятельную работу школьника, на которую он тратит уже столько времени, сколько ему необходимо и за рамками урока.
Карточки с теоретическими и практическими заданиями, помогают не только в освоении новых знаний по физической культуре ученикам, по каким-либо причинам пропускающим занятия или освобожденным после болезни, но и помогают в новой форме закрепить пройденный на уроке материал.
Карточки – задания по акробатике
Карточка № 1
И.п. – основная стойка
Упор присев
Кувырок вперёд в упор присев
Основная стойка
Карточка № 2
И.п. – упор присев.
Стойка на голове и руках
Перекат вперёд в упор присев
Основная стойка
Карточка № 3
И.п. – основная стойка
Кувырок назад в упор присев
Кувырок вперёд в упор присев
Основная стойка
Карточка № 4
И.п. – основная стойка
Два кувырка вперёд
Перекат назад в стойку на лопатках
Перекат вперёд в упор присев
Основная стойка
Раздел «Виды спорта»
1. Перечислите виды спорта, которые вы видите на картинке.
Раздел «Легкая атлетика»
1. Спринт – это:
1) Бег на 1000м 2) бег на 100м 3) бег на 5000м
2.Марафон – это
1) бег на 10000м 2) бег на 42км195м 3) бег на 3000м
3. Бег на средние дистанции – это:
1) бег на 400 и 800м 2) бег на 800 и 1000м 3) бег на
400 и 1000м
5.При эстафетном беге
1) передают эстафетную палочку 2) касаются друг друга рукой
3) говорят «я добежал»
6.При беге на короткие дистанции спортсмены принимают
1) высокий старт 2) низкий старт 3) стоят в основной стойке
7. При беге на длинные дистанции спортсмены принимают
1) высокий старт 2) низкий старт 3) принимают упор присев
8.Различают стартовые команды:
а) «на старт!», «внимание!», «марш!»
б) «внимание», «приготовиться!», «старт!»
в) «на старт!», «приготовиться», «побежали»
Раздел №1. Основы знаний.
1.Работа мышц благотворно действует:
а) только на сами мышцы
б) на весь организм
в) только на сердце
2. Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности,
направленный на:
а) сохранение и укрепление здоровья
б) развитие физических качеств человека
в) повышение высокой работоспособности
3. Каковы причины нарушения осанки?
а) привычка держать голову прямо
б) привычка к неправильным позам
в) слабая мускулатура
4. Каков один из принципов закаливания?
а) постепенность
б) решительность
в) систематичность
5. Что называется осанкой?
а) качество позвоночника, обеспечивающее хорошее самочувствие
б) пружинные характеристики позвоночника и стоп
в) привычная поза человека в вертикальном положении
6. Девиз Олимпийских игр:
а) «Олимпийцы – среди нас»
б) «Быстрее, выше, сильнее!
в) «О спорт! Ты мир!»
7. Древнейшей формой организации физической культуры были:
а) бега
б) единоборства
в) соревнования на колесницах
г) пентатлон
8. Почему античные Олимпийские игры назывались праздниками мира?
а) игры отличались миролюбивым характером
б) в период проведения игр прекращались войны
в) в Олимпийских играх принимали участие атлеты всего мира
г) Олимпийские игры имели мировую известность
9. Какой вид программы представлял программу первых Олимпийских игр Древней Греции?
а) метание копья
б) борьба
в) бег на 1 стадий
г) бег на 4 стадия
10. Чем характеризуется утомление?
а) отказом от работы
б) временным снижением работоспособности
в) повышенной частотой сердечных сокращений (ЧСС)
11. Назовите начальный этап закаливания водой:
а) обтирание
б) обливание
в) плавание
12. При малоподвижном образе жизни:
а) повышается работоспособность
б) замедляется процесс старения
в) развивается слабость сердечной мышцы
Ответы :
1 | б |
2 | а |
3 | а |
4 | а |
5 | в |
6 | б |
7 | г |
8 | б |
9 | а |
10 | а |
11 | а |
12 | в |
Волейбол
1.Волейбол как спортивная игра появился в конце XIX века в ...
а) США б) Канаде в) Японии г) Германии.
2. Волейбольная площадка имеет размеры:
а) 18м x 8м ; б) 18м x 9м; в) 19м x 9м г) 20м x 10м;
3. Ошибками в волейболе считаются....
1) "три касания"; б) "четыре касания», удар при поддержке, "двойное касание";
в) мяч соприкоснулся с любой частью тела.
4. На крупных соревнованиях по волейболу игра проводится из …
а) двух партий; б) трех партий; в) пяти партий.
5. До скольких очков ведется счет в решающей (3-й или 5-й) партии?
а) до 15 очков; б) до 20 очков; в) до 25 очков.
6. Допускается ли команда волейболистов до участия в соревнованиях, если в ее составе 5 человек?
а) допускается; б) не допускается; в) допускается с согласия команды соперника.
7. Сколько еще касаний мяча может сделать принимающая подачу команда, если прием мяча с подачи считать первым касанием?
а) одно; б) два; в) три.
8. Если после разрешения судьи на подачу, подающий игрок подбросил мяч и не произвел по нему удар, то …
а) подача считается проигранной; б) подача повторяется этим же игроком;
в) подача повторяется другим игроком этой же команды.
9. Сколько игроков-волейболистов могут одновременно находиться на волейбольной площадке во время проведения соревнований?
а) шесть; б) десять; в) двенадцать.
10. Либеро – это…
а) судья; б) игрок; в) секретарь; г) тренер.
11. Специальная разминка волейболиста включает в себя …
а) беговые упражнения; б) упражнения с мячом; в) силовые упражнения.
12. При каком счете может закончиться игра в первой партии?
а) 15:13; б) 25:26; в) 27:29.
13. Стойка волейболиста помогает игроку …
а) быстро переместиться «под мяч»; б) следить за полетом мяча;
в) выполнить нападающий удар.
14. Какие действия являются нарушением правил при подаче мяча?
а) игрок ударил несколько раз мячом об пол; б) заступил ногой пространство площадки
в) выполнил прыжок перед подачей; г) подачу подавал за 2 метра от площадки
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
а | б | б | в | а | б | в | б | а | б | б | б | а | б |
Футбол
1.Какая страна является родиной футбола?
а) Бразилия; б) Испания; в)Англия.
2.В каком году наша страна становилась победителем Олимпийских игр?
а)1984г; б)1980г; в) 1988г.
3.Каким ударом наказывается команда, нарушившая правила в штрафной площади?
а) пенальти; б) вбрасывание; г) угловой удар.
4.Игра в футбол начинается:
а) ударом с центра поля; б) ударом из-за боковой линии; г) вбрасыванием.
5.Сколько замен в футболе?
а)1; б) 2; в) 3.
6.Аут в большом футболе вводится:
а) ногами; б) броском руками; в) ногой или рукой (по желанию)
7.Сколько замен в мини-футболе?
а) 1; б) 3; в ) не ограниченно.
8.Главным средством передвижения футболиста в игре является:
а) бег; б) спортивная ходьба; в) шаг.
9.Сколько человек одновременно находится на футбольном поле в одной команде?
а) 10; б) 11; в) 12.
10.Сколько человек одновременно находится на площадке в одной команде при игре в мини-футбол?
а) 5; б) 6; в) 7.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
в | в | а | а | в | б | в | а | б | 5 |
Баскетбол
1.Кто придумал баскетбол как игру:
а) Д. Формен; б) Д. Фрейзер; в) Д. Нейсмит.
2. Встреча в баскетболе состоит из:
а) двух таймов по 20 минут; б) четырех таймов по 10 минут; в) трех таймов по 15 минут.
3. Может ли игра закончиться ничейным счетом?
а) может; б) не может; в) назначается переигровка.
4. Победителем встречи является команда:
а) выигравшая три четверти; б) выигравшая вторую половину встречи; в) набравшая хотя бы на одно очко больше соперника.
5.Как переводится с (англ.) баскетбол?
а) сетка-мяч; б) кольцо-мяч; в) корзина-мяч; г) щит-мяч;
6. Размер баскетбольной площадки равен:
а) 13х26 м; б) 15х28 м; в) 14х29 м; г) 15х30 м
7. Как начинается игра в баскетбол?
а) жеребьевкой; б) вводом мяча из-за боковой линии; в) спорным броском с центра круга;
8. Сколько игроков-баскетболистов могут одновременно находиться на баскетбольной площадке во время соревнований?
а) 5 человек б) 10 человек в) 12 человек.
9. Команда получает 3 очка при попадании мяча в кольцо, если мяч брошен …
а) с линии штрафного броска; б) из-под щита; в) из-за линии трехочковой зоны.
10. При выполнении штрафного броска каждое попадание засчитывается …
а) за одно очко; б) за два очка; в) за три очка.
11. Игрок, остановившийся после ведения мяча, не имеет права …
а) выполнить передачу мяча партнеру; б) выполнить бросок мяча в кольцо;
в) возобновить ведение мяча.
12. Выполняя ведение мяча и сближаясь с соперником, игрок защищает мяч …
а) отталкивая соперника рукой; б) поворачиваясь к сопернику спиной;
в) небольшим наклоном и поворотом туловища от соперника.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
в | в | в | в | в | б | в | а | в | а | в | в |