12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Виктория86

Тема: Безличные глаголы

Цель: сформировать у учащихся понятие о безличных глаголах, их значениях и грамматических особенностях, выработать умение отличать безличные глаголы от личных, использовать глаголы безличные в своей речи, содействовать активному расширению словарного запаса.

ХОД УРОКА

1 Орг. момент

2 Проверка Д.З.

3 Повторение изученного материала

Игра «Домино»

Для игры кубик и игровое поле. Учащиеся работают в группах, в  каждой из них есть консультанты. Нужно бросить кубик, сделать несколько шагов на игровом поле, сколько выпало точек на кубике, назвать глаголы с тем местоимением, которое выпало на кубике.

 

4 Мотивационный  этап

 

-Сегодня нам предстоит знакомство с группой очень интересных глаголов. Чем они интересны и как они называются  - пока это секрет, который нам с вами предстоит разгадать. Представьте, что они потеряли имя, а мы с вами можем его найти. Действительно, вернув глаголам потерянное имя, мы выясним и тему нашего урока. Кроме того, вы научитесь эти глаголы отличать от других, находить их в предложении, а также составлять с ними предложения.

5 Операционно-познавательный этап

5.1. Наблюдение над языковым материалом

-Выполните действие, обозначаемое глаголами: АПЛОДИРОВАТЬ, УЛЫБАТЬСЯ, ЧИТАТЬ.

-А теперь попробуйте выполнить следующее  действие: ЗНОБИТ, НЕ СПИТСЯ, ВЗГРУСТНОЛОСЬ. Можете ли вы выполнить эти действия? Какое значение имеют эти глаголы? Кто их выполняет? (действие происходит само по себе, глаголы называют состояние человека)

-Проанализируйте  состав грамматической основы в предложениях. В каких предложениях есть только сказуемые. Какие действия обозначают сказуемые?

1 Морозит. 2 Мы выходим из дома. 3 Нам легко дышится. 4 Мы не спеша прогуливаемся по зимнему лесу. 5 Пахнет хвоей. 6 Стоит тишина. 7 Вдруг тишину нарушил снег, упавший с ветки на ели. 8 И снова стихло. 9 Хорошо в зимнем лесу.

(Действие происходит само по себе, без действующего лица. Глаголы обозначают состояние природы или человека)

-А что можно сказать о подлежащем? Требуется ли оно в таких предложениях? (его нет и быть не может) Есть ли здесь действующее лицо? (нет) Какие это глаголы? (без лица) Значит имя у них ….(безличные глаголы)

-ВЫВОД: у безличных глаголов нет лица и категории

РАБОТА НАД ЛЕКСИЧЕСКОЙ НОРМОЙ

Определим значение слова «БЕЗЛИЧНЫЙ». В ТОЛКОВОМ СЛОВАРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОД РЕДАКЦИЕЙ С.И. Ожегова «безличный» - в грамматике: не допускающий употребления подлежащего.

-Назовите синоним высокого стиля к слову «лицо»(лик) Что обозначает прилагательное «безликий»? (лишенный своеобразия, ярких, индивидуальных черт)

В чем разница между словами? А можно  назвать глаголы безликими? Тогда почему глаголы названы безличными, а не безликими? Раз их нельзя назвать безликими, значит, они несут смысловую нагрузку в себе. Давайте понаблюдаем за безличными глаголами в текстах.

5.2. Закрепление изученного

РАБОТА НАД ТЕОРЕТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ НА СТР. 83-84

-Составьте  по теоретической информации 3 вопроса, задайте их соседу по парте?

-Что нового вы узнали о безличных глаголах? (значение, формы употребления)

УПР, 155

ИГРА «Фокусник»

-Превратите личные глаголы в безличные из упр. 156

ИГРА «НЕМОЙ ВОПРОС»

Овал - безличные глаголы, смайлик – личные

В зависимости от глаголов учащиеся показывают нужную сторону карточки

Приближался рассвет. Вечерело.  Весь день идет дождь. Как быстро рассвело! Мне долго не спалось. Сегодня все хорошо работали! В ушах зазвенело.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

-Составьте по 3 предложения о явлениях природы (в.1), о своем самочувствии (в.2), УПОТРЕБЛЯЯ БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ. При затруднении используйте слова для справок: подморозило, смеркается, вечереет, стемнело, рассветает, темнеет, похолодало, посвежело (вариант 1) ,не хочется , думается, мечтается, знобит, нездоровится, становится, лихорадит (вариант 2)

6 Контрольно-оценочный

Тестовая работа по теме «Глагол»

1 Укажите верные утверждения

А) к непостоянным морфологическим  признакам глагола относятся: наклонение, время, лицо, число, род;

Б) глаголы совершенного вида имеют только 2 формы времени: прошедшее и будущее простое;

В) возвратные глаголы всегда переходные;

2 В каком ряду все глаголы совершенного вида

А) грустить, летать, вырастить, Б) узнать, одолеть, сознаться, в) вылить, пришить, оглядываться

3В каком ряду все глаголы несовершенного вида

А)  грустить, летать, вырастать, Б) узнать, одолеть, сознаться, в) выливать, пришить, оглядываться

4 Какие глаголы являются переходными?

 А) Располагаться возле школы б) выпить квасу, в) загорать на пляже, г) коснуться стены, д) представить проект, е) не читал книг

5 Какие глаголы относятся к 1 спряжению?

А) посадить, б) колоть, в) видеть, г) греть, д) стелить, е) захотеть

6  В каких предложениях есть безличные глаголы?

А) Уже совсем стемнело и начало холодать. Б) В роще звучно щелкал соловей В) Нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука. Г) В воздухе уже не так пахло, в нем снова как будто разлилась сырость. Д) Уже совсем завечерело, когда мы возвращались домой. Е) Рассвело.

7 Д.З.

П.16, упр. 157

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.