Конспект урока математики в 6 классе «Координатная плоскость»
Класс: 6
Технологическая карта урока | |||||
ФИО учителя: Кудикова Н.Н. | |||||
Программа: Бунимович Е. А., Кузнецова Л. В., Минаева С. С. и др. Математика. 6 класс УМК: Математика. 6 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Г.В.Дорофеева. | |||||
Тема: «Координатная плоскость» | |||||
Тип урока: урок введения новых знаний | |||||
Цель урока: | Способствовать формированию ключевых компетенций учащихся через усвоение понятия координатной плоскости, умения пользоваться системой координат для определения положения точки на плоскости. | ||||
Задачи урока: | Образовательные | • ознакомить с прямоугольной системой координат на плоскости; • научить свободно ориентироваться на координатной плоскости, строить точки по заданным её координатам и определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости; • формировать умение воспринимать на слух координаты. | |||
Развивающие | • развивать правильную и четкую, аргументированную речь учащихся; • учить четко и аккуратно выполнять геометрические построения; • развивать творческие способности школьников. | ||||
Воспитательные | • воспитание интереса к предмету; • воспитание трудолюбия и самоконтроля. | ||||
Планируемый результат: | УУД | Личностные: умение работать в группах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения. | |||
Познавательные: выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством. | |||||
Регулятивные: формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов. | |||||
Коммуникативные: эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль. | |||||
Формы работы | Ресурсы | ||||
Фронтальная, групповая, индивидуальная | учебник, мультимедийный проектор, карточки с заданиями. |
Методы:
словесный (рассуждение, беседа);
практический (построение точек на плоскости);
репродуктивный (воспроизведение имеющихся знаний).
ХОД УРОКА
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Предполагаемая деятельность учащихся | УУД | Методический комментарий |
1. | Организационный Задача: создать благоприятный психологический настрой на работу | Доброе утро! Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой стране «Математика». | Учащиеся успокаиваются, включаются в учебную деятельность. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Слайд 1 |
2. | Актуализация знаний, подготовка к изучению нового материала Задача: актуализация опорных знаний и способов действий. | Давайте вспомним материал предыдущих уроков. 1. Какая прямая называется координатной прямой? 2. Что можно сказать о соответствии между точками и числами на координатной прямой? 3. Сколько точек соответствует числу на прямой? 4. Сколько чисел соответствует точке на прямой? | Учащиеся отвечают на вопросы. 1. Прямую с выбранными на ней началом отсчета, единичны отрезком и направлением называют координатной прямой 2. Точки располагаются на координатной прямой. 3. Числу на координатной прямой соответствует одна точка. 4. Точке на координатной прямой соответствует одно число | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков. | Слайд 2. |
3. | Подготовительный этап Фронтальная работа | Определите координаты точек на координатной прямой. Достаточно ли одного числа, чтобы определить положение точки на плоскости? Постановка проблемы. А как определить положение точки, не лежащей на координатной прямой? У нас возникла проблема, которую необходимо решить. Попробуйте сформулировать её. Учитель, совместно с детьми, сообщает тему, цели урока | А(3), С(-5), А(3), F (?) Одного числа недостаточно, чтобы определить координату точки F.
Как определить положение точки вне координатной прямой? «Координатная плоскость» | Сравнение, обобщение, формулирование вывода (познавательные УУД) | Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 |
4. | Введение новых знаний | «Жить на плоскости не скучно, веселей, чем на прямой…» - будет эпиграфом нашего урока. – Общаясь друг с другом, люди часто говорят: "Оставьте свои координаты"( географические координаты). Для чего? - В каком городе мы с вами живем? - А вы знаете его географические координаты? А где еще в жизни мы встречаемся с ними? -А еще с помощью координатной сетки летчики, моряки определяют местоположение объектов -Действительно, суть координат заключается в том, что мы можем определить положение того или иного объекта. Для этой цели на плоскости проводят две взаимно перпендикулярные прямые х и у, О- начало координат. Координатная плоскость. Система координат на плоскости- это две взаимно перпендикулярные прямые (оси) с выбранным началом отсчета, единичным отрезком и направлениями – положительным и отрицательным. Обозначаются оси: горизонтальную-ось ОХ (или ось абсцисс) вертикальную- ось ОУ (или ось ординат) Такая система координат на плоскости была предложена французским ученым, философом и математиком Рене Декартом. Она носит название Декартовой системы координат или координатной плоскости. Ребята, какую учебную задачу мы уже достигли? - Каждой точке на координатной плоскости соответствует пара чисел АБСЦИССА и ОРДИНАТА. Записывают точка А(х;у). И наоборот, каждой паре чисел на координатной плоскости соответствует единственная точка, координатами которой они являются. | Записывают число, тему урока в тетрадь. Чтобы человека было легко найти. В городе Миллерово - место в зале кинотеатра - игры - место ученика на экзамене Чертят в тетради. Учащиеся слушают учителя Дали определение координатной плоскости. | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство. Регулятивные: планирование, прогнозирование. | Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10-13 Слайд 14 Слайд 15 |
5. | Формирование умений по применению новых знаний Задача: установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу | -Давайте вернемся к началу урока и определим координату точки F Задание1.Назовите координаты точек, отмеченных на координатной плоскости. Ребята, что сейчас мы с вами делали? Какую учебную задачу выполнили? Задача 2. Выполним задание по карточке. (Приложение 1) С заданием мы справились. Молодцы! Чем мы сейчас занимались? Решили ли мы еще одну учебную задачу? | Учащиеся называют координатe точки F Учащиеся фронтально называют координаты точек. Сейчас мы определили координаты точек, выполнили вторую учебную задачу. Учащиеся строят в тетрадях, по одному выходят к доске и показывают местоположение точки. Просматривают видео о созвездиях Большой и Малой Медведицах. Cейчас мы научились строить точку на координатной плоскости по заданным координатам. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. | Слайд 16,17 Слайд 18-20 |
6. | Физкультминутка | Устали? Давайте немного отдохнем. ( различные задания-примеры) | Учащиеся встают и выполняют определенные упражнения. | | Слайд 21 |
7. | Контроль понимания изученного Работа в группах Задача: выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | На столе разложены карточки, дети поочередно вытягивают карточки и садятся на свои места.
- Совсем скоро наша страна отметит 75-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне. Вам, ребята, надо гордиться подвигами своего народа выигравших неимоверными усилиями войну, и знать их историю. Это праздник всей нашей страны. И в честь победы в Великой Отечественной войне произведём наш “ Звёздный салют Победы”. (Приложение 2) Замечательно, вы хорошо усвоили новый материал. | Ребята выполняют практическую работу, в случае затруднения обращаются к помощи учителя. - мы точки I четверти; - мы точки, лежащие на координатных осях Выполняют самостоятельную работу. Работая в группах, дети создают свой индивидуальный рисунок салюта. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. | Слайд 22 Слайд 23 Слайд 24 |
8. | Задание на дом Задача: обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Прочитать параграф11.5, выполнить № 978, 990, стр.255 | Записывают задание в дневники. | | Слайд 25,26 |
9 | Подведение итогов урока Задача: дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | Внимание на следующий слайд Оценивает и комментирует работу учащихся на уроке. | Вставляют пропущенные слова. | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль | Слайд 27 |
10 | Рефлексия (Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе). | Если вы считаете, что поняли тему урока, то прикрепите звездочку в … Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то прикрепите звездочку в … Если вы считаете, что немного затрудняетесь, то прикрепите звездочку в … . Если вы считаете, что узнали что-то новое, то прикрепите звездочку в … . | 3 четверть 4 четверть 1 четверть 2 четверть | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия | Слайд 28 |