Конспект урока математики в 6 классе «Координатная плоскость»

4
0
Материал опубликован 10 August 2020

Класс: 6

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Кудикова Н.Н.

Программа: Бунимович Е. А., Кузнецова Л. В., Минаева С. С. и др. Математика. 6 класс

УМК: Математика. 6 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Г.В.Дорофеева.

Тема: «Координатная плоскость»

Тип урока: урок введения новых знаний

Цель урока:

Способствовать формированию ключевых компетенций учащихся через усвоение понятия координатной плоскости, умения пользоваться системой координат для определения положения точки на плоскости.

Задачи урока:

Образовательные

ознакомить с прямоугольной системой координат на плоскости;

научить свободно ориентироваться на координатной плоскости, строить точки по заданным её координатам и определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости;

формировать умение воспринимать на слух координаты.

Развивающие

развивать правильную и четкую, аргументированную речь учащихся;

учить четко и аккуратно выполнять геометрические построения;

развивать творческие способности школьников.

Воспитательные

воспитание интереса к предмету;

воспитание трудолюбия и самоконтроля.

Планируемый результат:

УУД

Личностные: умение работать в группах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

Познавательные: выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством.

Регулятивные: формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов.

Коммуникативные: эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль.

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная, групповая, индивидуальная

учебник, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

Методы:

словесный (рассуждение, беседа);

практический (построение точек на плоскости);

репродуктивный (воспроизведение имеющихся знаний).

ХОД УРОКА



Этапы урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

УУД

Методический комментарий

1.

Организационный

Задача: создать благоприятный психологический настрой на работу

Доброе утро!

Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой стране «Математика».

Учащиеся успокаиваются, включаются в учебную деятельность.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Слайд 1t1597083149aa.png

2.

Актуализация знаний, подготовка к изучению нового материала

Задача: актуализация опорных знаний и способов действий.

Давайте вспомним материал предыдущих уроков.

1. Какая прямая называется координатной прямой?

2. Что можно сказать о соответствии между точками и числами на координатной прямой? 

3. Сколько точек соответствует числу на прямой?

4. Сколько чисел соответствует точке на прямой?

Учащиеся отвечают на вопросы.

1. Прямую с выбранными на ней началом отсчета, единичны отрезком и направлением называют координатной прямой

2. Точки располагаются на координатной прямой.

3. Числу на координатной прямой соответствует одна точка.

4. Точке на координатной прямой соответствует одно число

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

Слайд 2.

t1597083149ab.png


3.

Подготовительный этап Фронтальная работа

Определите координаты точек на координатной прямой. Достаточно ли одного числа, чтобы определить положение точки на плоскости?

Постановка проблемы.

А как определить положение точки, не лежащей на координатной прямой?

У нас возникла проблема, которую необходимо решить. Попробуйте сформулировать её.

Учитель, совместно с детьми, сообщает тему, цели урока


А(3), С(-5), А(3), F (?)

Одного числа недостаточно, чтобы определить координату точки F.







Как определить положение точки вне координатной прямой?



«Координатная плоскость»

Сравнение, обобщение, формулирование вывода (познавательные УУД)

Слайд 3

t1597083149ac.png

Слайд 4

t1597083149ad.png

Слайд 5

t1597083149ae.png

Слайд 6

t1597083149af.png

4.

Введение новых знаний

«Жить на плоскости не скучно, веселей, чем на прямой…» - будет эпиграфом нашего урока.
И я желаю вам сегодня на уроке удачи, новых открытий и точных построений.

– Общаясь друг с другом, люди часто говорят: "Оставьте свои координаты"( географические координаты). Для чего?

- В каком городе мы с вами живем?

- А вы знаете его географические координаты?

А где еще в жизни мы встречаемся с ними?



-А еще с помощью координатной сетки летчики, моряки определяют местоположение объектов

-Действительно, суть координат заключается в том, что мы можем определить положение того или иного объекта.









Для этой цели на плоскости проводят две взаимно перпендикулярные прямые х и у, О- начало координат.

Координатная плоскость.

Система координат на плоскости- это две взаимно перпендикулярные прямые (оси) с выбранным началом отсчета, единичным отрезком и направлениями – положительным и отрицательным.

Обозначаются оси:

горизонтальную-ось ОХ (или ось абсцисс)

вертикальную- ось ОУ (или ось ординат)

Такая система координат на плоскости была предложена французским ученым, философом и математиком Рене Декартом. Она носит название Декартовой системы координат или координатной плоскости.

Ребята, какую учебную задачу мы уже достигли?

- Каждой точке на координатной плоскости соответствует пара чисел АБСЦИССА и ОРДИНАТА. Записывают точка А(х;у).

И наоборот, каждой паре чисел на координатной плоскости соответствует единственная точка, координатами которой они являются.

Записывают число, тему урока в тетрадь.







Чтобы человека было легко найти. 



В городе Миллерово





- место в зале кинотеатра

- игры

- место ученика на экзамене





























Чертят в тетради.





Учащиеся слушают учителя































Дали определение координатной плоскости.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Слайд 7

t1597083149ag.png

Слайд 8

t1597083149ah.png

Слайд 9

t1597083149ai.png

Слайд 10-13

t1597083149aj.png

t1597083149ak.png

t1597083149al.png





Слайд 14

t1597083149am.png













Слайд 15

t1597083149an.png

5.

Формирование умений по применению новых знаний

Задача: установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

-Давайте вернемся к началу урока и определим координату точки F











Задание1.Назовите координаты точек, отмеченных на координатной плоскости.

Ребята, что сейчас мы с вами делали? Какую учебную задачу выполнили?







Задача 2. Выполним задание по карточке.

(Приложение 1)

С заданием мы справились. Молодцы!

Чем мы сейчас занимались? Решили ли мы еще одну учебную задачу?


Учащиеся называют координатe точки F













Учащиеся фронтально называют координаты точек.

Сейчас мы определили координаты точек, выполнили вторую учебную задачу.









Учащиеся строят в тетрадях, по одному выходят к доске и показывают местоположение точки. Просматривают видео о созвездиях Большой и Малой Медведицах.

Cейчас мы научились строить точку на координатной плоскости по заданным координатам.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.


Слайд 16,17

t1597083149ao.png





t1597083149ap.png

Слайд 18-20

t1597083149aq.png

t1597083149aq.png










6.

Физкультминутка

Устали? Давайте немного отдохнем.

( различные задания-примеры)


Учащиеся встают и выполняют определенные упражнения.


Слайд 21

t1597083149ar.png


7.

Контроль понимания изученного

Работа в группах

Задача: выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

На столе разложены карточки, дети поочередно вытягивают карточки и садятся на свои места.
Учащимся предлагается карточки с координатами точек вида (-1;3), (1;11), (-5;-45),(45;-1) (в каждой группе по 5 учеников). Учащимся пятой группы (наиболее сильные учащиеся) необходимо раздать карточки типа (1;0), (0;-4), (-5;0), (0;-11) (соответственно их группа имеет название: «точки, лежащие на координатных осях») 
«Почему вы вместе?» 





Эта группа сегодня назначается моими помощниками, вы будете помогать им в случае затруднений.

- Совсем скоро наша страна отметит 75-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне. Вам, ребята, надо гордиться подвигами своего народа выигравших неимоверными усилиями войну, и знать их историю. Это праздник всей нашей страны. И в честь победы в Великой Отечественной войне произведём наш “ Звёздный салют Победы”.

(Приложение 2)





Замечательно, вы хорошо усвоили новый материал.


Ребята выполняют практическую работу, в случае затруднения обращаются к помощи учителя.















- мы точки I четверти;
- мы точки II четверти;
- мы точки III четверти;
- мы точки IV четверти;



- мы точки, лежащие на координатных осях





















Выполняют самостоятельную работу. Работая в группах, дети создают свой индивидуальный рисунок салюта.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.



































Слайд 22

t1597083149as.png Слайд 23

t1597083149at.png

Слайд 24

t1597083149au.png

8.

Задание на дом

Задача: обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Прочитать параграф11.5, выполнить № 978, 990, стр.255

Записывают задание в дневники.


Слайд 25,26

t1597083149av.png

9

Подведение итогов урока

Задача: дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Внимание на следующий слайд





Оценивает и комментирует работу учащихся на уроке.

Вставляют пропущенные слова.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

Слайд 27

t1597083149aw.png

10

Рефлексия

(Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе).

Если вы считаете, что поняли тему урока, то прикрепите звездочку в …

Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то прикрепите звездочку в …

Если вы считаете, что немного затрудняетесь, то прикрепите звездочку в … .

Если вы считаете, что узнали что-то новое, то прикрепите звездочку в … .


3 четверть





4 четверть





1 четверть



2 четверть


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия

Слайд 28

t1597083149ax.png

t1597083149ay.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.