Урок русского языка в 5 классе по теме «Глагол как часть речи»
Выполнила учитель русского языка МАОУ «Речицкая СОШ» Почепского района Брянской области Кожемяко Валентина Петровна Русский язык. 5 класс. В 2 ч. Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др. – М.: Просвещение, 2016
Добро пожаловать на урок русского языка!
– Что вы больше всего любите? – Люблю действовать. – Что вы больше всего не любите? – Не люблю предлоги и известную всем частицу. – Что бы вы пожелали ребятам? Ребята, сегодня мы начнем изучать новую тему. А какую — вы догадаетесь, если внимательно послушаете интервью – Чтобы русский все ребята. на "десятку" знали. На письме и в разговоре Меня употребляли. Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду- Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады. И хлеб в полях растёт. ( Н.Зиганшина)
Глагол как часть речи
Самостоятельная часть речи Обозначает действие предмета Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Изменяется по временам (настоящее, прошедшее, будущее) В предложении, как правило, бывает сказуемым
Время глагола по числам по лицам Будущее Настоящее Прошедшее по числам в ед. ч. – по родам
Из истории слова Изначально глаголом называли вообще всякое слово. В 19 веке Пушкин призывал «глаголом жечь сердца людей». Тогда это существительное осознавалось как «речь, слово». В настоящее время существительное глагол в значении «речь» в русском языке почти не употребляется.
Как вы понимаете пословицу «Устами младенца глаголет истина»?
Устами младенца глаголет истина Экспрес. То, что непосредственно, без утайки, бесхитростно высказывают дети Младе́нец — новорожденный ребенок( в возрасте до года). Также очень маленький ребенок.
Два плуга К какому жанру относится это произведение? Как вы определили? В каких словах заключена главная мысль сказки? Как вы понимаете эти слова?
Из первого абзаца выпишите глаголы, укажите их время, число, род(если возможно). Подчеркните грамматическую основу в 1предл. 2-го абзаца. Константин Дмитриевич Ушинский Два плуга Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной. - Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца. - От труда, мой милый, - отвечал тот, - а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
Задание к упр. 372 (на выбор) Придумайте и запишите 3 предложения с глаголами, обозначающими процесс труда. Напишите доказательство (лингвистическая игра на с.53)
Подумайте и ответьте, к какой части речи относятся выделенные слова Ведро дало течь, и вода стала течь. Мама стала печь пироги, а сын на печь залез. Снежное покрывало покрывало все поле. Ветер стих. Я прочитал стих. Мы получили хорошие вести. Надо вести брата в садик.
Домашнее задание п.49, упр.373 (* продолжить рассказ), повт. п.40