Урок русского языка в 5 классе по теме «Глагол как часть речи»
Пояснительная записка к презентации
Тема урока:«Глагол как часть речи».
Цель: обобщение и систематизация имеющихся у учащихся знаний о глаголе как части речи; развитие умения отличать глаголы от слов других частей речи, работать с различными источниками информации.
Ход урока
1.Оргмомент
2. Этап мотивации (слайд 3)
Сегодня мы начнем изучать новую тему. А какую — вы догадаетесь, если внимательно послушаете интервью
– Что вы больше всего любите?
– Люблю действовать.
– Что вы больше всего не любите?
– Не люблю предлоги и известную всем частицу.
– Что бы вы пожелали ребятам?
– Чтобы русский все ребята.
на "десятку" знали.
На письме и в разговоре
Меня употребляли.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду-
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт. ( Н.Зиганшина)
Сформулируйте тему урока (слайд 4)
3. Запись темы урока. Целеполагание
Опираясь на тему урока, сформулируйте цели урока.
4.Повторение известных учащимся сведений о глаголе (слайды5,6)
— А теперь попробуйте объединить все сказанное о глаголе в одном определении глагола как части речи.
— Проверим себя: прочитаем определение глагола как части речи в учебнике на стр.53
5. Из истории слова(слайд 7)
6. Лингвистическая игра (слайды 8,9)
7. Первичная проверка понимания
Упр. 371(п) – по цепочке
- С какой целью мы выполняли это упражнение? Что узнали о глаголе?
Вывод: глаголы по смыслу сочетаются не со всеми существительными.
8.Работа с текстом (слайды 10,11)
Константин Дмитриевич Ушинский
Два плуга
Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.
Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
- От труда, мой милый, - отвечал тот, - а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
1)К какому жанру относится это произведение? Как вы определили?
2) В каких словах заключена главная мысль сказки? Как вы понимаете эти слова?
3) Из первого абзаца выпишите глаголы, укажите их время, число, род(если возможно).
4) Подчеркните грамматическую основу в 1предл. 2-го абзаца.
9.Физминутка ( показать действие жестами -упр.372)
-Можно ли сказать, что все встретившиеся в упр. Глаголы относятся к одной тематической группе? (Да, труд)
Разноуровневые задания к упр. 372(слайд 12)
-
Придумайте и запишите 3 предл. с глаголами, обозначающими процесс труда
Напишите доказательство (лингвистическая игра на с.53)
- Проверяем задание
10.Задание на различение глаголов и существительных( слайд 13)
Подумайте и ответьте, к какой части речи относятся выделенные слова (устная работа)
Ведро дало течь, и вода стала течь.
Мама стала печь пироги, а сын на печь залез.
Снежное покрывало покрывало все поле.
Ветер стих. Я прочитал стих.
Мы получили хорошие вести. Надо вести брата в садик.
11. Итог урока. Рефлексия
О какой части речи мы сегодня с вами говорили? (О глаголе)
Вспомните цели, поставленные в начале урока.
Чему вы научились на уроке?
Кто испытал трудности на уроке? С чем они были связаны? Над чем еще нужно поработать? Оцените свой уровень знаний
12.Домашнее задание: п.49, упр.373 (* продолжить рассказ), повт. п.40(слайд14)
– Что вы больше всего любите?
– Люблю действовать.
– Что вы больше всего не любите?
– Не люблю предлоги и известную всем частицу.
– Что бы вы пожелали ребятам?
– Чтобы русский все ребята.
на "десятку" знали.
На письме и в разговоре
Меня употребляли.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду-
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт. ( Н.Зиганшина)
Подумайте и ответьте, к какой части речи относятся выделенные слова.
Ведро дало течь, и вода стала течь.
Мама стала печь пироги, а сын на печь залез.
Снежное покрывало покрывало все поле.
Ветер стих. Я прочитал стих.
Мы получили хорошие вести. Надо вести брата в садик.
Игра «Кто больше?»
Глагол говорить имеет один из богатейших синонимических рядов. Подберите к нему как можно больше синонимов. (Выражаться. Изъясняться, разглагольствовать, ораторствовать, витийствовать (уст.), заливаться соловьем; шептать, твердить, бормотать, объяснять, проворчать, намекать, замечать, угрожать, растолковать, пролепетать, уверять и др.)
Игра
Где мы были, мы не скажем.
А что делали – покажем.
Придумайте небольшой рассказ о том, что вы делали летом, и расскажите с помощью жестов. Одноклассники по жестам должны воспроизвести рассказ, отгадав и записав глаголы.
Сравните тексты. Чем они отличаются? Сделайте вывод о роли глагола в тексте. Попробуйте в первый текст добавить глаголы. Что изменится?
Утро. За окном светло. Ни облачка. Солнышко. Небо синее-синее. Птичьи разговоры. Запах свежеиспеченных булочек. Мамин голос.
-Хорошо! Воскресенье!
Алеша открыл глаза. Потянулся. Посмотрел в окно. Улыбнулся. Услышал мамин голос. Вскочил, оделся, умылся, позавтракал, поцеловал маму и выбежал на улицу.
-Ура! Не учимся! (По З.Лобановой)Ссылки: http://nenuda.ru/глагол--вечный-двигатель-жизни-стихи-и-высказывания-о-глаг.html
Константин Дмитриевич Ушинский
Два плуга
Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.
Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
- От труда, мой милый, - отвечал тот, - а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
Константин Дмитриевич Ушинский
Два плуга
Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.
Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
- От труда, мой милый, - отвечал тот, - а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.