12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кожемяко Валентина Петровна55
Учитель русского языка и литературы, стаж 24 года
Россия, Брянская обл., Почепский р-н, п.Речица
6

Урок русского языка в 5 классе по теме «Глагол как часть речи»



Тема урока:«Глагол как часть речи».

Цель: обобщение и систематизация имеющихся у учащихся знаний о глаголе как части речи; развитие умения отличать глаголы от слов других частей речи, работать с различными источниками информации.

Ход урока
1.
Оргмомент

2. Этап мотивации (слайд 3)

Сегодня мы начнем изучать новую тему. А какую — вы догадаетесь, если внимательно послушаете интервью

Что вы больше всего любите?

Люблю действовать.

Что вы больше всего не любите?

Не люблю предлоги и известную всем частицу.

Что бы вы пожелали ребятам?

Чтобы русский все ребята.

на "десятку" знали.

На письме и в разговоре

Меня употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт. ( Н.Зиганшина)

Сформулируйте тему урока (слайд 4)

3. Запись темы урока. Целеполагание

Опираясь на тему урока, сформулируйте цели урока.

4.Повторение известных учащимся сведений о глаголе (слайды5,6)

— А теперь попробуйте объединить все сказанное о глаголе в одном определении глагола как части речи.

— Проверим себя: прочитаем определение глагола как части речи в учебнике на стр.53

5. Из истории слова(слайд 7)

6. Лингвистическая игра (слайды 8,9)

7. Первичная проверка понимания

Упр. 371(п) – по цепочке

- С какой целью мы выполняли это упражнение? Что узнали о глаголе?

Вывод: глаголы по смыслу сочетаются не со всеми существительными.

8.Работа с текстом (слайды 10,11)

Константин Дмитриевич Ушинский

 Два плуга

 Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.

 Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

 - Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

 - От труда, мой милый, - отвечал тот, - а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

1)К какому жанру относится это произведение? Как вы определили?

2) В каких словах заключена главная мысль сказки? Как вы понимаете эти слова?

3) Из первого абзаца выпишите глаголы, укажите их время, число, род(если возможно).

4) Подчеркните грамматическую основу в 1предл. 2-го абзаца.

9.Физминутка ( показать действие жестами -упр.372)

-Можно ли сказать, что все встретившиеся в упр. Глаголы относятся к одной тематической группе? (Да, труд)

Разноуровневые задания к упр. 372(слайд 12)

  • Придумайте и запишите 3 предл. с глаголами, обозначающими процесс труда

    Напишите доказательство (лингвистическая игра на с.53)

- Проверяем задание

10.Задание на различение глаголов и существительных( слайд 13)

Подумайте и ответьте, к какой части речи относятся выделенные слова (устная работа)

Ведро дало течь, и вода стала течь.

Мама стала печь пироги, а сын на печь залез.

Снежное покрывало покрывало все поле.

Ветер стих. Я прочитал стих.

Мы получили хорошие вести. Надо вести брата в садик.

11. Итог урока. Рефлексия

О какой части речи мы сегодня с вами говорили? (О глаголе)

Вспомните цели, поставленные в начале урока.

Чему вы научились на уроке?

Кто испытал трудности на уроке? С чем они были связаны? Над чем еще нужно поработать? Оцените свой уровень знаний

12.Домашнее задание: п.49, упр.373 (* продолжить рассказ), повт. п.40(слайд14)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Что вы больше всего любите?

Люблю действовать.

Что вы больше всего не любите?

Не люблю предлоги и известную всем частицу.

Что бы вы пожелали ребятам?

Чтобы русский все ребята.

на "десятку" знали.

На письме и в разговоре

Меня употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт. ( Н.Зиганшина)



 

Подумайте и ответьте, к какой части речи относятся выделенные слова.

Ведро дало течь, и вода стала течь.

Мама стала печь пироги, а сын на печь залез.

Снежное покрывало покрывало все поле.

Ветер стих. Я прочитал стих.

Мы получили хорошие вести. Надо вести брата в садик.



Игра «Кто больше?» 

Глагол говорить имеет один из богатейших синонимических рядов. Подберите к нему как можно больше синонимов. (Выражаться. Изъясняться, разглагольствовать, ораторствовать, витийствовать (уст.), заливаться соловьем; шептать, твердить, бормотать, объяснять, проворчать, намекать, замечать, угрожать, растолковать, пролепетать, уверять и др.) 

Игра

Где мы были, мы не скажем.


 

А что делали – покажем.


 

Придумайте небольшой рассказ о том, что вы делали летом, и расскажите с помощью жестов. Одноклассники по жестам должны воспроизвести рассказ, отгадав и записав глаголы.


 

Сравните тексты. Чем они отличаются? Сделайте вывод о роли глагола в тексте. Попробуйте в первый текст добавить глаголы. Что изменится?

Утро. За окном светло. Ни облачка. Солнышко. Небо синее-синее. Птичьи разговоры. Запах свежеиспеченных булочек. Мамин голос.


 

-Хорошо! Воскресенье!


 

Алеша открыл глаза. Потянулся. Посмотрел в окно. Улыбнулся. Услышал мамин голос. Вскочил, оделся, умылся, позавтракал, поцеловал маму и выбежал на улицу.


 

-Ура! Не учимся! (По З.Лобановой)Ссылки: http://nenuda.ru/глагол--вечный-двигатель-жизни-стихи-и-высказывания-о-глаг.html


 


 

Константин Дмитриевич Ушинский

 Два плуга

  Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.

 

Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

 

- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

 

- От труда, мой милый, - отвечал тот, - а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.


 

Константин Дмитриевич Ушинский

 Два плуга

  Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.

 

Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

 

- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

 

- От труда, мой милый, - отвечал тот, - а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.


Презентация "Глагол как часть речи"
PPTX / 2.34 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.