12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Головко Лилия101
2

Конспект урока 5 кл. по литературе Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Тема: Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Цель: на примере сказки «Тёплый хлеб» К.Г. Паустовского показать учащимся, что счастье человека в доброте, добрых поступках, взаимной выручке.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные УУД: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному.

Метапредметные УУД:

Личностные: учащийся умеет нравственно – этически оценивать прочитанное.

Регулятивные: планирует необходимые действия, действует по плану.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебно – познавательных задач.

Тип урока:  урок по закреплению знаний и способов деятельности.
Оборудование урока:  учебник-хрестоматия, наглядные пособия, илюстрации,карточки с заданиями.
Методы и приёмы обучения:

Репродуктивный метод. Приём: слово учителя.

Метод творческого чтения. Приёмы: комментированное чтение; беседа, активизирующая впечатление от прочитанного и услышанного текста

Эвристический метод. Приёмы: подбор материала из художественного текста для ответа на заданные вопросы.

Ход урока

Девиз урока: Дарить тепло другим – согреваться самому.


Орг. момент.

Учитель. Доброе утро, косички и юбочки!

Доброе утро, штанишки и чубчики!

Доброе утро, солнце и птицы!

Доброе утро! – улыбчивым лицам!

Пусть каждый станет добрей и доверчивей!

Пусть доброе утро продлиться до вечера!

Ребята, давайте же начнём наш урок с позитивной ноты: повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте удачи и добра. Ведь мы о нём так много будем говорить на сегодняшнем уроке.

2.  Мотивация.

Учитель. Начать наш урок хочу с восточной притчи.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

 

3. Целеполагание

Учитель. Ребята, о чем эта притча? Что это за волки?

Ответы. Эта притча о добре и зле, которые есть в каждом человеке.

Учитель. Да, ребята, вы правы. В каждом из нас есть доброе и злое начало. И только нам решать, какие поступки совершать: хорошие или плохие. Но каждый из нас должен понять, что зло всегда наказуемо, и вовремя остановиться, осознать свою вину. И яркий пример этому?…

Ответы. Филька из сказки К. Паустовского «Тёплый хлеб».

Учитель. Дети, обратите внимание, на том месте, где у нас обычно написана тема урока, нарисована лестница, ступеньки. Как вы думаете , что обозначают эти ступеньки и куда они ведут. Что делает человек, подымаясь по этим ступенькам (самосовершенствуется) Духовный рост человека, ведут к добру.

Учитель. Совершенно верно. (Оглашает тему и цели урока. Учащиеся записывают её в тетради).Ребята, а почему ступеньки?

Ответы. Потому что по ступенькам поднимаешься выше, а в переносном смысле усовершенствуешься.

Учитель. Вот и нам с вами, подымаясь вместе с Филькой ступенька за ступенькой , нужно проследить его путь от зла к добру. Каждая из ступенек характеризует возрастание нравственных качеств Фильки. (5)

4. Проверка домашнего задания.

Вы ознакомились с произведением «Теплый хлеб» ещё на прошлом уроке.

Почему мы относим его к сказке?

Что в ней фантастического, а что реального? (обоснуйте свой ответ)

Это народная или литературная сказка? (докажите)

Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете текст. На выполнение тестового задания я даю вам 2 минуты.

Тест (Взаимопроверка)

Выберите один из вариантов ответа в предложенных заданиях.

1) Почему конь остался в деревне?

А) Его ранили.

Б) Так захотел Панкрат.

В) Конь не захотел идти дальше.

2) Какая кличка была у Фильки?

А) «Ничего не знаю».

Б)  «Да ну тебя!».

В)  «Все вы умные».

3) Какую историю рассказала бабушка Фильке?

А) О том, как она обидела когда-то солдата.

Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.

В) О том, как закончилась война.

4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег?

А) Началась метель.

Б) Было наводнение.      

В) Случилось землетрясение.

5) Как Филька искупал свою вину?

А) Он не хотел меняться.

Б) Накормил всех.

В) Рубил лед с ребятами у мельницы.

6) Причиной лютого мороза столетней давности бабка Фильки считала:

А) злобу людскую

Б) ненависть народную

В) грубость человеческую

7) Как Филька помирился с конем?

А) Попросил у него прощения.

Б) Он принес ему свежего хлеба с солью.

В) Он покормил его морковкой.

Ключ:1А, 2Б, 3Б, 4А, 5В, 6А,  7Б.(5)

5.Актуализация учебной деятельности.

Учитель. Ну а теперь предлагаю нам с вами пройти по пути к добру, по пути преодоления зла отдельным человеком, героем сказки-притчи «Теплый хлеб», Филькой . Как вы думаете, какого волка вначале прикормил в себе Филька – доброго или злого? Из чего это видно? Каким мы увидели мальчика в начале сказки. Приведите пример из текста.

Ответы. Злого зверя, потому что в начале сказки мы видим его сердитым, молчаливым, недоверчивым, ленивым… ( Цитата ст. 73, 5-й абзац «Жил в Бережках… Да ну тебя! Надоела!»)

Учитель. Какой нехороший поступок совершает Филька?

Ответы. Он ударил раненого фронтового коня, который просил у него хлеб.

(Цитата ст.74, 4-й абзац от « Филька нехотя встал… до «Иди, копай!»

Учитель. Правильно. Он не только обидел ни в чём не повинного коня, которого считал своей обязанностью покормить каждый в деревне, но и бросил на землю, в снег хлеб - символ жизни. Этим Филька нарушил два священных нерушимых правила, две истины, которые прописаны в двух святых книгах всего человечества. (Цитирую отрывки из Библии и Корана о хлебе и милостыне, висящие на плакатах). А что означает полное имя Фильки. Кто выполнил это задание и узнал его значение?

(Ученица зачитывает)Филипп, в переводе с греческого «Любящий лошадей». И здесь, как видите он поступает против всех законов человечества и природы.. Автор дал это имя ему неслучайно.

Как ещё можно назвать его поступок?

Ответы. Злодейством.

Учитель. Итак, самая низкая ступенька, на которой стоит Филька в начале сказки – это злодейство. (приклеиваю надпись к 1-й ступеньке).

Учитель. Что же произошло против такого бесчеловечного поступка Фильки. Найдите цитату в произведении.(Цитата ст.74, от слов «Слеза скатилась у коня…» до «… перегоняя друг друга».

Учитель. Случайно ли сразу после бесчеловечного поступка главного героя завыл ветер? Что слышит мальчик в этом завывании? (74-75, от слов «Филька вскочил…» до «..бьет им себя по бокам».
Учитель. А вот когда Филька понял, что совершил дурной поступок вы догадаетесь, после просмотра инсценизации отрывка сказки, которую подготовили ваши одноклассники.(Инсценизация отрывка. Цитата ст.75 -76 5-й абзац от слов «Сто лет назад упал…» до «на то , что поправит дурной человек своё злодейчтво»).
Ответы.
Филька понял, что совершил дурной поступок, не тогда, когда обидел раненого коня, а позже, когда заплакал над рассказом бабки.
Учитель. И что же пришло в душу Фильки после рассказа его бабушки.

Ответы. Осознание своей вины.

Учитель. Совершенно правильно, поэтому следующая его ступенька к добру – это осознание.

Учитель. И на что решается Федька после того, как осознал свою вину перед конём и жителями деревни?

Ответы. Послушав бабушку, он отправился за советом к мельнику Панкрату.

Учитель. Ребята, а что обозначает имя Панкрат?

-(ученица читает) Имя Панкрат - древнегреческого происхождения, обозначает «всевластный, всемогущий».

-А что вы ещё можете сказать об этом человеке.

Ответы. Он пользуется большим уважением среди жителей деревни, как старик хитрый, учёный.

Учитель. Панкрат работает на мельнице, которая мелет муку – хлеб. Мельница – это особое священное место, поэтому возле неё и должен находится такой человек.

- И что же ощутил Филька после беседы с Панкратом? Что посоветовал Панкрат Фильке? (Цитата ст.77 абзац 5-й от конца от слов «Что же мне теперь делать…» до «…Понятно?»)

Ответы. Он раскаялся в содеянном поступке.

Учитель. Правильно, значит, следующая ступенька к добру, на которую перешёл Филька – это раскаяние. ( Приклеиваю надпись к 3-й ступеньке).

Учитель. И как же решил Филька исправить свой плохой поступок? Зачитайте мне этот отрывок. (Цитата ст.78 абзац 4-й от слов «Я, дедушка Панкрат…» до слов «…всеобщее спасение»).

- И что таким способом совершил Филька?

Ответы. Он с помощью ребят и других жителей деревни преодолел все препятствия: мороз, толстый лёд, и наконец добился того, что мельница заработала.

Учитель. Так какая же следующая его ступенька к добру?

Ответы. Преодоление препятствия.

Учитель. Правильно – это преодоление. ( Приклеиваю надпись к 4-й ступеньке).

Учитель. А смог ли Филька один справиться со всеми трудностями? За что его простил конь?

Ответы. Дети, старики и даже сорока помогали Фильке исправить «злодейство», но первый шаг он сделал сам: добрался по страшному морозу до мельницы, где рассказал все Панкрату, изобрел спасение от стужи. Он подобрел, его сердце теперь наполнилось любовью к ближним и благодарностью к тем, кто уже простил его, поэтому простил его и конь. 

Учитель. Как отношение Панкрата и других героев произведения к Фильке помогло ему понять, что жить по правилу «Да ну тебя!» нельзя.
Ответы. Филька понял, что могло случиться непоправимое, если бы Панкрат и другие жители деревни отмахнулись от него.

Учитель. Каким мы видим Фильку в конце произведения?

Ответы. Полностью искупившим свою вину.

Учитель. Правильно. Поэтому последняя, завершающая ступенька Фильки к добру – это искупление. ( Приклеиваю надпись к 5-й ступеньке).(15)

Физкультминута


Анализ описания природы.
Учитель. Обратите внимание на то, что понять себя мальчику помогают не только люди, но и природа. В данном художественном произведении она играет очень важную роль. Какую? Давайте разберемся, как менялась погода на протяжении происходя щих в сказке событий?
Ответы.

(1-й ряд). В начале сказки говорится: «Зима в этот год стояла теплая…». (2-й ряд). Когда Филька обидел коня, «засвистел пронзительный ветер», поднялась метель. Когда метель затихла, «колючий мороз пошел по деревне».
(3-й ряд). Люди начали долбить лед около мельницы, и к полудню задул «ровный и теплый ветер». «С каждым часом становилось все теплее». Так менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий.

Учитель. Не только люди помогли Фильке осознать свою вину, но и природа со своими законами показала, какой поступок совершил мальчик. Природа все время меняется. А как она меняется? Какими средствами это достигается? Автор дает звуковое и цветовое восприятие пейзажа в рассказе. Давайте найдем это в тексте.

Групповая работа.(по четыре человека с каждого ряда).

1 группа – Звуки (каркали, завыл, засвистел, ломали скворечники, хлопали ставни, неслись, шурша, ревела метель, зашумела роща, со звоном разбились сосульки и т.д.).

2 группа – Цвет (черная вода, небо зазеленело, небесный свод, черные ивы, поседели от стужи, солнце всходит багряное, по седым ивам).

3 группа – Движение (таял и выпадал снег, вороны толкались, кружились льдинки, вздул снег, запорошил горло, летела мерзлая солома, мороз прошел и т.д.).

Вывод: природа – это тоже образ. За злые поступки она «мстит» по-своему, сердится на людей и радуется вместе с ними. Она живет своей жизнью, помогает понять человеку красоту, гармонию на Земле.

Работа над цитатами произведения (в группах)

Учитель. Ребята, добро и его антоним зло существуют столько, сколько существует человечество. О противоборстве этих двух сил знали ещё наши предки, поэтому тема добра и зла так широко представлена в УНТ: в сказках, иллюстрации к которым вы так красочно нарисовали (указываю на выставку детских рисунков) и в пословицах и поговорках о добре и зле. Перед вами фигура человека, состоящая из 2-х половин: которые символизируют доброе и злое начало в душе человека. Давайте же достанем из сокровищницы народной мудрости поговорки и пословицы и приклеим их на ту сторону, которой они соответствуют. (Учащиеся выходят к доске, по очереди достают оттуда поговорки и пословицы и приклеивают их к соответствующей половине).

Пословицы о добре и зле.

Зло тихо лежать не может. Делай добро и жди добра. Добрые чувства – соседи любви. Добро творить – себя веселить.

Зло любить – себя губить. Доброе дело 2 века живёт.

Много у лихого силы, да воли ему нет. Жизнь дана на добрые дела.

У злой Натальи все люди канальи.

Тому тяжело, кто помнит зло.

Вывод: Пословицы и поговорки о добре и зле учат нас делать добрые дела и быть добрыми. Делая доброе дело, человек радостен и счастлив. А зло всегда приносит разочарования; злые люди одиноки, их мучает зависть, зло губит их.

Каждый из нас совершает не только добрые поступки. Но, совершив плохой, человек переосмысливает сделанное, сожалеет, переживает, раскаивается.

6. Обобщение.

Учитель. Самое время вернуться к эпиграфу и соотнести смысл пословицы со сказкой-притчей К.Г. Паустовского. Ребята, используя данные начала предложений

Выскажите ваши размышления у по этому поводу? (Я считаю, что название деревни Дорожки, от слова дорожить, а значит, там жили добрые люди, поэтому в деревне было тепло, Но,на мой взгляд, Филька нарушил порядок. Из-за его злобы все изменилось. Воцарился мороз. Он ходил по деревне, но его никто не видел. Поэтому Но все же сердце Фильки оттаяло, он тоже стал добрым. И вокруг вновь стало тепло.)

- Я полагаю, что произведение Паустовского никого из вас не оставило равнодушным. И не только Фильку, но и вас много чему научила эта история, которая произошла в деревне Бережки. А чему именно, дайте ответ на вопрос ( Метод «Микрофон»).

Впереди у вас долгая жизнь, каждый из вас войдет в нее по своей выбранной дороге, поднимаясь вверх, каждый по своей лестнице, совершая при этом, я надеюсь, только добрые дела. Пусть   вашими путеводителями станут мудрые высказывания великих людей, примеры УНТ, цитаты из Святых Книг. Откройте, пожалуйста, конверты, лежащие у вас на столах. Прочтем некоторые высказывания.

1)  Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.

Лев Николаевич Толстой

2) Чтобы поверить в добро, надо начать его делать.

Лев Николаевич Толстой

3) Лучшее в добрых делах — это желание их утаить.

Блез Паскаль

4) Добро хорошо тогда, когда это истинное добро.

Древний Египет, неизвестный автор

5) Путем зла не доходят до добра.

Уильям Шекспир

6) Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Блез Паскаль

7) Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

Лев Николаевич Толстой

8) Если можешь сделать добро ближнему, делай его сразу.

Древний Египет, неизвестный автор

9) Преступлению нужна внезапность, доброму делу — время.

Публий Корнелий Тацит

10) Недоброе всегда быстрее доброго.

Публилий Сир

11) Добро по указу — не добро.

Иван Сергеевич Тургенев

12) Ступайте с осторожностью и с оглядкой по узкой и извилистой тропе Добра.

Томас Браун

13) Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.

Мишель де Монтень

14) Старайся всякому делать добро, а не себе одному.

Григорий Богослов


15) Между добрыми людьми — все доброе.

Марк Туллий Цицерон

16)  Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.


17)  Нельзя познать добра и принять его, если мы не умеем познать зла и его отвергнуть.

Лактанций

18)  Между добрыми людьми — все доброе.

Цицерон

19) В победе зла — падение твое. В добре твоем — спасение твое.

Джами

20)Доброта без разума пуста. (УНТ)


21)Учись доброму – худое на ум не придет.


22)На добрый привет – добрый и ответ.

23) Никому не воздавай злом на добро, но пекись о добром перед всеми. (Библия).


24) Умей прощать, побуждай к добру и не отвечай тем же на то, что говорят тебе невежды. (Коран).

Позвольте и мне прочесть высказывание - напутствие:

Ни одного дня без доброго дела!

Роберт Баден-Поуэлл

 

7. Итог урока. Рефлексия.

Учитель. Но чтобы совершать только добрые поступки, нам нужно избавиться от злого начала – волка. У каждого из нас он разный: лень, неряшливость, неласковость, равнодушие, легкомислие … От какого из волков каждый из вас хотел бы избавиться?Предлагаю заточить наши слова и высказывания в черный ящик.

Евгений Евтушенко писал:

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Вот мы и подвели итог пути от зла к добру на примере сказки-притчи «Теплый хлеб». Если вы столкнетесь с проблемой выбора, вспомните об этих конвертах, прочтите высказывания вновь.

7.      Домашнее задание. Предлагаю вам несколько вариантов домашнего задания. Выберите понравившееся. Возможно, кто-то выполнит все задания:

1)      создать иллюстрацию понравившегося эпизода и подобрать подходящую по 5смыслу русскую пословицу или пословицу другого языка; 

2)      написать письмо Фильке от своего лица;

3)      создать кроссворд на знание содержания сказки ребятам, которые только будут обсуждать это произведение.

Возможно, когда-нибудь вы вспомните об этой черной коробке и обсудите проблемы, связанные с ее «обитателями».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.