Конспект урока алгебры по теме «Решение квадратных уравнений» (8 класс)
Конспект урока алгебры по теме «Решение квадратных уравнений» (8 класс, стратегия «Вопросительные слова», урок изучения нового материала)
Учитель математики ГОБОУ Мурманская КШИ №3: Лепихина С.И.
Планируемые образовательные результаты:
личностные:
- грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
- проявлять находчивость, активность при выполнении математических заданий;
- уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
2) метапредметные:
- принимать решение в условиях неполной и избыточной информации;
- понимать сущность алгоритмических предписаний и действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
3) предметные:
- выполнять устные и письменные вычисления;
- точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику;
- выполнять решение квадратных уравнений по алгоритму.
I.Организационный момент
II. Актуализация знаний
Устная работа:
Как называется уравнение вида ах²+ вх + с =0, где а, в, с –числа, а ≠ 0?
Как называются числа а, в, с ?
Составьте квадратное уравнение по его коэффициентам:
а) а=1, в=7, с=6
б) а=2, в=0, с=-8
в) а=-1, в=4, с=0
Дайте названия получившимся уравнениям.
Дайте определение корня уравнения
Что значит решить уравнение?
III. Работа с текстом
Задание 1. (было дано домой)
Прочитать п.22 учебника (до примера3) «Формула корней квадратного уравнения» и сделать карандашом пометки по введенной заранее маркировке: v – новая информация; ! – важная информация; + - понял; - - не понял; ? – вопрос к учителю.
Задание 2.
Заполнить 2-ю колонку таблицы (на доске):
Вопросительные слова |
Основные понятия темы |
Как? Что? Где? Почему? Какой? Зачем? Сколько? Каким образом? Какая взаимосвязь? |
Старые понятия, которые нужны при изучении темы (во время актуализации знаний заполняются с учителем): полное квадратное уравнение; коэффициенты; корни уравнения Новые понятия, формулы (пишут учащиеся): дискриминант; формула корней; D = b²- 4ac ; ; D >0 ; D<0 ; D=0 |
Задание 3.
Пользуясь вопросительными словами из 1-й колонки и основными понятиями из 2-й, задайте вопросы своему соседу (работа в парах).
IV. Взаимоопрос по группам (по 4-ре человека)
Задание.
Составить для другой группы один толстый (с развернутым ответом) и два тонких вопроса (с однозначным ответом).
V. Работа в больших группах (6-12 человек).
Учитель выдает каждой группе карточки.
А) Выдаются карточки с одним этапом алгоритма (должны выстроить алгоритм решения квадратного уравнения):
1. Найти коэффициенты квадратного уравнения
2. Вычислить дискриминант
3. Сравнить дискриминант с нулем
4. Если D >0 или D=0, то воспользоваться формулой корней
Если D<0, то записать, что корней нет
5. Записать ответ уравнения
Б) Выдаются карточки с вопросами и ответами (должны найти свою пару):
1. Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D >0?
2. Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D =0?
3. Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D <0?
4. Два корня.
5. Один корень.
6. Нет корней.
VI. Закрепление и отработка
Учитель дает объяснение новой темы с записью алгоритма решения квадратного уравнения в тетрадях
Учитель вызывает к доске учащегося для решения квадратного уравнения с устным комментированием (случай, когда D >0)
2у²+ 7у – 30 = 0
Учитель вызывает к доске учащегося для решения квадратного уравнения с устным комментированием (случай, когда D =0)
9х²- 30х + 25 = 0
Учитель вызывает к доске учащегося для решения квадратного уравнения с устным комментированием (случай, когда D <0)
2х²+ х + 67 = 0
Задание классу: решить 3 уравнения и выполнить самопроверку по образцу.
5х²- 11х + 2 = 0; 2у²- у – 5 = 0; 16х²- 8х + 1 = 0
VII. Решение заданий на базовом уровне
Игра «Найди хозяина».
Учащимся на доске предлагается 6 квадратных уравнений и 7 ответов к ним. Нужно, решив уравнения, расположить каждый из этих ответов под соответствующим уравнением. Игра оформляется в виде «Лестницы успеха» (на интерактивной доске)
2x² - 3x + 1 = 0 Ответ: 0,5; 1
x² - 4x + 3 = 0 Ответ: 1; 3
9x² + 6x + 1 = 0 Ответ: -1/3
2х²- 5х – 3 = 0 Ответ: -1/2; 3
5х²+ 9х + 4 = 0 Ответ: -1; -0,8
х²+ 9х – 22 = 0 Ответ: -11; 2
VIII. Рефлексия
Кроссворд (задания учитель формулирует устно, заполняют учащиеся на интерактивной доске)
Подведение итогов урока. Учащимся предлагается закончить предложение: «Сегодня мне удалось …»
Д/З: учащимся раздаются карточки на 2 варианта. В каждой карточке – 4 блока уравнений. Ответы – на обратной стороне карточек. Учащимся предлагается выбрать уравнения и решить. Объявляется критерий оценок за д/з (по количеству решенных уравнений).
Вариант 1. I Блок 1) 100x² = 16 Ответ: -0,4; 0,4 2) 3x² - 18x = 0 Ответ: 0; 6 3) 16x² - 49 = 0 Ответ: -1,75; 1,75 4) 2x² - 8x = 0 Ответ: 0; 4 5) 3x² = 0 Ответ: 0 6) 4x² + 10 = 10 Ответ: 0 |
II Блок 1) 2x² + 7x - 9 = 0 Ответ: -4,5; 1 2) 3x² + 13x - 10 = 0 Ответ: - 5; 2/3 3) 2x² - 11x + 12 = 0 Ответ: 1,5; 4 4) 2x² + x + 16 = 0 Ответ: корней нет |
III Блок 1) x² - 16x + 63 = 0 Ответ: 7; 9 2) 3x² + 2x + 1 = 0 Ответ: корней нет 3) 4x² + 20x + 25 = 0 Ответ: -2; 5 4) 3x² - 14x - 80 = 0 Ответ: 3 и 1/3; 8 |
IV Блок 1) x² - 7x - 8 = 0 Ответ: 8; -1 2) x² - 2x - 35 = 0 Ответ: -7; - 5 3) x² + 20x + 91 = 0 Ответ: -13; -7 |
Вариант 2. I Блок 1) 7x² = 28 Ответ: -2; 2 2) 5x² - 15x = 0 Ответ: 0; 3 3) 5x² - 45 = 0 Ответ: -3; 3 4) 4x² = x Ответ: 0; 1 5) 2x² = 0 Ответ: 0 6) 7x + 4 = 4 Ответ: 0 |
II Блок 1) 7x² - 9x + 2 = 0 Ответ: 2/7; 1 2) 9x² - 7x - 2 = 0 Ответ: -2/9; 1 3) 4x² - 7x - 2 = 0 Ответ: -0,25; 2 4) 3x² - 7x - 6 = 0 Ответ: -2/3; 3 |
III Блок 1) x² + 20x + 91 = 0 Ответ: -5; 7 2) 4x² + 2x + 1 = 0 Ответ: корней нет 3) 3x² + 8x - 3 = 0 Ответ: -3; 1/3 4) 9x² + 24x + 16 = 0 Ответ: -1 и 1/3 |
IV Блок 1) x² - 5x - 6 = 0 Ответ: -1; 6 2) x² - 16x + 63 = 0 Ответ: 7; 9 3) x² + 18x + 63 = 0 Ответ: -21; 3 |