Конспект урока по теме «Квадратные уравнения» (Алгебра, 8 класс)
МКОУ « Семибугровская СОШ им.Н.С.Искакова»
Конспект урока
по алгебре
«КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ»
8 класс
Автор: Убеева З.Д. , учитель математики и информатики
Семибугры, 2019
Высшее искусство учителя –
пробуждать радость познания и
творческого самовыражения…
Альберт Эйнштейн
Цель урока : популяризация науки математики.
Тип урока : обобщающий урок с применением элементов Скрам.
Формируемые УУД
Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности, формирование умений самостоятельно определять цели и составлять планы; использовать все возможные ресурсы для достижения целей.
Метапредметные : развитие математической культуры.
Предметный результат: обобщение и систематизация знаний по теме « Квадратные уравнения », расширение знаний о применении квадратных уравнений.
Оборудование : компьютер, проектор, документ- камера, телефоны , колонки , интернет.
План урока:
Организационный момент (1 мин)
Актуализация опорных знаний (5 мин)
Распределение ролей, выдача заданий Групповая работа с применением элементов СКРАМ ( 2 мин)
Выполнение работы по группам. Заполнение маршрутных листов ( 7 мин)
Презентация результатов по группам (18 мин )
Подведение итогов групповой работы ( 3 мин)
Итоговая индивидуальная работа , тест в режиме «ЯКЛАСС» ( 7 мин)
Подведение итогов урока , домашнее задание ( 2 мин)
Ход урока:
Организационный момент (1 мин)
Учитель: Здравствуйте. Я, как генеральный директор, корпорации «Умники и Умницы» собрала вас на срочное совещание. К нам приехали гости, которые хотят увидеть работу корпорации, поэтому мы сегодня проведем экскурсию по отделам нашей корпорации. Тема сегодняшнего совещания « Квадратные уравнения»
Наша задача – доказать важность квадратных уравнений, их прикладное значение.
Все отделы, т.е все сотрудники корпорации будут выполнять задания, направленные на популяризацию квадратных уравнений.
Каждый отдел получает маршрутный лист , в котором будет указываться результат работы каждого сотрудника отдела. Отдел выбирает Мастера ( организатора) , который будет организовывать работу вашего отдела . После выполнения задания каждый отдел должен будет выступить с рассказом о своей работе.
2..АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ 5 мин ( презентация)
Учитель: А сейчас в качестве подготовки к серьезной работе мы выполним корпоративное задание все вместе.
Как называется равенство с переменной?
(уравнение)
Какое название имеет уравнение второй степени?
(квадратное)
От чего зависит количество корней квадратного уравнения?
(от значения дискриминанта)
Как называется квадратное уравнение, у которого первый коэффициент 1?
(приведенное)
Есть у любого слова, у растения, и может быть у уравнения?
(корень)
Выберите квадратные уравнения
А) 10х2 + 7 = 0 В) 15 – 19х = 0 С) 4х2 – 3х – 9 = 0 Д) 7х2 + х3 – 16 = 0 (Ответ: А, С)
Решить уравнение х2 + 9 = 0
А) 9 В) ±9 С) ±3 Д) нет корней
(Ответ: Д)
Решить уравнение
х2 + 7х = 0
А) 0 В) 0 и 7 С) 0 и -7 Д) нет корней
(Ответ: С)
Сколько корней имеет уравнение? 2х2 + 3х – 14 = 0
А) 1 В) 2 С) 3 Д) нет корней
(Ответ: В)
Сколько корней имеет уравнение х2 – 2х + 9 = 0
А) 1 В) 2 С) 3 Д) нет корней
(Ответ: Д)
Учитель : Молодцы. Все сотрудники, которые активно участвовали в коллективном деле, давали верные ответы , в маршрутных листах проставьте 1 балл.
3.ГРУППОВАЯ РАБОТА с элементом технологии СКРАМ ( 7 мин)
Класс длится на 6 групп ( по 4 человека) . Дети не пересаживаются , делятся по партам , как сидели ( 1 парта+ 2 парта , 3 парта + 4 парта, и т.д.) Группы разноуровневые.
Каждая группа получает задание и маршрутный лист.
Учитель: Уважаемые сотрудники . Во время экскурсии нам надо показать отделы корпорации и я условно поделю вас на 6 отделов. Сейчас каждый отдел получит задание и будет представлять свой отдел. Каждому отделу на подготовку задания отводится 7 мин., можете советоваться, помогать друг другу ,заранее оформить схемы, чертежи, рисунки на доске, т.е. подготовиться к защите своего отдела, не забудьте выбрать в отделе СКРАМ – Мастера ( Организатора) , , который будет организовывать работу отдела. После выполнения весь отдел представляет свою работу.
Задания по отделам.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
Отдел получает текст. Из предложенного текста выберите самое важное и подготовьте выступление об истории квадратных уравнений. При докладе можно использовать иллюстрации.
ИСТОРИЯ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ
Квадратные уравнения в Древнем Вавилоне
Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени ещё в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земляными работами военного характера, а также с развитием астрономии и самой математики.
Квадратные уравнения умели решать вавилоняне. около 2000 лет до н.э. Применяя современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их клинописных текстах встречаются квадратные
уравнения
Х2 + Х = 3/ 4
Правило решения этих уравнений, изложенное в вавилонских текстах, совпадает по существу с современным, однако неизвестно, каким образом дошли вавилоняне до этого правила. Почти все найденные до сих пор клинописные тексты приводят только задачи с решениями, изложенными в виде рецептов, без указаний относительного того, каким образом они были найдены.
Квадратные уравнения в Индии
Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в астрономическом трактате «Ариабхаттиам», составленном в 499 г. индийским математиком и астрономом Ариабхаттой. Другой индийский учёный, Брахмагупта (7 в.), изложил общее правило решения квадратных уравнений, приведённых к единой канонической форме:
ах2+вх=с, а>0
В уравнении коэффициенты, кроме а, могут быть отрицательными. Правило Брахмагупта по существу совпадает с нашим.
Квадратные уравнения в Европе XIII-XVII вв
Формулы решения квадратных уравнений по образцу ал -Хорезми в Европе были впервые изложены в «Книге абака», написанной в 1202г. Итальянским
математиком Леонардо Фибоначчи. Этот объемный труд, в котором отражено влияние математике как стран ислама, так и Древней Греции, отличается и полнотой, и ясностью изложения. Автор разработал самостоятельно некоторые новые алгебраические примеры решения задач и первый в Европе подошел к введению отрицательных чисел. Его книга способствовала распространению алгебраических знаний не только в Италии, но и в Германии, Франции и других странах Европы. Многие задачи из «Книги абака» переходили почти во все европейские учебники ХVI-ХVII вв. и частично ХVIII. Общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единому каноническому виду х2+вх=с при всевозможных комбинациях знаков коэффициентов в, с, было сформулировано в Европе лишь в 1544 г. М. Штифелем.
Вывод формулы решения квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, однако Виет признавал только положительные корни. Итальянские математики Тарталья, Кардано, Бомбели среди первых в ХVI в. Учитывают, помимо положительных, и отрицательные корни. Лишь в ХVII в. благодаря трудам Жирара, Декарта, Ньютона и других учёных способ решения квадратных уравнений принимает современный вид.
Европа семь лет назад отпраздновала 800-летие квадратных уравнений, потому что именно в 1202 году итальянский ученый Леонард Фибоначчи изложил формулы квадратного уравнения. И лишь в 17 веке, благодаря Ньютону, Декарту и другим ученым эти формулы приняли современный вид.
НАУЧНЫЙ ОТДЕЛ ( работа с учебником )
Учитель: Отдел получает текст по учебнику.
Параграфы 19, 20, стр. 155 -170 Изучите параграфы учебника и подготовьте сообщение о решении квадратных уравнений .
ОТДЕЛ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Учитель: Отдел получает текст задачи. Внимательно прочтите задачу, решите ее, подготовьте доклад о задаче и ее решении. Решение задачи можно оформить в тетради. ( проверка и иллюстрация решения через проектор, документ- камеру)
«Дорогой жизни» стало Ладожское озеро. 22 ноября 1941 года по всё ещё неокрепшему льду прошла 1-я автомобильная колонна в блокадный Ленинград из 60 грузовых машин, где лежали мешки с мукой и другие продукты. А из Ленинграда вывозили обессиленных от голода женщин и детей.
Задача
С какой скоростью по ещё неокрепшему льду Ладоги двигались грузовые машины и лошадиные повозки, если расстояние около 30 км машина проходила на 1 час быстрее, чем повозка, так как скорость машины на 5 км/час больше?
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ:
Пусть х км/час – скорость повозки.
(х + 5) км/час – скорость машины.
Уравнение:
30/х – 30/(х + 5) = 1
х² + 5х – 150 = 0
= 10 и х = -15
Ответ: 10 км/час и 15 км/ч
ДИЗАЙНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Задание Построить график квадратичной функции
Квадратичной функцией называется функция вида:
y=aх² +вх+с
где а – коэффициент при старшей степени неизвестной х,
b – коэффициент при неизвестной х,
а с - свободный член.
Графиком квадратичной функции является кривая, называемая параболой.
Алгоритм построения графика квадратичной функции y=aх² + вх+с
Определить направление ветвей параболы (вверх или вниз).
Для этого надо посмотреть на знак коэффициента a.
Если плюс - то ветви направлены вверх,
если минус - то ветви направлены вниз.
Определить координату х вершины параболы.
Для этого нужно использовать формулу вершины х = -b/2a.
3. Определить координату у вершины параболы.
Для этого использовать формулу у0 = -Д / 4а
4 . Нанести полученную точку на график и провести через неё ось симметрии, параллельно координатной оси Оу.
Найти точки пересечения графика с осью Ох.
Для этого требуется решить квадратное уравнение aх² + вх+с=0 одним из известных способов. Если в уравнение не имеет вещественных корней, то график функции не пересекает ось Ох
Найти координаты точки пересечения графика с осью Оу, это с.
Соединить полученные точки на графике плавной линией и продолжить график за крайние точки, до конца координатной оси.
Пример построения графика
У=х² - 6х +5
ЭКСПЕРТНЫЙ ОТДЕЛ
Учитель : Проверьте решение уравнений. Исправьте их, если это необходимо; запишите верное решение, подготовьте выступление о своей работе.
Найти ошибки в решении уравнений или укажите, что их нет:
1) х2-4х+5=0
D=16-4*5 = -4 (<0, корней нет)
х1 = 1; х2 = 3
х2+16=0
х2=-16 (корней нет)
х1 = 4, х2 = -4
3) 6х2+24х=0
6х(х+4)=0
6х = 0 или х+4=0
Х1 = 0; х2 = -4 (верно)
х2-1/4=0
х2 = 1/4
= ½ (х1,2 = ±1/2)
КРЕАТИВНЫЙ ОТДЕЛ
Учитель:
Задание: придумать движения для физкульминутки по мотивам древней задачи на составление квадратного уравнения
Древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. Задачи часто облекались в стихотворную форму.
Вот одна из задач знаменитого индийского математика XII в. Бхаскары.
«Обезьянок резвых стая,
Власть поевши, развлекалась.
Их в квадрате часть восьмая
Стали прыгать, повисая.
двенадцать по лианам… На поляне забавлялась. Сколько ж было обезьянок, Ты скажи мне, в этой стае?»
Соответствующее задаче уравнение:
(x/8)2 + 12 = x
Бхаскара пишет под видом:
х2 - 64х = -768
и, чтобы дополнить левую часть этого уравнения до квадрата, прибавляет к обеим частям 322, получая затем:
х2 - 64х + 322 = -768 + 1024,
(х - 32)2 = 256,
- 32 = ± 16,
х1 = 16, х2 = 48.
4.Выступление каждого отдела о своей работе у доски ( 18 мин) , каждый отдел выступает 3 мин.
Учитель: Внимание. Время подготовки заданий прошло. Каждый отдел в полном составе выходит к доске и показывает свою работу , т.е перед гостями защищает свой отдел. На выступление каждому отделу отводится 3 мин.
Отделы выходят в следующем порядке:
Исторический
Научный
Отдел работы с общественностью
Дизайнерский отдел
Экспертный отдел
Креативный отдел
Учитель: Спасибо всем сотрудникам отделов за проделанную работу, в маршрутных листах оцените свою работу в 1 балл.
Подведение итогов , оценивание работы каждого отдела.( 3 мин)
Учитель: Уважаемые сотрудники отделов , дайте оценку работы каждого понравившегося отдела. Посоветуйтесь, выделите одного сотрудника, который будет выступать.
Укажите в оценке, почему на ваш взгляд , этот отдел выступил хорошо, дружно, убедительно, ответственно.
На выступление – 30 сек.
Учитель : В маршрутных листах проставляете по 1 баллу, если работу вашего отдела оценили хорошо.
8 .Итоговая индивидуальная работа , тестирование в онлайн- режиме, через сайт «ЯКЛАСС» ( через телефоны ) - 7 мин
https://www.yaklass.ru/?from=menu
Учитель: Уважаемые сотрудники , настало время убедиться в вашей профессиональной компетентности и показать гостям , вашу профпригодность.
Я прошу вас достать телефоны, у кого их нет пройти к компьютерам.
По своим логин и паролям пройти на сайт «ЯКЛАСС» В разделе ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ, найти тест ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ и начать их выполнять.
Я и наши гости на экране увидят качество выполнения теста и ваши баллы.
9.Подведение итогов урока . Сбор маршрутных листов.
Домашнее задание :параграф 21, Теорема Виета, стр. 170-174, № 705, 706, 707, 708.
Маршрутный лист Команды№1 ИСТОРИЧЕСКОГО ОТЛЕЛА
Фамилия , имя ученика |
Участник, организатор |
Деятельность на уроке |
|||||
Актуализация знаний |
Работа в группе , что делал |
Оценка за задание |
Тест ЯКЛАСС |
Сумма баллов |
Оценка |
||
Балпанов Арстан |
|
|
|
|
|
|
|
Исалимов Марат |
|
|
|
|
|
|
|
Альдеше Жанбек |
|
|
|
|
|
|
|
Искалиева Адина |
|
|
|
|
|
|
|