Урок на тему «Решение квадратных уравнений с параметрами» (Алгебра, 8 класс)
Моргунова Антонина Анатольевна МОУ гимназия № 12 г. Волгограда
«Алгебра:8 класс» А.Г. Мордковича
8 класс Тема: «Решение квадратных уравнений с параметрами»
Основные дидактические цели урока:
обобщить, знания обучающихся по решению квадратных уравнений.
сформировать умение решать квадратные уравнения с параметрами.
формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся, умения работать с имеющейся информацией в новой ситуации.
Структура урока
актуализация знаний учащихся
мотивация
открытие способа решения квадратных уравнений с параметрами
способы решения квадратных уравнений с параметрами
нахождение решений квадратного уравнения с параметрами
самостоятельная работа на листах с печатной основой
итог урока
Ход урока
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
||
Вводная беседа учителя (1 мин) Приветствует учащихся, организует рабочее место, выявляются отсутствующие Чем занимались на прошлом уроке? Cообщить цели. Обобщить, знания по решению полных квадратных уравнений по алгоритму с помощью дискриминанта на основе учится решать уравнения с параметрами. II. Проверка домашнего задания (3 мин). Демонстрируем заранее заготовленное домашнее задание. Слайд 1 Домашнее задание
1. 0,5 х2 +0,7=0 2. (х−5)(х+3) =9 4. х6 + 7 х3 − 8 = 0 5. 16 х4 - 25х2 + 9 =0 6. (5х +1)2 − (5х +1) − 12 =0 7. ( х2 −3х + 1)( х2 −3х +3) =3
Повторим теорию Какие уравнения называются квадратными?
Какие бывают квадратные уравнения ?
Слайд 2 Покажите с помощью стрелок связь между коэффициентами (На выполнение 2мин)
Проверяем Слайд 3
Неполные квадратные уравнения
Полные квадратные уравнения (приводимые к виду ах2 + вх + с = 0 (a ≠ 0, в ≠ 0, с ≠ 0)) (Количество корней. Исследование дискриминанта)
Слайд 5 Устно (4мин) 3х2 +7х=0 16 х2 + 9 =0 х2 - 6х +9 =0 х2+8х +16=0 (х−3)(х+7)=0 6) х │х│= 4 7)│ х2 − 25 │= − 9 Дополнительный вопрос как называются такие уравнения (учащиеся знакомы с уравнениями с параметром ) 8)х2 + ах =0 9) х2 + ах +1 = 0 (один корень)
Физкультминутка (включить спокойную музыку) 1.Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 -4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 2..Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 3.Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза. 4.Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 -6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Сегодня будем решать квадратные уравнения с параметром Как решить полное квадратное уравнения с параметрами?
Если коэффициент при обращается в 0.
Решение уравнений (15мин) 1.Решить уравнение с параметром а - это значит, для каждого значения параметра найти значение неизвестной переменной, удовлетворяющее этому уравнению.
№ 25.46 (а,б) Решите уравнение с параметром р, а. а) 6 х2 −(2р +3)х + р = 0 б) p х2 −(р +1)х + 1 = 0 в) ах2 - 2х + 4 = 0 г) х2 + ах + 12 = 0 д) 2х2 +4х + а = 0 Решаем уравнения а.б подробно с пояснениями. (если время позволяет уравнение в)
К уравнению б дополнительно вопрос квадратное оно или линейное? Еще раз обращаем внимание на решение уравнения.
Самостоятельно по вариантам (на печатной основе лист даётся каждому. Работы собираются и оцениваются учителем) (12мин)
Итог урока. (1мин) Задание на дом (написано на доске, не разбирается) § 25, 26. № 25.46 ( а,в,г) 26.14(б) 26.22(б) Какие цели стояли на уроке?( 1мин) Достиг ли каждый из вас цели урока? Фиксирую проблемы для следующего урока
Рефлексия (2 мин) Учащимся предлагается по желанию продолжить предложение: На уроке я научился (научилась) … На уроке мне понравилось … На уроке мне пригодились знания…. Для меня было сложно… С урока я ухожу с … настроением!
|
Учащиеся настраиваются на работу
Ученики отвечают по готовым записям. Работа ведется фронтально, но пары обмениваются тетрадями и проводят взаимопроверку.
Домашнее задание Ответ: нет действительных корней. Ответ: -4; 6 Ответ: ±2 Ответ: 1; −2. Ответ: ±0,75 ; ± 1 Ответ: - 0,8; 0,6. Ответ: 0; 3.
Уравнения вида ах2 + вх + с = 0 (a0))
Полные и неполные
У учеников заготовки они расставляют стрелки
Беседа по исследованию дискриминанта
Д<0, корней нет Д=0, одни корень Д>0, два корня
Ответы проговаривают по очереди, затем они появляются на экране Ответы записывают в тетрадь – 7/3 Нет решения 3 Нет решения – 7; 3. 2 7)Нет решения Ответ: Уравнения с параметрами
8) при а=0 (один корень) х=0, если а не равно 0 , то (два корня) 0; - а. 9) при а = 2 х= - 1, при а = -2 х=1 (один корень),
Квадратные уравнения с параметром Решение зависит от D 1. Д<0, корней нет 2. Д=0, одни корень 3. Д>0, два корня Дело в том, что если этот коэффициент равен 0, то уравнение превращается в линейное и решается по соответствующему алгоритму; если же этот коэффициент отличен от нуля, то имеем квадратное уравнение, которое решается по иному алгоритму. Дальнейшее решение зависит от D.
Учащиеся формулируют цель урока: «Научиться решать полные квадратные уравнения с параметром».
Ученики: повторяют Решить уравнение с параметром а - это значит, для каждого значения параметра найти значение неизвестной переменной, удовлетворяющее этому уравнению. (два ученика решают у доски все в тетрадях) а) 6 х2 −(2р +3)х + р = 0 В уравнении а параметр входит в состав второго коэффициента и свободного члена; находим дискриминант Д= (2р - 3)2 1) если Д=0,р =1,5, то (один корень), х = (2р+3)/12 т.е х = 0,5 2) если р ≠ 1,5, то х = 0,5, х = р/3. б) p х2 −(р +1)х + 1 = 0 это также уравнение с параметром, но параметр р входит в состав коэффициента при х2 многочлена второй степени. Это уравнение нельзя сразу решить по формулам для отыскания корней квадратного уравнения, т. к. о заданном уравнении мы не можем сказать, квадратное оно или линейное.
1)если р=0, то х =1; 2) если р ≠ 0, то Д = (р – 1)2 а) если Д=0, то р = 1, то х = 1; б) если р ≠ 0 и р ≠ 1, то х = 1/р, х = 1.
Самостоятельно по вариантам (обучающая) Вариант №1
а) х2 + 5ах + 4а2 = 0, D= (5а)2 – 16а2 = 9а2 1) D=0, 9а2 =0, а=0 тогда х=
2) D>0, а ≠0 тогда х1 =_______х2 =______ Ответ: если а = 0, то х = если а ≠0, то х1 = х2 =
б) ) х2−(2а - 4)х − 8а= 0, D= (2а - 4)2 - 4∙(-8a) = 4a2 – 16a +16 +32a = 4a2 +16a +16= (2а + 4)2 1) D=0, 2а + 4=0, a= −2 тогда х= −4 2) D>0, а ≠ - 2, тогда х1 =______х2 =____-
Ответ: если а = , то х = если а ≠0, то х1 = х2 =
в)(а+1) х2−2х +1− а = 0, Если а+1=0, а =− 1, то 0∙ х2−2х +1−(−1)= 0, х=1. Если а≠ 1, D= 22 − 4∙(a+1)∙(1 −a) = 4 − 4 + 4a2 = 4a2 1) D=0, 4а2 =0, а=0 тогда х = 2
2) D>0, а ≠0 тогда х1 =______х2 =______ Ответ: если a=−1, то х =1, если a=0, то х =2 если а ≠0, то х1 =______ х2 =_____
Вариант№2
а) х2 - 3ах + 2а2 = 0, D= (3а)2 – 8а2 = а2 1) D=0, а2 =0, а=0 тогда х=_____ 2) D>0, а ≠0 тогда х1 =______х2 =______
Ответ: если а = 0, то х = если а ≠0, то х1 = х2 =
б) х2+(3а – 2)х − 6а= 0, D= (3а - 2)2 - 4∙(-6a) = 9a2 – 12a + 4 +24a = 9a2 +12a +4= (3а + 2)2 1) D=0, 3а + 2=0, a= −2/3 тогда х = 2) D>0, а ≠ 2 тогда х1 =_______х2 = ________ Ответ: если а = , то х = если а ≠0, то х1 = х2 =
в) ах2−(1− а) х −1 = 0, Если а = 0, то 0∙ х2−(1− 0)х− 1=0, х=1. Если а≠ 1, D=(1− а)2 − 4∙a∙(−1)= a2− 2a +1+4a = a2+ 2a +1=(a+1)2 1) D=0, (a+1)2 =0, а= −1 тогда х = −1,
2) D>0, а ≠0 а ≠−1 тогда х1 =_______х2 =_______ Ответ: если а = 0, то х = 1, если а = −1, то х = −1, если а ≠, −1, то х1 =______ х2 =________
Самостоятельно определяют насколько достигнуты цели урока.
Учащиеся продолжают предложения. Прощаются |