Конспект урока биологии в 6 классе на тему: "Видоизменения побегов"
Тема: Видоизменения побегов
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Познакомиться с видоизменениями побега.
Задачи:
Образовательные (познавательные УУД):
Развивать понятия о разнообразии и приспособленности растений, изучить видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица;
Развивающие (регулятивные УУД):
Способствовать развитию базовых компетентностей, через обучение умению находить необходимые сведения в тексте учебника, делать выводы по результатам лабораторной работы;
Совершенствовать общеучебные умения учащихся (работа с наглядным материалом, рабочим листом, таблицей, сравнение полученной информации, обобщение полученных знаний);
Продолжить развитие коммуникативных умений, учащихся (умение ясно, кратко и точно излагать свои мысли; задавать вопросы и отвечать на них; работать в паре; сосредотачивать внимание на конкретном изучаемом материале).
Воспитывающие (коммуникативные и личностные УУД):
Воспитывать у учащихся культуру общения и учебного труда в ходе урока, просмотра презентации и выполнения заданий;
Оборудование: компьютер, лупы, луковицы, клубни картофеля, йод, листы с лабораторной работой, чистые листы, тесты и таблицы. презентация
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать Вас. Давайте проверим, как вы готовы к уроку. У вас на столах должны быть: учебник, тетрадь, ручка, карандаши. У всех все есть? Хорошо! Молодцы! Садитесь.
Сегодня у нас необычный урок. Как вы думаете, чем он необычен? Правильно, у вас на столах картофель и лук. Они сегодня будут нашими помощниками на уроке.
2. Мотивация и актуализация знаний.
Наш урок я хотела бы начать с вопроса: Все ли органы, растущие в почве, являются корнями?
Какие из указанных органов являются корнями? (ответы детей)
Клубень, луковица, корневище – что это? Корень? Плод? Побег?
Точно не плод! Что содержится внутри плода? (семена) Кто-нибудь видел семена внутри клубня картофеля, луковицы или корневища?
А теперь отгадайте загадки, догадайтесь, о каких растениях идет речь?
1. Он от мыши полевой,
Скрылся в землю с головой,
Сверху лишь тугие стрелы,
К солнцу тянутся умело.
Лечит от семи недуг,
Всем полезный спелый… (Лук)
2.. На Грядках Кустиком цветёт,
А клубнями в земле растёт.
Мы копаем понемножку...
Собираем что? ...(Картошку)
3.А этот злак –огонь полей,
Нет сорняков его страшней,
А зовётся он…. (Пырей)
Подземная часть лука репчатого называется луковица, картофеля – клубень, ириса– корневище. Как вы считаете, все ли органы растений, растущие в почве называются корень? (Дети дают разные варианты ответов).
Это побеги, но побеги необычной формы, растущие под землей. И правильно их называют - видоизмененные побеги.
Как можно доказать, что корневище, клубень, луковица - это побеги?
3. Целеполагание.
Итак, давайте определимся с целью урока, что нам нужно сделать?
- Учащиеся определяют способы достижения цели (работа с учебником, презентация, знания из жизни и ранее пройденного материала, практическая работа)
Цели: доказать, что клубень, луковица, корневище являются видоизмененными побегами.
Что мы должны искать? Вспомним, что такое побег? Какие корни развиваются на побеге?
Гипотеза: если клубень картофеля, луковица, корневище являются видоизмененными побегами, то мы обнаружим составные части побега: стебель, почки и листья.
1. Выявить наличие стебля, почек, листьев у клубня картофеля, луковицы, корневища.
2. Выявить какие функции выполняют видоизменённые побеги.
Оформление доски:
Видоизменённые побеги
корневище клубень луковица
4. Первичное усвоение новых знаний.
Прочитайте материал учебника. Выполните лабораторную работу.
Лабораторная работа №8
Тема: Исследование строения корневища, клубня, луковицы
Цель: Выяснение строения видоизмененных побегов - корневища, клубня, луковицы, их значение для растения и возможность практического использования.
Задачи:
Рассмотреть строение подземных видоизменённых побегов и установить черты сходства с надземным побегом.
Продолжить развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами,
Научить исследовать, анализировать, сравнивать, обобщать.
Формировать научное мировоззрение на основе понимания познаваемости окружающего мира.
Ход работы
1. Изучите теоритический материал (см. выше). Зарисуйте и подпишите части корневища.
2. Приведите 2-3 примера растений, имеющих корневища.
3. Рассмотрите строение клубня картофеля. Найдите почки (глазки), следы от недоразвившихся листьев, стебель. Зарисуйте и подпишите части клубня.
4. Приведите 2-3 примера растений, имеющих клубень.
5. Рассмотрите строение луковицы. Найдите стебель – донце, видоизмененные листья, почки, придаточные корни. Зарисуйте и подпишите части луковицы.
6. Приведите 2-3 примера растений, имеющих луковицу.
Вывод: Напишите практическое использование видоизмененных побегов.
5. Закрепление нового материала.
Обсуждение результатов исследований.
1. Корневище.
Вопросы:
1. Как отличить корневище от корня?
2. Вы изучили строение корневища, сделайте вывод: каким органом является корневище?
2. Клубень.
1.Как можно доказать, что клубень – это побег?
2.Какие части вы обозначили у клубня?
3. А как называются почки у клубня?
3. Луковица.
1. Что общего у луковицы с побегом?
6. Рефлексия.
1. Все ли нам удалось сделать на уроке?
2. Было ли вам интересно на занятии?
Наш урок подходит к концу. Спасибо всем за работу. Мне было очень приятно познакомиться и работать с вами, и я хочу, чтобы вы выразили свое отношение к уроку.
На доске я нарисовала дерево, а вы, если довольны уроком прикрепите к нему цветочки, если не очень – листочки.
7. Домашнее задание. Выучить конспект. Придумать загадку о видоизмененном побеге.