Конспект урока математики в 5 классе «Четырехугольники. Периметр Четырехугольника. Прямоугольник. Квадрат»
МБОУ «Старогладовская СОШ»
Конспект урока
по математике
5 класс
«Четырехугольники. Периметр четырехугольника. Прямоугольник. Квадрат»
Автор: учитель физики и математики
Майраханова Седа Абдрамановна
Тема: Четырехугольники. Прямоугольник. Квадрат
Цель урока: Познакомить с геометрическими фигурами: прямоугольником и квадратом.
Задачи урока:
Образовательные: показать отличие и сходство прямоугольника и квадрата; Воспроизведение и коррекция необходимых знаний и умений по данной теме. Анализ заданий и способов их выполнения. сформировать навык определения фигур по сторонам и углам; учить строить фигуры. Рационализация способа выполнения заданий. Самостоятельное выполнение заданий для проверки знаний, умений, навыков.
Развивающие: развивать пространственные навыки, мышление, внимание, память. Развитие приёмов умственной и исследовательской деятельности
Воспитательные: воспитывать, чувство сотрудничества, аккуратность. Воспитывать у учащихся навыки учебного труда. Воспитывать культуру устной и письменной математической речи. Прививать интерес к истории математики.
Оборудование: шаблоны фигур, рабочие тетради
Ход урока
Недостаточно только иметь
хороший разум, но главное –
это хорошо применять его.
Декарт
“Вдохновение нужно в геометрии, как в поэзии”
А.С.Пушкин.
Ι. Организационный момент:
приветствие
Приветствует учащихся; проверяет готовность класса к уроку; организует внимание.
«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо)
Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем, открывать новое, понимать красоту окружающего мира поможет вам математика.
ΙΙ. Актуализация опорных знаний
1. На какие виды делятся углы?
2. Угол называется острым?
3. Как называется угол больше прямого?
4. Каким значком обозначаются углы?
5. Что такое угол? Что это за геометрическая фигура?
6. Как называется общее начало лучей?
7. Что такое сторона угла?
8. Как записывают угол с помощью букв (одной, трех)?
Бермудский треугольник. Да, треугольник не такая уж простая фигура. Некоторые из вас слышали о загадочном Бермудском треугольнике, ещё его называют «дьявольским треугольником». Находится это место в Атлантическом океане у Бермудских островов. Дело в том, что в нём бесследно исчезают корабли и самолёты. Почему это происходит остаётся тайной до сих пор.
В Атлантическом океане есть место, по форме напоминающее геометрическую фигуру, о которой мы сегодня будем говорить. Это место, расположенное между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико, полуостровом Флорида и называется "бермудским треугольником”. А ещё его называют "дьявольский треугольник”, "треугольник проклятых”. Загадочность его заключается в том, что в нём бесследно исчезают корабли и самолёты. Природа "бермудского треугольника” остаётся тайной и по сей день.
Устный счет
1) 39 и 13 = 3 (: )
2) 240 и 40 = 6 (: )
3) 23 и 14 = 9 (- )
4) 60 и 5 = 12 ( :)
5) 150 и 10 = 15 (: )
6) 400 и 382 = 18 ( -)
7) 90 и 69 = 21 (- )
8) 18 и 9 = 27 ( +)
9) 17 и 2 = 34 ( ∙)
III. Введение новой темы
в тетрадях число, классная работа
Работа с шаблонами - распределить геометрические фигуры по группам( по количеству сторон) –назовите группы
Убираем треугольники, классифицируем четырехугольники (по углам)
- Кто догадался, какая тема урока? Кто может назвать, сформулировать ее?
Записать в тетрадях
— Как вы думаете, какая тема нашего урока?
— Правильно, тема нашего урока «Четырехугольники». Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями и попытаемся сформулировать, что такое прямоугольник, какими свойствами обладает эта фигура. И первый вывод мы сделаем сейчас. Какая фигура называется прямоугольником?
— А как вы думаете, для чего нам нужно изучать эту тему?
— Где могут пригодиться нам знания о прямоугольнике?
Такая фигура как прямоугольник очень широко встречается в современной жизни. Это и земельные участки, площадь и периметр которых необходимо уметь находить. В квартирах стены, потолок, и пол также имеют форму прямоугольника. Чтобы постелить линолеум, обклеить стены обоями, положить плитку вам, конечно, пригодятся знания и умения, которые вы получите по этой теме.
— Вот для этого мы с вами и будем изучать тему «Прямоугольник», что бы потом свои знания и умения вы смогли применить в обычной жизни.
— Какие предметы в классе имеют форму прямоугольника?
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Сейчас я вам прочту сказку, чтобы вы узнали имя ещё одного героя нашего урока.
Чтение сказки – «Родственники»
Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. Фигура имела такой вид, что кого бы она не встретила на своем пути, всем хвалилась:
— Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые.
— Как же зовут тебя, брат? – спрашивали встречные.
— А зовут меня просто…(Дети называют фигуру)
(обозначение, элементы, периметр)
Ходил квадрат по свету. И стало тяготить его одиночество. Решил тогда квадрат поискать себе родственников. Однажды встречает он на пути фигуру, стал он к ней приглядываться.
— Как зовут тебя, приятель?
— Называют меня…..
— А мы не родственники с тобой?
— Если у нас найдутся 4 признака, по которым мы похожи, то, значит – родственники (дети ищут)
(обозначение, элементы : нижнюю и верхнюю сторону называют основаниями прямоугольника они равны и параллельны, а две другие стороны называют высотами, которые тоже равны и параллельны, периметр)
Обрадовались фигуры, тому, что нашли друг друга. Стали вдвоем жить – поживать, вместе трудиться, веселиться, вместе по белу свету шагать. Чтение правил с. 102
Сколько прямоугольников и квадратов изображено на рис. 93?
Работа с учебником (п2.8)
Четырёхугольник — это геометрическая фигура, состоящая из четырёх точек (вершин), никакие три из которых не лежат на одной прямой, и четырёх отрезков (сторон), попарно соединяющих эти точки.
Отрезки AD,AB, BC, DC называются сторонами, углы A, B, D, C – углами, а точки A, B, D, C – вершинами четырехугольника ABCD.
Сумму длин сторон четырехугольника называют периметром и обозначают буквой P. Таким образом,
P= AD+AB+BC+DC
Виды четырехугольника:
Четырехугольник, у которого все углы прямые (900), называется прямоугольником.
Точки А, В, С и D называют вершинами прямоугольника, а отрезки АВ, ВС, СD и АD — его сторонами. Нижнюю и верхнюю стороны прямоугольника называют ещё основаниями прямоугольника. Они равны и параллельны. Две другие стороны называют высотами, они тоже равны и параллельны.
Принято считать, что слово «сторона» означает и его длину.
Прямоугольник, у которого все стороны равны, называют квадратом.
Учащиеся работают самостоятельно с текстом и устно отвечают на поставленные вопросы.
Какая фигура лишняя, почему?
Физ минутка.
Построить прямоугольник, квадрат.
Записать формулу для вычисления периметра этих фигур.
Найти периметр прямоугольника, квадрата
Раскрасьте многоугольники, изображённые на рисунке “рис. 3” разными цветами. Треугольники – красным, четырёхугольники – синим, пятиугольники – зелёным, шестиугольники – жёлтым. Как называется многоугольник оставшийся незакрашенным?
Записать выражение для нахождения периметра прямоугольника, квадрата
Я приобрела участок земли прямоугольной формы. Этот участок необходимо обнести забором. Как найти длину забора?
Решение задач
1. Математическая разминка
2. Вычислить устно (Работа в группах)
S |
a |
b |
P |
16см² |
? |
4см |
? |
? |
71дм |
10дм |
? |
125мм² |
25мм |
? |
? |
Д.з п2.8 №464(б,г),465(б),466(б)
Самостоятельная работа
Используя шаблоны найти периметр прямоугольника, квадрата, треугольника, предварительно измерить длины сторон Ответ занести в лист ответов.
Проверка : работа в парах, критерии оценки: «5»- 3 задачи, «4»-2 задачи, «3»-1 задач
VIII. Итог урока
- Расскажите мне по схеме о том, что дал вам сегодняшний урок.
IX. Рефлексия
- При помощи трёх сердечек красного, желтого, зелёного поставьте оценку себе, своему классу. (Красное –«3», Зеленое – «4», Жёлтое –«5»).
Закончить наш урок я хочу словами Джорджа Полиа (австро-венгерского математика):
“Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить ее.
Без сильного желания решить трудную задачу невозможно, но при наличии такого возможно. Где есть желание, найдется путь”
Оценивание работы на уроке
Шаблоны