Урок по физике в 7 классе «Скалярные и векторные физические величины»
Раздел долгосрочного плана: |
ФИО учителя: |
||||||||||||||||||
Класс: 7 |
Дата |
Количество присутствующих: |
Отсутствующих: |
||||||||||||||||
Тема урока |
Скалярные и векторные физические величины. |
||||||||||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) |
7.1.2.2 различать скалярные и векторные физические величины и приводить примеры |
||||||||||||||||||
Цели обучения учащихся |
Различать скалярные и векторные величины и приводить примеры; Уметь складывать и вычитать коллинеарные вектора графическим методом (рекомендовано не оценивать на данном этапе). |
||||||||||||||||||
Критерии успеха |
Учащиеся: - различают векторные и скалярные величины, приводят примеры - складывают и вычитают коллинеарные вектора |
||||||||||||||||||
Языковые цели |
Учащиеся могут: аргументировать ответ, приводить примеры Лексика и терминология, специфичная для предмета: вектор, скаляр, физическая величина, коллинеарные вектора, эксперимент, идея опыта, результаты, план Полезные выражения для диалогов и письма: К скалярным величинам… Векторные величины… Коллинеарные векторы – это векторы… Эксперимент… Известно, что… Нужно узнать…… |
||||||||||||||||||
Привитие ценностей |
Расширение кругозора учащихся, развитие функциональной грамотности, ответственности и самостоятельности в своем обучении. Знание и понимание ГГ: Общность и разнообразие Ценности ГГ: Забота об окружающей среде и стремление к устойчивому развитию. Целенаправленное участие и вовлеченность. Вера в то что люди могут изменить мир к лучшему Навыки ГГ: Критическое и творческое мышление. Уверенность в себе и навыки рефлексии. Общение. Обоснованные действия и рефлексия. Привитие ценностей осуществляется через рассмотрение вопросов формирования объективной необходимости изучения нового материала, организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению представления источников света в природе и быту. |
||||||||||||||||||
Навыки использования ИКТ |
Работа с инструктивными картами, с бумажными ресурсами. |
||||||||||||||||||
Предварительные знания |
Определение цены деления шкалы и погрешностей измерительных приборов. |
||||||||||||||||||
Ход урока |
|||||||||||||||||||
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
|||||||||||||||||
1 урок |
|||||||||||||||||||
Начало урока 1 минута 5 минут - выполнение задания 1 минута (взаимооценивание) 1 минута (самооценивание) 1 минута (обратная связь) |
Ваимное приветствие учителя и учащихся через эстафету (сначала учитель касается поочередно одноименных пальцев рук ученика, начиная с больших пальцев и говорит: желаю (соприкасаются большими пальцами); успеха (указательными); большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью) Далее учащиеся в парах проделывают то же самое действие. Таким образом, в классе создается благоприятная атмосфера для дальнейшей совместной работы. |
||||||||||||||||||
Учитель предлагает учащимся проверить себя по теме прошлого занятия («Определение цены деления шкалы и погрешностей измерительных приборов»). Для этого учащимся в парах необходимо определить цену деления, погрешность и их показания. Это задание выводится на слайд. Далее, учитель проверяет две-три пары учащихся. Далее учитель предлагает учащимся выполнить письменное задание в парах: Содержание задания: а) Сколько воды содержится в мензурке на рисунке? б) Определите цену деления мензурки. Цена деления мензурки_____________________________ Ответ запишите в виде: V=________мл=_________см3=_________л=________дм3=________м3 в) Чему равна цена деления секундомеров на рисунке? Какое время показывает каждый из них?
г) На 1 линейке показано измерение длины карандаша, когда мы смотрим на него спереди, например, сидя на стуле. А на второй – измерение длины, когда мы смотрим на карандаш сверху, к примеру, склонившись над партой, а третий - это вид сбоку. Равные ли длины показывают линейки на рисунке? Показание какого из них правильное? Поясните свой ответ. После выполнения в парах письменного задания учитель предлагает учащимся провести взаимооценивание, для этого им необходимо обменяться карточками с парами учеников за соседней партой и простым карандашом поставить «+», если верно, «-», если неверно и исправить. Далее, после взаимооценивания, учащиеся снова меняются карточками, и учитель вместе с классом прорабатывает каждое задание, учащиеся исправляют ошибки (при их наличии) и ставят себе оценки по критериям оценивания в листах с заданиями. Учащиеся отмечают да/нет и комментарии к ответам, если «Нет».
Учитель подводит итоги и предлагает учащимся: «Если у вас возникли сложности при выполнении данного задания или же вы допустили ошибки, тогда вам необходимо снова повторить пройденный материал по теме «Определение цены деления шкалы и погрешностей измерительных приборов.». |
1 слайд Карточки 1 (по проверке знаний) |
||||||||||||||||||
Середина урока 5 минут 8 минут |
Учитель предлагает вниманию учащихся картинку, которая будут являться «проблемным» вопросом урока: Учитель задает вопросы к рисунку: Что показывают стрелки? Почему некоторые стрелки одного цвета? Что означает скорость равна 54 км/ч? Учащееся приводят свои предположения по каждому вопросу. После чего, учитель спрашивает у класса, что они будут сегодня изучать. Учащиеся приводят свои предположения, и учитель выводит на слайд тему урока, цели обучения и критерии успеха, а также раздает карточки для вклеивания темы урока, ЦО, КУ. Далее учитель предлагает ознакомиться с терминами на русском, казахском и английском языках, проговаривая их и учащиеся проговаривают вслед за учителем. После чего учитель предлагает учащимся в парах проработать термины (учащиеся проговаривают друг другу и одновременно вклеивают карточки в тетради). |
2 слайд 3-5 слайды Карточки 2 (вклеить в тетради) |
|||||||||||||||||
Далее учащиеся распределяются на две группы с помощью «Рандомного колеса» - «Скаляры» и «Векторы». (учитель предварительно вносит фамилии и имена учащихся в программу). Каждой группе раздаются бумажные ресурсы, а также вопросы к тексту, по которым каждая группа составит небольшой постер. Вопросы: 1) Что такое векторная/скалярная величина; 2) Чем скалярная величина отличается от векторной/ чем векторная величина отличается от скалярной; 3) Векторные/скалярные физические величины; 4) Обозначение векторной/скалярной величины. Текст общий: В физике существует два вида физических величин: векторные и скалярные. Векторная величина или вектор – это всякая величина, обладающая направлением. Скалярная величина или скаляр – это всякая величина, не обладающая направлением. Основное их отличие в том, что векторные физические величины имеют направление. Что значит физическая величина имеет направление? Например, число картофелин в мешке, мы будем называть обыкновенными числами, или скалярами. Еще одним примером такой величины может служить время. Другие очень важные в физике величины имеют направление, это, например, скорость; мы должны задать не только быстроту перемещения тела, но и путь, по которому оно движется. Сила тоже имеет направление, как и перемещение: когда кто-нибудь делает шаг, можно сказать не только, как далеко он шагнул, но и куда он шагает, то есть определить направление его движения. Векторные величины лучше запомнить. Почему над буквами рисуют стрелку? Рисуют стрелку только над буквами векторных физических величин. Согласно тому, как в математике обозначают вектор! Действия сложения и вычитания над этими физическими величинами выполняются согласно математическим правилам действий с векторами. Выражение "модуль скорости" или "абсолютное значение" означает именно "модуль вектора скорости", то есть численное значение скорости без учета направления - знака "плюс" или "минус". Обозначение векторных величин |
6 слайд http://choice-helper.com/wheelOfFortune/index?lang=ru Тексты и постеры на группу. |
||||||||||||||||||
6 минут |
Учитель оговаривает правила выступления групп, регламент: каждой команде отводится по 3 минуты, после выступления, другая команда может задавать уточняющие вопросы. |
||||||||||||||||||
2 минуты |
После выступления каждой группы учитель дополняет информацию о векторах. Дает определение и объясняет, что такое коллинеарные вектора, а также как вычитаются и складываются вектора: «Коллинеарные векторы – это векторы, лежащие на параллельных прямых (или на одной и той же прямой), могут быть сонаправленным и или противоположно направленными». Далее учитель возвращается к картинке с машинами: «Вектора скорости каких машин сонаправлены? Противоположно направлены? Какие коллинеарные?». Учащиеся дают ответы на заданные вопросы учителем. После учащимся раздают набор векторов, и учитель моделирует ситуацию на доске, после чего, учащиеся в парах вычисляют с помощью набора векторов ответ. Как сложить два вектора, если они направлены в одну сторону, в противоположные
|
(Набор вырезанных векторов) 7 слайд |
|||||||||||||||||
Конец урока 2 минуты Домашнее задание |
Учитель подводит итог урока и проводит беседу с классом по критериям успеха. Учитель задает вопросы классу: «Что вызвало у вас затруднения? Что нам пока тяжело воспринять?». Обсуждение затруднений. Исходя из затруднений, учитель определяет домашнее задание: Если все понятно, тогда достаточно повторить пройденный материал в тетрадях. Если были затруднения в восприятии материала, тогда учитель предлагает учащимся в качестве дополнительного материала обратиться к следующему сайту: http://fizmat.by/kursy/fiz_velichina |
8 слайд 9 слайд |
|||||||||||||||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье и соблюдение техники безопасности |
|||||||||||||||||
Все учащиеся будут: Отличать скалярные величины от векторных; Понимать, что такое коллинеарные вектора Большинство учащихся будут: Уметь складывать и вычитать коллинеарные вектора Некоторые учащиеся будут: Приводить примеры из жизни. |
Взаимооценивание, самооценивание, анализ итогов урока по критериям оценивания. |
Создание благоприятной психологической атмосферы, соответствие заданий уровню подготовленности учащихся, смену видов деятельности, консультирование. |
|||||||||||||||||
Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему |
Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. |
||||||||||||||||||
Поставленные цели обучения были весьма реалистичными и в этой связи достигнуты учащимися на уроке. Дифференциация проведена правильно, каждому учащемуся был оказан индивидуальный подход (подмостки, кто в них нуждался). Временные этапы урока выдержаны, отступлений от плана урока не было. Все запланированные действия на уроке были выполнены. |
|||||||||||||||||||
Общая оценка хорошо Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)? 1: Деление и работа в группах. 2: Парное взаимооценивание Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)? 1: Повторить приставки перед уроком. 2: Привести больше примеров из жизни. Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках? Некоторые учащиеся испытывали сложности при переводах в СИ (при повторе пройденной темы) |