Конспект урока физики 7 класс «Сила упругости Закон Гука»

1
1
Материал опубликован 11 December 2016

Конспект урока физики 7 класс

Тема урока «Сила упругости.Закон Гука»

Тип урока - урок изучения нового материала.

Оборудование: компьютер, экран, презентация, два набора проволочек.

Цели:

1. образовательная - ввести понятие о силе упругости, экспериментально вывести закон Гука;

2. воспитательная - формирование умений наблюдать, делать выводы, выделять главное;

3. развивающая - развитие памяти, логики, мышления, внимания.

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь. На прошлом уроке мы познакомились с новой физической величиной – силой, а так же выяснили, почему тела падают на Землю, почему наша планета вращается вокруг Солнца.

Давайте проверим, как вы усвоили этот материал.

II. Проверка домашнего задания: Учитель задаёт вопросы:

В результате чего может меняться скорость тела.

Что такое сила?

От чего зависит результат действия силы на тело?

Как изображают силу на чертеже?

Какое явление называется явлением всемирного тяготения?

Кто установил закон всемирного тяготения?

От каких величин зависит сила всемирного тяготения?

Какую силу называют силой тяжести?

Почему сила тяжести на полюсах Земли несколько больше, чем на экваторе и других широтах?

Как зависит сила тяжести от массы тела?

Как направлена сила тяжести?

Ученики дают ответы.

III. Изложение нового материала.

Учитель: Молодцы! Если не у кого не осталось сомнений в важности понятий – сила и сила тяжести, приступаем к изучению нового материала. Тема нашего урока: “Сила упругости. Закон Гука”.(1-ый слайд) Откройте свои рабочие тетради, запишите на полях число и тему урока: сила упругости.

Сегодня на уроке мы должны познакомиться с силой упругости. Запишите в тетради первый вопрос нашего урока: сила упругости.

Вам уже известно, что на все тела, находящиеся на Земле, действует сила. Какая?

Ученик: Сила тяжести.

Учитель: Правильно. В результате действия силы тяжести на Землю падает подброшенный камень, выпущенная из лука стрела, снежинки. Почему же покоятся тела, подвешенные на нити или лежащие на опоре?

Ученик: Сила тяжести уравновешивается какой-то другой силой.

Учитель: Что это за сила и как она возникает ?

Посмотрим опыт(слайд 6 и 7): на упругий подвес поместим гирю. Под действием силы тяжести куда начнёт двигаться гиря? (вниз) правильно и подвес деформируется – его длина увеличится. При этом возникнет сила, с которой подвес действует на тело. Когда гиря остановится? (когда эта сила уравновесит силу тяжести). Из этого опыта можно сделать вывод, что на гирю, кроме силы тяжести, направленной вертикально вниз, действует другая сила. И куда направлена эта сила? (вертикально вверх). Она и уравновешивает силу тяжести. Эту силу называют силой упругости. Аналогичные явления происходят с любым телом, которое мы положили на опору.

Ребята, запишите, пожалуйста, в тетрадях определение силы упругости (слайд 8) : Сила, возникающая в теле в результате его деформации, и стремящаяся вернуть тело в исходное положение называется силой упругости.

А теперь давайте сформулируем, что называется деформацией тела. Ученики высказывают свои предположения, а затем записывают определение в тетрадях.

Посмотрите, пожалуйста, какие виды деформации могут возникнуть в теле в зависимости от приложенной к нему силы. Деформация растяжения, сжатия, изгиба, сдвига, кручения.(слайд 9-11)

Учитель предлагает учащимся познакомиться с первым набором проволочек: стальными и алюминиевыми. В качестве задания учащиеся сгибают выданные проволоки в различных направлениях. В результате опытов ученики убеждаются в том, что деформации можно разделить на упругие и пластические:

Деформация, при которой тело восстанавливает свою форму после прекращения действия нагрузки, называется упругой.

Деформация, при которой тело не восстанавливает свою форму после прекращения действия нагрузки, называется пластической.(слайд 12)

Молодцы во время нашей физкультминутки вы испытали различные виды деформаций. Учитель просит учеников назвать эти виды. Ну а теперь давайте выясним почему возникает сила упругости. Наш второй вопрос: причины силы упругости. (слайд 14)

Педагог спрашивает у класса, что они знают о строении твердых тел, например линейки. Ученики отвечают, что все тела состоят из молекул, между которыми существуют промежутки. В твердых телах молекулы образуют кристаллическую решетку, а, следовательно, между ними существуют определенные расстояния. Анимация на слайде № 15 показывает им, как изменяются промежутки между молекулами при деформации тела. Учащиеся делают вывод о возникновении межмолекулярных сил притяжения и отталкивания на основании изученного ранее материала, что создает ситуацию успеха на уроке, позволяя ученикам участвовать в рассмотрении нового материала.

Ну что же давайте сделаем вывод: Причиной силы упругости являются межмолекулярные силы (электромагнитные силы, действующие между молекулами). (слайд 16)

Итак, мы выяснили с вами что представляет собой сила упругости, когда она возникает, ее причины, а теперь давайте выясним, отчего зависит сила упругости. Запишите в тетрадках третий вопрос: закон Гука.(слайд 17)

Английский ученый Роберт Гук, современник Ньютона, установил, как зависит сила упругости от деформации. (слайд 18)

Рассмотрим опыт.(слайд 19) Возьмем резиновый шнур. Один конец его закрепим. Пусть первоначальная длина шнура была равна. Если к свободному концу шнура подвесить гирьку, то шнур удлиниться. Его длина станет равной. Удлинение шнура можно определить как:.

Если менять гирьки, то будет меняться и длина шнура, а значит, его удлинение (деформация).

Из опытов можно сделать вывод: Модуль силы упругости при растяжении или сжатии тела прямо пропорционален изменению длины тела.(слайд 20-22).

В этом и заключается закон Гука. Записывается закон Гука следующим образом:учитель записывает формулу на доске.где l – удлинение тела (изменение его длины),k – коэффициент пропорциональности, который называют жесткостью.

Для того чтобы понять от чего зависит коэффициент жесткости возьмите пожалуйста второй набор проволочек. Перед учениками на партах лежат образцы проволочек из разного материала, разной длины и разной площади поперечного сечения. Им предлагается, самостоятельно сделать вывод от чего зависит коэффициент жесткости. В ходе проведенного исследования ученики делают вывод, что коэффициент жесткости зависит от длины образца, его площади поперечного сечения, а также от материала образца.

IV. Подведение итогов урокавыполнение заданий слайд 25-32.

V. Домашнее задание слайд 33.

Наш урок подошел к концу, поэтому откройте свои дневники, и запишите домашнее задание на следующий урок: §25, Л.№196, 197, 198. (слайд 31)

Структура урока

1. Организационный момент. 1-2 мин.

2. Повторение ранее изученного материала. 5-8 мин.

3. Изучение нового материала. 20-25 мин

4. Подведение итогов. Домашнее задание. 3-5 мин.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Салем, Асимгулечка! С интересом посмотрел Ваш урок. И по ходу возникло соображение вот от этого эпизода:" Рассмотрим опыт.(слайд 19) Возьмем резиновый шнур. Один конец его закрепим. Пусть первоначальная длина шнура была равна. Если к свободному концу шнура подвесить гирьку, то шнур удлиниться. Его длина станет равной. Удлинение шнура можно определить как:...." - а зачем тут слайд? Разве хуже показать что-нибудь упругое? Ну, и сама формулировка закона не совсем такая была у того Р. Гука!

4 May 2017