Конспект урока физики по теме «Плавление и отвердевание кристаллических тел» (8 класс)

0
1
Материал опубликован 15 February

Конспект урока физики в 8 классе по теме «Плавление и отвердевание кристаллических тел»

Выполнила: учитель физики и математики Никитина Людмила Яковлевна.

Ход урока

Этап урока.

Развивающие задачи урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Создание мотивации к учебной деятельности. Самоопределение.

Развитие познавательных и регулятивных УУД

Учитель: Что мы изучили с вами на прошлом уроке?

(В презентации слайд№1.) Что вы видите на слайде?

Чем же отличаются агрегатные состояния?

Учитель предлагает вспомнить различия в молекулярном строении в разных агрегатных состояниях на примере воды и выполнить задание на соответствие.

 

 

 

 

 

Сравним характер движения и взаимодействия частиц в разных агрегатных состояниях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд№2. Видео о плавке металла. Во время просмотра учитель раздаёт кусочки льда на ладошки детей и просит их наблюдать за происходящим и задаёт вопрос: Что общего и различного между процессам на ладошке и на видео?

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос, говорят о том, что изучили агрегатные состояния вещества, Учащиеся отвечают на вопрос: Три агрегатные состояния воды.

Ученик выходит к доске и объясняет соответствие рисунков, проговаривая особенности строения газообразного состояния воды – водяного пара, жидкого состояния воды, твёрдого состояния воды- льда.

Обучающиеся анализируя содержания слайда проговаривают, что отличаются они расположением частиц, характером их движения и взаимодействием.

 

Обучающиеся отвечают:

- Ответы: 1) В газах они свободно летают с большими скоростями. Все молекулы движутся беспорядочно. Поскольку расстояние между молекулами большое, то они очень слабо притягиваются друг к другу. 2ответ) В жидкостях молекулы совершают колебательное движение возле положения равновесия и довольно часто перескакивают из одного положения в другое. (жидкость течет). Есть взаимодействие между молекулами. 3ответ.) В твердых телах сильное взаимодействие между молекулами. Они колеблются возле положения равновесия, и очень редко какой-нибудь молекуле удается преодолеть силы молекулярного притяжения и перескочить в новое положение.

Дети удивлены льду в руках, они сразу же замечают, что общее в переходе вещества из твёрдого состояния в жидкое, что лёд тает, а металл плавится, а различие в веществах, в созданных условиях.

 

Обучающиеся формулируют тему: «Плавление».

 

Дети говорят, что знают определение процесса, как он происходит и при каких условиях им неизвестно. Значит делают вывод, что целью урока будет изучение процесса плавления.

2. Целеполагание.

Развитие познавательных и регулятивных УУД

Учитель предлагает детям сформулировать тему урока.

Учитель спрашивает у детей: «Что вы знаете о процессе плавления?»

 

 

Учитель обращает внимание на то, что если воду охладить до 00С, с ней произойдет обратный процесс. Какой?

Учитель записывает тему урока на доске, сформулированную детьми и еще раз проговаривает цель урока.

Учитель: отгадайте загадку: «Когда приходят холода

Кружит она, летает, Она красива, как звезда,

а на ладошке, тает . и ещё одну: «В огне не горит и в воде не тонет» Много песен и стихов посвящено таянию снега и льда»

О важности плавления нам рассказывает огромный металлический мир изделий- слайд 4

Обучающиеся формулируют тему: «Плавление».

 

Дети говорят, что знают определение процесса, как он происходит и при каких условиях им неизвестно. Значит делают вывод, что целью урока будет изучение процесса плавления.

Ученики называют его отвердеванием, так как он обратный к плавлению, предлагают записать его в тему урока: «Плавление и отвердевание кристаллических тел» и цель урока дополняется изучением отвердевания.

 

3. Актуализация знаний. Пробное учебное действие. Локализация затруднений. Построение проекта выхода из затруднения. Развитие познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД

Учитель: Повторим какие ещё превращения с веществами происходят? В этом вам поможет слайд№6

 

Учитель: Посмотрите на слайд и найдите соответствующие переходы данным явлениям.

Учитель: Вокруг нас происходят различные превращения веществ из одного состояния в другое, а мы ещё ничего о них не знаем, поэтому на уроках будем их изучать подробно.

 

 

 

Учитель: Сегодня мы рассмотрим плавление и отвердевание. Что мы будем выяснять о них?

 

 

Обучающиеся вспоминают названия всех переходов.

 

 

 

Обучающиеся проговаривают пример и выбирают название перехода. Образование пара при кипении воды(парообразование), замерзание воды(отвердевание), Таяние льда (плавление),испарение сухого льда( сублимация), выпадение росы(конденсация), плавление металла (плавление), Образование на окнах узоров( десублимация ), запах нафталина( сублимация), испарение воды( парообразование), образование тумана ( конденсация)

Обучающиеся: мы объясним, как происходят плавление, отвердевание и при каких условиях они происходят.

4. Постановка учебной задачи. Развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.

Учитель: Чтобы ответить на ваши вопросы сегодня на уроке вы выполните экспериментальное задание «Наблюдение за таянием льда». Учитель раздаёт лёд в колбах с широким горлом, размещённые в лапке штатива, спиртовки, спички, термометры уже были на столах, проговаривает правила техники безопасности и выдаёт инструкции для выполнения задания:

Экспериментальное задание «Наблюдение плавления льда» Цель: выявить условия протекания плавления льда. Оборудование: колба со льдом, термометр, спиртовка, штатив.

Ход опыта.1)В лапке штатива аккуратно расположите горлышко колбы, наполненной льдом.

2) Прогрейте всю колбу и ведите наблюдения. 3.)Регулярно измеряйте температуру льда и время наблюдения.(через 2 мин)4).результаты наблюдений оформите в таблицу и постройте график.

 

 

 

время наблюдения

 

 

 

 

 

температура

 

 

 

 

 

5.) Сделайте вывод: Как изменяется внутренняя энергия вещества? Как изменяется характер движения молекул? В какой момент тело начнет плавиться? Изменяются ли молекулы вещества при плавлении? Изменяется ли расположение молекул? Изменяется ли температура вещества при плавлении?

Учитель: какие вы сделали выводы? Проговорите их.

слайд №8

Обучающиеся выполняют экспериментальное задание» Наблюдение за таянием льда» и оформляют его в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на поставленные вопросы письменно.1)Внутренняя энергия льда увеличивается.( так как его нагревают).Скорость колебания частиц возрастает. Лёд начал таять, когда его нагрели до 00С. Молекулы воды не изменяются, изменяется их расположение и движение. Температура вещества при плавлении не меняется 00С

Обучающиеся проговаривают от групп по выводу, другие группы анализируют вывод.

5.Реализация построенного проекта.

Развитие познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД

Учитель: Почему температура во время таяния льда не повышалась? Попробуем разобраться.

У льда молекулы расположены как?

Как они расположены в жидкой воде?

Куда же делась кристаллическая решётка? Ваши предположения.

Почему температура не повышается в ходе плавления? Как вы думаете?

 

Как плавятся другие вещества?

 

 

Нетрудно предположить, как называют температуру, при которой это вещество плавится?

 

Учитель: проверим ваши ответы по слайду№9

 

 

Обучающиеся:

 

Молекулы льда образуют кристаллическую решётку.

Молекулы воды расположены беспорядочно и близко друг к другу.

Разрушилась в результате плавления.

 

Энергия, выделяемая при сгорании спирта, идёт на разрушение кристаллической решетки и поэтому температура не повышается.

В любом процессе плавления будет происходить разрушение кристаллической решётки, но у каждого вещества это будет своя определённая температура.

Температура плавления.- отвечают дети.

 

 

 

 

 

6. Первичное закрепление знаний с проговариванием во внешней речи.

Развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.

Учитель:

Давайте поработаем с таблицей в учебнике и на слайде: 1)Назовите самый тугоплавкий металл.

2) Назовите легкоплавкие вещества? 3) Есть ли металл, который можно расплавить в руке? 4) А в кипящей воде?5)Можно ли расплавить серебро в алюминиевой ложке? Ответ: нет, т. к. tпл серебра больше tпл алюминия. 6) Можно ли расплавить янтарь в цинковом сосуде? 7)Почему на Севере для измерения низких температур пользуются не ртутными, а спиртовыми термометрами?

Учитель еще раз обращает внимание на поглощение энергии при плавлении по слайду№11 и 12

Учитель: теперь представим охлаждение воды. Чтобы вода кристаллизовалась, т.е. превратилась в лёд необходимо её охладить до какой температуры?

Что же это значит?

 

Учитель: Как происходит отвердевание? Используем слайд №13

1)Как изменяется внутренняя энергия вещества?

2) Как изменяется скорость молекул в охлаждённом веществе?

3)Как изменяется характер взаимодействия молекул?

4) Когда тело начнет кристаллизоваться?

 

Учитель:

Построим график отвердевания воды в тетрадь. Слайд № 14

 

Ученик: 1)Вольфрам (нити накала в электрических лампочках). 2)Лед, цезий, калий, натрий. 3)Цезий, 4) еще натрий 5) Ответ: нет, т. к. tпл серебра больше tпл алюминия.

6) Ответ: да, т. к. tпл янтаря меньше tпл цинка. 7)

Ответ: t отвердевания ртути – 39ºС, спирта – 114ºС. На севере температура может быть ниже – 39ºС

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики: до 00С

 

 

 

Вещество отвердевает при той же температуре, при которой плавится.

Обучающиеся оформляют ответы в тетради, сначала проговорённые в классе с поправкой других детей и учителя.

1. При охлаждении уменьшается температура жидкости, уменьшается её внутренняя энергия.

2. Скорость движения частиц уменьшается.

3. Силы притяжения теперь могут удерживать медленно движущиеся молекулы друг около друга, расположение становиться упорядоченным, образуется кристалл.

4. Когда тело охлаждается до температуры плавления, кристаллическая решетка начинает восстанавливаться.

 

Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.

Учитель: Построим график отвердевания воды в тетрадь. Слайд № 14.

Учитель: представьте, что вы график плавления и отвердевания соединили. Вот что у вас получилось.

слайд №15.

Учитель: Проведём самостоятельную работу по данному графику. Каждый ученик пусть составит 5 вопросов по графику плавления и отвердевания воды.

Учитель: для проверки освоения темы выполните тест. ВАРИАНТ № 1

1. В каком состоянии вещества при одинаковой температуре скорость движения молекул наибольшая?

А. В газообразном.

Б. В жидком.

В. В твердом.

Г. Одинакова во всех состояниях вещества.

2. В каком состоянии вещества - жидком или твердом, силы притяжения между молекулами меньше?

А. В твердом.

Б. В жидком.

В. Одинаковы во всех состояниях

3. Переход вещества из жидкого состояния в твердое называют

А. Плавлением.

Б. Диффузией.

В. Отвердеванием.

Г. Нагреванием.

Д. Охлаждением.

4. Чугун плавится при температуре 1200 0С. Что можно сказать о температуре отвердевания чугуна?

А. Может быть любой.

Б. Равна 1200 0С.

В. Выше температуры плавления

Г. Ниже температуры плавления.

5. Можно ли в медном сосуде расплавить алюминий?

А. Можно.

Б. Нельзя.

6. Во время полета температура наружной поверхности ракеты повышается до 1500 – 2000 0С. Какие металлы используют для наружной обшивки?

А. Железо.

Б. Платина.

В. Цинк.

Г. Вольфрам.

Д. Чугун.

 

2 вариант

1. В каком состоянии вещества расстояние между молекулами наименьшее?

А. Одинаково во всех состояниях вещества.

Б. В газообразном.

В. В жидком.

Г. В твердом.

2. В каком состоянии вещества – жидком или газообразном, сила притяжения между молекулами больше?

А. В газообразном.

Б. В жидком.

В. Одинаковы во всех состояниях.

3. Переход вещества из твердого состояния в жидкое называют

А. Охлаждением.

Б. Отвердеванием.

В. Диффузией.

Г. Нагреванием.

Д. Плавлением.

4. Олово отвердевает при температуре 232 0С. Что можно сказать о температуре его плавления?

А. Выше температуры отвердевания

Б. Может быть любой.

В. Равна 232 0С.

Г. Ниже температуры отвердевания

5. Можно ли в цинковом сосуде расплавить свинец?

А. Можно.

Б. Нельзя.

6. Из сопла реактивного самолета вылетает газ, температура которого 800–1100 0С. Какие металлы можно использовать для изготовления сопла?

А. Медь.

Б. Свинец.

В. Алюминий.

Г. Цинк.

Д. Сталь.

 

Взаимоконтроль.

Обменяйтесь листочком с соседом по парте, проверьте правильность выполнения теста – открыть ответы (поставьте + или – напротив ответов (рис. 9). А теперь поставьте оценку – соответственно количеству правильных ответов. Открыть оценки.

t1739567177aa.png

 

Ученики в тетради составляют 5 любых вопросов:

1)Какова температура льда в начале наблюдений.

2)При какой температуре лед таял?

3)почему на участке ВС температура не увеличивается?

4)До какой температуры воду нагревали?

5) В какой точке вся вода превратится в лёд?

Обучающиеся выполняют тест самостоятельно, затем по ответам себя оценивают.

Включение знаний в систему и повторение.

Развитие познавательных УУД

Учитель: У вас на столах находится олово. Сначала его расплавьте в фарфоровой чашке, потом кристаллизуйте его в воде. Устно опишите наблюдаемые явления.

 

Рефлексия. Развитие познавательных и регулятивных УУД.

Учитель: Давайте вспомним, какая тема урока сегодня была, какие цели были поставлены?

Учитель: А теперь попробуем оценить свою деятельность на уроке:

Достигли мы цели урока?

Что сумели повторить?

Какие новые знания получили?

Что на ваш взгляд, следует ещё раз повторить и закрепить на следующем уроке?

Учащиеся отвечают письменно на предложенные вопросы.

Домашнее задание

П.13,14 ,зад,к п. 14 ответить на вопросы, описать плавление олова и отвердевание его по вариантам, придумать загадку по теме урока.

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Заявленной в публикации презентации нет.

15 February