Разработка урока по физике на тему «Плавание тел» (7 класс)
Характеристика класса
Урок проводится в 7а классе. В классе 24 ученика - 13 мальчиков и 11 девочек, среди них есть дети разной подготовленности и разных способностей. Есть сильные ученики, обладающие хорошей памятью, быстрым и гибким мышлением, мотивированные на хорошую учёбу и в частности на изучение физики, есть ученики не очень сильные, но с удовольствием работающие на уроке, открытые, стремящиеся больше узнать и поделиться своими знаниями. Однако в классе есть и ученики, испытывающие трудности при изучении физики, замкнутые, стесняющиеся показать свои затруднения, а так же есть ученики, демонстрирующие своё нежелание учиться, хотя будучи вовлечёнными в общий ход урока, умеющие высказывать свою точку зрения, предлагать свои решения.
В целом класс отличается открытостью в общении, дети с удовольствием идут на контакт с учителем, хорошо работают в группах, на уроке активны, однако очень быстро отвлекаются, многие не могут долго удерживать внимание на одном предмете, быстро устают от однообразной деятельности. Дети с удовольствием работают с дополнительной информацией, однако испытывают трудности при её анализе, выделении главного. Ученики класса любят выполнять творческие и экспериментальные задания, предложенные учителем. При работе на уроке и при выполнении домашнего задания испытывают трудности в построении алгоритмов выполнения задания, испытывают трудности при решении задач.
Технологическая карта урока
Физика |
Класс: 7а |
Урок № 45 |
Дата: |
|||||
Тема: |
Плавание тел |
|||||||
Образовательные цели: |
Изучение и первичное осознание условий плавания тела, а также осознание того, где в жизни применяются полученные на уроке знания по физике.
|
|||||||
Развивающие цели: |
Учить учащихся применять знания в новой ситуации, развивать умение проводить эксперименты; развивать умения объяснять окружающие физические явления. Развивать коммуникативные умения. Продолжить формирование политехнических навыков. Формирование умения применять знания в жизни и в новой ситуации. Расширение технического кругозора учащихся |
|||||||
Воспитательные цели: |
Воспитывать навыки адекватной самооценки работы по заранее оговоренным условиям; формировать волевые качества личности учащихся: терпеливость, выносливость, доведение работы до конца Воспитывать уважение к истории своей страны, воспитывать умение слушать мнения других, считаться с ними, умение доказательно отстаивать свои мнения |
|||||||
Тип урока: |
Урок получения и систематизации новых знаний |
|||||||
Основные термины и понятия: |
Условия плавания тел, осадка судна, ватерлиния |
|||||||
Межпредметные связи: |
Связь с биологией, с литературой |
|||||||
Познавательные УУД: |
- осуществлять выделение существенных признаков и синтезировать их при изучении объекта; работать с текстом и знаково-символической информацией. Самостоятельное заполнять и дополнять таблицы и схемы, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
|||||||
Коммуникативные УУД: |
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Умение оценивать полученную информацию и выражать своё мнение; кратко излагать результаты своей деятельности; умение объяснять причины плавания тел, описывать условия различного поведения тел в жидкости и газе; применять полученные знания в жизни для обеспечения безопасности жизни и здоровья, для соблюдения экологических норм поведения в окружающей среде. |
|||||||
Регулятивные УУД: |
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. |
|||||||
Личностные УУД: |
Учебно – познавательный интерес к изученному материалу и способу решения новой для себя задачи, готовность и способность к самообразованию и выбору профессии на основе сформированной на уроке учебно-познавательной мотивации. Умение выходить из трудного положения при испытании проблем при выполнении решения качественных и экспериментальных задач. |
|||||||
№ |
Этап урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Какие УУД формируются |
|||
II |
Органи зацион ный |
Удивить, привлечь внимание к уроку |
1. Проверяет готовность класса к уроку. 2.Вступает в диалогическую беседу с классом, основанную на жизненном опыте учеников 3.Читает стихотворение «Горе-капитаны» |
Вступают В разговор с учителем, делятся своим жизненным опытом |
1.Коммуникативные: умение строить диалог, умение высказать свою точку зрения, представить жизненный опыт |
|||
III. |
Этап целеполагания |
Подвести учеников к самостоятельному формулированию цели и задач урока |
1.Организация работы с «кейсом» в референтных группах 2.Проведение фронтального эксперимента |
1. Работают с кейсом, отвечают на вопросы кейса 2. Проводят эксперименты в группах |
1. Познавательные УУД: использование имеющихся знаний для объяснения результата эксперимента 2. Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения, умение слушать мнения других, объективно оценивать себя и других |
|||
IIII. |
Создание условий для осознан ного изучения новой темы |
Повторить ранее пройденный материал |
1. Организация работы с разно уровневыми заданиями 2. Организует обмен информацией |
1.Работают над разно уровневыми вопросами. 2.Принимают участие в обсуждении решений |
1. Познавательные УУД: формирование знаний по теме 2.Коммуникативные УУД: публичное представление своего |
|||
V.IV |
Организация эксперимента в референтных группах Учить обобщать информацию и представлять её в знако-символьной информации |
Обучать самостоятельному поиску новых знаний;, самостоятельное формирование эспери ментальных умений |
1. Организует проведение эксперимента в референтных группах на основе вовлечение в ролевую игру 2. Организует обсуждение результатов экспериментальной работы |
1. Проводят эксперименты в группах 2. участвуют в обсуждении результатов |
1. Познавательные УУД: формирование знаний по теме; Осуществлять выделение главных признаков и синтезировать их при изучении объекта 2.Коммуникативные УУД: публичное представление своего суждения 3.Регулятивные УУД: распределение ролей в группе; планирование этапов проведения эксперимента; проведение эксперимента |
|||
Физкультминутка ка |
Снять уста лость |
Проводит зарядку по плану в зависимости от номера урока в школьном расписании |
Выполняют зарядку |
Регулятивные УУД: умение настроить себя на продолжение урока |
||||
VV |
Закрепление изученного материала |
Закрепить знания, полученные на уроке |
Организует работу по закреплению нового материала |
1. Работают с таблицами в учебнике. 2.Решают качественных задач |
Личностные УУД: учебно – познавательный интерес к изученному материалу и способу решения новой для себя задачи, готовность и способность к самообразованию и выбору профессии на основе сформированной на уроке учебно-познавательной мотивации. умение выходить из трудного положения при испытании проблем при выполнении решения качественных и экспериментальных задач. |
|||
VVI |
Применение полученных знаний в жизни |
Дать возможность понять и осмыслить, где применяются знания по данной теме в природе и в жизни |
Организует работу с текстами использую приёмы технологии критического мышления |
Работают с текстовой информацией |
Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Познавательные УУД: Изучение образца способа действия в сложной жизненной ситуации Регулятивные УУД :оценивание ситуации, осмысление способа действия |
|||
VVII |
Заключительная часть урока, Оценочная деятельность |
Подвести итог урока, оценить работу учеников |
Стимулирует и направляет оценочную деятельность учеников |
Подводят итог урока в виде высказываний по образцу или в виде самостоятельных высказываний |
Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
|||
IVIII |
Рефлексия |
Подвести эмоциональный итог урока, сформулировать задание на дом |
Подводит эмоциональный итог урока Разъясняет задание на дом |
Подводят эмоциональный итог урока |
Регулятивные УУД: умение сформулировать эмоциональную оценку |
Цели урока:
Образовательная: изучение и первичное осознание условий плавания тела
Развивающая: научить учащихся применять знания в новой ситуации, проводить эксперименты; развивать умения объяснять окружающие явления; развивать коммуникативные умения
Воспитательная: развивать уважение к истории своей страны, воспитывать умение слушать мнения других, считаться с ними, умение доказательно отстаивать свои мнения
Задачи урока:
Закрепить навык решения качественных задач по теме «Архимедова сила»
Учить объяснять причину плавания тел, приводить примеры различного поведения тел в жидкостях, объяснять причину данного явления
Формировать навык разрешения проблемных ситуаций, требующих решения в ситуации неопределённости
Учить проводить эксперименты в группах, анализировать полученный результат, делать выводы
Учить работать с текстом, извлекать из него информацию;
Учить обобщать и систематизировать полученную информацию;
Учить анализировать и использовать жизненный опыт и выбирать информацию для применения её в жизни;
Формировать гордость за свою страну и её учёных.
Планируемые результаты:
1.Личностные:
Учебно – познавательный интерес к изученному материалу и способу решения новой для себя задачи, готовность и способность к самообразованию и выбору профессии на основе сформированной на уроке учебно-познавательной мотивации
2.Метапредметные:
-коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
-регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-познавательные УУД: осуществлять выделение существенных признаков и синтезировать их при изучении объекта; работать с текстом и знаково-символической информацией. Самостоятельно заполнять и дополнять таблицы и схемы.
3. Предметные:
-коммуникативные СУД: умение оценивать полученную информацию и выражать своё мнение; кратко излагать результаты своей деятельности; умение объяснять причины плавания тел, описывать условия различного поведения тел в жидкости и газе; применять полученные знания в жизни для обеспечения безопасности жизни и здоровья, для соблюдения экологических норм поведения в окружающей среде.
-компенсаторные СУД: умение выходить из трудного положения при испытании проблем при выполнении решения качественных и экспериментальных задач.
Тип урока: урок получения и систематизации новых знаний
Оборудование: По количеству групп (6 компьютеров), в которых имеются сформированные папки для работы групп, компьютер на рабочем месте учителя, проектор, физическое оборудование и материалы для экспериментов в группах и фронтальных демонстраций
Ход урока
I.Организация начала урока
1.Приветствие класса.
- Я очень рада вновь видеть вас. Как ваше настроение? Хорошее? У меня тоже очень хорошее настроение. За окном светит яркое весеннее солнце, совсем скоро будет таять снег и по дорогам побегут звонкие ручьи, и, конечно, мальчишки будут запускать свои маленькие кораблики в путешествие.
Опять весна-волшебница в гости к нам пришла,
Новые забавы детям принесла.
Шлёпают по лужам довольные мальчишки,
Забросить бы подальше тетрадки им и книжки.
Бумажные корабли ждут их, погляди!
Серьёзные препятствия будут впереди.
Кораблики бумажные вниз к реке помчатся,
Довольные мальчишки за ними будут гнаться.
Чей кораблик с течением справляется,
Чей самый быстрый, чей не потопляется.
Ох, горе-капитаны, вас хоть выжимай,
Мамы ваши молятся: «Скорей бы тёплый май!»
Кораблики умчатся в стремительную даль,
И детства уходящего очень будет жаль.
II. Целеполагание
- Ребята, а вы запускали кораблики в плавание по весенним ручейкам? Конечно, запускали! А может быть, кто-то из вас даже мечтал стать моряком или конструктором кораблей? А может, кто-то пробовал сам мастерить корабли? А возникли ли у вас какие-нибудь трудности при этом? (Ответы детей)
- Конечно, наверное, возникали, как и у ребят из кейса, который я предлагаю вам обсудить. Чтоб работать вам было интересно, мы разобьёмся на группы по 4 человека.
Кейс
Весна. С крыш домов падали весёлые крупные капли. Вот-вот по дорогам побегут звонкие ручьи. Макс и Ванька смотрели в окно и планировали, как они уже совсем скоро будут запускать кораблики по лужам.
- Макс, а ты уже приготовил кораблики?
- Да что их готовить? Бумага всегда под рукой, можно наделать сколько угодно!
- Нет, я так не люблю! Бумажные корабли очень быстро размокают и приходят в негодность. Хочется сделать, пусть один, но такой, чтоб был, как настоящий! Вот из чего бы лучше сделать? Наверное, попрошу у папы небольшие деревянные брусочки и сделаю себе деревянный кораблик.
- Ну, если хочешь, чтоб как настоящий, нужно, чтоб он был металлический!
- Да ты что! Думай, что говоришь! Металлический кораблик тут же потонет, как гвоздь! Я даже пробовал запустить металлический кораблик, купленный в магазине! Потонул! А, может быть из пенопласта лучше вырезать? Он мягче дерева, вырезать легче будет, и уж точно не потонет.
- Смешно слушать тебя! Говоришь о корабликах, похожих на настоящие, а сам хочешь, чтоб полегче было! Пусть твой магазинный кораблик и потонул, но ведь настоящие корабли не тонут. Давай лучше найдём в интернете советы по изготовлению самодельных кораблей и попробуем сделать сами, ведь время у нас ещё есть!
Вопросы к кейсу.
1.Как ты думаешь, кто из ребят прав? Ты поддержал бы чью- то точку зрения или нет? Почему?
2.Из какого материала ты бы сделал свой кораблик? Почему?
3. Знаешь ли ты, почему не тонут настоящие корабли?
Обсуждение в группах
- Ребята? Чья группа хочет, поделиться своей точкой зрения? (Представители групп по желанию представляют свою точку зрения, отвечая на вопросы кейса)
- Молодцы! Я ценю ваши мнения? А какие вопросы у вас появились после обсуждения этого кейса, или вы знаете ответы на все вопросы? (Ответы детей)
- Конечно, вопросы есть!
- А, теперь, я хочу ещё больше вас заинтриговать! Я приготовила для вас два опыта, посмотрите их и подумайте, как их можно объяснить?
1опыт с водой и варёным яйцом, которое тонет в ней, а в другом стакане с водой – нет, а в третьем – плавает внутри жидкости в безразличном состоянии. (Ребята пытаются объяснить, замечают, что вода во втором и третьем стакане очень мутная, предполагают, что она солёная, рассказывают об уникальном солёном озере «Развал» в Соль-Илецке).
2 опыт с корабликом из набора по гидростатике, который может плавать и тонуть, после того, как вода заходит во внутренний отсек, а затем опять всплывать, после вытеснения воды струёй воздуха. (Ребята пытаются объяснить опыт, выдвигая различные гипотезы. Учитель слушает их, даёт возможность поспорить, но сам не говорит, кто прав, а кто нет! Обращает внимание, что этот кораблик похож на подводную лодку, которая может всплывать и уходить под воду)
- Ребята, а скажите, хочется узнать кто из вас прав? Хочется поучить ответы на вопросы возникшие у вас? Конечно, хочется! Так давайте поставим цели для себя на этот урок!
Ребята предлагают. Например: узнать, почему одни тела тонут, а другие нет? Отчего это зависит? Узнать, почему не тонут корабли? Почему подводная лодка может всплывать на поверхность и уходить под воду? Почему люди не тонут в Соль-Илецке и др.)
Вы молодцы, ребята! Именно эти цели мы и поставим на сегодняшний урок. Я конечно бы и сама попробовала ответить на ваши вопросы, но ведь гораздо интересней найти ответы самим. А чтобы вас заинтриговать ещё больше, посмотрите, у меня на столе есть чёрный ящик и что находится в нем, вы узнаете в конце урока. Удачи вам на сегодняшний урок!
III. Создание условий для осознанного изучения нового материала
Итак, ребята, мы поставили для себя сегодня интересную и важную цель урока, но чтобы достичь её нам придётся потрудиться, а так же использовать ваш уже полученный опыт и знания. На сегодняшний урок вы пришли с определённым багажом знаний. Давайте освежим ваши знания необходимые нам на уроке.
- Расскажите, как вы готовились к сегодняшнему уроку физики? Что повторили, прорешали, сделали? (Ответы детей)
- А может быть, вы узнали что-то новое, то о чём мы не проговорили на прошлом уроке, но вы узнали сами, готовясь к уроку? (Ответы детей)
- Молодцы! Я вижу, что вы хорошо готовились к уроку, много поработали. Так давайте поделимся багажом ваших знаний друг с другом.
Я предлагаю вам ответить на несколько вопросов, они сгруппированы по уровню сложности. Ваша задача выбрать себе вопрос соответствующего уровня сложности, подумать и поделиться своим обоснованным решением с другими ребятами. Каждый может не только сам ответить, но и попросить помощи в решении у других ребят в вашей группе, если вас вопрос заинтересовал, но вы не знаете, как на него ответить.
Вопросы.
1 уровень
В какой воде и почему легче плавать: морской или речной?
Первоклассник и десятиклассник нырнули в воду. Кого вода выталкивает сильнее? Почему?
Почему камень в воде легче поднимать, чем в воздухе?
Яйцо тонет в пресной воде, но плавает в соленой. Почему?
Как зависит Архимедова сила от объема тела?
2 уровень
6. К чашкам весов подвешены два одинаковых железных шарика (рис. 1). Нарушится ли равновесие, если шарики опустить в жидкости?
В сосуд погружены три железных шарика равных объемов (рис. 2). Одинаковы ли силы, выталкивающие шарики? (Плотность жидкости считать одинаковой)
В сосуде с водой (при комнатной температуре) плавает пробирка (рис. 3). Останется ли пробирка на такой же глубине, если воду слегка подогреть (охладить)?
В воду опустили две одинаковые бутылки: одну пустую, а другую с водой. Равны ли по модулю архимедовы силы, действующие на них?
3уровень
Кусок мрамора весит столько, сколько весит медная гиря. Какое из этих тел легче удержать в воде?
Почему выталкивающая сила, действующая на одно и то же тело, в газах во много раз меньше, чем в жидкостях?
В воду опущен медный кубик массой 10 г и тонкая медная пластинка массой 10 г. Одинакова ли выталкивающая сила в обоих случаях?
К чашкам весов подвешены две гири - фарфоровая и железная- равной массы. Нарушится ли равновесие весов, если гири опустить в сосуд с водой
5-6 учеников отвечают на вопросы, выбранные по своему желанию, и представляют свои аргументы при пояснении ответа на данный вопрос. При необходимости, можно поспорить с отвечающим учеником. Учитель тоже может предложить свой аргументированный ответ, в том случае, если ответ ребёнка неверный, и никто из ребят не хочет вступить в дискуссию с отвечающим.
Молодцы ребята. Вы готовы к решению поставленных целей. Вперёд к поиску новых знаний!
IV.Организация и самоорганизация экспериментальной работы на уроке для усвоения нового материала. Организация обратной связи.
Итак, для начала мы выполним исследования. С этого момента наш класс превращается в исследовательский институт. Каждая группа - это исследовательская команда, которой предстоит провести исследование важного вопроса. Объединив результаты исследования всех команд, сотрудники института сообща, возможно, сделают важное открытие в области физики.
Задание для 1 команды
Проведите наблюдение: какие из предложенных тел тонут, а какие плавают в воде. Найдите в таблице учебника соответствующие плотности и сравните их с плотностью воды. Результаты оформить в виде таблицы или кластера.
Оборудование: сосуд с водой и набор тел: стальной гвоздь, кусочки свинца, алюминия, оргстекло, пенопласт, пробка, парафин.
Задание для 2 команды
Сравнить глубину погружения в воде деревянного и пенопластового кубика одинакового объема. Выяснить, отличается ли глубина погружения деревянного кубика в жидкости разной плотности. Результат опыта представить на рисунке. Изобразите силы, действующие на плавающее тело.
Оборудование: два сосуда (с водой и маслом), деревянный и пенопластовый брусок.
Задание для 3 команды
Сравнить архимедову силу, действующую на каждую из пробирок, с силой тяжести каждой пробирки; сделать вывод на основании результата опыта. Изобразить силы, действующие на пробирку в первом и во втором случае.
Оборудование: мензурка, динамометр, 2 пробирки с песком (пробирки должны плавать в воде, погрузившись на разную глубину).
Задание для 4 команды
Добиться, чтобы кусок пластилина в воде плавал. Сделайте рисунок, изобразив все силы, действующие на пластилин, тонущий и плавающий.
Оборудование: сосуд с водой, кусок пластилина.
Задание для 5 команды
Что произойдет с деревянным цилиндром, если его погрузить пальцем полностью в воду, налитую в стакан, а затем быстро отпустить? Проделайте эксперимент. Ответьте на вопрос: почему наблюдается такая картина? Сделайте рисунок, расставив все силы, действующие на цилиндр
Оборудование: стакан с водой, деревянный цилиндр.
Задание для 6 команды
Налейте в один стакан сначала воду, а потом подсолнечное масло, пронаблюдайте, как расположатся жидкости друг относительно друга. Изобразите полученный результат на рисунке, объясните получившийся результат, сравнив плотности жидкостей по таблице в учебнике.
Оборудование: стакан с водой, стакан с маслом, пустой стакан.
Команды выполняют задания, самостоятельно распределяя роли внутри команды.
- Экспериментально-исследовательская работа команд закончилась. Подведём итоги. Объявляем пресс-конференцию для сотрудников нашего научно-исследовательского института.
Вопросы учителя |
Возможные ответы учеников |
Поясняющая схема или рисунок на слайде |
Итак, можно получить три разных способа поведения тел в жидкости: тела могут тонуть, тела могут плавать внутри жидкости и могут всплывать на поверхность жидкости В любом из этих случаев какие силы действуют на тело, погруженное в жидкость? |
На тело действуют сила тяжести направленная вниз и сила Архимеда (выталкивающая сила), направленная вверх. |
|
Посмотрим, как ведут себя тела, плавающие на поверхности жидкости. Ребята, которые рассматривали, как ведут себя тела, изготовленные из дерева и пенопласта в одной и той же жидкости, что вы заметили? Как вы думаете почему? |
Глубина погружения тел разная. Пенопласт плавает почти на поверхности, а дерево немного погрузилось в воду. Это происходит потому, что сила тяжести, действующая на эти тела разная, |
ПРИДУМАЙТЕ СХЕМУ К ОПЫТУ |
Что можно сказать о глубине погружения деревянного бруска, плавающего на поверхности воды и масла? Объясните и почему это происходило? |
В масле глубже брусок погружался, чем в воде, потому что в масле выталкивающая сила меньше, чем в воде из-за того, Что плотность масла меньше, а сила Архимеда зависит от плотности жидкости |
ПРИДУМАЙТЕ СХЕМУ К ОПЫТУ |
Теперь выясним, можно ли заставить плавать тела, которые в обычных условиях тонут, например, яйцо тонет в обычной воде, а в солёной – нет! Почему? |
В солёной воде на яйцо действует большая выталкивающая сила, так как плотность солёной воды больше, чем простой. |
придумайте схему к опыту |
А как можно заставить не тонуть кусочек пластилина? |
Мы сделали из него лодочку, она имеет большой объем и поэтому плавает, ведь выталкивающая сила при этом увеличилась! |
|
Сделайте вывод. Как можно заставить тело, которое тонуло, плавать? |
Чтобы заставить плавать обычно тонущие тела, можно изменить плотность жидкости или объем погруженной части тела. При этом изменяется и Архимедова сила, действующая на тело. |
|
Как вы думаете, есть ли какая-нибудь связь между силой тяжести и Архимедовой силой для плавающих тел? |
Мы погрузили в воду пробирки с песком – одна полегче, другая потяжелее, - и обе они плавали в воде. Мы определили, что Архимедова сила в том и другом случае примерно равна силе тяжести. |
придумайте схему к опыту |
Скажите, а что произойдёт, если на поверхность одной жидкости налить другую? |
Жидкости распределяться так, что сверху будет жидкость с меньшей плотностью, а снизу- с большей. А вот почему мы не совсем разобрались. |
Придумайте схему к опыту |
Молодцы! Вы хорошо потрудились! Давайте обобщим изученный материал и сделаем понятную публичную презентацию нашего открытия в виде блок-схемы.
Учитель выполняет на доске, а дети по желанию комментируют и поясняют рисунки и записи.
Проговорите выводы, которые следуют из проведённых экспериментов и обобщённых презентаций результатов работ команд. (ребята по желанию делают выводы)
Выводы:
Тело тонет, если сила тяжести больше силы Архимеда ( Fт >FА)
Тело плавает, если сила тяжести равна силе Архимеда ( Fт =FА)
Тело всплывает, если сила тяжести меньше силы Архимеда ( Fт < FА)
Молодцы! Предоставим слово теоретикам! Каждый уважающий себя институт физики, конечно же, имеет кафедру теории физики. Но теоретикам будет трудно, и мы все вместе попробуем помочь им.
Приглашается теоретики (сильные ученики) и работают с формулами. Остальные ученики стараются разобраться и понять.
Какие выводы можно сделать исходя из теоретических исследований?
Выводы:
Тело тонет, если плотность тела больше плотности жидкости
Тело плавает, если плотность тела равна плотности жидкости
Тело всплывает, если плотность тела меньше плотности жидкости
Молодцы ребята! Пусть открытие, которое мы с вами сделали сегодня на уроке, было давно открыто и изучено, но всё же именно для нас, это было -открытие, сделать которое мы смогли благодаря слаженной работе в команде, знаниям, которые были у нас и желанию узнать что-то новое!
V.Закрепление полученных результатов, их коррекция.
Фронтальная работа с учебником по таблице плотностей различных тел по вопросам.
– Какие вещества (лед, стеарин, воск, резина, кирпич) будут всплывать в воде, молоке, ртути?
– Пользуясь таблицей, определите, какие металлы тонут в ртути? (Осмий, иридий, платина, золото)
– Какие вещества будут всплывать в керосине? (Пробка, сосна, дуб)
- Какое твёрдое вещество сможет находиться в безразличном состоянии в какой-либо жидкости
2. Качественные задачи. (Решаются методом мозгового штурма)
1. В сосуд, содержащий воду, ртуть и керосин, поместили стальной, пробковый и парафиновый бруски. Укажите, где какая жидкость и где какой брусок?
2.Как пробирку наполнить керосином, не наклоняя сосуда А? Можно пользоваться всеми предметами, которые изображены на рисунке.
3.На весах уравновешены 1) алюминиевый и свинцовый цилиндры, опущенные в воду;2) человек с воздушным шариком. Нарушится ли равновесие весов и как, если 1) цилиндры вынули из воды; 2) если человек надул шарик?
VI.Анализ возможности применения, полученных знаний в жизни человека и в технике.
1.Эвристическая беседа.
- Очень много из того, что мы сегодня узнали на уроке, успешно применяется в технике. Рассмотрим некоторые возможности применения знаний.
- А как вы, ребята, поняли, почему тяжёлые корабли могут плавать в воде и не тонут? (Учитель работает с классом, слушает и комментирует ответы учеников, а сам демонстрирует опыт по превращению тонущего свёрнутого листа фольги в кораблик, который не тонет, да ещё может перевозить груз и пассажиров (н-р: игрушечный человечек из «Киндер-сюрприза»)
- А что вы знаете о воздухоплавании? Почему в воздух могут подняться воздушные шары, стратостаты? Какие конструкторские предложения есть у вас, для того, чтобы шар поднялся в воздух? Какой газ должен быть внутри шара? (Учитель работает с классом, слушает и комментирует ответы, а сам отправляет в полёт на шарике, накаченном гелием игрушечного медвежонка)?
- А почему человеку, решившему искупаться в море, реке или озере тоже неплохо было бы знать тему «Плавание тел»? (Ученики отвечают используя свой жизненный опыт и зная, что плотность человеческого тела примерно 1030кг/м3.)
- Можно ли подсмотреть примеры применения законов плавания тел в природе? (Ученики рассказывают то, что знают о плавании рыб)
Молодцы ребята, вы многое уже знаете о плавании тел в жидкости и газе, но в рамках одного урока, я вам всё не смогу рассказать об этом удивительном и интересном явлении. А вот вы сами, придя сегодня домой, а может быть, на выходных или каникулах, сможете самостоятельно найти много интересных сведений по этой теме из жизни растений и животных, а так же, применения законов плавания тел в технике.
Работа с текстами в группах
1, 5 группа
Плавание судов.
В воде держатся громадные суда, изготовленные из стали, плотность которой почти в 8 раз больше плотности воды. Объясняется это тем, что из стали делают лишь тонкий корпус судна, а большая часть его объема занята воздухом. Среднее значение плотности судна оказывается значительно меньше плотности воды. Поэтому оно не только не тонет, но и может принимать для перевозки большое количество грузов.
Глубину погружения судна в воду называют осадкой. Наибольшая допустимая осадка судна отмечается ватерлинией. Вес воды, вытесняемой судном при погружении его до ватерлинии, равный весу судна с грузом, называют водоизмещением.
Искусно используют закон Архимеда подводники. Если подводная лодка плывет между слоями воды с разной температурой, ее балласт подбирают таким образом, чтобы обеспечить небольшую перегрузку для теплого слоя и недогрузку для холодного. В этом случае лодка лежит на холодном слое, не нуждаясь в специальных мерах для поддержания равновесия. Для батискафа с небольшой отрицательной плавучестью слой более плотной воды может играть роль уравновешивающего «жидкого грунта». При переходе подводной лодки из морских глубин в устье реки, подводники тщательно следят за расстоянием между лодкой и дном, так как в пресной воде выталкивающая сила Архимеда меньше, чем в морской, и при недосмотре со стороны экипажа лодка может сесть на илистый грунт речного устья.
В России есть два крупнейших судостроительных предприятя. Они находятся в Санкт-Петербурге: «Балтийский завод» и «Адмиралтейские верфи». «Адмиралтейские верфи» — одно из старейших судостроительных предприятий России. Оно является первым промышленным предприятием Санкт-Петербурга (1704 год). «Балтийский завод» – является одной из ведущих судостроительных верфей России. Единственный в стране производитель крупных гребных винтов весом до 70 тонн, диаметром до 8 м из бронзы и латуни.
Вопросы к тексту:
Почему в жидкости могут плавать тяжёлые суда?
Что нового вы узнали из текста?
Какие вы знаете профессии связанные с плаванием судов? Как ты думаешь, чем они интересны?
2,6 группа
Плавание живых организмов.
Средняя плотность живых организмов, населяющих водную среду, мало отличается от плотности воды, поэтому их вес почти полностью уравновешивается архимедовой силой. Благодаря этому водные животные не нуждаются в столь прочных скелетах, как наземные. У рыб есть орган, называемый плавательным пузырем. Меняя объем пузыря, рыбы могут изменять глубину погружения.
В Средиземном море, у берегов Египта, водится удивительная рыба фагак. Приближение опасности заставляет фагака быстро заглатывать воду. При этом в пищеводе рыбы происходит бурное разложение продуктов питания с выделением значительного количества газов. Газы заполняют не только действующую полость пищевода, но и имеющийся при ней слепой вырост. В результате тело фагака сильно раздувается, и, в соответствии с законом Архимеда, он быстро всплывает на поверхность водоема. Здесь он плавает, повиснув вверх брюхом, пока выделившиеся в его организме газы не улетучатся. После этого сила тяжести опускает его на дно водоема, где он укрывается среди придонных водорослей.
Вопросы к тексту:
Что интересного ты узнал о живых организмах, населяющих водную среду?
Какие вы знаете профессии связанные с изучением водных живых организмов?
3 группа
Воздухоплавание.
На все тела в воздухе действует выталкивающая (архимедова) сила. Если эта сила окажется больше силы тяжести, действующей на тело, то тело взлетит. На этом основано воздухоплавание. Чтобы воздушный шар поднимался выше, его надо наполнить газом, плотность которого меньше, чем у воздуха. Это может быть водород, гелий или нагретый воздух. Для того чтобы определить, какой груз может поднять воздушный шар, надо знать его подъемную силу. Подъемная сила воздушного шара равна разности между архимедовой силой и действующей на шар силой тяжести. Чем меньше плотность газа, заполняющего воздушный шар данного объема, тем меньше действующая на него сила тяжести и потому тем больше возникающая подъемная сила. При нагревании воздуха от 0 до 100 градусов Цельсия его плотность уменьшается только в 1,37 раз. Поэтому подъемная сила шаров, заполненных теплым воздухом, оказывается небольшой. Плотность же водорода в 14 раз меньше плотности воздуха, и подъемная сила шара, наполненного водородом более чем в три раза превышает подъемную силу нагретого воздуха того же объема. Водород, однако, горит и образует с воздухом легко воспламеняющуюся смесь. Негорючим и одновременно легким газом является гелий. Плотность воздуха уменьшается с увеличением высоты над уровнем моря. Поэтому по мере поднятия воздушного шара действующая на него архимедова сила становится меньше. После того, как архимедова сила достигнет значения, равного силе тяжести, подъем воздушного шара прекратится. Чтобы подняться еще выше, с шара сбрасывают балласт. При этом сила тяжести уменьшается, и выталкивающая сила опять оказывается вновь большей. Для того, чтобы опуститься на землю, выталкивающую силу надо уменьшить. Для этого можно уменьшить объем шара. В верхей части оболочки шара имеется специальный выпускной клапан, через который можно выпустить часть газа. После этого шар начнет опускаться вниз.
История российского воздухоплавания началась 30 июля 1803 года. К началу XX века Россия вошла в число ведущих воздухоплавательных держав мира. В апреле 1911 года столица Российской Империи - Петербург - принимала Международную воздухоплавательную выставку. А в августе того же года российский экипаж установил мировом рекорд в скорости полетов на дирижабле - 47 км/ч.
Вопросы к тексту:
Что интересного вы узнали о воздухоплавании?
Что ты знаешь о развитии воздухоплавания в России в наше время?
Люди каких профессий связаны с воздухоплаванием?
4 группа
Плавание человека. Техника безопасности.
Способность тела удерживаться па воде, не опускаясь в глубину, называется плавучестью. Ее создает подъемная сила, происхождение которой более двух тысяч лет назад объяснил Архимед: «Тело, погруженное в жидкость, теряет в весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость», или, иными словами, «на погруженное в жидкость тело действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной жидкости». Плавучесть человека зависит от степени развития костного скелета и мускулатуры, но главным образом — от умения глубоко дышать: ведь, совершая вдох, мы увеличиваем объем грудной клетки, а это при неизменном весе ведет к уменьшению средней плотности тела. Так, при обычном, неглубоком вдохе, который делает каждый из нас в покое, тело бывает чуть «тяжелее» пресной воды — с удельным весом около 1,01. Глубокий вдох способствует тому, что тело становится более «легким» — с удельным весом от 0,99 до 0,94, и тогда нетрудно удержаться на воде без движения — в плавучем состоянии,
Те, кому доводилось купаться в море, замечали, что соленая вода держит пловца лучше, чем пресная. Действительно при плотности морской воды 1,02—1,03 и весе пловца 70–80 килограммов (среднюю плотность человеческого тела примем за единицу) можно подсчитать, что запас плавучести за счет солености воды составит 1,5–2,5 килограмма.
Умение находиться в воде без движения в плавучем состоянии и при этом беспрепятственно дышать называется статическим плаванием. Этот навык чрезвычайно важен в аспекте проблемы непотопляемости — именно статическое плавание дает человеку возможность отдыха в воде, особенно необходимого в минуты психогенной напряженности.
Умение хорошо плавать — одна из важнейших гарантий безопасного отдыха на воде, но помните, что даже хороший пловец должен соблюдать постоянную осторожность, дисциплину и строго придерживаться правил поведения на воде.
Начинать купаться рекомендуется в солнечную безветренную погоду при температуре воды 17-190С, воздуха 20-250С. В воде следует находиться 10-15 минут, перед заплывом необходимо предварительно обтереть тело водой.
При переохлаждении тела пловца в воде могут появиться судороги, которые сводят руку, а чаще ногу или обе ноги. При судорогах надо немедленно выйти из воды. Если нет этой возможности, то необходимо действовать следующим образом:
1.Изменнть стиль плавания — плыть на спине.
2.При ощущении стягивания пальцев руки, надо быстро, с силой сжать кисть руки в кулак, сделать резкое отбрасывающее движение рукой в наружную сторону, разжать кулак.
3.При судороге икроножной мышцы необходимо согнуться, двумя руками обхватить стопу пострадавшей ноги и с силой подтянуть стопу к себе.
4.При судорогах мышц бедра необходимо обхватить рукой ногу с наружной стороны ниже голени у лодыжки (за подъем) и, согнув ее в колене, потянуть рукой с силой назад к спине.
5.Произвести укалывание любым острым подручным предметом (булавкой, иголкой и т.п.)
6.Уставший пловец должен помнить, что лучшим способом для отдыха на воде является положение «лежа на спине».
Не заплывайте за буйки – там может оказаться резкий обрыв дна, холодный ключ, заросли водорослей и т.п.
Не устраивайте в воде игр, связанных с захватами – в пылу азарта Вы можете послужить причиной того, что партнер вместо воздуха вдохнет воду и потеряет сознание.
Что интересного и нового вы узнали из текста?
Что вы знаете о профессии спасателя?
Организация обсуждения материала текстов по вопросам
-Ребята, вы изучили тексты к уроку, а теперь поделитесь полученной и переработанной вами информацией с одноклассниками. (Представители групп отвечают на вопросы в тексте)
- Несмотря на то, что тексты с которыми вы работали, были совершенно разные, но, однако, было и нечто общее в них? Что это? (Гипотезы, выдвинутые учениками)
- Совершенно верно! Во всех текстах была информация о том, как можно управлять глубиной погружения в жидкость или высотой нахождения тела в воздухе. Итак, как же этого добиться?
- Молодцы! Вы очень внимательные люди! А теперь давайте посмотрим, как управляют глубиной погружения в воду в подводной лодке. (Демонстрация видеофрагмента о подводной лодке)
VII. Заключительная часть урока
1 Смысловой итог урока.
- Ребята, вы прекрасно сегодня поработали на уроке, а теперь необходимо подвести итог урока. Что нового вы узнали на уроке. (Ребята рассказывают, а на слайде появляется итоговая таблица)
Условия плавания тел |
||||
Поведение тела |
Соотношения между силами |
Соотношения между плотностями |
||
Словесная запись |
FT? FA |
Словесная запись |
пт. ? Же |
|
Тело тонет, |
Сила тяжести больше архимедовой силы. |
FT > FA |
Плотность тела больше плотности жидкости |
ит.> же |
Тело плавает, если... |
Сила тяжести меньше архимедовой силы. |
FT < FA |
Плотность тела меньше плотности жидкости |
ρТ < ρж |
Тело находится в равновесии в любом месте жидкости, если... |
Сила тяжести равна архимедовой силе. |
FT = FA |
Плотность тела равна плотности жидкости |
ρТ = ρж |
2. Рефлексивный итог урока
- Какая информация была, на ваш взгляд, полезной для вас? (Ответ ученики могут сформулировать сами, но, на всякий случай, на слайде ость опора:
- Сегодня на уроке мне было_________
- Работать в группах было ______________
- Мне понравилось, что_________________
3. Оценочная деятельность (самоанализ и взаимоанализ)
Я прошу каждого в группе выставить оценки за урок каждому члену своей группы, в том числе и себе. Каждую оценку необходимо кратко аргументировать. Например: Орлов Ваня – «5» выдвигал много правильных гипотез, был внимателен к ребятам всей группы.
Сдайте свои листочки для проведения итоговой оценочной деятельности мной
VIII. Рефлексия. Задание на дом.
- Ребята, вы здорово поработали. Если настроение у вас хорошее улыбнитесь мне и помашите рукой.
- А вы не забыли о нашем чёрном ящике? Как вы думаете, что в нём?
- Правильно! Это кораблик, который с любовью и находчивостью сделал ****** Константин! Ребята, не бойтесь пробовать свои силы, идите вперёд к знаниям, к выбору своего жизненного пути!
- И конечно, чтоб вши знания были прочными вам необходимо выполнить домашнее задание. Выберите тот, вариант задания, который для вас покажется посильным и интересным.
1 вариант - параграф 50 учить, анализировать, отвечать на вопросы, пар.51, 52 проанализировать, упр. 27(1)
2 вариант - параграф 50 учить, анализировать, отвечать на вопросы, пар.51, 52 проанализировать, составить по ним краткий опорный конспект, упр.26
3 вариант - параграф 50 учить, анализировать, отвечать на вопросы, найти материал о современном кораблестроительстве и воздухоплавании, упр. 26
- Урок окончен! Спасибо вам за хорошую работу!