Технологическая карта урока по теме «Плавание тел» (Физика, 7 класс)

3
0
Материал опубликован 15 March 2017 в группе

Технологическая карта урока физики в соответствии с требованиями ФГОС

Учебник «Физика» 7 класс, автор: А.В. Пёрышкин

Тема: «Плавание тел»

(Урок открытия новых знаний)

Учитель: Пахолкова Ольга Ивановна

Тема

Плавание тел

Цель темы

Цель: выяснить условия плавания тел в зависимости от плотностей тела и жидкости; создать условия для формирования у учащихся практических навыков и для систематизации учебной информации.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

 

Сформировать представление о выталкивающей силе;

Выяснить условия плавания тел в зависимости от плотностей тела и жидкости;

Экспериментально установить условия плавания тел.

Личностные:

Принятие социальной роли обучающегося.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Регулятивные:

Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы.

Умение планировать и регулировать свою деятельность.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Основные понятия

Выталкивающая сила, сила Архимеда, плавание тел, условия плавания тел.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Биология

География

Математика

Фронтальная

Индивидуальная

Групповая

Учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор и экран, оборудование для простых опытов (картофелина; стеклянные банки: 0,5 л – 1 шт.; 1 л – 1 шт.; вода чистая; вода соленая; подсолнечное масло; мед; тела: алюминевый, деревянный, пластмассовый, пенопластовый, фарфоровый, пробковый, парафиновый, стальной), раздаточный материал.


 


 


 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1-й этап (Организационный)

Добрый день! Я рада нашей встрече. Надеюсь, что наш урок пройдет интересно и увлекательно, с большой пользой для вас.

Контролирую наличие учебных принадлежностей, готовность к уроку.

___

___

Приветствие учителя; приветствие учащимися друг друга

Речевое взаимодействие на уровне фраз, с соблюдением норм речевого этикета

Принятие сигнала к началу учебной деятельности

Психологическая готовность к переходу от отдыха к учебной деятельности

2-ой этап (Этап постановки целей и задач урока)

1. Какая сила возникает при погружении тела в жидкость?

2. Куда направлена эта сила?

3. а.б. От чего она зависит?

4. Единица измерения силы.

5. Как называется сила с которой Земля притягивает все тела?

6. Куда она направлена?

7. От чего она зависит?

8. .Единица измерения массы.

 

Ребята, а какие слова вы можете прочитать по вертикали?

Ребята, вы можете привести примеры тел, которые плавают на поверхности воды?

А какие тела тонут в воде?

А как ещё тело может вести себя в воде? Какие это тела?

Попробуйте угадать, о каком плавающем теле пойдёт сейчас речь.

Сегодня над морем
Большая жара;
А в море плывёт 
Ледяная гора.
Плывёт и, наверно,
Считает:
Она и в жару не растает.

( Айсберг. Слайд 3).

Проблема: А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин?

Вы не можете точно ответить на этот вопрос. Но у  вас уже появляются идеи, гипотезы.

А вы хотите всегда правильно отвечать на вопрос: будет плавать или тонуть тело в той или иной жидкости?

Давайте сегодня на уроке вместе решим проблему.

Слайд 4 тема урока: Плавание тел

На какие вопросы мы хотим с вами получить ответ?

Слайд 5.Цель урока: Что такое плавание?

Каковы условия плавания тел в жидкости.

Практическое применение условий плавания тел.

Архимедова сила.

Она направлена вертикально вверх.

Она зависит от объема тела и плотности жидкости.

ньютон

сила тяжести

вниз

массы

килограмм

Плавание тел

Приводят свои примеры


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Учащиеся путаются в ответах.

 

Заполняют кроссворд

 

Оценивают поле своего познания, ставят цели и задачи.

Планируют свою деятельность в соответствии с целевой установкой.

3-ой этап (Открытие новых знаний)

Для того, чтобы выяснить условия плавании тел проведем несколько экспериментов. (Работа в группах)

1.Перед вами стакан с водой и два бруска: стальной, пенопластовый, пластмассовый, деревянный. Давайте посмотрим, как они будут вести себя в воде.

2 Перед вами стакан с водой и два бруска: стальной, пенопластовый, пластмассовый, деревянный. Давайте посмотрим, как они будут вести себя в воде.

3.Пронаблюдайте, какие из предложенных тел : сталь, сосна,фарфор, алюминий,пенопласт, пробка, парафин тонут в воде. Найдите в таблице плотности, соответствующих веществ и сравните с плотностью воды. Сделайте вывод.

4Пронаблюдайте, какие из предложенных тел : сталь, сосна,фарфор, алюминий,пенопласт, пробка, парафин всплывают в воде. Найдите в таблице плотности, соответствующих веществ и сравните с плотностью воды. Сделайте вывод.

5.Выяснить как ведут себя три несмешиваемые жидкости: мед, вода и масло

6. Сравнить глубину погружения деревянного и пенопластового тел в воду и растительное масло

Учащиеся проделывают опыт. Наблюдают, что стальной и алюминевый бруски тонут.

Высказывают свои предположения.

Учащиеся проделывают опыт. Наблюдают, что пенопластовый, деревянный бруски всплывают .

Учащиеся проделывают опыт и наблюдают, что тела : сталь, фарфор, алюминий, тонут в воде.

Учащиеся проделывают опыт и наблюдают, что тела : сосна,пенопласт, пробка, парафин всплывают в воде.

Учащиеся проделывают опыт и наблюдают, что тела : мед- внизу

Вода- в середине

Масло- вверху.

Учащиеся проделывают опыт и наблюдают, что глубина погружения тела зависит от плотности жидкости и плотности самого тела

Делают вывод: сила тяжести, действующая на стальной и алюминевый бруски больше Архимедовой силы, поэтому они тонут.

Делают вывод: сила тяжести, действующая на деревянный и пенопластовый бруски меньше Архимедовой силы, поэтому они всплывают

Делают вывод: если плотность тела больше плотности жидкости, то тело тонет.

Делают вывод: если плотность тела меньше плотности жидкости, то тело твсплывает.

Делают вывод: что жидкости подчиняются условиям плавания тел

Делают вывод: что глубина погружения тела зависит от плотности жидкости и плотности самого тела

Обсуждают полученный результат в группах, приходят к единому мнению. Высказывают свое умозаключение.

Обсуждают полученный результат в группах, приходят к единому мнению. Высказывают свое умозаключение.

Обсуждают полученный результат в группах, приходят к единому мнению. Высказывают свое умозаключение.

Обсуждают полученный результат в группах, приходят к единому мнению. Высказывают свое умозаключение.

Обсуждают полученный результат в группах, приходят к единому мнению. Высказывают свое умозаключение.

Обсуждают полученный результат в группах, приходят к единому мнению. Высказывают свое умозаключение.

Слушают остальных собеседников, задают вопросы, приходят к единому мнению.

Слушают остальных собеседников, задают вопросы, приходят к единому мнению.

Слушают остальных собеседников, задают вопросы, приходят к ед

Слушают остальных собеседников, задают вопросы, приходят к единому мнению иному мнению

Слушают остальных собеседников, задают вопросы, приходят к единому мнению иному мнению

Слушают остальных собеседников, задают вопросы, приходят к единому мнению иному мнению

Высказывают свои версии в порядке очереди.

Контролируют время, предоставленное для работы.

Корректируют ошибки, восполняют пробелы.

Контролируют время, предоставленное для работы.

Корректируют ошибки, восполняют пробелы.

4-ый этап (Первичная проверка понимания)

1.Укажите силу тяжести и силу Архимеда, когда тело: тонет, всплывает, плавает внутри

Поработаем с таблицей плотностей.

2.Тонет или всплывает?

1.Тонет или всплывает лёд(900) в воде(1000)?

2. Тонет или всплывает лед в бензине(710)?

3.Тонет или всплывает кусок железа(7800), если его опустить в ртуть(13600)?

4. Тонет или всплывает, если в ртуть(13600) поместить золото(19300)

5. Тонет или всплывает пластилин (1200) в воде(1000)

3.В сосуд налили воду, бензин и ртуть. Укажите на рисунке как расположатся эти жидкости?

4.На поверхности воды плавают бруски из дерева (сосна), пробки и льда. Укажите, какой брусок из пробки, какой из дерева , а какой изо льда?

Если тонет, то сила тяжести больше архимедовой силы; Если всплывает, то сила тяжести меньше архимедовой силы

Если плавает внутри, то сила тяжести равна архимедовой силы

Нет,

Утонет

Нет

Утонет

утонет

 

Снизу- ртуть, в середине вода,

Вверху- масло

1.лед

2.-дерево

3.-пробка

Строят логические высказывания.

Пользуясь таблицей плотностей, приходят к выводу, что жидкости, как и твердые тела, подчиняются условиям плавания тел.

Взаимодействуют с собеседником на уровне логических вопросов по теме.

Осознанно воспринимают и воспроизводят информацию на основе изученной темы.

Концентрируют внимание не только на своих ответах, но и на ответах собеседника.

Слушают себя и собеседника, осуществляют само- и взаимоконтроль.

осуществляют самоконтроль

осуществляют самоконтроль

осуществляют самоконтроль

5-ый этап (Закрепление)

Давайте на основании пройденного на уроке попробуем решить следующую проблему: как заставить картофелину плавать в воде?

Высказывают свои предположения, и подтверждают их опытом. (Возможно, кто-то догадается из добавить соли в воду).

Самостоятельно обобщают полученную информацию. Выбирают необходимые способы действия.

Вывод: если изменить плотность воды, то можно заставить его плавать.

Воспроизводят предполагаемые ответы вслух, соотносят свой ответ с ответами одноклассников.

Осознанно, с полным пониманием воспроизводят речь.

Контролируют правильность воспроизведения и сопоставления фраз.

Составляют ответ, высказывают собственную точку зрения, приходят к единому мнению.

Самостоятельно активизируют мыслительные процессы, контролируют правильность сопоставления информации.

6-ой этап (Итоги урока)

Проверим, как хорошо вы усвоили материал.

Решение качественных задач1. 1.Почему яйцо тонет в воде, но плавает в керосине?

2.Где легче плавать: в пресной воде или в морской?

3. Почему бесполезно горящую нефть, бензин, керосин тушить водой?

4.Что будет происходить с айсбергом в керосине?

По результатам формулируют выводы о цели урока.

Формулируют ответ на вопрос: для чего необходима данная информация.

Обсуждают результаты урока.

Подводят итоги урока.

Составляют ответ, высказывают собственную точку зрения, приходят к единому мнению.

Анализируют, сопоставляют информацию.

7-ой этап (Домашнее задание, инструктаж по его выполнению)

§50, упр.25 (4,5), Задания на выбор: 1)задание на стр. 123 2)подготовить сообщение на тему: «Как плавают рыбы»; 3)интересные факты из географии (самые соленые моря, соленые озера и т.д.)

Зрительно знакомятся с содержанием домашнего задания и инструкцией по выполнению.

Определяют область применения полученных знаний.

Обсуждают, задают вопросы.

Предварительно ставят перед собой задачи.

Определяют степень сложности выполнения задания и необходимой помощи.

Определяют для себя готовность к самостоятельным действиям по воспроизведению и применению полученных знаний.

8-ой этап (Рефлексия учебных действий)

Выберите окончания фраз:

Сегодня я узнал… Мне было интересно…

Я понял, что…

Я научился…

Выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой.

Анализируют результаты собственной деятельности.

Транслируют оценку результатов собственной деятельности.

Высказывают собственное мнение, слушают других.

Сопоставляют ранее поставленную цель с результатом своей деятельности.

Осуществляют самоконтроль и самооценку.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.