Технологическая карта урока по теме «Плавание тел» (Физика, 7 класс)
Технологическая карта урока физики в соответствии с требованиями ФГОС
Учебник «Физика» 7 класс, автор: А.В. Пёрышкин
Тема: «Плавание тел»
(Урок открытия новых знаний)
Учитель: Пахолкова Ольга Ивановна
Тема |
Плавание тел |
|
Цель темы |
Цель: выяснить условия плавания тел в зависимости от плотностей тела и жидкости; создать условия для формирования у учащихся практических навыков и для систематизации учебной информации. |
|
Планируемый результат |
Предметные умения |
УУД |
Сформировать представление о выталкивающей силе; Выяснить условия плавания тел в зависимости от плотностей тела и жидкости; Экспериментально установить условия плавания тел. |
Личностные: Принятие социальной роли обучающегося. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Регулятивные: Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы. Умение планировать и регулировать свою деятельность. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности. |
|
Основные понятия |
Выталкивающая сила, сила Архимеда, плавание тел, условия плавания тел. |
|
Организация пространства |
||
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
Биология География Математика |
Фронтальная Индивидуальная Групповая |
Учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор и экран, оборудование для простых опытов (картофелина; стеклянные банки: 0,5 л – 1 шт.; 1 л – 1 шт.; вода чистая; вода соленая; подсолнечное масло; мед; тела: алюминевый, деревянный, пластмассовый, пенопластовый, фарфоровый, пробковый, парафиновый, стальной), раздаточный материал. |
Этапы урока
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
|||
1-й этап (Организационный) |
||||||||
Добрый день! Я рада нашей встрече. Надеюсь, что наш урок пройдет интересно и увлекательно, с большой пользой для вас. Контролирую наличие учебных принадлежностей, готовность к уроку. |
___ |
___ |
Приветствие учителя; приветствие учащимися друг друга |
Речевое взаимодействие на уровне фраз, с соблюдением норм речевого этикета |
Принятие сигнала к началу учебной деятельности |
Психологическая готовность к переходу от отдыха к учебной деятельности |
||
2-ой этап (Этап постановки целей и задач урока) |
||||||||
1. Какая сила возникает при погружении тела в жидкость? 2. Куда направлена эта сила? 3. а.б. От чего она зависит? 4. Единица измерения силы. 5. Как называется сила с которой Земля притягивает все тела? 6. Куда она направлена? 7. От чего она зависит? 8. .Единица измерения массы.
Ребята, а какие слова вы можете прочитать по вертикали? Ребята, вы можете привести примеры тел, которые плавают на поверхности воды? А какие тела тонут в воде? А как ещё тело может вести себя в воде? Какие это тела? Попробуйте угадать, о каком плавающем теле пойдёт сейчас речь. Сегодня над морем ( Айсберг. Слайд 3). Проблема: А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин? Вы не можете точно ответить на этот вопрос. Но у вас уже появляются идеи, гипотезы. А вы хотите всегда правильно отвечать на вопрос: будет плавать или тонуть тело в той или иной жидкости? Давайте сегодня на уроке вместе решим проблему. Слайд 4 тема урока: Плавание тел На какие вопросы мы хотим с вами получить ответ? Слайд 5.Цель урока: Что такое плавание? Каковы условия плавания тел в жидкости. Практическое применение условий плавания тел. |
Архимедова сила. Она направлена вертикально вверх. Она зависит от объема тела и плотности жидкости. ньютон сила тяжести вниз массы килограмм Плавание тел Приводят свои примеры
Учащиеся путаются в ответах. |
Заполняют кроссворд |
Оценивают поле своего познания, ставят цели и задачи. |
Планируют свою деятельность в соответствии с целевой установкой. |
||||
3-ой этап (Открытие новых знаний) |
||||||||
Для того, чтобы выяснить условия плавании тел проведем несколько экспериментов. (Работа в группах) 1.Перед вами стакан с водой и два бруска: стальной, пенопластовый, пластмассовый, деревянный. Давайте посмотрим, как они будут вести себя в воде. 2 Перед вами стакан с водой и два бруска: стальной, пенопластовый, пластмассовый, деревянный. Давайте посмотрим, как они будут вести себя в воде. 3.Пронаблюдайте, какие из предложенных тел : сталь, сосна,фарфор, алюминий,пенопласт, пробка, парафин тонут в воде. Найдите в таблице плотности, соответствующих веществ и сравните с плотностью воды. Сделайте вывод. 4Пронаблюдайте, какие из предложенных тел : сталь, сосна,фарфор, алюминий,пенопласт, пробка, парафин всплывают в воде. Найдите в таблице плотности, соответствующих веществ и сравните с плотностью воды. Сделайте вывод. 5.Выяснить как ведут себя три несмешиваемые жидкости: мед, вода и масло 6. Сравнить глубину погружения деревянного и пенопластового тел в воду и растительное масло |
Учащиеся проделывают опыт. Наблюдают, что стальной и алюминевый бруски тонут. Высказывают свои предположения. Учащиеся проделывают опыт. Наблюдают, что пенопластовый, деревянный бруски всплывают . Учащиеся проделывают опыт и наблюдают, что тела : сталь, фарфор, алюминий, тонут в воде. Учащиеся проделывают опыт и наблюдают, что тела : сосна,пенопласт, пробка, парафин всплывают в воде. Учащиеся проделывают опыт и наблюдают, что тела : мед- внизу Вода- в середине Масло- вверху. Учащиеся проделывают опыт и наблюдают, что глубина погружения тела зависит от плотности жидкости и плотности самого тела |
Делают вывод: сила тяжести, действующая на стальной и алюминевый бруски больше Архимедовой силы, поэтому они тонут. Делают вывод: сила тяжести, действующая на деревянный и пенопластовый бруски меньше Архимедовой силы, поэтому они всплывают Делают вывод: если плотность тела больше плотности жидкости, то тело тонет. Делают вывод: если плотность тела меньше плотности жидкости, то тело твсплывает. Делают вывод: что жидкости подчиняются условиям плавания тел Делают вывод: что глубина погружения тела зависит от плотности жидкости и плотности самого тела |
Обсуждают полученный результат в группах, приходят к единому мнению. Высказывают свое умозаключение. Обсуждают полученный результат в группах, приходят к единому мнению. Высказывают свое умозаключение. Обсуждают полученный результат в группах, приходят к единому мнению. Высказывают свое умозаключение. Обсуждают полученный результат в группах, приходят к единому мнению. Высказывают свое умозаключение. Обсуждают полученный результат в группах, приходят к единому мнению. Высказывают свое умозаключение. Обсуждают полученный результат в группах, приходят к единому мнению. Высказывают свое умозаключение. |
Слушают остальных собеседников, задают вопросы, приходят к единому мнению. Слушают остальных собеседников, задают вопросы, приходят к единому мнению. Слушают остальных собеседников, задают вопросы, приходят к ед Слушают остальных собеседников, задают вопросы, приходят к единому мнению иному мнению Слушают остальных собеседников, задают вопросы, приходят к единому мнению иному мнению Слушают остальных собеседников, задают вопросы, приходят к единому мнению иному мнению |
Высказывают свои версии в порядке очереди. |
Контролируют время, предоставленное для работы. Корректируют ошибки, восполняют пробелы. Контролируют время, предоставленное для работы. Корректируют ошибки, восполняют пробелы. |
||
4-ый этап (Первичная проверка понимания) |
||||||||
1.Укажите силу тяжести и силу Архимеда, когда тело: тонет, всплывает, плавает внутри Поработаем с таблицей плотностей. 2.Тонет или всплывает? 1.Тонет или всплывает лёд(900) в воде(1000)? 2. Тонет или всплывает лед в бензине(710)? 3.Тонет или всплывает кусок железа(7800), если его опустить в ртуть(13600)? 4. Тонет или всплывает, если в ртуть(13600) поместить золото(19300) 5. Тонет или всплывает пластилин (1200) в воде(1000) 3.В сосуд налили воду, бензин и ртуть. Укажите на рисунке как расположатся эти жидкости? 4.На поверхности воды плавают бруски из дерева (сосна), пробки и льда. Укажите, какой брусок из пробки, какой из дерева , а какой изо льда? |
Если тонет, то сила тяжести больше архимедовой силы; Если всплывает, то сила тяжести меньше архимедовой силы Если плавает внутри, то сила тяжести равна архимедовой силы Нет, Утонет Нет Утонет утонет
Снизу- ртуть, в середине вода, Вверху- масло 1.лед 2.-дерево 3.-пробка |
Строят логические высказывания. Пользуясь таблицей плотностей, приходят к выводу, что жидкости, как и твердые тела, подчиняются условиям плавания тел. |
Взаимодействуют с собеседником на уровне логических вопросов по теме. |
Осознанно воспринимают и воспроизводят информацию на основе изученной темы. |
Концентрируют внимание не только на своих ответах, но и на ответах собеседника. |
Слушают себя и собеседника, осуществляют само- и взаимоконтроль. осуществляют самоконтроль осуществляют самоконтроль осуществляют самоконтроль |
||
5-ый этап (Закрепление) |
||||||||
Давайте на основании пройденного на уроке попробуем решить следующую проблему: как заставить картофелину плавать в воде? |
Высказывают свои предположения, и подтверждают их опытом. (Возможно, кто-то догадается из добавить соли в воду). |
Самостоятельно обобщают полученную информацию. Выбирают необходимые способы действия. Вывод: если изменить плотность воды, то можно заставить его плавать. |
Воспроизводят предполагаемые ответы вслух, соотносят свой ответ с ответами одноклассников. |
Осознанно, с полным пониманием воспроизводят речь. |
Контролируют правильность воспроизведения и сопоставления фраз. Составляют ответ, высказывают собственную точку зрения, приходят к единому мнению. |
Самостоятельно активизируют мыслительные процессы, контролируют правильность сопоставления информации. |
||
6-ой этап (Итоги урока) |
||||||||
Проверим, как хорошо вы усвоили материал. Решение качественных задач1. 1.Почему яйцо тонет в воде, но плавает в керосине? 2.Где легче плавать: в пресной воде или в морской? 3. Почему бесполезно горящую нефть, бензин, керосин тушить водой? 4.Что будет происходить с айсбергом в керосине? |
По результатам формулируют выводы о цели урока. |
Формулируют ответ на вопрос: для чего необходима данная информация. |
Обсуждают результаты урока. |
Подводят итоги урока. |
Составляют ответ, высказывают собственную точку зрения, приходят к единому мнению. |
Анализируют, сопоставляют информацию. |
||
7-ой этап (Домашнее задание, инструктаж по его выполнению) |
||||||||
§50, упр.25 (4,5), Задания на выбор: 1)задание на стр. 123 2)подготовить сообщение на тему: «Как плавают рыбы»; 3)интересные факты из географии (самые соленые моря, соленые озера и т.д.) |
Зрительно знакомятся с содержанием домашнего задания и инструкцией по выполнению. |
Определяют область применения полученных знаний. |
Обсуждают, задают вопросы. |
Предварительно ставят перед собой задачи. |
Определяют степень сложности выполнения задания и необходимой помощи. |
Определяют для себя готовность к самостоятельным действиям по воспроизведению и применению полученных знаний. |
||
8-ой этап (Рефлексия учебных действий) |
||||||||
Выберите окончания фраз: Сегодня я узнал… Мне было интересно… Я понял, что… Я научился… |
Выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой. |
Анализируют результаты собственной деятельности. |
Транслируют оценку результатов собственной деятельности. |
Высказывают собственное мнение, слушают других. |
Сопоставляют ранее поставленную цель с результатом своей деятельности. |
Осуществляют самоконтроль и самооценку. |