12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Пахолкова Ольга Ивановна269 Россия, Вологодская обл., Никольск Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Технологическая карта урока по теме «Плавание тел»
Технологическая карта урока физики в соответствии с требованиями ФГОС
Учебник «Физика» 7 класс, автор: А.В. Пёрышкин
Тема: «Плавание тел»
(Урок открытия новых знаний)
Учитель: Пахолкова Ольга Ивановна
Тема | Плавание тел | |
Цель темы | Цель: выяснить условия плавания тел в зависимости от плотностей тела и жидкости; создать условия для формирования у учащихся практических навыков и для систематизации учебной информации. | |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
Сформировать представление о выталкивающей силе; Выяснить условия плавания тел в зависимости от плотностей тела и жидкости; Экспериментально установить условия плавания тел. | Личностные: Принятие социальной роли обучающегося. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Регулятивные: Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы. Умение планировать и регулировать свою деятельность. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности. | |
Основные понятия | Выталкивающая сила, сила Архимеда, плавание тел, условия плавания тел. | |
Организация пространства | ||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Биология География Математика | Фронтальная Индивидуальная Групповая | Учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор и экран, оборудование для простых опытов (картофелина; стеклянные банки: 0,5 л – 1 шт.; 1 л – 1 шт.; вода чистая; вода соленая; подсолнечное масло; мед; тела: алюминевый, деревянный, пластмассовый, пенопластовый, фарфоровый, пробковый, парафиновый, стальной), раздаточный материал. |
Этапы урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||
1-й этап (Организационный) | ||||||||
Добрый день! Я рада нашей встрече. Надеюсь, что наш урок пройдет интересно и увлекательно, с большой пользой для вас. Контролирую наличие учебных принадлежностей, готовность к уроку. | ___ | ___ | Приветствие учителя; приветствие учащимися друг друга | Речевое взаимодействие на уровне фраз, с соблюдением норм речевого этикета | Принятие сигнала к началу учебной деятельности | Психологическая готовность к переходу от отдыха к учебной деятельности | ||
2-ой этап (Этап постановки целей и задач урока) | ||||||||
1. Какая сила возникает при погружении тела в жидкость? 2. Куда направлена эта сила? 3. а.б. От чего она зависит? 4. Единица измерения силы. 5. Как называется сила с которой Земля притягивает все тела? 6. Куда она направлена? 7. От чего она зависит? 8. .Единица измерения массы.
Ребята, а какие слова вы можете прочитать по вертикали? Ребята, вы можете привести примеры тел, которые плавают на поверхности воды? А какие тела тонут в воде? А как ещё тело может вести себя в воде? Какие это тела? Попробуйте угадать, о каком плавающем теле пойдёт сейчас речь. Сегодня над морем ( Айсберг. Слайд 3). Проблема: А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин? Вы не можете точно ответить на этот вопрос. Но у вас уже появляются идеи, гипотезы. А вы хотите всегда правильно отвечать на вопрос: будет плавать или тонуть тело в той или иной жидкости? Давайте сегодня на уроке вместе решим проблему. Слайд 4 тема урока: Плавание тел На какие вопросы мы хотим с вами получить ответ? Слайд 5.Цель урока: Что такое плавание? Каковы условия плавания тел в жидкости. Практическое применение условий плавания тел. | Архимедова сила. Она направлена вертикально вверх. Она зависит от объема тела и плотности жидкости. ньютон сила тяжести вниз массы килограмм Плавание тел Приводят свои примеры
Учащиеся путаются в ответах. | Заполняют кроссворд | Оценивают поле своего познания, ставят цели и задачи. | Планируют свою деятельность в соответствии с целевой установкой. | ||||
3-ой этап (Открытие новых знаний) | ||||||||
Для того, чтобы выяснить условия плавании тел проведем несколько экспериментов. (Работа в группах) 1.Перед вами стакан с водой и два бруска: стальной, пенопластовый, пластмассовый, деревянный. Давайте посмотрим, как они будут вести себя в воде. 2 Перед вами стакан с водой и два бруска: стальной, пенопластовый, пластмассовый, деревянный. Давайте посмотрим, как они будут вести себя в воде. 3.Пронаблюдайте, какие из предложенных тел : сталь, сосна,фарфор, алюминий,пенопласт, пробка, парафин тонут в воде. Найдите в таблице плотности, соответствующих веществ и сравните с плотностью воды. Сделайте вывод. 4Пронаблюдайте, какие из предложенных тел : сталь, сосна,фарфор, алюминий,пенопласт, пробка, парафин всплывают в воде. Найдите в таблице плотности, соответствующих веществ и сравните с плотностью воды. Сделайте вывод. 5.Выяснить как ведут себя три несмешиваемые жидкости: мед, вода и масло 6. Сравнить глубину погружения деревянного и пенопластового тел в воду и растительное масло | Учащиеся проделывают опыт. Наблюдают, что стальной и алюминевый бруски тонут. Высказывают свои предположения. Учащиеся проделывают опыт. Наблюдают, что пенопластовый, деревянный бруски всплывают . Учащиеся проделывают опыт и наблюдают, что тела : сталь, фарфор, алюминий, тонут в воде. Учащиеся проделывают опыт и наблюдают, что тела : сосна,пенопласт, пробка, парафин всплывают в воде. Учащиеся проделывают опыт и наблюдают, что тела : мед- внизу Вода- в середине Масло- вверху. Учащиеся проделывают опыт и наблюдают, что глубина погружения тела зависит от плотности жидкости и плотности самого тела | Делают вывод: сила тяжести, действующая на стальной и алюминевый бруски больше Архимедовой силы, поэтому они тонут. Делают вывод: сила тяжести, действующая на деревянный и пенопластовый бруски меньше Архимедовой силы, поэтому они всплывают Делают вывод: если плотность тела больше плотности жидкости, то тело тонет. Делают вывод: если плотность тела меньше плотности жидкости, то тело твсплывает. Делают вывод: что жидкости подчиняются условиям плавания тел Делают вывод: что глубина погружения тела зависит от плотности жидкости и плотности самого тела | Обсуждают полученный результат в группах, приходят к единому мнению. Высказывают свое умозаключение. Обсуждают полученный результат в группах, приходят к единому мнению. Высказывают свое умозаключение. Обсуждают полученный результат в группах, приходят к единому мнению. Высказывают свое умозаключение. Обсуждают полученный результат в группах, приходят к единому мнению. Высказывают свое умозаключение. Обсуждают полученный результат в группах, приходят к единому мнению. Высказывают свое умозаключение. Обсуждают полученный результат в группах, приходят к единому мнению. Высказывают свое умозаключение. | Слушают остальных собеседников, задают вопросы, приходят к единому мнению. Слушают остальных собеседников, задают вопросы, приходят к единому мнению. Слушают остальных собеседников, задают вопросы, приходят к ед Слушают остальных собеседников, задают вопросы, приходят к единому мнению иному мнению Слушают остальных собеседников, задают вопросы, приходят к единому мнению иному мнению Слушают остальных собеседников, задают вопросы, приходят к единому мнению иному мнению | Высказывают свои версии в порядке очереди. | Контролируют время, предоставленное для работы. Корректируют ошибки, восполняют пробелы. Контролируют время, предоставленное для работы. Корректируют ошибки, восполняют пробелы. | ||
4-ый этап (Первичная проверка понимания) | ||||||||
1.Укажите силу тяжести и силу Архимеда, когда тело: тонет, всплывает, плавает внутри Поработаем с таблицей плотностей. 2.Тонет или всплывает? 1.Тонет или всплывает лёд(900) в воде(1000)? 2. Тонет или всплывает лед в бензине(710)? 3.Тонет или всплывает кусок железа(7800), если его опустить в ртуть(13600)? 4. Тонет или всплывает, если в ртуть(13600) поместить золото(19300) 5. Тонет или всплывает пластилин (1200) в воде(1000) 3.В сосуд налили воду, бензин и ртуть. Укажите на рисунке как расположатся эти жидкости? 4.На поверхности воды плавают бруски из дерева (сосна), пробки и льда. Укажите, какой брусок из пробки, какой из дерева , а какой изо льда? | Если тонет, то сила тяжести больше архимедовой силы; Если всплывает, то сила тяжести меньше архимедовой силы Если плавает внутри, то сила тяжести равна архимедовой силы Нет, Утонет Нет Утонет утонет
Снизу- ртуть, в середине вода, Вверху- масло 1.лед 2.-дерево 3.-пробка | Строят логические высказывания. Пользуясь таблицей плотностей, приходят к выводу, что жидкости, как и твердые тела, подчиняются условиям плавания тел. | Взаимодействуют с собеседником на уровне логических вопросов по теме. | Осознанно воспринимают и воспроизводят информацию на основе изученной темы. | Концентрируют внимание не только на своих ответах, но и на ответах собеседника. | Слушают себя и собеседника, осуществляют само- и взаимоконтроль. осуществляют самоконтроль осуществляют самоконтроль осуществляют самоконтроль | ||
5-ый этап (Закрепление) | ||||||||
Давайте на основании пройденного на уроке попробуем решить следующую проблему: как заставить картофелину плавать в воде? | Высказывают свои предположения, и подтверждают их опытом. (Возможно, кто-то догадается из добавить соли в воду). | Самостоятельно обобщают полученную информацию. Выбирают необходимые способы действия. Вывод: если изменить плотность воды, то можно заставить его плавать. | Воспроизводят предполагаемые ответы вслух, соотносят свой ответ с ответами одноклассников. | Осознанно, с полным пониманием воспроизводят речь. | Контролируют правильность воспроизведения и сопоставления фраз. Составляют ответ, высказывают собственную точку зрения, приходят к единому мнению. | Самостоятельно активизируют мыслительные процессы, контролируют правильность сопоставления информации. | ||
6-ой этап (Итоги урока) | ||||||||
Проверим, как хорошо вы усвоили материал. Решение качественных задач1. 1.Почему яйцо тонет в воде, но плавает в керосине? 2.Где легче плавать: в пресной воде или в морской? 3. Почему бесполезно горящую нефть, бензин, керосин тушить водой? 4.Что будет происходить с айсбергом в керосине? | По результатам формулируют выводы о цели урока. | Формулируют ответ на вопрос: для чего необходима данная информация. | Обсуждают результаты урока. | Подводят итоги урока. | Составляют ответ, высказывают собственную точку зрения, приходят к единому мнению. | Анализируют, сопоставляют информацию. | ||
7-ой этап (Домашнее задание, инструктаж по его выполнению) | ||||||||
§50, упр.25 (4,5), Задания на выбор: 1)задание на стр. 123 2)подготовить сообщение на тему: «Как плавают рыбы»; 3)интересные факты из географии (самые соленые моря, соленые озера и т.д.) | Зрительно знакомятся с содержанием домашнего задания и инструкцией по выполнению. | Определяют область применения полученных знаний. | Обсуждают, задают вопросы. | Предварительно ставят перед собой задачи. | Определяют степень сложности выполнения задания и необходимой помощи. | Определяют для себя готовность к самостоятельным действиям по воспроизведению и применению полученных знаний. | ||
8-ой этап (Рефлексия учебных действий) | ||||||||
Выберите окончания фраз: Сегодня я узнал… Мне было интересно… Я понял, что… Я научился… | Выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой. | Анализируют результаты собственной деятельности. | Транслируют оценку результатов собственной деятельности. | Высказывают собственное мнение, слушают других. | Сопоставляют ранее поставленную цель с результатом своей деятельности. | Осуществляют самоконтроль и самооценку. |