Решение задач по физике в 8 классе на тему «Плавление и отвердевание кристаллических тел»

4
1
Материал опубликован 17 February 2017 в группе

8 класс

Тема урока: «Решение задач по теме «Плавление и отвердевание кристаллических тел».

Эпиграф:

Не стыдно не знать,

стыдно не учиться.

(Русская пословица)

Цели урока:

Предметные: обеспечить закрепление основных понятий и применение знаний и способов действий по теме; организовать деятельность по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях; продолжить определять способ расчета количества теплоты в данном процессе.

Ориентированные на развитие личности: оказать помощь учащимся в осознании практической значимости темы данного урока и общей темы «Тепловые явления»; создание адаптивно-развивающей среды для развития умений анализировать такие процессы как плавление и отвердевание кристаллических тел, и такие понятия как удельная теплота плавления.

План урока.

Организационный момент, постановка цели урока.

Повторение и обобщение ранее изученного материала.

Решение графических задач

Решение задачи по данным эксперимента с применением алгоритма

Выполнение тестового задания

Рефлексивно-оценочный этап

 8. Подведение итогов, выставление оценок

Ход урока.

I. Организационный момент

Учитель знакомит учащихся с темой урока, с целями урока.

Пусть этот урок принесет вам радость от общения друг с другом, со мной и пусть всем доставят радость ваши хорошие ответы и ваши знания по физике.

II. Вступительное слово учителя:

Про теплоту начнем рассказ,

Все вспомним, обобщим сейчас.

Энергия! Работа до кипенья!

Чтоб лени наблюдалось испаренье!

Мозги не доведем мы до плавленья,

Их тренируем до изнеможенья!

В учении проявим мы старание,

Идей научных видя обаяние!

Задачу мы любую одолеем

И другу подсобить всегда сумеем!

Историю науки изучаем

И Ломоносова великим почитаем!

И проявим мы себя в труде,

Как двигатель с высоким КПД!

Но как же жизнь бывает, не проста

С той дамой, что зовется: «Теплота»!

III. Разминка.

Повторение и обобщение ранее изученного материала (беседа).

При изучении данной темы мы с вами наблюдали процесс плавления льда, получили график этого процесса. (График изображен на экране)

Какие вопросы вы можете задать к этому графику?

(ученики задают вопросы своим одноклассникам)

1.Чему равна начальная температура льда?

2.Какими буквами обозначены процессы плавления и отвердевания льда?

3.Что происходит с температурой вещества при плавлении и кристаллизации?

4.Почему температура вещества при этих процессах не меняется?

5.Что происходит с веществом на различных участках графика?

Работа с графиками, подготовленными учителем.

1.

По изображенному графику нагревания и плавления определите:

а) Что это за вещество?

б) Какие участки соответствуют твердому состоянии вещества?

в) Какие жидкому?

г) Какие и твердому и жидкому?

д) Что происходит с температурой тела при плавлении? кристаллизации?

2.

В каком агрегатном состоянии находилось олово на участке СD? свинец на участке АВ?

Почему отрезок АВ лежит выше отрезка CD?

Какое вещество начало плавиться раньше?

Какое вещество расплавилось быстрее?

Сколько времени свинец не начинал плавиться?

Сколько времени олово все еще можно было наблюдать в твердом виде?

IV. Решение качественных задач.

1. Алгоритм решения задач на тепловые расчеты

1. Внимательно прочитайте условие задачи, запишите его с помощью общепринятых буквенных обозначений.

2. Выясните:

а) между какими телами происходит теплообмен;

б) какие тела в процессе теплообмена охлаждаются, а какие нагреваются; в) какие процессы, описанные в условии задачи, происходят с выделением, а какие – с поглощением энергии.

3. Изобразите графически процессы, описанные в задачи.

4. Запишите уравнение для подсчета отданного и полученного количества теплоты.

5. Произведите вычисления и оцените достоверность полученного результата.

2. На доске запись формул с недостающей величиной, вставить величину и ответить на вопросы.

Q = … m … = m = Q = - … m

 

Какой величины не хватает в формулах?

Что понимают под удельной теплотой плавления?

В каких единицах она измеряется?

Почему в последней формуле стоит знак «-»?

Дети отвечают на вопросы и подписывают в формулы величину.

V. Решение задач разного уровня сложности у доски и на местах.

1. Для плавления куска парафина массой 400 г, взятого при температуре плавления, потребовалось 60 кДж тепла. Определите удельную теплоту плавления парафина. (1,5*105 Дж/кг)

2. Для плавления куска льда, взятого при температуре -100С, потребовалось 722 кДж тепла. Определите массу льда. (2 кг).

VI. Решение задач по вариантам.

1 вариант

Какое количество теплоты выделится в окружающую среду при кристаллизации 0,6 кг олова?

2 вариант

На сколько уменьшится внутренняя энергия при кристаллизации брусков из железа массой 2 кг, охлажденных до температуры их кристаллизации?

VII. Выполнение проверочного теста (в 2-х вариантах)

1 вариант

1. Молекулы в кристаллах расположены…

1. строгом порядке, 2. в беспорядке.

2. они движутся … силами молекулярного притяжения

1. хаотически и не удерживаются в определенных местах;

2. около положения равновесия, удерживаясь в определенных местах;

3. около положения равновесия, не удерживаясь в определенных местах.

3. При нагревании тел средняя скорость движения молекул …

1. не изменяется; 2. Увеличивается, 3. Уменьшается.

4. При нагревании тел колебания молекул…, 1. не изменяются

5. а силы, удерживающие их,… 2. увеличиваются

3. уменьшаются

6. Что можно сказать о внутренней энергии воды массой 1 кг при температуре 0 0С и льда массой 1 кг при той же температуре?

1. внутренняя энергия воды и льда одинакова;

2. лед имеет большую внутреннюю энергию;

3. вода имеет большую внутреннюю энергию.

7. Какая энергия потребуется для того, чтобы расплавить свинец массой 1 кг при температуре 327 0С?

1. 0,84*105Дж; 2. 0,25*105Дж; 3. 5,9*106Дж; 4. 3,9*106Дж; 5. 2,1*106Дж.

8. Алюминиевое, медное и оловянное тела нагреты так, что каждое находится при температуре плавления. Какому из них потребуется большее количество теплоты для плавления, если их массы одинаковые?

1. алюминиевому; 2. оловянному; 3. медному.

2 вариант

1. Когда тело нагревают до температуры плавления, то размах колебаний молекул настолько…

1. увеличивается, 2. уменьшается.

2. что порядок расположения частиц в кристаллах…

1. нарушается;2. восстанавливается.

3. Это явление называется процессом…

1. отвердевания; 2. плавления.

4. Энергия, получаемая кристаллическим веществом, находящимся при температуре плавления, расходуется на …

1. повышение температуры тела; 2. увеличение его внутренней энергии.

5. При плавлении кристаллического вещества энергия…

1. выделяется; 2. поглощается; 3. не изменяется.

6. При температуре плавления внутренняя энергия тела в твердом состоянии … внутренней энергии в жидком состоянии.

1. больше;2. меньше; 3. равна.

7. Удельная теплота плавления свинца 0,25*105Дж/кг. Это значит, что для плавления … энергии.

1.свинца массой 1 кг требуется 0,25*105Дж;

2. свинца массой 1 кг при температуре 327 0С требуется 0,25*105Дж;

3. свинца массой 0,25*105 кг при температуре 327 0С требуется1 Дж.

8. При отвердевании алюминия массой 1 кг при температуре 660 0С выделилось 3,9*105 Дж энергии. Какое количество теплоты потребуется для плавления алюминия массой 1 кг при той же температуре?

1. 0,25*105Дж; 2. 0,94*105Дж; 3. 0,84*105Дж; 4. 5,9*105Дж; 5. 3,9*105Дж.

VIII. Рефлексивно-оценочный этап.

1. Подведение итогов.

Мы повторили основные понятия по теме, выяснили практическое применение процессов плавления и отвердевания.

2. Домашнее задание:

Повторить § 37-39.

3. Выставление оценок.

Сегодня все были активны, приветливы, любознательны.

Дерзайте, ныне ободрены,

Реченьем вашим показать,

Сто может собственных Платонов

И быстрых разумов Ньютонов

Российская земля рождать.

Спасибо вам за урок.

До свидания.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

где ответы взять ::smile52::

10 November