Урок физики в 8 классе «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания»
Название методической разработки: План-конспект урока «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания».
Автор разработки: Жинкина Евгения Владимировна
Общая часть |
|||||||||
Предмет |
Класс |
Тема урока |
|||||||
физика |
8 |
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания |
|||||||
Используемая электронная форма учебника |
|||||||||
Название |
Класс |
Авторы |
|||||||
Физика |
8 |
Перышкин А.В. |
|||||||
Планируемые образовательные результаты |
|||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||||
- умение выделять существенные признаки физических процессов: плавления и отвердевания; - сравнение физических процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; - понимание и соблюдение правил безопасности в кабинете физики |
- умение определять понятиям, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять; - овладение методами науки: наблюдение и описание объектов и процессов; - умение работать с разными источниками информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую |
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, - формирование интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, делать выводы) |
|||||||
ТСО (оборудование) |
Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) |
||||||||
мультимедийный проектор, компьютер учителя, интерактивная доска, компьютеры обучающихся с выходом в сеть Интернет (мобильный класс) |
ЭФУ «Физика – 8 класс» Перышкин А.В. |
||||||||
Модель применения ЭФУ на уроке |
|||||||||
«1 ученик – 1 компьютер» |
|||||||||
Организационная структура урока |
|||||||||
Этап урока |
Образовательные задачи (планируемые результаты) |
Используемые электронные ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу) |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
длит. этапа (мин) |
||||
Организационный этап |
Подготовка учащихся к работе на уроке |
Электронный журнал |
Подготовка аудитории к работе Приветствие, проверка наличия обучающихся, выдача бланков опорного конспекта |
Получение бланка опорного конспекта |
2 |
||||
Повторение и активизация знаний обучающихся |
Активизация имеющихся знаний, необходимых для изучения материала, концентрация внимания, включение обучающихся в активную работу |
Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов 1 Строение вещества. Тест включает 9 интерактивных заданий различных типов с возможностью автоматизированной проверки. http://fcior.edu.ru/card/2379/stroenie-veshchestva-atomy-i-molekuly.html 2. Внутренняя энергия. Тест включает 8 интерактивных заданий различных типов с возможностью автоматизированной проверки. http://www.fcior.edu.ru/card/12088/vnutrennyaya- energiya-i-teploperedacha.html |
Проверка выполняемых заданий, индивидуальная поддержка учащихся (при необходимости) |
Самостоятельная работа обучающихся с электронными образовательными ресурсами |
8 |
||||
Мотивация учебной деятельности |
Организация познавательной деятельности, целеполагание |
Презентация учителя |
Сообщение темы урока. Организация формирования цели урока обучающимися. Сообщение плана занятия. |
Обсуждение и определение цели урока, заполнение опорного конспекта (цель урока) |
2 |
||||
Этап усвоения новых знаний |
Рассмотрение и объяснение различий в агрегатных состояниях вещества, условий протекания процессов плавления и отвердевания вещества, построение и использование графика плавления и отвердевания вещества |
Презентация учителя (на интерактивной доске) Материал ЭФУ (на персональных компьютерах обучающихся): - параграфы 12, 13, 14 - анимация «Агрегатные состояния вещества» стр. 37 - анимация «Таяние льда» стр. 38 - анимация «Кристаллизация» стр. 39 - таблица «Температура плавления некоторых веществ стр. 40 |
Проведение эксперимента, оказание помощи обучающимся в изучении нового материала в форме беседы с использованием презентации и электронного учебника |
Самостоятельное изучение материала, представленного в презентации и параграфах ЭФУ, обсуждение результатов эксперимента (реального – проведенного учителем и виртуального – анимация в электронном учебнике), заполнение опорного конспекта использование таблицы электронного учебника (стр. 40) для ответа на вопросы параграфа самостоятельное построение графика плавления и отвердевания кристаллического тела |
20 |
||||
Этап первичного закрепления и коррекции новых знаний |
Оценка степень усвоения нового материала. Выявление затруднений. Корректировка. |
Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/card/19844/sostoyanie-veshchestva.html Материал ЭФУ (на персональных компьютерах обучающихся): - график стр. 43 |
Проверка задания, оказание помощи при корректировке знаний |
Самостоятельная работа обучающихся с электронными образовательными ресурсами, выполнение тестов, самопроверка использование графика (стр. 43) электронного учебника (для самопроверки или взаимопроверки и корректировки знаний) |
10 |
||||
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Рефлексия |
Понимание обучающимися домашнего задания. Оценка степени достижения поставленных в начале урока целей. |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
Информирование обучающихся о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. |
Запись домашнего задания, обсуждение вопросов по его выполнению. Обсуждение степени достижения поставленных целей |
3 |
Модель применения ЭФУ на уроке |
||||||
Модель смешанного обучения «Смена рабочих зон» (количество электронных устройств - 8) |
||||||
Организационная структура урока |
||||||
Этап урока |
Образовательные задачи (планируемые результаты) |
Используемые электронные ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу) |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
длит. этапа (мин) |
|
Организационный этап |
Подготовка учащихся к работе на уроке Актуализация знаний по технике безопасности при работе в кабинете физики Инструктирование по работе в зонах |
Электронный журнал |
Подготовка аудитории к работе Приветствие, проверка наличия обучающихся, выдача инструкций по работе в зонах |
Получение инструкций, взаимодействие с учителем по принятию учебных задач |
6 |
|
Деятельность учащихся в рабочих зонах (учащиеся работают параллельно в разных зонах) Группа 1. |
Группа 1 (первый этап). Зона работы с учителем (без ЭФУ) |
|||||
Активизация имеющихся знаний, необходимых для изучения материала, концентрация внимания, включение обучающихся в активную работу |
|
Сообщение темы урока. Организация формирования цели урока обучающимися. Сообщение плана занятия. Помощь в выполнении заданий, индивидуальная поддержка учащихся, повышение мотивации учебной деятельности на основе интереса учащихся |
Работа обучающихся с энциклопедиями, справочниками и другими источниками информации на бумажных носителях |
10 |
||
Группа 1 (второй этап). Зона работы с ЭФУ |
||||||
Рассмотрение и объяснение различий в агрегатных состояниях вещества, условий протекания процессов плавления и отвердевания вещества, построение и использование графика плавления и отвердевания вещества |
Презентация учителя (на электронных устройствах) Материал ЭФУ (на персональных компьютерах обучающихся): - параграфы 12, 13, 14 - анимация «Агрегатные состояния вещества» стр. 37 - анимация «Таяние льда» стр. 38 - анимация «Кристаллизация» стр. 39 - таблица «Температура плавления некоторых веществ стр. 40 |
Оказание помощи обучающимся в изучении нового материала в форме беседы с использованием презентации и электронного учебника |
Самостоятельное изучение материала, представленного в презентации и параграфах ЭФУ, обсуждение результатов эксперимента (виртуального – анимация в электронном учебнике), заполнение опорного конспекта использование таблицы электронного учебника (стр. 40) для ответа на вопросы параграфа |
10 |
||
Группа 1 (третий этап). Зона работы в парах (без ЭФУ) |
||||||
Оценка степень усвоения нового материала. Выявление затруднений. Корректировка. |
Оказание помощи при проведении эксперимента (при необходимости) |
обсуждение результатов эксперимента (реального – проведенного самостоятельно) самостоятельное построение графика плавления и отвердевания кристаллического тела |
10 |
|||
Деятельность учащихся в рабочих зонах (учащиеся работают параллельно в разных зонах) Группа 2. |
Группа 2 (первый этап). Зона работы с ЭФУ |
|||||
Активизация имеющихся знаний, необходимых для Обсуждение и определение цели урока, организация познавательной деятельности изучения материала, концентрация внимания, включение обучающихся в активную работу |
Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов 1 Строение вещества. Тест включает 9 интерактивных заданий различных типов с возможностью автоматизированной проверки. http://fcior.edu.ru/card/2379/stroenie-veshchestva-atomy-i-molekuly.html 2. Внутренняя энергия. Тест включает 8 интерактивных заданий различных типов с возможностью автоматизированной проверки. http://www.fcior.edu.ru/card/12088/vnutrennyaya- energiya-i-teploperedacha.html |
Проверка задания, оказание помощи при корректировке знаний |
Самостоятельная работа обучающихся с электронными образовательными ресурсами, выполнение тестов, самопроверка использование графика (стр. 43) электронного учебника (для самопроверки или взаимопроверки и корректировки знаний) |
10 |
||
Группа 2 (второй этап). Зона работы в парах (с ЭФУ) |
||||||
Рассмотрение и объяснение различий в агрегатных состояниях вещества, условий протекания процессов плавления и отвердевания вещества |
Материал ЭФУ (на персональных компьютерах обучающихся): - параграфы 12, 13, 14 - анимация «Агрегатные состояния вещества» стр. 37 - анимация «Таяние льда» стр. 38 - анимация «Кристаллизация» стр. 39 - таблица «Температура плавления некоторых веществ стр. 40 - график стр. 43 Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов |
Оказание помощи при проведении эксперимента (при необходимости) |
Самостоятельное изучение материала, представленного в презентации и параграфах ЭФУ, Самостоятельное проведение эксперимента использование таблицы электронного учебника (стр. 40) для ответа на вопросы параграфа самостоятельное построение графика плавления и отвердевания кристаллического тела |
10 |
||
Группа 2 (третий этап). Зона работы с учителем (без ЭФУ) |
||||||
Оценка степень усвоения нового материала. Выявление затруднений. Корректировка. |
Проверка задания, оказание помощи при корректировке знаний |
обсуждение результатов эксперимента (реального – проведенного самостоятельно и виртуального – анимация в электронном учебнике), |
10 |
|||
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Рефлексия |
Понимание обучающимися домашнего задания. Оценка степени достижения поставленных в начале урока целей. |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
Информирование обучающихся о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. |
Запись домашнего задания, обсуждение вопросов по его выполнению. Обсуждение степени достижения поставленных целей |
4 |