Творческое занятие по физике в 8 классе на тему «Плавление и отвердевание тел»
МАОУ лицей № 64 г. Краснодара Физика. 8 класс Спицына Л. И.
Разработка урока – участник Всероссийского фестиваля педагогического творчества в 2016-2017 г. https://educontest.net/ru/296301
ПРИМЕРНЫЙ СЦЕНАРИЙ УРОКА
Курс: «Практикум по физике.»
Класс: 8
Тема занятия: Плавление и отвердевание вещества.
Творческое название: «Лед и свеча. Что общего? Что их разъединяет?»
Цель:
Расширение знаний учащихся по теме «Плавление тел» изучением дополнительного материала, отработкой решения логических задач, выполнением учебных исследований;
Реализация творческого потенциала учащихся на этапе проектирования, при выполнении нестандартных графических и исследовательских заданий.
Форма урока: урок поисковой деятельности
Оборудование: мультимедийная презентация, дидактические листы (УДЕ) по теме, индивидуальные листы с заданиями.
ХОД УРОКА
Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности учеников к занятию.
Учитель: Позвольте урок сегодня начать такими словами:
Есть в физике процесс известный
Эффектный, очень интересный
В природе протекает он,
В его основу лег физический закон!
Процесс увидишь – если взглянешь на свечу,
Или на лужицу зимой у дома поутру.
Идешь ты в школу, а на луже – лед!
Днем возвращаешься – нет льда, вода течёт!
Да, тает лед от солнечных лучей,
Металл струится под огнем печей.
Свеча «заплачет» от дыхания огня,
Узором теплым след оставив для меня.
С затратами тепла всегда процесс идет,
Ребята! Как процесс тот физик назовет?
Ответ: процесс ПЛАВЛЕНИЯ
Учитель: Верно! Мы изучили основы процесса перехода вещества из твердого в жидкое агрегатное состояние, поэтому сегодня поговорим об особенностях протекания процесса в твердых веществах с различным строением.
Творческое название сегодняшнего урока звучит так:
«Лед и свеча. Что общего? Что их разъединяет?»
Актуализация знаний. Чтобы ответить на вопрос урока, раскрыть все секреты физического процесса плавления, вспомним теорию, работая в режиме «Закончи фразу…»
На экране – первая часть фразы, которую вам нужно будет закончить. Индивидуальная работа учащихся. (5 мин)
В физике тепловой процесс – это процесс… (изменения температуры тела или перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое)
Температура, при которой данное вещество переходит из твердой в жидкую фазу, называется… (температурой плавления).
Любой металл можно расплавить только при … (определенной температуре)
Температура вещества во время плавления… (не изменяется)
Внутренняя энергия тела при переходе из твердого в жидкое состояние …. (увеличивается)
Можно ли расплавить металл, не используя горелку? – (да, например, цезий, его температура плавления равна 29 0С)
Свинец плавится при температуре 232 0С. Если расплавленный свинец нагреть до 300 0С, а затем вынести на улицу, он станет твердым при температуре … (232 0С, так как температура плавления и температура отвердевания для одного и того же вещества одинаковые.)
Твердые вещества могут иметь строение … (кристаллическое и аморфное)
Повторение теории процесса плавления завершено. Учитель, комментируя ответы, называет лучших учеников - «теоретиков».
Этап поисково-исследовательской деятельности обучающихся
Учитель: Продолжим урок. Перед вами кусочек льда, взятый из холодильника, и парафиновая свеча.
Что следует сделать, чтобы наблюдать на уроке тепловой процесс, связанный с изменением агрегатного состояния? – лед оставить в тепле, а свечу – зажечь.
Учитель: Проверим ваши ответы. Расположим лед в чашке, а свечу зажжем. Наблюдаем за тем, что происходит с ними, и ищем ответы на вопросы: (индивидуальная работа учащихся) (5 мин)
С какими веществами происходят «агрегатные» превращения? Со льдом (твердой водой) и парафином (воском)
Известно, что процесс плавления требует затрат тепла. Откуда берет необходимую для плавления теплоту кусок льда, лежащий на столе? – Из окружающего воздуха, температура которого выше температуры плавления льда.
Можно ли расплавленный лед перевести в твердое состояние в условиях школьного кабинета? Почему? – Нет, нельзя. Температура отвердевания льда ниже, чем температура воздуха в кабинете физики.
Какие процессы протекают с парафином при сгорании свечи? – процесс плавления и отвердевания парафина
Расплавленный парафин в условиях школьного кабинета самопроизвольно отвердевает. О чем свидетельствует данный факт? - Это наблюдение подтверждает, что температура плавления (отвердевания) парафина выше, чем температура в кабинете.
Одинаковое ли строение имеют исследуемые вещества? – Нет, лед имеет кристаллическое строение, парафин – аморфное.
Известно, что каждое вещество кристаллического строения имеет строго определенную температуру плавления. Можно ли это утверждение применить к парафину? – ожидается, что ответы детей разделятся на «да» и «нет». На основе собственных ответов и их обсуждения, ученики выдвигают гипотезу: «Парафин не имеет (имеет) определенную температуру плавления»
! На данном этапе возможно привнесение в урок элемента игры.
Учитель: Ребята! На перемене я получила необычный пакет, в котором оказались листы – конспекты по теме «Плавление тел» и творческое задание для вас. Чтобы подтвердить (опровергнуть) гипотезу, предлагаю желающим приступить к выполнению задания – исследования.
Группа учащихся (2 – 3 человека) начинают теоретическое исследование, для которого исходные данные представлены на рисунке. Приложение 1
Групповая работа учащихся (5 - 7 мин)
По результатам работы заполняются предложенную форму отчета. . Приложение 2
Листы – конспекты с материалами по теме раздаются на парты, учащиеся изучают их содержание, отвечают на вопросы: Приложение 3
Какой материал в листе – конспекте для вас оказался самым важным?
Найти в таблице вещества, имеющие интервал температуры плавления. Чем отличаются эти вещества от других, представленных в таблице?
Учитель, обращая внимание на указанные в таблице температуры плавления шоколада и парафина, предлагает к просмотру видеоматериал по теме «Различие в строении твердых тел».
Затем учащиеся самостоятельно формулируют объяснение, почему аморфные тела не имеют определенной температуры плавления, записывают его в тетради.
Учитель: Вот и раскрыто главное отличие процесса плавления льда и парафина - тел кристаллического и аморфного строения. Плавление как физический процесс человек использует очень давно. Плавить металл и придавать ему необходимую форму для изготовления орудий земледелия, оружия, украшений люди научились задолго до наступления новой эры. Знаете ли вы, что первым камнем, найдя который, человек научился обрабатывать его холодным методом – ударом, была медь – мягкая, податливая; именно из нее древние умельцы изготавливали украшения, инструменты, оружие.
К этому уроку вам предлагалось подготовить сообщения по теме. Готовы продолжить рассказ об истории процесса плавления?
Заслушивается сообщение ученика: «Из истории процесса плавления», сопровождаемое мультимедийной презентацией.
Учитель, кратко комментируя и оценивая работу ученика, привлекает внимание к важному практическому значению процесса плавления - «физической» основе металлургической промышленности любой развитой страны.
Учитель: наши исследователи завершили работу, и готовы к публичной защите отчета. Представим им слово.
Защита отчета по выполненному исследованию, представление графика плавления вещества на основе исходных данных, формулировка вывода по проведенному исследованию.
Обсуждение результатов теоретического исследования в классе (2 - 3 мин)
Учитель: Продолжим на занятии поиски ответов.
Вот предо мной холодный и прозрачный лед, а рядом – жгучая и яркая свеча. Что общего меж ними? – Эти вещества способны плавиться при низких температурах. (Они могут менять агрегатное состояние).
Что отличает одно вещество от другого? - Разное строение, значит, проявляют разные свойства (По-разному ведут себя в процессе плавления)
Учитель: Спасибо, ребята! Ответы на главный вопрос урока получены! Ваша работа на уроке была продуктивной. Предлагаю каждому из вас дать собственную оценку прошедшему уроку.
На этапе «рефлексия» ученики дают оценку результативности урока выставлением баллов (от 1 до 5) по каждой позиции:
Считаете ли вы этот урок нестандартным (интересным)?
Насколько эффективными были учебные действия на уроке?
Проявилась ли ваша ученическая индивидуальность на уроке?
Имеет ли изученный сегодня учебный материал для вас практическое значение?
Домашнее задание творческое, выполняется по желанию учащихся.
Составить несколько (от 2 до 5) логических задач по теме «Плавление тел»;
самостоятельно изучить процесс производства изделий из стекла;
подготовить презентацию по теме «Секреты» процесса плавления или тему определить самостоятельно.
От автора разработки: В скобках в примерном сценарии занятия указаны окончания фраз, ожидаемые ответы детей.
Приложение 1
Для исследования представлены рисунки, на которых отмечены показания термометров с интервалом в 2 минуты.
Вещество предварительно было расплавлено, т. е. на рис.1 находилось в жидком состоянии.
Приложение 2
Лист – задание группе экспериментаторов
Выполните следующие задания:
Изучите, как изменялась температура вещества. ______________________
Какой тепловой процесс происходил при этом? _______________________
Сколько времени протекал процесс?_________________________________
Заполните таблицу
Время |
0 |
2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
12 |
14 |
16 |
18 |
20 |
Температура |
Как изменилось агрегатное состояние вещества?____________________
__________________________________________________________________
Сформулируйте название этого исследования_____________________
__________________________________________________________________
Сформулируйте цель исследования_______________________________
__________________________________________________________________
По рисункам и данным температуры постройте график процесса на предложенном листе.
Сделайте вывод по вашему исследованию.
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Трунтаева Светлана Юрьевна
Спицына Любовь Ивановна