12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Румбешт Роза Фидаиловна5296
Люблю путешествия, детей и путешествовать с детьми)
Россия, Краснодарский край, Усть-Лабинск
3

Конспект урока географии в 5 классе на тему: Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут. (урок № 14 в разделе №3 «Географические модели Земли.»)

Предмет география

Класс 5

Тема урока: Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут. (урок № 14 в разделе №3 «Географические модели Земли.»)

Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2012 г. География. Землеведение.

Цель: Научить ориентироваться на земной поверхности с помощью компаса и по местным признакам.

Задачи: 1.раскрыть содержание понятий «ориентация на местности» и «стороны горизонта», «азимут» обучить приёмам определения сторон горизонта по компасу и местным признакам, хождению по азимуту.

2. расширить знания о приборах и способах ориентирования, выделить различие между основными и промежуточными сторонами горизонта.

3. способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географических знаний, умений определять стороны горизонта

Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять её цели, задачи; Умение взаимодействовать в группе, работать с компасом; высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: знать понятия «ориентация на местности» и «стороны горизонта», «азимут» , уметь применять знания для определения своего положения в пространстве.

Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Необходимое техническое оборудование: ИКТ, доступ к Интернету, атласы, карта полушарий компасы, транспортир.

Структура и ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время в мин.

1

Орг. момент

Актуализация темы

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Постановка проблемной ситуации: Дом построен на Ю.П. объясните, в каком направлении находятся все его углы?

Приветствие учителя, подготовка к уроку. Отвечают на вопрос учителя

3 мин

2.

Создание проблемной ситуации

Создает проблемную ситуацию - А начнем урок мы с самого приятного. Сейчас я вам прочитаю отрывок одной из очень известной сказки.

Налево пойдёшь – коня потеряешь. Направо пойдёшь – себя потеряешь, прямо пойдёшь - Богатым будешь.

Узнали сказку? А мы с вами можем так же ориентироваться – направо, налево, прямо…

А теперь другая ситуация («Ассоциативный ряд».) Представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились. Ваши ассоциации... (показ Слайд №1- фотография леса)

- Объясните, что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации?

- Давайте обсудим, есть ли выход из данного положения?

- Объясните, почему важно уметь ориентироваться в данной ситуации и что нужно знать для того, чтобы ориентироваться?

Расскажите своими словами : в жизни нам это нужно, а где? ( Слайд №2, ИКТ № 82)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dce3c324-e549-4e29-b91c-9aaa74eb0c50/104.png

Вступают в дискуссию.

Формируют тему и записывают в тетрадь. (Р)

Отвечают на вопросы (П)

8 мин

3.

 

Изучение нового материала

 

Учитель ставит задачу научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте.

Что такое ОРИЕНТИРОВАНИЕ?

Что для этого нужно знать и уметь?

Давайте познакомимся со сторонами горизонта.

Вспомните что вы знаете про стороны горизонта?

(слайд 3) Учитель показывает и объясняет. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e86066b4-eea1-41ab-82d4-500b49c29413/kompas.swf

Стороны горизонта при ориентировании обычно определяют:

по магнитному компасу;

по небесным светилам;

по признакам некоторых местных предметов.

Каждая сторона горизонта имеет не только свое название, но и цифровое значение - азимут. Давайте сформулируем а что же такое азимут?

(Слайд №4)

В основу работы с этим понятием положен УГОЛ, т.е чтобы определить азимут, нужно определить угол.

Учитель объясняет и показывает на слайде азимут сторон горизонта

Смотрят, записывают (П)

(определяют стороны горизонта) (ПК)

(основных – 4, промежуточных – 4).

С – Ю - З - В (Слайд №4)

С-в,ю-в, с-з,ю-з.

учащиеся рисуют и записывают стороны горизонта в тетради

учащиеся записывают их в тетради.

15мин

4.

Практикум Этап закрепления и применения знаний и способов деятельности.

Закрепляет с учащимися знания и способы действий, которые им необходимы для самостоятельной работы.

Создает условия для выявления школьниками индивидуальных способов закрепления изученного материала.

Вырабатывает алгоритм применения приёма движения по азимуту.

Организует деятельности учащихся по отработке изученных действий посредством их применения в изменённых ситуациях.

- Давайте теперь поиграем и потренируемся в определении сторон горизонта. (Слайд № 3) С Ростовского аэропорта отправляются рейсы Ростов –Сочи, Ростов - Москва, Ростов - Лондон, Ростов - Рио- де – Жанейро, . Какой курс должны держать пилоты, что бы не сбиться с курса?

Закрепляют знания необходимые им для сам-ной работы(П), демонстрируют знания по теме (РК), узнает алгоритм приемов движения по азимуту (П), демонстрируют знания на практике(КР).

Учащиеся записывают объект и сторону горизонта

10 мин

5.

Рефлексия Этап обобщения знаний и способов деятельности, подведения итогов урока.

Подводит итог урока.

Чему мы научились:

Как можно ориентироваться на местности?

Для чего это нужно знать?

Нужно ли это знать и почему?

Сегодня мы поработали очень хорошо. Надеюсь, что вам не было скучно.

Учитель выделяет отдельных учеников, выставляет им оценки, с комментариями

Определяют степень своего продвижения к цели по ответам на заданные вопросы

3 мин

6.

Домашнее задание

(информации о домашнем задании)

Пояснить, в чём состоит его суть.

Д/з § 14 Вопросы и задания после параграфа/ № 4 -письменно/

Записывают домашнее задание

1 мин

Приложение

На рисунке показано взаимное расположение сторон горизонта и промежуточных направлений, заключенных между ними. Взглянув на рисунок , легко понять, что для определения направлений на все стороны горизонта достаточно знать только одно. Промежуточные направления используются для уточнения ориентировки, если направление на предмет не совпадает строго с направлением на одну из сторон горизонта.

Определение сторон горизонта по компасу,

С помощью компаса можно определить направление на стороны горизонта в любое время суток и в любую погоду.

Сначала отмечаю, что при ориентировании на местности широко применяется компас Адрианова. Затем рассказываю при помощи компаса его устройство.

Правила обращения. Чтобы убедиться в исправности компаса, надо проверить чувствительность его стрелки. Для этого компас устанавливают неподвижно в горизонтальное положение, к нему подносят какой-либо металлический предмет, а затем убирают. Если после каждого смещения стрелка будет устанавливаться на прежнем отсчете, компас исправен и пригоден к работе.

Для определения сторон горизонта по компасу надо отпустить тормоз стрелки и установить компас горизонтально. Затем повернуть его так, чтобы северный конец магнитной стрелки совпал с нулевым делением шкалы. При таком положении компаса подписи на шкале С, Ю, В, 3 будут соответственно .

Из долголетних наблюдений установлено, что:

  • кора деревьев с северной стороны обычно грубее и темнее, чем с южной;
  • мох и лишайник покрывают стволы деревьев, камни, скалы с северной стороны;
  • муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней, кустов; их южная сторона более пологая, чем северная;
  • на хвойных деревьях смола накапливается с южной стороны;
  • ягоды и фрукты в период созревания приобретают зрелую окраску с южной стороны;
  • ветви дерева, как правило, более развиты, гуще и длиннее с южной стороны;
  • около отдельно стоящих деревьев, столбов, больших камней трава растет гуще с южной стороны;
  • просеки в больших лесных массивах, как правило, прорубают строго по линии
  • север-юг, запад-восток;
  • на торцах столбов нумерации кварталов лесных массивов с запада на восток;
  • алтари и часовни православных церквей обращены на восток, колокольни на запад;
  • нижняя перекладина креста на церкви приподнята на север;
  • на склонах, обращенных к югу, весной снег тает быстрее, чем на склонах, обращенных к северу; вогнутая сторона луны, на минарете мусульманских мечетей, обращена на юг.

- Проверим знание сторон горизонта и умение ориентироваться на плоскости. Учитель диктует согласно направлениям ( 2 клетки на восток, 2 – на юго-восток, 2 – на северо-восток и т.д) получилась фигура – …… бабочка!

Определение направлений на плане и карте (работа с учебником)

Покажите направления на плане местности.

Как оно обычно показано?

В каком направлении от парома на реке Соть находится плотина на реке Луч?

Определите, как изменяется направление реки Соть.

Прочтите умения при работе с географической картой (памятка ученику) (Слайд 9) Выделите умения согласно новой теме урока.

А зачем нам это нужно?

Как по карте узнать направление сторон горизонта?

Опубликовано в группе «Технологические карты уроков географии в 5 кл. по ФГОС ООО»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.