Конспект урока геометрии
Конспект урока по теме «Нахождение суммы и разности векторов по правилу треугольника».
Предмет: Геометрия;
Класс: 9 ;
Тип урока: комбинированный урок;
Цель урока:
Образовательные:
- Повторить определение вектора, коллинеарных и неколлинеарных векторов, равенства векторов;
- Усвоить понятие суммы и разности двух векторов;
- Формировать умение строить сумму двух данных векторов, используя правила треугольника, строить разность двух данных векторов двумя способами;
Развивающие:
- Развивать абстрактное мышление,
-Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, планировать свою деятельность;
Воспитательные:
- Развивать умение принимать точку зрения другого человека, умение оценивать свою деятельность.
Оборудование: интерактивная доска, меловая доска, мел, презентация, учебник по геометрии Атанасяна Л.С., Бутузова В.Ф., Кадомцева С.Б. и др. для 7-9 классов.
Задачи урока:
Учащиеся должны научиться:
1. Приобретать математические знания и умения.
2. Находить сумму и разность векторов по правилу треугольника.
Ход урока.
I. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята садитесь. Надеюсь у вас хорошее настроение, вы готовы к работе? Тогда приступим.
II. Проверка домашнего задания
Учитель: проверяет решение задачи № 752 (устно).
III. Актуализация знаний.
Устный опрос учащихся:
- Понятие вектора. Обозначение векторов:
- Коллинеарные векторы;
- Сонаправленные, противоположно направленные векторы:
- Равные векторы:
IV. Изучение нового материала.
Правила сложения коллинеарных векторов:
Учитель: Для того, чтобы сложить два сонаправленных вектора, можно отложить второй вектор от конца первого. Тогда их сумма – вектор, начало которого совпадает с началом первого вектора, а конец – с концом второго (учитель рисует на меловой доске (рис.1)).
Учитель: Для того, чтобы сложить два противоположно направленных вектора, можно отложить второй вектор от начала первого. Тогда их сумма – вектор, начало которого совпадает с началом обоих векторов, длина равна разности длин векторов, направление совпадает с направлением большего по длине вектора (учитель рисует на меловой доске (рис.2)).
Правила сложения и вычитания неколлинеарных векторов и :
Правило треугольника
Учитель: Нужно от конца вектора отложить вектор . Тогда сумма + – это вектор, начало которого совпадает с началом вектора , а конец – с концом вектора .
Вычитание векторов
Учитель: Для того, чтобы найти разность двух векторов −, нужно найти сумму векторов и −:
V Закрепление изученного материала
Ученики выходят к интерактивной доске и решают вместе с учителем задачи, применяя ранее изученный материал. Класс активно обсуждает решения и записывает все в тетради. Всего задач 3 штук.
Задача 1
– трапеция. Чему равна сумма , , ?
Чему равна разность этих пар векторов?
Задача 2
Дан параллелограмм . Через векторы выразите векторы .
Задача 3
Упростите выражение (без чертежа)
а) ; б)
VI. Контроль знаний
Учитель раздает карточки с заданиями и ученики решают.
Тест (приложение 1)
VII. Подведение итогов урока.
Далее учитель выставляет оценки за работу у доски и в классе.
Д/з: №770, №772.
Учитель: Спасибо за внимание! Все свободныJ
Вариант 1.
- Дано:
Найти:
- + ;
- +;
- - ;
- - ;
- - 3;
- +2;
- 3 + 4 + 1,5 .
2) В равнобедренном треугольнике АВС точка К – середина основания АС. Упростите выражение: .
Вариант 2.
- Дано:
Найти:
- + ;
- + ;
- 3 - ;
- - ;
- + ;
- +;
- + + .
2) В равнобедренном треугольнике АВС с основанием АВ проведена медиана СК. Упростите выражение: .
Проверочная работа «Сложение и вычитание векторов» 9 класс
Вариант 1.
№1.
Построить:
- + ;
- +;
- – ;
- – ;
№2. Упростить:
Вариант 2.
№1.
Построить:
- + ;
- + ;
- – ;
- – 3;
№2. Упростить:
Вариант 3.
№1.
Построить:
- + ;
- – ;
- –
- + ;
№2. Упростить:
Вариант 4.
№1.
Построить:
- + ;
- – ;
- +
- – ;
№2. Упростить: