Конспект урока биологии в 9 классе «Гибридологический метод наследования. Законы Грегора Менделя»

3
0
Материал опубликован 17 April 2020

Конспект урока “Гибридологический метод наследования. Законы Грегора Менделя.”


Предмет: биология

Учитель: Бурделева М. В.

Обучающийся: Игорь О.

Тема урока: “Гибридологический метод наследования. Законы Г. Менделя.”

Тип урока: комбинированный

Цель урока: формирование я знаний о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, дать представление о моногибридном скрещивании и раскрыть сущность первого и второго законов Менделя., познакомиться  с понятием неполного доминирования.

Задачи урока: 

Общеобразовательные:

изучить закономерности наследования - единообразие гибридов первого поколения, проявление неполного доминирования, учиться правильно обосновывать сущность основных понятий генетики, продолжить знакомство с основными генетическими понятиями и терминами.

Развивающие : развивать умений решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, правильно оформлять их.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, культуру умственного труда, воспитывать интерес к получению генетических знаний.

Оборудование:  ПК, скайп

Планируемые результаты: 

Предметные:

  • знать основные генетические понятия: «гомозигота», «гетерозигота», «гибрид», «доминантный признак», «рецессивный признак»; 

  • сущность первого закона Менделя, второго закона Менделя, неполного доминирования, 

  • сущность и цитологические основы законов наследования признаков; 

  • понимать, что методы биологической науки позволяют со значительной долей вероятности предвидеть возможные результаты скрещивания организмов.

 

 

 

 

Личностные:

  • Развивать познавательный интерес к биологии;формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, результатам обучения

  • убежденность в возможности познания природы, в частности закономерностей наследования признаков;

  • уважение к ученому – основоположнику генетики;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и умений;

  • умение решать задачи на моногибридное скрещивание поможет понять простейший механизм наследования признаков у человека; выяснить причины наследственных заболеваний.

 

 

Метапредметные:

Познавательные УУД

  • умение записывать схемы моногибридного скрещивания, 

  • решать генетические задачи, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, устанавливать причинно-следственные связи.


Регулятивные УУД 

  • определение  задач урока, необходимых для достижения его цели, 

  • выделение ориентиров своих действий в новом учебном материале, различение спосо­ба и результата действия;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы (самоанализ и самооценка);

 

    Коммуникативные УУД

  • слушать учителя и отвечать на вопросы;

  • формулировать собственное мнение и позицию и аргументировать свою точку зрения;

  • осуществлять эмоциональную и качественную самооценку своей деятельности.



 Ход урока


Этап урока

Действие учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1 Орг. момент 

Приветствует обучающегося, проверяет готовность к уроку, комфортность, создает ситуацию успеха. 

Приветствуют учителя, настраиваются на работу, готовят рабочее место.

Личностные УУД (Л): положительное отношение к процессу познания,  желание изучать новое, осознание собственного самочувствия, умение оценивать готовность к предстоящей деятельности.

Регулятивные УУД  (Р): умение организовывать свою деятельность

Коммуникативные УУД (К): формирование умения слушать и слышать.

2. Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы урока, постановка цели. 



Проводит беседу по смысловому значению темы урока с постановкой проблемных вопросов “Что такое генетика? Что такое наследственность и каково ее значение? Что такое изменчивость и каково ее значение?”, выводит обучающегося на формулирование цели урока. 

Отвечает на вопросы. Формулирует тему и  цели урока.

П:самостоятельное формулирование познавательной цели, умение структурировать знания, произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

К:  построение речевых высказываний.

Р:самоопределение, прогнозирование результата, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Л: развитие познавательных интересов, формирование мотивов достижения знаний.

3. Актуализация опорных знаний

Организует беседу, задает вопросы. Какой результат получил Мендель, скрещивая гомозиготные организмы? Почему все полученные гибриды гороха были желтые? Заполни таблицу. Назовите альтернативные признаки к имеющимся?

Отвечает на вопросы. заполняет таблицу, называет альтернаивные признаки

П. формирование мыслительных операций,  систематизировать материал, полученный на уроке;

уметь ориентироваться в своей системе знаний.

К. умение высказывать свою точку зрения

Р. осознание того что уже усвоено, и того что еще предстоит  усвоить.

4. Изучение нового материала.

Проводит беседу с постановкой проблемных вопросов, консультирует, проводит обобщение, организует работу обучающегося, контролирует правильность выполнения заданий, организует обсуждение результатов работы через постановку наводящих и проблемных вопросов.

Какие мы уже частично рассмотрели? Что еще должны научиться делать? (решать генетические задачи)

Оформим закон в виде задачи. Для этого используют условные обозначения:

  • Р – родители,

  • Г – гаметы,

  • F1 – потомство,

  • А – желтые,

  • а – зеленые,

  •  http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/510028/img2.gif - женский пол,

  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/510028/img1.gif – мужской пол,

  • х – скрещивание.

Изначально Г. Мендель взял чистые линии. Как мы обозначаем генотип этих особей? (АА, аа) Сколько признаков взято? (один). Какой? (цвет (желтый и зеленый)). Какой из этих признаков будет доминантным, а какой рецессивным? (желтый – доминантный, зеленый – рецессивный). Значит, какой буквой мы обозначаем желтый цвет, а какой зеленый? (А – желтый, а – зеленый)

Обозначаем:

 http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/510028/img3.gif

 

 

Слушает, отвечает на вопросы, анализируют и преобразуют полученную информацию, Распределяют свою работу, оценивают результаты своей работы. Обсуждает вопросы, которые возникают в процессе работы и отвечает на вопросы учителя. 

Просмотр анимации-https://fleshhbg.blogspot.com/p/blog-page_158.html

 

П:самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение структурировать знания, произвольно строить речевое высказывание в устной форме, контроль и оценка результатов деятельности, 

К:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме

 

Р:выявлять проблему, определять цель урока, формулировать учебную задачу;

выбирать действия по достижению цели; определять и формулировать цель урока с помощью учителя; формировать умение постановки цели работы;

Л: развитие познавательных интересов, формирование мотивов достижения знаний.

5. Закрепление изученного материала

Организует обсуждение результатов работы, объясняет как выполнять задание, оказывает помощь в случае затруднения.

На основе второго закона Менделя проводит объяснение понятия неполного доминировнаия. 

Выстраивают причинно-следственные связи. Выполняет задания.

  1. Решение задачи на 1 и2 закон Менделяюhttp://fleshhbg.blogspot.com/p/blog-page_984.html

  2. Решает задачу и записывает на электронной доске.

Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?

3)Оформляет и решает задачу по скрещиванию растений ночной красавицы, объясняет результаты расщепления.

4) Просмотр видео -https://fleshhbg.blogspot.com/p/blog-page_142.html

5) Объясняет результаты скрещиваний







П: использовать новую информацию для решения учебных заданий; осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

 

К: использовать речь для регуляции своего действия, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической формой речи

Р:контролировать и координировать свою деятельность.

Л: развитие познавательных интересов, формирование мотивов достижения знаний.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Проводит анализ достижения целей урока, дает оценку успешности работы.

Оценивает свою работу на уроке, делает выводы.

Отвечает на вопросы анкеты-https://www.survio.com/survey/d/F7O5A9V2Q8B7M9C8P

Л. -рефлексия собственных результатов, осознание себя как члена общества.

Р. – оценка результатов работы, итоговый контроль деятельности, оценка собственной учебной деятельности.

П. – осознание метода построения нового знания, аргументированность результатов работы.

К. – построение речевых высказываний, предоставление результатов своей работы.



 ​​​​​​​

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации