Конспект урока биологии в 9 классе «Гибридологический метод наследования. Законы Грегора Менделя»
Конспект урока “Гибридологический метод наследования. Законы Грегора Менделя.”
Предмет: биология
Учитель: Бурделева М. В.
Обучающийся: Игорь О.
Тема урока: “Гибридологический метод наследования. Законы Г. Менделя.”
Тип урока: комбинированный
Цель урока: формирование я знаний о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, дать представление о моногибридном скрещивании и раскрыть сущность первого и второго законов Менделя., познакомиться с понятием неполного доминирования.
Задачи урока:
Общеобразовательные:
изучить закономерности наследования - единообразие гибридов первого поколения, проявление неполного доминирования, учиться правильно обосновывать сущность основных понятий генетики, продолжить знакомство с основными генетическими понятиями и терминами.
Развивающие : развивать умений решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, правильно оформлять их.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, культуру умственного труда, воспитывать интерес к получению генетических знаний.
Оборудование: ПК, скайп
Планируемые результаты:
Предметные:
знать основные генетические понятия: «гомозигота», «гетерозигота», «гибрид», «доминантный признак», «рецессивный признак»;
сущность первого закона Менделя, второго закона Менделя, неполного доминирования,
сущность и цитологические основы законов наследования признаков;
понимать, что методы биологической науки позволяют со значительной долей вероятности предвидеть возможные результаты скрещивания организмов.
Личностные:
Развивать познавательный интерес к биологии;формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, результатам обучения
убежденность в возможности познания природы, в частности закономерностей наследования признаков;
уважение к ученому – основоположнику генетики;
самостоятельность в приобретении новых знаний и умений;
умение решать задачи на моногибридное скрещивание поможет понять простейший механизм наследования признаков у человека; выяснить причины наследственных заболеваний.
Метапредметные:
Познавательные УУД
умение записывать схемы моногибридного скрещивания,
решать генетические задачи, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД
определение задач урока, необходимых для достижения его цели,
выделение ориентиров своих действий в новом учебном материале, различение способа и результата действия;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы (самоанализ и самооценка);
Коммуникативные УУД
слушать учителя и отвечать на вопросы;
формулировать собственное мнение и позицию и аргументировать свою точку зрения;
осуществлять эмоциональную и качественную самооценку своей деятельности.
Ход урока
Этап урока | Действие учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1 Орг. момент | Приветствует обучающегося, проверяет готовность к уроку, комфортность, создает ситуацию успеха. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу, готовят рабочее место. | Личностные УУД (Л): положительное отношение к процессу познания, желание изучать новое, осознание собственного самочувствия, умение оценивать готовность к предстоящей деятельности. Регулятивные УУД (Р): умение организовывать свою деятельность Коммуникативные УУД (К): формирование умения слушать и слышать. |
2. Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы урока, постановка цели. | Проводит беседу по смысловому значению темы урока с постановкой проблемных вопросов “Что такое генетика? Что такое наследственность и каково ее значение? Что такое изменчивость и каково ее значение?”, выводит обучающегося на формулирование цели урока. | Отвечает на вопросы. Формулирует тему и цели урока. | П:самостоятельное формулирование познавательной цели, умение структурировать знания, произвольно строить речевое высказывание в устной форме. К: построение речевых высказываний. Р:самоопределение, прогнозирование результата, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Л: развитие познавательных интересов, формирование мотивов достижения знаний. |
3. Актуализация опорных знаний | Организует беседу, задает вопросы. Какой результат получил Мендель, скрещивая гомозиготные организмы? Почему все полученные гибриды гороха были желтые? Заполни таблицу. Назовите альтернативные признаки к имеющимся? | Отвечает на вопросы. заполняет таблицу, называет альтернаивные признаки | П. формирование мыслительных операций, систематизировать материал, полученный на уроке; уметь ориентироваться в своей системе знаний. К. умение высказывать свою точку зрения Р. осознание того что уже усвоено, и того что еще предстоит усвоить. |
4. Изучение нового материала. | Проводит беседу с постановкой проблемных вопросов, консультирует, проводит обобщение, организует работу обучающегося, контролирует правильность выполнения заданий, организует обсуждение результатов работы через постановку наводящих и проблемных вопросов. Какие мы уже частично рассмотрели? Что еще должны научиться делать? (решать генетические задачи) Оформим закон в виде задачи. Для этого используют условные обозначения:
Изначально Г. Мендель взял чистые линии. Как мы обозначаем генотип этих особей? (АА, аа) Сколько признаков взято? (один). Какой? (цвет (желтый и зеленый)). Какой из этих признаков будет доминантным, а какой рецессивным? (желтый – доминантный, зеленый – рецессивный). Значит, какой буквой мы обозначаем желтый цвет, а какой зеленый? (А – желтый, а – зеленый) Обозначаем:
| Слушает, отвечает на вопросы, анализируют и преобразуют полученную информацию, Распределяют свою работу, оценивают результаты своей работы. Обсуждает вопросы, которые возникают в процессе работы и отвечает на вопросы учителя. Просмотр анимации-https://fleshhbg.blogspot.com/p/blog-page_158.html
| П:самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение структурировать знания, произвольно строить речевое высказывание в устной форме, контроль и оценка результатов деятельности, К:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме
Р:выявлять проблему, определять цель урока, формулировать учебную задачу; выбирать действия по достижению цели; определять и формулировать цель урока с помощью учителя; формировать умение постановки цели работы; Л: развитие познавательных интересов, формирование мотивов достижения знаний. |
5. Закрепление изученного материала | Организует обсуждение результатов работы, объясняет как выполнять задание, оказывает помощь в случае затруднения. На основе второго закона Менделя проводит объяснение понятия неполного доминировнаия. | Выстраивают причинно-следственные связи. Выполняет задания.
Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами? 3)Оформляет и решает задачу по скрещиванию растений ночной красавицы, объясняет результаты расщепления. 4) Просмотр видео -https://fleshhbg.blogspot.com/p/blog-page_142.html 5) Объясняет результаты скрещиваний | П: использовать новую информацию для решения учебных заданий; осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
К: использовать речь для регуляции своего действия, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической формой речи Р:контролировать и координировать свою деятельность. Л: развитие познавательных интересов, формирование мотивов достижения знаний. |
6. Подведение итогов. Рефлексия. | Проводит анализ достижения целей урока, дает оценку успешности работы. | Оценивает свою работу на уроке, делает выводы. Отвечает на вопросы анкеты-https://www.survio.com/survey/d/F7O5A9V2Q8B7M9C8P | Л. -рефлексия собственных результатов, осознание себя как члена общества. Р. – оценка результатов работы, итоговый контроль деятельности, оценка собственной учебной деятельности. П. – осознание метода построения нового знания, аргументированность результатов работы. К. – построение речевых высказываний, предоставление результатов своей работы. |