Технологическая карта урока биологии в 9 классе «Методы исследования в биологии»
Технологическая карта урока
Методы исследования в биологии
9 класс
Разработчик: Шевченко Надежда Ивановна
Цель: сформировать знания об основных методах биологического исследования.
Задачи:
- воспитывающая: содействовать решению задач трудового воспитания и профориентации;
содействовать воспитанию нравственных качеств (патриотизм);
содействовать формированию гигиенических взглядов и умений»;
- развивающая: создать условия для развития у учащихся высокой концентрации внимания, скорости восприятия и переработки информации, культуры речи, способности анализировать информацию с позиции логики;
- обучающая: обеспечить усвоение последовательности действий при проведении научного исследования;
закрепить знания полученные в предыдущих классах по методам исследования в биологии.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Вид урока: беседа.
Формируемые результаты:
предметные результаты:
учащиеся должны знать:
- профессии, связанные с биологией;
- методы исследования в биологии;
учащиеся должны уметь:
- использовать методы биологической науки;
- составлять алгоритм исследовательской работы;
метапредметные результаты:
- определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;
- самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования;
- устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
личностные результаты:
- воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
- понимание значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии.
Основные понятия: наука, гипотеза, научный метод, научный факт, наблюдение, сравнение, эксперимент, исторический метод, моделирование.
Межпредметные связи: физическая культура, ботаника, зоология.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация.
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивационный этап и актуализация изученного | Проверить уровень выполнения домашнего задания | На прошлом уроке, мы доказали, что биология – это комплексная наука. Почему она является комплексной? Какие профессии связаны с биологией? С именами, каких ученых мы познакомились на прошлом уроке, и какой вклад они внесли в развитие биологии? Какие крупные открытия сделаны в биологии в последние годы? | Ребята выстраиваются друг за другом. Потому что она включает в себя науки, изучающие растения, животных, человека. Каждый ученик должен назвать науку с её расшифровкой. После этого ученик занимает свое место за партой. Ученики представляют свои проекты. Т. Руз в 1797 году предложил термин «биология». Общепринятым термин стал в 1802 году, когда его начали употреблять в своих работах Ж.Б. Ламарк и Л.К. Тревиранус. Ученики представляют свои проекты. | Личностные: проявляют уважительное отношение к учителю и одноклассникам, проявляют доброжелательность в дискуссии. |
Оценивание | | Выставляет оценки. | Производят самооценивание и взаимооценивание. | Личностные: проявляют уважительное отношение к учителю и одноклассникам, проявляют доброжелательность в дискуссии. |
Первичное усвоение материала | | Исследование животного мира всегда было одной из важных сторон деятельности человека. Сначала от этого зависела его жизнь. Людям необходимо было знать, какие из населяющих Землю миллионов живых организмов – растений, животных, бактерий, грибов – можно использовать в пищу, для изготовления одежды, в качестве лекарственных средств или для устройства жилья, а какие опасны или ядовиты. Лишь позднее человек смог позволить себе такую роскошь, как занятия наукой с познавательной целью. Люди стали изучать организмы более тщательно, собирали их, классифицировали и составляли списки растений и животных, населяющих разные места. В этот период изучение живых существ обычно называли естественной историей, не считая её наукой. Однако естественная история послужила предшественницей биологии, представляющей собой настоящую науку. Как самостоятельная наука биология оформилась в 19 веке. Попробуем доказать, что биология – это наука. Какими признаками должна обладать наука? Попробуем дать определение понятию «наука». Если затрудняетесь, можете воспользоваться учебником, параграф 2. Вы сказали, что наука должна иметь свои методы исследования. Что такое метод? Вспомните, какие методы применяются в биологии? Научное исследование обычно начинают с наблюдений над тем, что происходит в природе, после чего исследователи пытаются обобщить сделанные наблюдения. Например, вы собираете насекомых и замечаете, что у многих из них имеются черные и желтые полоски. Многие считают, что все это пчелы или осы, поэтому обращаются с ними осторожно. Однако при более внимательном обследовании можно обнаружить у некоторых из них признаки, свидетельствующие о том, что это мухи, а не пчелы. Между этими двумя насекомыми есть различия. Какие? (слайд) Какой вопрос возникает при осмыслении наблюдаемого? Для того чтобы ответить на такой вопрос, нужны какие-то идеи или гипотезы, которые позволяют объяснить сделанные наблюдения. Гипотеза (от греческого «hypothesis» - основание, предположение) – проблематичное, недолговечное знание; научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Выскажите свои гипотезы по отношении к окраске мухи. Далее проводят эксперимент. Он позволяет проверить выдвинутые гипотезы. Некоторые гипотезы для науки бесполезны, потому что их нельзя проверить. Например, гипотеза о том, что «хищники принимают безобидных мух за опасных пчел» не подается проверке, так как невозможно узнать, о чем думает то или иное животное. Но даже если гипотезу можно проверить, это обычно не удается сделать непосредственно; надо прежде придумать какое-нибудь вытекающее из нее и поддающееся проверке предсказание. Что вы можете по этому поводу предположить? Это предсказание можно проверить? И снова вопрос. Как? Чтобы предсказание подтвердилось нужно провести несколько десятков одинаковых экспериментов, и каждый раз должны получать один и тот же результат. Только тогда можно сказать, что этот факт научный. Научный факт – факт, который можно воспроизвести и подтвердить. | Признаки науки: объект и предмет исследований, методы, научный язык, теории, законы, понятия, сообщества ученых, исследовательские и учебные инструменты и др. Наука – сфера человеческой деятельности; один из способов изучения и познания окружающего мира. Метод (от греческого «methodos» - путь, способ познания, исследования) – способ практического и теоретического действия, направленного на овладение объектом. Наблюдений, измерение, описание, сравнение, эксперимент, моделирование, исторический. У мухи большие глаза и короткие антенны, а у пчелы глаза меньше и антенные длиннее и тоньше. Кроме того, у пчелы две пары крыльев, а у мухи – одна. Можно ли считать простым совпадением то, что эти мухи отличаются от своих близких родичей – комнатных мух – и похожи на неродственных им пчел? Сходство с пчелами позволяет мухам, обманув пчел, проникнуть в улей и полакомиться медом. Или, окраска мухи защищает её от хищников. Если хищник был ужален пчелами и научился не трогать их, то он не станет нападать на муху, которая выглядит как пчела. | Личностные: проявляют уважительное отношение к учителю и одноклассникам, проявляют доброжелательность в дискуссии. Коммуникативные: составляют устные монологические высказывания. Познавательные: структурируют знания, полученные в предыдущих классах. |
Физ. минутка | | Проводит гимнастику для глаз. | Выполняют гимнастику для глаз. | |
Самостоятельное осмысление и рефлексия | | Осуществляет проверку правильности выполняемых заданий и при необходимости корректирует работу учеников. | Ученики записывают число, тему урока, определения «наука», «метод» «научный факт», последовательность действий при проведении научного исследования. Осуществляется проверка правильности выполненного задания (слайд). Слайд: Последовательность действий при проведении научного исследования: 1.Постановка проблемы, формулирование темы, целей и задач исследования. 2.Выдвижение гипотез. 3.Планирование хода исследования, выбор методики. 4.Проведение практической части исследования, регистрация качественных и количественных результатов. 5.Обработка полученных результатов. 6.Анализ полученных результатов. 8.Оформление итогов исследования (вывод). Записывают методы биологии, пользуясь учебником. Затем осуществляется проверка выполненного задания. | Личностные: проявляют уважительное отношение к учителю и одноклассникам, проявляют доброжелательность в дискуссии. Познавательные: структурируют знания, полученные в ходе урока. Регулятивные: самостоятельно работают с полученной информацией. |
Домашнее задание | | Сформулируйте проблему, выдвиньте гипотезу и предложите эксперимент, указав необходимые методы для ситуации: наблюдения показали, что после очень сильного дождя дорожки бывают, усеяны мертвыми дождевыми червями. | Записывают домашнее задание. | Регулятивные: самостоятельно работают с полученной информацией. |