Конспект урока информатики «Формы записи алгоритмов» (6 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Дутово
Методическая разработка конспекта урока по информатике на тему «Формы записи алгоритмов» для 6 класса
Разработал: учитель информатики
Фазилова Р. М.
Пояснительная записка
Одной из целей школьного образования является формирование информационной деятельности детей, в которой умение понимать информацию и эффективно с ней работать становится главной и ведущей не только в учебе, но и жизнедеятельности учащихся. Полученные учащимися знания на уроках информатики применяются в обучении всех предметов.
Ученики приобретают не только навыки работы с компьютером, которые используются для решения учебных задач, но и теоретические основы информационной культуры человека в современном обществе, без знания, а главное, понимания которых, формирование у ученика осознанности практических навыков невозможно.
На уроке применяются возможности интерактивной доски, что позволяет привлечь и удерживать на более долгий срок внимание учащихся, обеспечивает организовать смену деятельности учащихся в течение урока, компенсирует безмашинный способ овладения знаниями и воздействует более чем на один орган чувств. При этом возможно использование спецэффектов: звуковое сопровождение, анимация.
Дидактический материал, представленный в данном уроке, доводит ученика до понимания темы, т.е. ученик, отвечая на вопросы и выполняя задания, приходит к правильному пониманию темы.
Наглядно представляемый материал, в чётком своём построении обладает высоким развивающим потенциалом, что позволяет эффективно развивать зрительную, слуховую и смысловую память.
Цели урока:
Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности;
Развитие познавательных интересов, навыков работы с компьютером и интерактивными средствами, самоконтроля.
Формирование умения грамотно излагать свою точку зрения
Задачи урока:
Развивать логическое и алгоритмическое мышление, умение анализировать делать выводы;
Закрепить понятие алгоритма, исполнителя, основных свойств алгоритма;
Разобрать основные способы записи алгоритмов (словесное описание, таблица, блок-схема, программа)
Ввести в изучение основных блоков графического представления алгоритмов в языке блок-схем;
Предмет: информатика и ИКТ.
Класс: 6
Раздел программы: Алгоритмы и исполнители.
Тема урока: Формы записи алгоритмов
Автор разработки: Фазилова Роза Михайловна, учитель информатики
Цели деятельности педагога: создать условия для изучения форм записи алгоритмов и применением их на практике; повторение учащимися темы «Алгоритмы».
Методы и приемы:
Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (приемы: наблюдение, презентация с использованием интерактивной доски).
Прием взаимообучения.
Диалогический,
Принципы обучения:
Принцип наглядности.
Взаимосвязь изучаемого материала и личного опыта учащихся.
Системный подход к изучению материала.
Планируемый результат |
|||
Предметные умения |
УУД |
||
Представление о форме записи алгоритмов Формирование умения использовать программное обеспечение для представления информации в разных формах 3. Знакомство с Исполнителем Робот |
Метапредметные: умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; ИКТ-компетентность: создание программы для робота; Личностные способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека. Регулятивные: -осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности. Познавательные: -построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей; Коммуникативные: - формулировка собственного мнения и позиции, способность аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; -умение задавать вопросы; -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
||
Организация пространства |
|||
Решаемые учебные задачи: |
Формы работы |
Ресурсы |
|
развить представления учащихся об алгоритмах; сформировать понятие форм записи алгоритмов; научить выполнять алгоритмы, записанные с помощью блок-схем |
Индивидуальная, групповая, фронтальная |
компьютер; проектор; интерактивная доска; персональные компьютеры; иллюстрации по теме алгоритмы; компьютерная презентация "Алгоритмы ". карточки с заданиями для учащихся; практическая работа. |
Тип урока: урок изучения нового материала (проблемный)
Межпредметные связи: физика, математика, технология
Средства обучения: фронтальная работа с классом с использованием интерактивной доски, и компьютерный практикум (самостоятельная работа за компьютером)
Понятия: алгоритм, блок-схема, программа, формы записи алгоритмов
Список литературы и интернет-ресурсов:
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса / Л.Л.Босова. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 208 с.: ил.
«Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса», автор Л.Л. Босова – 3-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. - 2-е изд., доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 479 с.: ил.
Ход урока:
Организационный момент (1 минута)
Постановка цели урока (2 минуты)
Активизация мышления и актуализация ранее изученного (3 минуты)
Открытие новых знаний (10 минут).
Закрепление нового материала (5 минут)
Физкультминутка (2 минуты)
Практическая работа (13 минут)
Подведение итогов урока (3 минуты)
Рефлексия. Постановка домашнего задания (1 минута).
Ход урока
№
|
Этап урока и его цель |
Содержание этапов урока |
Развитие УУД |
Результат (предметный, метапредметный, личностный) |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||
|
Организационный этап Цель: подготовка учащихся к работе на уроке; обеспечение благоприятного микроклимата. Форма: фронтальная. Средства: речевые. Приемы контроля: устный. Принцип: психологической комфортности. |
Начало работы. Позитивный настрой
Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас и надеюсь, что сегодня на уроке вам будет интересно и вы подчерпнете много полезной информации. Желаю вам удачи. Ну а если мы с вами хорошо поработаем, то урок будет не только интересным, но еще и содержательным. Скажите, что вы от урока ожидаете? Если мы постараемся, то всего этого достигнем. |
Подготовка обучающихся к деятельности на уроке Ученики заходят в класс, занимают свои места, готовятся к уроку.
Отвечают получить новые знания, интересную информацию, поработать за компьютером. |
Личностные: принятие своей роли учащегося, соблюдение определенных правил поведения Регулятивные: умение настроить себя на работу, контролировать свою готовность к уроку Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
Предметный: Вовлеченность в среду Метапредметный: речевая деятельность Личностный: психологическая готовность обучающихся к действию |
|
Постановка цели урока Цель: активизация уже имеющихся у учащихся знаний по данной теме и создание образовательной ситуации для развития памяти, мышления, догадки, мобилизации внимания учащихся на решении проблемы: сформулировать тему урока. Форма: индивидуальная, фронтальная Средства: речевые, наглядные Результат: формулируется тема урока Приемы контроля: устный Принцип: деятельности. |
Итак, ребята, ознакомьтесь, пожалуйста, с карточками (Приложение 1), которые лежат у вас на столе.
Как вы считает, что с ними нужно сделать? Приступаем. |
Знакомство с заданием. Ребята получают индивидуальное задание (каждому по одному ребусу) - расшифровать послание.
Отвечают: Расшифровать |
Личностные: развитие логического мышления, познавательной активности Регулятивные: развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Познавательные: анализ объектов с целью выделения существенных признаков; построение логической цепочки рассуждений; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
Предметный: учащиеся вспоминают изученное на предыдущих уроках. Метапредметный: слова (отгадки) к ребусам могут быть известны обучающимся не только из предыдущих уроков информатики, но и из других учебных предметов. Личностный: расширение кругозора, развитие эрудиции. |
Какие же слова у вас получились? |
Отвечают: Алгоритм, блок-схема, программа, микроконтроллер, словесный, исполнитель. |
||||
Как вы считаете, может в этих словах есть что-то общее? Так чему же сегодня мы с вами научимся? Давайте запишем цель нашего урока в своих рабочих конспектах (Приложение №2) |
Отвечают: Думаем, да. Как записывать алгоритмы. |
||||
У кого был ребус со словом микроконтроллер?
А как вы считаете, что такое микроконтроллер? Может ли данное устройство быть исполнителем?
Я предлагаю вам не искать легких путей и все-таки использовать на уроке данного исполнителя, согласны? Что же нам сегодня с вами предстоит сделать? |
Отвечают на вопросы.
Устройство (какое-то, механическое, компьютерное, контролирующее…). Да, нет, не знаем (варианты ответов)
Ученики: Познакомиться со способами записи алгоритмов для исполнителя |
||||
Учитель: Правильно. Сегодня тема нашего урока "Формы записи алгоритмов". Но прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке. |
|
||||
|
Активизация мышления и актуализация ранее изученного Цель: активизация уже имеющихся у учащихся знаний по данной теме и создание образовательной ситуации для развития памяти, мышления Форма: индивидуальная, фронтальная Средства: речевые, наглядные Результат: формулируется тема урока Приемы контроля: устный Принцип: деятельности. |
Фронтальный опрос: Что называют алгоритмом?
|
Предполагаемый ответ учащихся: Алгоритм - это описание конечной последовательности действий (шагов) в решении задачи, приводящей от исходных данных к требуемому результату. |
Личностные: имеют желание учиться, развитие грамотной речи Регулятивные: сравнивают свои ответы с эталоном и осуществляют коррекцию своих действий Коммуникативные: слушают и понимают вопросы учителя; отвечают на вопросы |
Предметный: уча-щиеся вспоминают изученное на предыдущих уроках. Личностный: расширение кругозора, развитие эрудиции. Метапредметный: соотносить свои действия с планируемым результатом |
Какими свойствами обладает алгоритм? |
Понятность, дискретность, определенность, результативность, массовость. |
||||
Кто такой исполнитель? |
Исполнитель – это человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять заданные команды. |
||||
Учитель: Все верно! Молодцы! Давайте вспомним более подробно. Выполняем задание №1 в рабочем конспекте (Приложение №2). Проверим результат. Для удобства и экономии времени учитель результат выводит на экран. |
После выполнения задания учащиеся осуществляют самопроверку - сравнивают свои ответы с эталоном и вносят необходимые исправления. |
||||
|
Открытие новых знаний Цель: знакомство с новыми понятиями и применение полученных знаний на практике. Форма: коллективная Средства: языковые, наглядные Результат: выполнение заданий по намеченному плану. Приемы контроля: устный |
У вас на столе лежат четыре карточки (Приложение №3), на каждой из которых записаны алгоритмы. Изучите их и ответьте на вопрос: Чем же отличаются представленные вам алгоритмы?
Учитель: Правильно! Значит, какой вывод можно сделать? Учитель: Верно! Разберем подробнее как же записываются алгоритмы. |
Предполагаемый ответ учащихся: на каждой карточке записан один и тот же алгоритм, но разными способами: 1) словами 2) таблицей 3) с помощью геометрических фигур 4) в виде программы
Ученики: Алгоритмы можно записать по-разному.
|
Личностные: развитие логического мышления и грамотной речи Познавательные: обобщают информацию и делают вывод, формирование представлений о алгоритмах с условием, значении и способах построения Коммуникативные: слушают и понимают на слух речь учителя |
Предметный: построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей Метапредметный: корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; Личностный: способность связать учебное содержание с собственным жизненным опытом |
Словесная форма записи алгоритма – запись алгоритма в виде последовательности слов и (или) предложений. |
Личностные: развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, умения представлять информацию различными способами, умение адекватно оценивать свои успехи Коммуникативные: развитие диалогической речи Познавательная: построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей |
||||
Эти формы записи вы уже знали, но, оказывается, существует несколько способов графического представления алгоритма - это не только рисунки, но и блок-схемы. Познакомимся с элементами блок-схемы. Графическая форма записи алгоритма – запись алгоритма в виде последовательности специальных графических блоков-обозначений. Скажите, пожалуйста, а с какой формой записи алгоритмов нам приходится сталкиваться в повседневной жизни? Приведите примеры. Учитель: Да, все правильно!
А какие геометрические фигуры используются для записи алгоритма в блок-схеме? А как вы думаете какое значение они несут? Для чего нужен овал? Ромб? Прямоугольник? (используют примеры из учебника, презентации)
А что используют для указания последовательности действий? Давайте разберемся, как записывается алгоритм «Подготовка к уроку» в блок-схеме. |
Учащиеся приводят примеры алгоритмов и способов записи алгоритмов из повседневной жизни В словесной форме - список покупок, список дел, распорядок дня… В таблице - расписание уроков, расписание звонков, календарь
Ученики: Овал, параллелограмм, ромб, прямоугольник. 1. овал – начало и конец алгоритма 2. параллелограмм - ввод и вывод данных 3. ромб – логическое условие 4. прямоугольник – выполнение действия
Последовательность действий указывается с помощью стрелок, которые соединяют фигуры, обозначающие шаги алгоритма.
|
||||
Табличная форма записи алгоритма. |
|
||||
Программа – запись алгоритма в виде последовательности операторов-команд некоторого языка программирования. |
|
||||
|
Закрепление нового материала Цель: применение полученных знаний на практике Форма: коллективная Средства: речевые, наглядные Результат: выполнение заданий по намеченному плану. Приемы контроля: устный, письменный. Принцип: деятельности |
А теперь я вам предлагаю самостоятельно поработать с алгоритмами. У вас на столе лежит карточка с заданием, которое заключается в следующем: необходимо решить пример, записав ход решения: 1) с помощью нумерованного списка; 2) в табличной форме; 3) в виде блок-схемы (Приложение №2 задание №2)
Учитель: А теперь давайте попробуем выполнить простой алгоритм, и узнать зашифрованные слова. |
Учащиеся выполняют задание Проверка результатов.
После выполнения задания учащимися, к доске вызываются три ученика и на доске пишут ответы на каждое задание. Проводится краткое обсуждение правильности выполнения задания
|
Личностные: проявляют познавательный интерес к учебной деятельности, адекватно воспринимать предложения и оценку своих одноклассников в процессе работы Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществляют самоконтроль Познавательные: осознанно строят речевое высказывание; осуществляют классификацию по заданным критериям Коммуникативные: осуществляют учебное сотрудничество в группе; слушают и понимают на слух речь учителя и одноклассников |
Личностный: понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека; Метапредметный: умение самостоятельно планировать пути достижения своих целей; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи |
|
|
||||
|
Физкультминутка Цель: снятие усталости и напряженности Форма: коллективная Средства: языковые Принцип: деятельности и комфортности |
Мы хорошо с вами поработали, теперь необходимо и отдохнуть! Для этого, пожалуйста, встаньте. Я буду говорить стишок, а вы внимательно слушаете и повторяете движения за мной: Робот думал и гадал, Почему он так устал? Покрутился, потянулся, Всем вокруг он улыбнулся, Шар большой надул, огромный, Сдулся тот такой негодный, Но наш Робот не грустит, И за парту сесть спешит! А теперь с новыми силами садимся на свои места. |
Учащиеся выполняют физкультминутку вместе с учителем. |
Личностные: соблюдение определенных правил зворовьесбережения Регулятивные: формирование волевой саморегуляции |
Метапредметный: эффективные упражнения для глаз и рук, которые можно использовать везде и всюду; развитие памяти Предметный: повторение движений Личностный: умение контролировать свое состояние и умение находить выход из состояния усталости |
|
Практическая работа Этап формирования навыков самостоятельной работы. Цель: применение полученных знаний на практике Форма: индивидуальная с использованием ПК Средства: технические Принцип: деятельности Результат: выполнение заданий по намеченному плану Форма контроля: визуальная |
Учитель: А можно ли использовать алгоритмы на практике?
Учитель: Давайте сегодня тоже попытаемся создать свой простой действующий механизм на практике, используя уже готовые алгоритмы. Нам необходимо запрограммировать нашего Робота таким образом, чтобы он закрасил нужные клетки и в конце мы с вами получили одно слово. Перед вами алгоритм, записанный с помощью разных форм. Выберите ту, которая вам, кажется, наиболее понятной для вас и выполните его. (Приложение №4) |
Учащиеся: Да.
Учащиеся выбирают алгоритм, представленный в наиболее удобной для выполнения форме, и выполнят его. У каждого учащегося представлен алгоритм одной буквы. Результатом выполнения задания всеми ребятами на экранах каждого монитора появятся буквы, которые вместе образуют слово «МОЛОДЦЫ» |
Личностные: формирование умения использовать программное обеспечение для представления информации в разных формах ИКТ-компетентность: создание программы для робота; Регулятивные: коррекция реального действия и его результата внесение необходимых изменений в план и способ действия Познавательные: поиск и выбор необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей Коммуникативные: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. |
Метапредметный: умение самостоятельно планировать пути достижения своих целей; соотносить свои действия с планируемым результатом; осуществлять контроль своей деятельности в соответствии с изменяющейся ситуацией |
Перед выполнением работы компьютерного практикума проводится инструктаж по технике безопасности и организации рабочего места при работе за компьютером. В конце выполнения алгоритмов учащиеся демонстрируют результат учителю. Подводят итоги о возможности использования удобной формы записи алгоритма для выполнения различных заданий. |
|||||
|
Подведение итогов урока Цель: оценка работы учащихся на уроке |
Сегодня мы с вами познакомились с правилами построения алгоритмов с условиями. С чем мы сегодня с вами познакомились? Какие формы записи алгоритмов вы знаете? Какие трудности вы испытывали при выборе формы представления алгоритма и при описании конкретно блок-схемы? Что у вас получилось лучше всего? - Где можно применить новые знания? Молодцы, теперь давайте подведем итоги нашего урока, для этого давайте заполним таблицу оценивания (0-не выполнил, 1-выполнил частично, 2-выполнил полностью). |
Примерный ответ учащихся: 1. Представлением алгоритмов в различных формах записи Словесная, графическая, табличная, блок-схема, программа.
Подведение итогов урока.. |
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний |
Личностный: умение выслушать мнение учителя, умение выразить свое мнение |
|
Рефлексия. Постановка домашнего задания |
Письменная часть домашнего задания будет 3-х уровневое. 1-й уровень – базовый, 2-й уровень – средний, 3-й уровень – повышенный. Есть затруднения – уровень 1, небольшие затруднения, но я справлюсь – уровень 2, затруднений нет – уровень 3. Каждый из вас должен выбрать уровень с учетом результата освоения материала урока. В помощь вам, я предлагаю воспользоваться следующим алгоритмом. Уровень 1: РТ. №182, 179 (а) Уровень 2: РТ. №180, 179 (б) Уровень 3: РТ. №182* Вспомним слова Алисы: “Прежде чем что-нибудь делать, надо составить план”. Я желаю, чтобы дома при выполнении дом заданий вы планировали свою деятельность и у вас всё получалось.
|
Личностные - формирование понимания необходимости выполнения домашней работы. Регулятивные - самоконтроль |
|
Приложение 1
Следуй по стрелкам графа и определи слово:
Ответ______________________
Отгадай слово:
(5,3) |
(6,3) |
(4,3) |
(4,1) |
(6,3) |
(1,1) |
(2,3) |
(2,3) |
(1,1) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отгадай слово:
Отгадай слово:
Начальное положение 1 Программа:
-1!
+7!
-2!
+6!
-9!
+1!
-3!
+1!
+5!
-4!
+2!
Конечное положение:
Запишите слово из букв, которое запомнил Кузнечик.
Реши ребус
Приложение 2
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Фамилия ___________________ Имя_____________ ____ класс
Тема урока: _________________________________________________________________
Цель урока: (сформулируйте самостоятельно) ______________________________________________________________________________________________________________________________________
Соедини стрелками понятия и их значения
Понятие |
|
Значение понятия |
Алгоритм |
Обстановка, в которой может действовать исполнитель |
|
Среда исполнителя |
Человек, группа людей, животные и технические устройства, способные выполнить заданные команды |
|
Система команд исполнителя |
Одну и ту же команду выполняет одинаково |
|
Исполнитель |
Конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату |
|
Формальный исполнитель |
Набор команд, которые исполнитель «понимает» и может выполнить |
Решить пример, записав ход решения:
А) с помощью нумерованного списка
(963 : 3 - 34) : 7 - 24 =
____________________________
____________________________
____________________________ В) в виде схемы
_ ___________________________
Ответ______________________
Б) В табличном виде
Шаг |
Действие |
Результат |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
Ответ |
|
Ответь на вопросы:
Какой способ записи алгоритмов самый распространенный? ___________________________
Какой способ записи алгоритмов самый наглядный? __________________________________
Прочитай учебник на с. 118. Что такое программа? Записать своими словами. _______________________________________________________________________
Д/з.: Уровень 1: РТ. №182, 179 (а)
Уровень 2: РТ. №180, 179 (б)
Уровень 3: РТ. №182*
Заполни таблицу оценивания
(0-не выполнил, 1-выполнил частично, 2-выполнил полностью,
Задание |
Показатель |
Оценил сам |
Оценил одноклассник |
Оценил учитель |
1 |
Соотнес понятия и их значения |
|
|
|
2 |
Записал алгоритм в словесной форме |
|
|
|
Записал алгоритм в табличной форме |
|
|
|
|
Записал алгоритм с помощью схемы |
|
|
|
|
3 |
Ответил на вопросы, написал определение программы своими словами |
|
|
|
4 |
Выполнил алгоритм и составил блок-схему |
|
|
|
5 |
Составил алгоритм для исполнителя |
|
|
|
Итого баллов за урок |
|
|
|
Критерии оценки за урок: «5» - 13-14 баллов, «4» - 10-12 баллов, «3» - 7-9 балла
Мой вклад в работу группы (отметь значком )
принимал активное участие в работе группы |
вносил интересные и ценные предложения |
оказывал помощь одноклассникам |
наблюдал со стороны за работой группы |
Лучше всего мне удалось / не получилось (закрась нужную ячейку с тем, что удалось, зелёным цветом, с тем, что не получилось - красным цветом)
управлять членами команды для достижения результата |
переводить из словесной записи алгоритма в графическую |
комментировать и оценивать работы других команд |
составлять алгоритмы |
исполнять алгоритмы |
отвечать на вопросы |
анализировать информацию |
оценивать свою работу |
Выполняя задания, мне пришлось преодолеть трудности ____________________________
_____________________________________________________________________________
Большинство заданий я (отметь значком )
выполнял самостоятельно |
мне часто требовалась помощь учителя |
не смог выполнить вообще |
напиши здесь другой ответ, если необходимо |
Приложение 3
1. Определите путь S, который проедет автомобиль при движении со скоростью V=114 км/ч за 150 минут.
2.
V, км/ч |
t, ч |
S, км |
114 |
150 мин |
? |
3.
4.
Program put;
var v, t, s:integer;
Begin
readln (v, t);
s:=v*t;
write (s);
End.
Приложение 4. Практическое задание
1. использовать Робот алг буква М нач . нц 4 раза . . закрасить . . вверх . кц . закрасить . вправо . вниз . закрасить . вправо . вниз . закрасить . вправо . вверх . закрасить . вправо . вверх . закрасить . нц 4 раза . . закрасить . . вниз . кц . закрасить кон |
2.
использовать Робот алг буква О нач . вправо . закрасить . влево . вверх . закрасить . вверх . закрасить . вверх . закрасить . вправо . вверх . закрасить . вправо . закрасить . вправо . вниз . закрасить . вниз . закрасить . вниз . закрасить . вниз . влево . закрасить кон
3.
|
|