Конспект урока информатики на тему «База данных – основа информационной системы»
МКОУ Грибановская СОШ №3
Конспект урока информатики
на тему
«База данных – основа информационной системы»
Подготовила Шипилова С.Л.
Учитель информатики и ИКТ
2017-2018 уч.год
Пояснительная записка
Тема: База данных – основа информационной системы.
Класс: 11
Цели урока
Обучающая – сформировать знания обучающихся о базах данных как основе информационной системы.
Развивающая –умения применять полученные знания при решении задач различной направленности.
Воспитывающая – создавать условия для воспитания потребности в овладении специальными знаниями, умениями, навыками.
Обеспечение урока
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса. ФГОС.
Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов
Презентация «База данных – основа информационной системы».
Проектор
Новые понятия урока:
база данных,
поле,
тип поля,
запись,
форма,
СУБД.
По своей структуре – это урок комбинированный. Данный урок включает организационную часть, актуализацию знаний, постановку учебной задачи урока, изучение нового материала, первичное закрепление и самостоятельную работу с самопроверкой, рефлексию, домашнее задание.
Для актуализации знаний по теме предыдущего урока «Что такое информационная система» используется тест из шести вопросов. Учащиеся выполняют тест индивидуально.
Главная дидактическая задача этапа изучения нового материала сформировать понятие базы данных и познакомиться с системой управления базами данных (СУБД). На этом этапе урока организуется обучение в сотрудничестве (учащихся и учителя, учащихся друг с другом), используется мультимедийная слайдовая презентация
Цель этапа первичного закрепления и самостоятельной работы с самопроверкой – это анализ уровня первичного усвоения учащимися нового учебного материала. Организация самоконтроля требует, чтобы каждому ученику была предоставлена возможность сравнить свой вариант выполнения самостоятельной работы с ее эталонным выполнением.
Рефлексия – это возможность каждого ученика оценить успешность своей работы на уроке, формирование у учащихся объективной самооценки результатов их деятельности. Самооценка – это один из сложных вариантов оценивания работы: оцени себя сам. Рефлексия позволяет дать оценку достижению цели урока и наметить план дальнейшей учебной работы.
На дом учащимся можно предложить дифференцированные задания на ознакомление с программой LibreOffice Base.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Актуализация знаний и постановка целей урока |
Приветствие - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем рассматривать тему: «База данных – основа инфлормационной системы». Цель урока – познакомиться с базами данных и СУБД с использованием программы LibreOffice Base. (Слайд 1) - Запишите в тетрадь число. На дом вам было задано учить § 4. Что такое информационная система. Сейчас нужно будет написать тест. Вопросов не много, пять минут вам вполне хватит. |
Готовятся к уроку. |
Познавательные УУД: - актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках Личностные УУД: - осознание своих возможностей, формирование навыков самоорганизации Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Записывают в тетради число |
|||
Проверочная работа (тест) Приложение 1. |
Пишут тест |
||
Теперь ещё раз мне скажите, что такое информационная система? (Информационная система (ИС) –совокупность содержащейся в базах данных информации, а также информационных технологий и технических средств,обеспечивающих обработку информации.) (Слайд 2) |
Отвечают на вопрос |
||
Изучение нового материала |
Давайте ответим на вопрос. Что такое база данных? Дадим определение(Слайд 3) |
Отвечают на вопрос |
Познавательные УУД: - расширение представлений храненипи информации в БД с получением нового содержания
Личностные УУД: -развитие внимания, зрительной и слуховой памяти.
Коммуникативные УУД: - умение работать в группах Познавательные УУД: - расширение представлений о базах данных и СУБД. Личностные УУД: -развитие внимания, памяти, воображения, кругозора. Коммуникативные УУД: - умение выражать свою позицию |
Подумайте какие примеры БД вы можете привести (Слайд 4) |
Приводят свои примеры БД |
||
Если рассмотреть вычислительные системы отдельный компьютер или компьютерная сеть то мы можем классифицировать БД по способу хранения информации. (Слайд 5) |
|||
Давайте классифицируем базы данных по характеру информации и рассмотрим примеры. (Слайд 6) |
|||
БД не может обслужить запросы пользователя на поиск и обработку информации. БД – это хранилище информации, а обслуживает это хранилище – информационная система. (Слайд 7) |
|||
(Слайд 8) А теперь классифицируем БД по структуре организации Базы данных
|
|||
(Слайд 9) Примеры нереляционных баз данных
Иерархическая БД Сетевая БД |
|||
Теперь давайте рассмотрим наиболее часто используемые базы данных. Табличные базы данных.
|
|||
Рассмотрим пример реляционной БД(Слайд 10) Откроем учебник на стр.32. и рассмотрим структурные составляющие таблицы (Слайд 11,12) |
Работают с учебником |
||
Какие бывают типы полей? (Слайд 13) Давайте вместе придумаем примеры типов полей. (Слайд 14,15) |
Отвечают на вопрос |
||
Комплекс языковых и программных средств, предназначенных для создания, ведения и использования базы данных многими пользователями называется СУБД(Слайд 16) |
|||
Полноценная информационная система на компьютере состоит из трех частей: СУБД + база данных + приложения(Слайд 17) |
|||
Подведём итог. (Слайд 18) Для чего предназначены БД? Какие БД являются наиболее распространенными. Что такое информационная система? Что такое запись, поле? Что такое главный ключ? Какие бывают ключи? Определите структуру (состав полей), ключи и типы полей для реляционных бд под такими названиями (Слайд 19): «Мои знаменитые земляки» «Рейсы автобусов» «Страны мира» «Кинотеатры» |
Дают свои ответы |
||
Динамическая пауза |
Физкульминутка для снятия напряжения (Слайд 20) |
- выполняют упражнения для глаз для снятия их утомления |
Здоровьесберегающая методика для снятия утомления |
Практическая работа |
Работа 1.3 Знакомство с СУБД LibreOffice Base. (Слайд 21) Цель работы: освоение простейших приемов работы с готовой базой данных: открытие базы данных; просмотр структуры БД; просмотр содержимого БД в режимах Таблица и Форма; добавление записей через форму; быстрая сортировка таблицы; использование фильтра. |
Делятся на группы по 2 человека |
Личностные УУД: - формирование логического мышления. Коммуникативные УУД: - умение работать в группах |
Читаем справочную информацию Стр 167. |
Работа с учебником |
||
Выполняем задание 1-4. |
Работа на компьютере |
||
Рефлексия |
Учитель задаёт вопросы: -Что же мы изучали сегодня, какова наша тема? -Для чего предназначены БД? -В чем заключается принцип работы с СУБД? -Как вы считаете, какую оценку сегодня заслужили ваши одноклассники? (Слайд 22) |
Отвечают на вопросы. Самооценива-ние. Выставление оценок. |
Личностные УУД: -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Дача д/з |
Учитель даёт домашнее задание. §5, в тетради составить таблицу основных понятий, вопросы в конце §, Работать с программой LibreOffice Base. (Слайд 23) |
Записывают домашнее задание |
Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации - формирование умения планировать выполнение работы |
В течение урока поддерживалась доброжелательная рабочая атмосфера. Все этапы урока продуманы, соответствуют типу урока и работают на достижение цели.
Соблюдены все правила охраны труда и техники безопасности.
Презентация являлась наглядным сопровождением содержания урока. Просмотр слайдов чередовался сменой видов деятельности.
Данный урок достиг цели. Были созданы условия для воспитания информационной культуры учащихся, развития логического и математиического мышления школьников через установление причинно-следственных связей.
Основным критерием понимания учащимися нового материала стало то, что практически все учащиеся, обучаясь в сотрудничестве, были внимательны, точно излагали свои мысли и показали хорошие результаты в ходе проведения практической работы. Используя полученные знания, теоретические рекомендации и практический опыт ,все учащиеся возможно предоставят к следующему уроку правильно выполненные задания.
Семяшкина Ирина Васильевна
Шипилова Светлана Львовна