12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Шарандина Валентина Владимировна2778
Имею профессиональное дошкольного образования, высшее педагогическое образование. По специальности: Преподаватель - Историк. Учитель высшей квалификационной категории. Руководитель УМО учителей гуманитарных дисциплин.
Россия, Курганская обл., Курган
Материал размещён в группе «Учитель истории и обществознания. »

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ

Предмет: Всеобщая история

Тема урока: ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА

Аудитория: 10 класс, ОУ

Триединая цель урока:

Познавательная:

формирование знаний о важнейших событиях, датах, общих (характерных) чертах государств Древнего Востока в их хронологической преемственности и взаимосвязях;

формирования системы знаний о месте, времени, причинах и последствиях появления государств и умений их объяснять;

формирования умений характеризовать власть, законы и социальную структуру древнего общества;

формирование знаний о возникновении государства как социального института, вошедшего в жизнь современного человека и гражданина;

формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном мире;

формирование умений и навыков поиска и систематизации исторической информации, работы с различными типами исторических источников, исторической картой.

Развивающая:

развитие психических процессов:

- внимания и памяти через работу с учебником и контурной картой;

- развитие исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности – через проблемные ситуации, работу с источниками;

- развитие речи через включение в процесс обсуждения;

формирование ОУУН (умений разделять процессы на этапы, выделять характерные причинно-следственные связи, сравнивать и сопоставлять, проводить анализ текста, формулировать устные и письменные высказывания, подбирать аргументы);

самостоятельно организовывать свою учебную деятельность и деятельность группы и оценивать ее результаты.

Воспитательная:

формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов, гарантированность достижения желаемых результатов;

формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества, уважение к традициям и культуре народов мира;

воспитание уважения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.

Тип урока: изучение нового материала (работа в 3 группах).

Технологии: Технология критического мышления, деятельностного подхода

Ход урока:

Организационный момент:

Я рада вас приветствовать на уроке истории, а урок истории – это самый необычайный урок. Потому что история – она всегда рядом с нами. Она окружает нас. Но она настолько привычна, что уловить прошлое в настоящем, а тем более уловить будущее – это совсем не просто. Как сказал Марк Туллий Цицерон: «История – это свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни и вестник старины».

Я очень люблю историю, а еще я люблю путешествовать. Когда я отправляюсь в путешествие, я беру с собой самые разные вещи, любимые вещи – талисманы.И сегодня некоторые из них я принесла с собой. Посмотрите, пожалуйста: буквы, часы, игральные карты, шахматы…Какие бы из этих вещей вы хотели бы взять себе? Я вам немного усложню задачу: сегодня вы не будете работать индивидуально, вы будете работать в группе. Я вас попрошу посовещаться в группе, выслушать каждого, и решить, какую вещь вы возьмете себе и почему именно ее?

Один человек от группы подходит, берет одну вещь и кладет к себе на стол.

Если у нас сейчас получатся одинаковые предметы, то вам на ходу придется изменить свое решение и выбрать другую вещь. Почему вы выбрали эти предметы?...

Ответы детей.

На самом деле – это же не обычные вещи. Это вещи, которые пришли к нам из далекого прошлого, глубокой древности. Они хранят в себе много тайн. А самое главное они хранят тайну государств МЕЖДУРЕЧЬЕ, ЕГИПЕТ, ФИНИКИЯ, ХАРАППИ, ШАН И ЗАПАДНОЕ ЧЖОУ.

Вы знаете, когда какие-то вещи мне интересны, я стараюсь как можно больше узнать о них.

Об этих – интересных мне вещах, об этих событиях, об этих явлениях. Если вы выбрали эти вещи, считаете ли вы нужным что-то поподробнее узнать о том, откуда они к нам пришли? Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока, посовещайтесь друг и с другом и ответьте мне на вопрос: чем мы сегодня будем заниматься?

Ответы детей.

Сегодня мы будем изучать первые государства. Мы сегодня поговорим о них. Сформулируйте тему нашего урока и запишите на рабочих листах.

Стадия ВЫЗОВ

ТЕМА «ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА».

Сегодня мы будем изучать первые государства. Но скажите мне, пожалуйста, чтобы узнать о первых государствах, да и не только о первых государствах, а вообще о любом событии – наверняка, нужно ответить на какие-то вопросы. Давайте, наверное, возьмем вопросы, на которые, как правило, отвечают знатоки из знаменитого телевизионного клуба. Какие это вопросы? Что? Где? Когда? Только давайте мы с вами сделаем следующее, мы продолжим эти вопросы:

Что…(это)… такое государство?

Гдеони располагались?

Когдаони образовались?

Ответы детей.

Прекрасно, мы сформулировали три вопроса нашего урока. Но, наверное, напрашивается еще пара вопросов. Вы ведь изучали эпоху первобытного общества, и вдруг появились государства… Какой вопрос сам по себе напрашивается? Почему? (Почему… они вообще появились, эти государства?) И еще один вопрос… Ну вот эти государства появились… Какой вопрос следует? Зачем? (Зачемони появились?), т.е. к чему это привело, последствия их появления.

Ответы детей.

Прекрасно. Мы задали вопросы, теперь давайте попытаемся дать на них ответ.

Актуализация знаний.

Для начала, давайте вспомним, что вообще такое государство. Попытайтесь дать определение этого термина своими словами, тем более мы немножечко уже говорили об этом на обществознании. Я предлагаю вам посовещаться в группах и дать определение – что такое государство. Не забудьте выбрать того, кто будет отвечать.

Ответы детей.

Я предлагаю посмотреть на следующий слайд. Это определение государства, взятое из словаря политических терминов. Сравните, пожалуйста, то, что говорили вы и то, что написано здесь:

Государство – это особая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Чем это определение отличается от того, что сказали вы?

Ответы детей.

Это определение более подробное, научное, оно вобрало в себя практически все то, что вы сказали мне ранее. Т.е. оно содержит в себе все признаки государства, которые вы высказали по группам. Ну а теперь нам пора отвечать на другие наши вопросы:

Стадия ОСМЫСЛЕНИЕ

Где? Когда? Почему?

Мы поработаем в группах. Каждая группа получает свое задание.

Изучение нового материала.

Первый этап работы в группах.

Первая группа. Я даю вам контурную карту. Ваша задача: познакомиться с текстом учебника, выяснить, где возникают первые государства и на эту карту приклеить вот таких вот человечков (т.е. туда, где вы считаете и появились эти первые государства).

Вторя группа. Ваша задача: поработать с учебником, и ответить на вопрос когда появились государства, т.е. заполнить таблицу № 1 из рабочих листов: название государства и дата появления государства.

Третья группа. Ваша задача: поработать с историческими источниками. Вы познакомитесь с текстами, мнениями разных ученых о причинах возникновения государств, т.е. ответите на вопрос почему возникли государства.

Ответы детей.

1. Месопотамия –– долина рек Тигр и Евфрат…

Давайте мы посмотрим на карту и сравним: правильно ли вы определили место возникновения первых древних государств.

(карта)

Вопрос: что общего в месте расположения (возникновения) этих государств? (в долинах рек). Почему там?

………………………….

2. Слово второй группе, но я попрошу всех взять рабочие листы и вместе со второй группы заполнить таблицу № 1.

Первые государства Древнего мира

Государство

Дата возникновения

   
   
   

…………………………

3. Третья группа отвечает на вопрос: почему образовались государства. Третья группа познакомилась у нас с отрывками трех философов, и они попробуют нам объяснить с точки зрения этих ученых причины возникновения государств. Все заполняют таблицу № 2.

Теории возникновения государств

Т. Гобс

Теория общественного договора

Каутский

Теория насилия

К. Маркс, Ф. Энгельс

Материалистическая теория

Это не единственные три теории возникновения государства. Более подробно теории возникновения государства вы будете изучать на уроках обществознания.

Изучение нового материала.

Второй этап работы в группах.

А мы продолжаем с вами двигаться дальше. Достижения древних государств в хозяйстве, в культуре, в духовных ценностях общеизвестны, но …Культ тела (пауза)

Физминутка.

Появилось государство. А до этого люди жили в первобытном обществе. Изменилась ли жизнь людей? Изменилось общество?

Конечно. Изменилось практически все: изменилась власть – она стала другая; изменились законы – не такие, как были у первобытных людей; изменилась социальная структура общества – стали совершенно другими отношения между людьми. Давайте посмотрим, что же изменилось с появлением государства?

Мы продолжаем работать в группах:

1. Как изменилась власть – об этом нам расскажет первая группа. Я даю вам отрывочки из древнеегипетских и древнекитайских источников о характере власти в древних обществах. Ваша задача: прочитать и составить «Синквейн» - Власть в древнем государстве.

Чтобы вам было проще, я даю вам Правила составления Синквейна.

2. Как изменилось общество, какова стала социальная структура общества – задание для второй группы. Ваша задача: прочитать и составить «Синквейн» - Общество в древнем государстве.

3. Как изменились законы, какие они стали – об этом нам расскажет третья группа. Вы также будете работать с учебником и древним источником. И составлять Синквейн о законах в древних государствах.

Ответы детей.

Слово первой группе. Объясните, нам, почему вы так охарактеризовали власть? Власть была абсолютной – потому что была сосредоточена в руках одного человека, и – очень жестокой – потому что за любую провинность следовали жестокие наказания.

Вторая группа. Каким образом вы охарактеризовали общество, социальную структуру общества? Общество было неравноправно, существовали разные слои: рабы, рабовладельцы (вельможи), ремесленники, просто земледельцы (крестьяне). Общество было иерархично. Иерархия – это когда в обществе идет деление на определенные слои (сословия, касты) и очень четко определено место каждого слоя на своеобразной лестнице (когда люди, стоящие на более нижней ступеньке не могут подняться на более высокую ступень в обществе), т.е. не возможен переход из одного социального слоя в другой.

Третья группа. Почему вы так охарактеризовали законы? Законы – не равноправны, не справедливы, т.к. они содержат разные меры наказания за одно и то же преступления для людей разных социальных слоев.

Подведение итогов урока..

Вы бы хотели жить в таком обществе? Почему? (они жестоки, несправедливы).

Действительно. Не случайно очень часто о восточных государствах говорят, что это государства – деспотии. Деспотия (по-гречески: неограниченная власть) – это ….(из исторического словаря)

Деспотия - (греч.: неограниченная власть) - форма государства, при которой вся полнота власти принадлежит одному правителю. Для нее характерны полный произвол власти и бесправие подданных. При деспотии воля властителя является законом, личность деспота обожествляется при жизни и после смерти становится предметом культа.

Вопрос: а могли ли быть те древние государства не деспотичны, могла ли быть власть не деспотична? Почему эти государства были деспотии?

Ответы детей.

(Чтобы не было войн и постоянных раздоров в обществе, власть должна была быть жесткой. Вспомните, где возникли первые государства? Это – долины рек. Почему именно там возникают первые государства?. Много плодородных земель, которые необходимо было возделывать – строились оросительные каналы, ирригационные системы (все это делалось сообща под чьим-то (то бишь властью) жестким руководством и контролем), чтобы в дальнейшем не просто выживать, как в первобытную эпоху, а жить).

И сейчас мы переходим к последнему вопросу: Зачем?

Стадия РЕФЛЕКСИЯ

Зачем появились государства?

Что, вообще, государство, как институт дало человечеству? Какой процесс пошел с появлением государства?

С появление государства процесс развития общества пошел очень быстро. И здесь идет развитие не только архитектуры (пирамиды), но и медицины, науки, хозяйства, да и самого человека. Т.е. идет процесс развития общества.

Мы то с вами люди, обычные, люди 21 века, мы, когда говорим о первых государствах, мы не вспоминаем власть, законы (в основном это делают ученые), мы обычно вспоминаем ….что? (египетские пирамиды, китайские вазы). Т.е. первое, что у нас всплывает в памяти – это достижения древних государств: и в хозяйстве, и в культуре, и в духовных ценностях, … и в этих вот предметах, которые вы выбрали в начале урока. Ведь эти вещи к нам пришли из глубокой древности, они прошли тысячелетия и до сих пор существую и даже используются в нашем обществе.

Давайте с вами вернемся вот к какому моменту. Что произошло с древними государствами?

Они исчезли. Появились другие государства? Да. Изменилась власть? Законы?

Мы сейчас тоже живем в государстве. В российском государстве – РФ. Я думаю, что многие из вас будут жить именно в этом государстве. И кто-то из вас может быть в будущем будет участвовать в создании законов, а кто-то может быть попадет в какие-то структуры власти. Вы же не знаете, как сложиться ваша судьба.

Древний политик, спартанский политик (Ликург Лакедемонский) сказал: « Государство существует охраняемое личным участием каждого». Как вы можете объяснить эту фразу?

Ответы детей.

По большому счету, все изменения в обществе: от возникновения древних государств-деспотий и их исчезновения до появления демократических государств происходят благодаря человеку. Человек стоит в центре любого общества. Человек ставит перед собой цель – изменить общество к лучшему, и оно меняется, постепенно, но меняется.

Поэтому, будущее России в ваших руках. И что достанется вашим потомкам – зависит от вас, какие вы придумаете законы, какая будет власть, какие достижения культуры вы им передадите. Вот вам достались эти вещи. А что вы сумеете сохранить из уже существующих ценностей, что передадите – зависит от вас. Так что дерзайте.

Рефлексия.

И в завершая наш урок, я хочу сказать, что у меня есть еще один мой любимый предмет (символ, я бы сказала) древних государств. Что это? Папирус. А что это за вещь такая? Зачем он нужен? На нем писали научные достижения, знания науки, культуры и т.д. Это очень символичная вещь… Пусть каждый, передавая из рук в руки древний папирус, что он интересного узнал сегодня на уроке.

Ответы детей.

Жирным цветом выделены моменты урока, зафиксированные на слайдах презентации.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение № 1. Документы для составления СИНКВЕЙНА

Задание: Охарактеризуйте власть Древних государств –

составьте синквейн со словом «ВЛАСТЬ»

Широко кругом простирается небо в дали,

Но нету под небом ни пяди нецарской земли.

На всем берегу, что кругом омывают моря, –

Повсюду на этой земле только слуги царя.

Из древнекитайской «Книги песен», XI – VII вв. до н.э.

…Царь создан из частиц тела разных богов, и поэтому он блеском превосходит все созданные существа… Подобно солнцу, он жжет глаза и сердце, и никто на земле не может смотреть на него. По своему (сверхъестественному) могуществу он есть огонь и ветер, он – солнце и луна, он – владыка правосудия…

Из древнейшей индийской религиозной книги «Веды».

Его величество – Владыка Обоих Земель.

Его величество силою подобен Богу Ра.

Он прекрасен как Солнце.

В стрельбе из лука он не знает равных.

Словно сокол он истребляет врагов без устали.

На блистательной колеснице он один сокрушил сотни тысяч воинов.

Вселяет он страх грозным рыком своим в сердца народов всех стран.

Из древнеегипетской летописи.

Хороший правитель награждает добродетель и наказывает порок, он заботится о подданных как о своих детях, он приказывает им сверху, подобно небу, и помогает им, подобно земле. Народ почитает такого правителя, любит его как своего отца и мать свою, смотрит на него с уважением как на солнце и луну, преклоняется перед ним как перед духом, боится его как раскатов грома…

Из древнекитайской летописи «Цзочжуань», I тыс. до н.э.

Задание: Охарактеризуйте законы Древнего общества –

составьте синквейн со словом «ЗАКОНЫ»

Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен.

Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен.

Если человек ударил отца, ему следует отрубить руку. Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть в рабстве три года, а на четвертый год должно отпустить их на свободу.

Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб. Если человек выбил зуб чьему-нибудь рабу, ему следует возместить убытки – уплатить половину его стоимости – хозяину раба.

Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаза. Если человек выколол глаз чьему-нибудь рабу, ему следует отдать человеку своего раба, а себе забрать изувеченного.

Если человек не укрепил насыпь на своей земле и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все его имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи разделят между собой.

Если раб оскорбил человека, то ему следует отрезать ухо. Не язык, или пальцы, а именно ухо, чтобы не лишить раба возможности трудиться и отвечать на вопросы господину…

Из законов вавилонского царя Хаммурапи, 1792-1750 гг. до н.э.

Порядок в государстве достигается тремя путями: законом, доверием и властью… Если правитель выпустит из своих рук власть, ему грозит гибель. Если сановники пренебрегают законом и действуют, исходя из личных побуждений, неизбежна смута. Поэтому, если при введении законов проводится четкое разграничение прав и обязанностей вельмож и земледельцев, и при этом запрещается нарушать закон в корыстных целях, а только во благо правителя, будет достигнуто хорошее правление. Если властью распоряжается правитель, он внушает трепет…

Всякий, кто ослушается приказа царя, нарушит государственный запрет либо выступит против порядков правителя, должен быть казнен, и к нему нельзя проявлять ни малейшего снисхождения, будь он первым советником царя, полководцем, сановником… или простолюдином…

Из книги китайского реформатора Шан Яна, 390-338 гг. до н.э.

Задание: Охарактеризуйте социальную структуру Древних государств –

составьте синквейн со словом «ОБЩЕСВО»

Одежда зависит от ранга, а потребление богатств – от размеров вознаграждения, соответствующего рангу знатности. Как бы мудр и благороден ни был человек, он не осмеливается носить одежду, не соответствующую его рангу; как бы ни был он богат, он не решается воспользоваться благами, не предусмотренными его вознаграждением…

Из китайского философского трактата «Гуаньцзы», VII в. до н.э.

…Каждый индеец с самого рождения принадлежит к одной из четырех каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг.

Каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы.

Жрецы-брахманы появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы.

Воины-кшатрии вышли из могучих рук Брахмы и поэтому они умеют сражаться.

Земледельцы-вайшьи, те, кто пашет землю и пасет скот, созданы из бедер бога Брахмы.

А слуги-шудры находятся ниже всех, потому, что возникли из запыленных ступней ног бога Брахмы. Люди разных каст так же отличаются друг от друга по рождению, как животные разных пород. Человек, родители которого были земледельцами, никогда не сможет стать жрецом или знатным воином. Ведь у коровы не может родиться жеребенок или поросенок.

Дети брахманов, вырастая станут только жрецами, а дети слуг – слугами…

Неприкасаемые-парии и рабы-даса не входили в кастовую систему.

Из индийского мифа о происхождении каст.

Приложение № 2. Правила составления СИНКВЕЙНА

Синквейн

«Синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».

«Синквейн» – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами.

В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

Правила написания синквейна:

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.


Например, синквейн на тему «Государство»:

Государство (заголовок)

Независимое, правовое (два прилагательных)

Собирает налоги, судит, выплачивает пенсии (три глагола)

Государство – это мы! (фраза, несущая определенный смысл)

Защита (резюме)

* Подсказка:

слова для обозначения власти, законов и общества Древних государств:

абсолютизм

жестокость

несправедливость

неравенство

деспотия

иерархия

Приложение № 3. Документы для составления таблицы № 2 «Теории возникновения государств»

…Наступает, однако, момент, когда люди не могут больше оставаться в естественном состоянии в силу естественных же причин, и вынуждены, под угрозой гибели человеческого рода, путем заключения общественного договора перейти в гражданское состояние.

Государство – это произведение искусства, продукт договора между людьми. Для того, чтобы договор был эффективным, прочным и соблюдался, он должен базироваться на устрашении. Заключая его, люди тем самым отказываются от своих прав в пользу некоего органа или лица, воплощающих государственную власть. Государство внушает страх своим подданным, заставляя их подчиняться себе; умиротворяя их, таким образом, оно действует ради их же блага…

Томас Гобс

…Главная причина возникновения государства и права лежит в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими (т.е. связана с факторами военно-политического характера)…

…Источник государства во внешнем насилии, в войнах. Племя-победитель подчиняет себе побежденное племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати. В результате такого завоевания возникает аппарат, создаваемый победителями для управления побежденными, который позже преобразуется в государство. Лишь там, где имеет место внешнее насилие, возникает деление на классы, но не вследствие деления общины на различные подразделения, но вследствие соединения в одну двух общин, из которых одна делается господствующим и эксплуатирующим, другая – угнетенным и эксплуатируемым классом…

Карл Каутский

…Государство возникает с появлением частной собственности, расколом общества на классы и классовыми противоречиями. Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий.

Государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего, экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права…

Карл Маркс, Фридрих Энгельс

Приложение № 4. Задание для группы:

ГДЕ РАСПОЛАГАЛИСЬ ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА?

При ответе на вопрос использовать карту в учебнике на стр. 31.

При ответе на вопрос использовать учебник - § 2, 3 (стр. 29, 30, 37, 43, 46-47).

При ответе наклеить на контурную карту человечков в местах возникновения древних государств, устно назвать государство и место.

В ответе должны быть указаны следующие государства:

Месопотамия

Египет

Финикия

Индия

Китай

КОГДА ОБРАЗОВАЛИСЬ ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА?

При ответе на вопрос использовать учебник - § 2, 3 (стр. 29, 30, 37, 43, 46-47).

При ответе на вопрос заполнить «Рабочий лист. Таблица № 1».

В ответе должны быть указаны следующие государства:

Месопотамия

Египет

Финикия

Индия

Китай

Приложение № 5. Рабочий лист урока:

Тема урока _____________________________________________________

Вопросы для изучения:

___________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Таблица №1. Возникновение государств Древнего мира

Название государства

Время возникновения

   
   
   
   
   

Таблица №2. Теории возникновения государств

Автор теории

Название теории

   
   
   

 САМОАНАЛИЗ УРОКА ИСТОРИИ В 10 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА»

(по Поташнику М.М.)

Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся? Какие особенности учащихся при планировании данного урока?

Юношеский возраст – это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность – время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд и мечтаний. Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Появляется стремление выразить свою индивидуальность. Желания и интересы подростка нужно видеть в движении, в развитии. По итогам обследования учащихся выявлено, что все учащиеся имеют (ниже среднего, средний, выше среднего) уровень обученности. 10 класс: в классе учатся ___ ученика, из них ___ мальчиков и ___ девочек.

В ходе урока были учтены возможности данного класса и особенности учащихся при восприятии нового материала.

При формировании групп (а класс делился на 3 группы) учитывались реальные возможности учащихся. В каждой группе были учащиеся, умеющие быстро работать с текстовой информацией, умеющие представлять результат работы, моделировать отношения в группе, работать самостоятельно.

Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?... Каков его тип?

Урок по теме «Древние государства» является составной частью курса истории, модуля «Всеобщая история», следовательно, на данном уроке должны были решаться задачи, как данного модуля, так и всего курса в целом, в том числе такие как: развитие умений и навыков поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах, отделение основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую и т.д. 

В курсе истории на изучение данного материала отводится 1 час. Данный урок тесно связан с темами курса обществознания «Теории возникновения государств», «Современные цивилизации» и «Современные этапы мирового цивилизационного развития». Таким образом, в теме «Древние государства» проявляется межпредметная связь двух школьных курсов – истории и обществознания – это не просто интеграция, дополнение одной науки другой, это своеобразная синтезация знаний, умений и навыков, это формирование видения мира, понимание места и роли человека в нем.

Тип урока: Урок – изучение нового материала.

Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.

Какие задачи решались на уроке?

Познавательная (СМ. КОНСПЕКТ)

Развивающая (СМ. КОНСПЕКТ)

Воспитательная (СМ. КОНСПЕКТ)

Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов (технологий) обучения.

Опираясь на вышеперечисленную специфику содержания материала урока, при изучении нового материала применялся словесный, наглядный и практический методы обучения с элементами технологии развития критического мышления.

Критическое мышление – это разнообразные способы обработки и осмысления информации, это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.

В связи с этим, на первом этапе учащимся было предложено самим сформулировать тему урока, его цель и задачи для ее реализации с помощью приема «Вопросительные слова». Кроме того, согласно ФГОС нового поколения на современном уроке в отличие от традиционного именно учащиеся формулируют тему урока, определят цели и задачи урока, обозначив границы знания и незнания, планируют и осуществляют учебные действия по намеченному плану.

Технология критического мышления предполагает использование трех стадий («Вызова», «Осмысления» и «Рефлексии») для реализации намеченных целей. Все три стадии присутствовали на различных этапах урока.

Приемами стадии «Вызова» являлись те самые вопросы «Что? Где? Когда?», сформулированные учащимися в начале урока.

На стадии «Осмысления» были использованы следующие приемы: «Обозначь на карте» (т.е. графический способ организации учебного материала), «Концептуальная таблица» (своеобразный способ перевода информации из одной знаковой системы в другую), «Таблица – анализ» (в противовес «Таблицы синтез», предложенной экспертом Санкт-Петербургской региональной группы Загашевым И.О. и рекомендуется для работы с художественным текстом), прием «Синквейн» (который формирует умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать). На данной стадии происходило осмысление данных знаний, соотнесение их к применению на практике, обсуждение, выработка собственных позиций, обмен мнениями, побуждение к дальнейшему расширению поля информации.

«Рефлексия» присутствовала после каждого этапа работы, результат работы группы сообщался всему классу. В качестве рефлексии урока использовался прием «ЗУХ», который позволил не только обобщить, расширить и систематизировать изучаемый материал, но и продолжить работу на стадии размышления – сформулировать задания для домашней работы учащихся по изучаемому материалу.

Какое сочетание форм обучения избрано для раскрытия нового материала и почему?

Применение разнообразных форм работы: фронтальная, самостоятельная, групповая, творческая – позволили сделать урок более интересным.

Дети в группе были разного уровня обученности и информированности по данному вопросу (об этом уже говорилось вначале), поэтому, группы получили одинаковые задания для решения конкретных учебных задач. Работа в группе велась под руководством лидера. Члены каждой группы выполняли и обсуждают задания под руководством лидера, и затем выдавали результат. Если в какой-то группе возникали затруднения, учитель имел право задать наводящий вопрос, либо помочь группе.

Урок был построен таким образом, что дети самостоятельно делали все выводы. В этом и заключается технология критического мышления. Она способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми, позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения ситуаций с различным уровнем неопределенности.

Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся и почему именно так?

На мой взгляд, на уроке прослеживался личностно-ориентированный подход, так как в ходе организации учебного занятия четко проявились такие принципы построения образовательного процесса, как принцип индивидуальности, принцип самоактуализации (самими ребятами были сформулированы тема, цель и задачи), принцип выбора, принцип творчества и успеха, принцип веры, доверия и поддержки.

Данный урок явился и уроком подготовки к ЕГЭ. Все исторические тексты, изучаемые в ходе него, были взяты из открытого банка заданий по обществознанию при подготовке к ЕГЭ. Это послужило мотивацией для каждого ученика, так как все они заинтересованы в успешной сдачи экзаменов. Тексты были подобраны с учетом уровневой дифференциации при подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения? Почему?

Специально для данного урока была разработана презентация – простота и в тоже время четкая структурированная наглядность помогала учащимся глубже понять изучаемый материал, презентация демонстрировалась с помощью компьютера и мультимедиапроектора.

Рабочие листы и контурные карты были приготовлены индивидуально для каждого человека, чтобы не тратить время на черчение таблиц.

Тексты исторических источников были приготовлены в соответствии с количеством человек в группах, чтобы работать с ними дети могли индивидуально.

Учебник «Всеобщая история» использовался на уроке на стадии «Осмысления» при знакомстве с новым материалом.

За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение урока?

Работоспособность школьников в течение урока обеспечивалась за счет разнообразных форм и видов работы, подачи материала, использования презентации, творческого задания «Синквейн», наглядных предметов – различных сувениров (потому что, даже взрослые ученики, все равно остаются детьми). Перегрузки учащихся как физической, так и психологической, не было благодаря смене видов деятельности и физкульпаузы, органично вписавшейся в тему урока.

Как и за счет чего обеспечивалось на уроке рациональное использование времени, предупреждение перегрузки учащихся?

Применение ИКТ и раздаточного материала позволило рационально использовать время, разнообразить виды работы на уроке. Для поддержания хорошей психологической атмосферы общения очень важно, чтобы учитель входил в класс с хорошим бодрым настроением; на уроке учитель выступал для обучающихся в разных качествах: и как учитель (когда давал пояснения к новому материалу), и как интересный собеседник (когда организовал коммуникативную ситуацию, ситуацию общения), и как исследователь (когда вместе с учащимися решал поставленные задачи).

Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? …

На мой взгляд, все этапы урока были логически взаимосвязаны и последовательно выстроены. Учащиеся смогли не только изучить, но обобщить и систематизировать полученный знания по изучаемой теме.

На каждом этапе учащиеся отвечали на поставленный вопрос и в конце урока справились с проблемным вопросом (Зачем появились древние государства?).

Таким образом, можно говорить о необходимом уровне усвоения материала. В целом урок прошел хорошо. Деятельность учащихся можно оценить как активную, творческую и самостоятельную.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ /data/files/p1518445523.ppt (Древние государства)

Опубликовано в группе «Учитель истории и обществознания. »

Комментарии (7)

сменить сортировку
Юлия Митрофанова, 04.04.18 в 21:14 3 Ответить Пожаловаться
На уроке поставлены 6 познавательных задач, реально выполнены только три. Материал не является для учащихся новым, но им не предложено воспользоваться полученными ранее знаниями, они подаются как новые. Возникает ощущение, что приемы используются ради приемов, а не ради достижения поставленной цели. (прием синквейн). Все приемы относятся к технологии критического мышления, деятельностного подхода нет - учитель сам подводит детей к ответу. Автор указывает разнообразные формы работы - но в самом плане урока их сложно проследить.
Шарандина Валентина Владимировна, 07.04.18 в 14:33 2 Ответить Пожаловаться
Уважаемая Юлия Митрофанова! Благодарю Вас за критическое восприятие данного конспекта урока. Это говорит о том, что Вы очень внимательно отнеслись к данной работе. Но хотелось бы Вам возразить: данный урок "отрабатывался" мною неоднократно на 10 классе, и уверяю Вас, что дети успевают в рамках 40 минут выполнить все 6 познавательных задач: именно потому что идет концентрическая система преподавания (углубление ранее изученного): в старших классах исторический документ может быть не столько иллюстрацией того или иного исторического сюжета (как в основной школе), сколько объектом анализа, источником познания истории (в данном случае через прием "синквейн" - прием технологии ТРКМЧП). Это делается для того, чтобы усилить аналитическую сторону изучения предмета. Тут преобладание вопроса «почему» (во второй части урока) более значительно, чем вопросы «что, где, когда» (в первой части урока), которые "возвращают" детей к "линейному" усвоению материала, как в основной школе.
Что касается форм работы: используется фронтально-коллективная работа, которая заключается в постановке учителем перед классом проблемных вопросов, в соответствующей разработке которых участвуют все ученики;используется 2 вида групповой работы: 1) бригадная форма кооперативно-групповой работы (каждая группа выполняет свое задание, которое является одной из составляющих общего), 2) бригадная форма дифференцированно-групповой (задания распределяются между учениками с различными учебными возможностями зависимости от сложности их выполнения); используется индивидуальная работа (рефлексия).
С/у Шарандина В.В.
Шарандина Валентина Владимировна, 07.04.18 в 14:49 2 Ответить Пожаловаться
Приемы технологии деятельностного подхода

технология системно-деятельностного подхода
Пескова Анна Агафоновна, 24.04.18 в 15:44 1 Ответить Пожаловаться
Валентина Владимировна, поздравляю с победой! Урок заслужил высокую оценку. Хороший конспект урока, расписан до мелочей, обязательно возьму для работы.
Шарандина Валентина Владимировна, 24.04.18 в 16:50 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Анна Агафоновна, за Ваш отзыв!
Шарандина Валентина Владимировна, 25.04.18 в 13:04 2 Ответить Пожаловаться
Спасибо Ирина Михайловна! Получить поздравление от Вас особенно приятно!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.