Конспект урока по истории России для 6 класса на тему «Культура Древней Руси»
Пояснительная записка к презентации
Пояснительная записка
Конспект данного урока разработан с учётом существующих образовательных технологий, одной из которых является информационно-коммуникативная. Эта технология давно и очень успешно используется большинством педагогов, как в начальной школе, так и в средних и старших классах. Использование ИКТ способствует повышению интереса и качества знаний, позволяет более оптимально расходовать время для достижения положительных результатов. Задача учителя в современном мире – научить детей самостоятельно находить информацию, анализировать её и передавать другим, поэтому существует необходимость организации уроков, где в качестве источников используются электронные средства.
Тип урока: комбинированный
Цель: сформировать образное представление о культуре Древней Руси через системно-деятельностный подход в обучении.
Задачи:
Образовательная – познакомить обучающихся с выдающимися памятниками древнерусской культуры, выделить факторы, повлиявшие на становление и развитие культуры Древней Руси, определить её место в мировом культурном пространстве, выявить особенности древнерусской культуры.
Развивающая – развивать умение работать с ЭОР, самостоятельно находить информацию в различных исторических источниках, анализировать и обобщать её, решать поставленную проблему, работать индивидуально и в группе, развивать коммуникативные навыки, память, мышление и логику, объективно оценивать результаты индивидуальной и групповой деятельности.
Воспитательная – воспитывать любовь к Родине, уважение к многонациональной культуре России и сохранившимся памятникам, в том числе древнерусской культуры, формировать интерес к истории родной страны.
Планируемые результаты:
Предметные: знание достижений культуры Древней Руси, их значение, оценка роли Древней Руси в мировой культуре, определение факторов, повлиявших на её развитие.
Метапредметные:
Личностные: осмысление опыта предшествующих поколений, понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, формирование положительных моральных, нравственных и эстетических качеств личности.
Регулятивные: планировать решение поставленной проблемы, самостоятельно искать способы решения учебных задач, организовывать свою познавательную деятельность и выполнение заданий учителя, осуществлять действие по образцу или плану.
Познавательные: определять границы собственного знания и незнания, устанавливать закономерности, строить рассуждения, формулировать проблему, систематизировать материал, извлекать необходимую информацию из различных источников.
Коммуникативные: умение слушать собеседника, строить устное высказывание, отстаивать своё мнение, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Технологии: ИКТ, личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие, проблемного обучения, системно-деятельностный подход, приёмы ТРКМ.
Методы обучения: наглядный, словесный, частично-поисковый, проблемный, практический.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Образовательные ресурсы: учебник, карточки со смайликами для рефлексии, карта Древней Руси.
Оборудование: компьютер, проектор
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Приёмы |
Организационный этап урока |
Добрый день, ребята! Рада всех вас сегодня видеть. Сегодня мы с вами продолжим изучение Древней Руси. Но для начала давайте вспомним, что мы уже узнали. |
Приветствуют учителя |
|
Актуализация знаний |
Вопросы: 1. Какие основные слои населения существовали в Древней Руси? 2. Кто стоял во главе Русской православной церкви? 3. Чем отличается чёрное и белое духовенство? 4. Какой монастырь был наиболее известным на Руси и построен в числе первых? 5. Как звали князей, которые одними из первых были причислены к лику святых? 6. Какие категории зависимых людей существовали на Руси? 7. Что такое вотчина? 8. Как звали первого русского по происхождению митрополита? 9. Как называлась церковь в Киеве, построенная на десятую часть доходов Владимира Святославовича? 10. Какая система управления государством существовала в Древней Руси? |
Отвечают на вопросы учителя |
Фронтальный опрос |
Постановка цели, проблемы. Мотивация учебной деятельности |
Итак, прежде чем мы определим, чему будет посвящён сегодняшний урок, давайте разделимся на 5 групп. Каждому участнику групп будет вручен жетон (Приложение 1). Команды должны внимательно рассмотреть все жетоны и понять, что же их объединяет. Изображения на жетонах 1 команды: азбука, береста, алфавит, карандаш, свиток – письменность. Изображения на жетонах 2 команды: учебник по чтению, «Повесть временных лет», портрет Пушкина, книги, библиотека – литература. Изображения на жетонах 3 команды: картина «Богатыри», сборник пословиц и поговорок, игра пожилых людей на гуслях, сборник русских народных сказок, считалка – устное народное творчество. Изображения на жетонах 4 команды: Десятинная церковь, Софийский собор, изображения резьбы по дереву, терем, деревянный дом – зодчество (архитектура). Изображения на жетонах 5 команды: фреска «Богородица», икона, ожерелье, рисунок, мозаика – художественное ремесло (искусство). Вы все правильно определили, что объединяет ваши жетоны. А теперь попробуйте догадаться, что же объединяем понятия, которые в итоге получились у каждой команды? Давайте определим тему урока и его цель (слайд 1). Как мы с вами знаем, в 988 году произошло Крещение Руси. Как вы думаете, это событие повлияло на развитие культуры? На это проблемный вопрос мы и попытаемся с вами ответить в конце урока. |
Формулируют тему урока, цель. Высказывают предположения на проблемный вопрос |
Кроссенс |
Получение новых знаний |
Давайте вспомним, что же обозначает термин «культура»? (слайд 2) Для изучения всех аспектов культуры Древней Руси и ответа на главный вопрос (проблему) урока предлагаю вам разделиться на 5 групп (слайд 3): 1 группа изучит письменность Древней Руси (слайды 4-5), 2 – литературу (слайды 6-9), 3 – устное народное творчество (слайды 10-11), 4 – зодчество (слайды 12-16), 5 – художественное ремесло (слайды 17-20). Вопросы для подготовки к ответу в Приложении 2. При изучении нового материала можно использовать учебник и интернет-ресурсы по возможности. |
Работают с учебниками и иллюстрациями |
Работа в группах |
Закрепление темы |
На основе полученных данных давайте попробуем определить, в чём особенности древнерусской культуры? Какие государства-соседи повлияли на неё? (слайды 21-22) Теперь давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили материал сегодняшнего урока (слайды 23-32) |
Работают с картой. Проверяют свои знания |
Работа с тестом в презентации |
Рефлексия |
Теперь каждый из вас самостоятельно попробует ответить на главный вопрос нашего урока: «Какое влияние оказало принятие христианства на развитие культуры Древней Руси?». Для этого вам нужно будет воспользоваться ПОПС-формулой. Обратите внимание на доску (слайд 33). У вас на столах лежат карточки с разными смайликами, выберите из них и покажите мне ту, с которой у вас ассоциируется сегодняшний урок. Выставление оценок за урок. |
Выполняют задание, зачитывают ответы по желанию |
ПОПС-формула |
Домашнее задание |
Ребята, вам предлагается несколько уровней домашнего задания (слайд 34): Обязательно – §10, пересказ По выбору – создать групповую/парную/индивидуальную работу по теме «Культура Древней Руси» (это может быть презентация, видеоролик, кроссворд, эссе, буклет и т.д.)
Спасибо за вашу активную работу. До свидания.
|
Записывают домашнее задание |
Дифференцированное домашнее задание |
Приложения
DOCX / 1017.97 Кб
Презентация "Культура Древней Руси"
PPT / 8.31 Мб
Белова Светлана Сергеевна
Аладышева Татьяна Петровна
Ахметшина Наталья Юрьевна