12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Красильникова Ирина Сергеевна4291
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
15

Конспект урока по истории России для 6 класса на тему «Культура Древней Руси»



Пояснительная записка

Конспект данного урока разработан с учётом существующих образовательных технологий, одной из которых является информационно-коммуникативная. Эта технология давно и очень успешно используется большинством педагогов, как в начальной школе, так и в средних и старших классах. Использование ИКТ способствует повышению интереса и качества знаний, позволяет более оптимально расходовать время для достижения положительных результатов. Задача учителя в современном мире – научить детей самостоятельно находить информацию, анализировать её и передавать другим, поэтому существует необходимость организации уроков, где в качестве источников используются электронные средства.

Тип урока: комбинированный

Цель: сформировать образное представление о культуре Древней Руси через системно-деятельностный подход в обучении.

Задачи:

Образовательная – познакомить обучающихся с выдающимися памятниками древнерусской культуры, выделить факторы, повлиявшие на становление и развитие культуры Древней Руси, определить её место в мировом культурном пространстве, выявить особенности древнерусской культуры.

Развивающая – развивать умение работать с ЭОР, самостоятельно находить информацию в различных исторических источниках, анализировать и обобщать её, решать поставленную проблему, работать индивидуально и в группе, развивать коммуникативные навыки, память, мышление и логику, объективно оценивать результаты индивидуальной и групповой деятельности.

Воспитательная – воспитывать любовь к Родине, уважение к многонациональной культуре России и сохранившимся памятникам, в том числе древнерусской культуры, формировать интерес к истории родной страны.

Планируемые результаты:

Предметные: знание достижений культуры Древней Руси, их значение, оценка роли Древней Руси в мировой культуре, определение факторов, повлиявших на её развитие. 

Метапредметные:

Личностные: осмысление опыта предшествующих поколений, понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, формирование положительных моральных, нравственных и эстетических качеств личности.

 Регулятивные: планировать решение поставленной проблемы, самостоятельно искать способы решения учебных задач, организовывать свою познавательную деятельность и выполнение заданий учителя, осуществлять действие по образцу или плану.

 Познавательные: определять границы собственного знания и незнания, устанавливать закономерности, строить рассуждения, формулировать проблему, систематизировать материал, извлекать необходимую информацию из различных источников.

Коммуникативные: умение слушать собеседника, строить устное высказывание, отстаивать своё мнение, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Технологии: ИКТ, личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие, проблемного обучения, системно-деятельностный подход, приёмы ТРКМ.

Методы обучения: наглядный, словесный, частично-поисковый, проблемный, практический.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Образовательные ресурсы: учебник, карточки со смайликами для рефлексии, карта Древней Руси.

Оборудование: компьютер, проектор

 

 

 

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Приёмы

Организационный этап урока

Добрый день, ребята! Рада всех вас сегодня видеть. Сегодня мы с вами продолжим изучение Древней Руси. Но для начала давайте вспомним, что мы уже узнали.

Приветствуют учителя

 

Актуализация знаний

Вопросы:

1.      Какие основные слои населения существовали в Древней Руси?

2.      Кто стоял во главе Русской православной церкви?

3.      Чем отличается чёрное и белое духовенство?

4.      Какой монастырь был наиболее известным на Руси и построен в числе первых?

5.      Как звали князей, которые одними из первых были причислены к лику святых?

6.      Какие категории зависимых людей существовали на Руси?

7.      Что такое вотчина?

8.      Как звали первого русского по происхождению митрополита?

9.      Как называлась церковь в Киеве, построенная на десятую часть доходов Владимира Святославовича?

10.  Какая система управления государством существовала в Древней Руси?

Отвечают на вопросы учителя

Фронтальный опрос

Постановка цели, проблемы. Мотивация учебной деятельности

Итак, прежде чем мы определим, чему будет посвящён сегодняшний урок, давайте разделимся на 5 групп. Каждому участнику групп будет вручен жетон (Приложение 1). Команды должны внимательно рассмотреть все жетоны и понять, что же их объединяет.

Изображения на жетонах 1 команды: азбука, береста, алфавит, карандаш, свиток – письменность.

Изображения на жетонах 2 команды: учебник по чтению, «Повесть временных лет», портрет Пушкина, книги, библиотека – литература.

Изображения на жетонах 3 команды: картина «Богатыри», сборник пословиц и поговорок, игра пожилых людей на гуслях, сборник русских народных сказок, считалка – устное народное творчество.

Изображения на жетонах 4 команды: Десятинная церковь, Софийский собор, изображения резьбы по дереву, терем, деревянный дом – зодчество (архитектура).

Изображения на жетонах 5 команды: фреска «Богородица», икона, ожерелье, рисунок, мозаика – художественное ремесло (искусство).

Вы все правильно определили, что объединяет ваши жетоны. А теперь попробуйте догадаться, что же объединяем понятия, которые в итоге получились у каждой команды? Давайте определим тему урока и его цель (слайд 1).

Как мы с вами знаем, в 988 году произошло Крещение Руси. Как вы думаете, это событие повлияло на развитие культуры?

На это проблемный вопрос мы и попытаемся с вами ответить в конце урока.

Формулируют тему урока, цель. Высказывают предположения на проблемный вопрос

Кроссенс

Получение новых знаний

Давайте вспомним, что же обозначает термин «культура»? (слайд 2)

Для изучения всех аспектов культуры Древней Руси и ответа на главный вопрос (проблему) урока предлагаю вам разделиться на 5 групп (слайд 3): 1 группа изучит письменность Древней Руси (слайды 4-5), 2 – литературу (слайды 6-9), 3 – устное народное творчество (слайды 10-11), 4 – зодчество (слайды 12-16), 5 – художественное ремесло (слайды 17-20). Вопросы для подготовки к ответу в Приложении 2. При изучении нового материала можно использовать учебник и интернет-ресурсы по возможности.

Работают с учебниками и иллюстрациями

Работа в группах

Закрепление темы

На основе полученных данных давайте попробуем определить, в чём особенности древнерусской культуры? Какие государства-соседи повлияли на неё? (слайды 21-22) 

Теперь давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили материал сегодняшнего урока (слайды 23-32)

Работают с картой. Проверяют свои знания

Работа с тестом в презентации

Рефлексия

Теперь каждый из вас самостоятельно попробует ответить на главный вопрос нашего урока: «Какое влияние оказало принятие христианства на развитие культуры Древней Руси?». Для этого вам нужно будет воспользоваться ПОПС-формулой. Обратите внимание на доску (слайд 33).

У вас на столах лежат карточки с разными смайликами, выберите из них и покажите мне ту, с которой у вас ассоциируется сегодняшний урок.

Выставление оценок за урок.

Выполняют задание, зачитывают ответы по желанию

ПОПС-формула

Домашнее задание

Ребята, вам предлагается несколько уровней домашнего задания (слайд 34):

Обязательно – §10, пересказ

По выбору – создать групповую/парную/индивидуальную работу по теме «Культура Древней Руси» (это может быть презентация, видеоролик, кроссворд, эссе, буклет и т.д.)

 

Спасибо за вашу активную работу. До свидания.

 

Записывают домашнее задание

Дифференцированное домашнее задание


Приложения
DOCX / 1017.97 Кб

Презентация "Культура Древней Руси"
PPT / 8.31 Мб

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Белова Светлана Сергеевна, 31.07.19 в 23:22 3Ответить Пожаловаться
Прекрасная методическая разработка. Спасибо,Ирина Сергеевна!)
Аладышева Татьяна Петровна, 31.07.19 в 23:57 2Ответить Пожаловаться
Важная тема построена методически грамотно и интересно! Спасибо за методическую разработку, Ирина Сергеевна!
Ахметшина Наталья Юрьевна, 01.08.19 в 08:16 1Ответить Пожаловаться
Ирина Сергеевна, спасибо! Хороший материал и для уроков литературы!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.