Конспект урока истории в 8 классе на тему «Внутренняя политика Павла I»

7
0
Материал опубликован 31 May 2021

Конкурсная работа: Конспект урока истории на тему: «Внутренняя политика Павла I»

Автор работы: Цивилева Евгения Анатольевна, учитель истории и обществознания МБОУ «СШ №26 им. А.С. Пушкина» (г. Смоленск, Смоленская область)

Предмет: история (история России)

Класс: 8 класс

Учебник: История России. XVIII век: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций / В.Н. Захаров, Е.В. Пчелов. – М.: Русское слово, 2018.

Цель урока: изучить внутреннюю политику России в период правления Павла I

Задачи:

Обучающие:

 - осветить основные вехи биографии Павла I, составить представление об особенностях личности и характера императора

- рассмотреть и проанализировать мероприятия внутренней политики, дать оценку её характеру

Развивающие:

- формировать умение анализировать и систематизировать исторический материал

- устанавливать причинно-следственные связи

- готовить краткое сообщение

- работать с текстом учебника и вести записи в тетради

- делать выводы

Воспитательные:

- воспитывать интерес и уважение к вкладу ключевых персоналий отечественной истории в развитие российского государства, в частности, к истории Отечества, в целом

Формирование УУД:

Личностные УУД:

- умение давать оценку фактам политической жизни государства

- формирование чувства гражданственности

Регулятивные УУД:

- планирование результатов деятельности

- самоконтроль и оценка своих достижений при выполнении заданий в ходе изучения темы

Коммуникативные УУД:

- умение ставить вопросы

- умение выражать свои мысли

Познавательные УУД:

- поиск информации

- умение строить высказывание

- смысловое чтение

- структурирование знаний

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать

- основные моменты биографии Павла I

- основные направления и мероприятия внутренней политики Павла I

Уметь

- характеризовать личность Павла I

- давать оценку внутренней политике Павла I

Личностные:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма

- развитие способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе

Метапредметные:

- умение сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность

- умение работать с различными источниками информации

- осуществлять логические действия (сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи),

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: фронтальный опроссамостоятельная работа, письменная работа в тетради

Техническое оборудование: мультимедийный проектор

Структура урока:

I. Организационный этап.

II. Актуализация знаний.

III. Изучение нового материала.

IV. Подведение итогов занятия. Первичный контроль и закрепление знаний.

V. Домашнее задание.


Ход урока:


I. Организационный этап

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами обращаемся к исследованию жизни и деятельности российского императора, правление которого относится к рубежу XVIII-XIX вв. Его царствование было непродолжительным, но надолго запомнилось современникам и потомкам.


II. Актуализация знаний

Перед вами портреты правителей Российской империи, среди которых присутствует наш герой.

t1622478182aa.jpgt1622478182ab.jpg

Рассмотрите изображения и ответьте на вопросы:

1. Назовите представленных российских правителей.

2. Вспомните годы правления Петра III и Екатерины II.

3. Перечислите ключевые события внутренней и внешней политики Петра III.

4. Вспомните, когда и при каких обстоятельствах пришла к власти Екатерина II.

5. Дайте определение понятию «дворцовый переворот».

6. Дайте определение понятию «просвещённый абсолютизм».


III. Изучение нового материала

Наш герой – российский император Павел I. Его личность и деятельность до сих пор вызывают противоречивые суждения и оценки.

Сравним точки зрения российских историков В.О. Ключевского (фрагмент 1), Н.М. Карамзина (фрагмент 2), Н.Н. Клочкова (фрагмент 3):

Фрагмент 1: «Император Павел I был первый царь, в некоторых актах которого как будто проглянуло новое направление, новые идеи. Я не разделяю довольно обычного пренебрежения к значению этого кратковременного царствования. Напрасно считают его каким-то случайным эпизодом нашей истории, печальным капризом недоброжелательной к нам судьбы, не имеющим внутренней связи с предшествующим временем и ничего не давшим дальнейшему. Нет, это царствование органически связано как протест – с прошедшим, а как первый неудачный опыт новой политики, как назидательный урок для преемников – с будущим. Инстинкт порядка, дисциплины и равенства был руководящим побуждением деятельности этого императора, борьба с сословными привилегиями – его главной задачей. Так как исключительное положение, приобретенное одним сословием, имело свой источник в отсутствии основных законов, то император Павел I начал создание этих законов.

Источник: http://history.niv.ru/doc/klyuchevskij/istoricheskie-portrety/pavel-i.htm

Фрагмент 2: «Сын Екатерины мог быть строгим и заслужить благодарность отечества; к неизъяснимому изумлению россиян, он начал господствовать всеобщим ужасом, не следуя никаким Уставам, кроме своей прихоти; считал нас не подданными, а рабами; казнил без вины, награждал без заслуг; отнял стыд у казни, у награды — прелесть; унизил чины и ленты расточительностью в оных; легкомысленно истреблял долговременные плоды государственной мудрости, ненавидя в них дело своей матери; умертвил в полках наших благородный дух воинский, воспитанный Екатериною, и заменил его духом капральства. Героев, приученных к победам, учил маршировать; отвратил дворян от воинской службы;…»

Источник: Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. – М.: Наука, 1991. - С. 44

Фрагмент 3: «Дворянство невзлюбило Павла, встало в решительную оппозицию к нему <…> Простой же народ иначе относился к Павлу: народ, стоя далеко от минутных вспышек гнева, ценил его за «справедливость» и «строгость», было установлено правосудие и быстрое решение дел, устранились злоупотребления и притеснения и несколько улучшилось положение низших классов общества».

Источник: http://geum.ru/next/art-133062.leaf-9.php


Ответьте на вопросы:

1. Единодушны ли упомянутые историки в оценке деятельности Павла I?

2. В.О. Ключевский не считает царствование Павла I «случайным эпизодом нашей истории». Почему? Что, по мнению историка, являлось «руководящим побуждением деятельности» Павла I?

3. Кто из указанных историков выступает в роли непримиримого критика Павла I? Как характеризует правление российского императора?

4. Как к Павлу I относились дворянство и простой народ, по мнению Н.Н. Клочкова?


Очевидно, что для оценки правления Павла I, необходимо учесть черты характера императора, понять, какие перед ним стояли задачи и как он пытался их решить.

Обратимся к изучению биографии Павла I.

Выступление обучающегося с кратким сообщением о становлении личности Павла I.

В сообщении должны быть отражены ключевые моменты биографии Павла I, отразившиеся на его характере и повлиявшие на становление его личности:

1. Детство Павла I (влияние событий 28 июня 1762 года (дворцовый переворот, свержение и убийство Петра III; роль Екатерины II в воспитании сына)

2. Воспитание и образование (роль Н.И. Панина, поездка в Пруссию)

3. Женитьба, появление наследников

4. Характеристика отношений Павла с матерью


Вопрос: Какие факторы, на ваш взгляд, оказали на становление личности Павла I определяющее значение? (выслушиваются мнения обучающихся)


Павел I вступил на престол в возрасте 42 лет. Почти сразу начался пересмотр важных законов, принятых при Екатерине II.

На основе учебного материала составьте таблицу (помните о необходимости указания дат ключевых событий (например, принятие законодательных актов). Подумайте, почему период правления Павла I некоторые историки называют «непросвещённым абсолютизмом»?


Структура таблицы:

«Внутренняя политика Павла I»


Пересмотр законов екатерининской эпохи:







Военные реформы:


Ограничение привилегий дворянства:


Крестьянский вопрос:



t1622478182ac.jpg

Павел I (1796-1801)

Усиление централизации государственного аппарата:

Ужесточение цензуры:









Изменение системы престолонаследия:



Экономическая политика:


IV. Подведение итогов занятия. Первичный контроль и закрепление знаний

Выполним задания:

1. Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос.

t1622478182ad.png

Что из перечисленного относится к правлению императора, изображённого на данной марке?

1) издание «Жалованной грамоты городам»

2) введение рекрутской повинности

3) изменение системы престолонаследия

4) издание «Манифест о вольности дворянства»


2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к периоду правления Павла I.

1) указ о трёхдневной барщине 2) «непросвещённый абсолютизм» 3) указ о престолонаследии 4) ассамблеи 5) жёсткая цензура

Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.


3. Известный писатель, комментируя издание документа, вошедшего в историю как «Манифест о трёхдневной барщине», утверждал, что регламентация крестьянских повинностей изначально была и будет обречена на провал пока не определён правовой статус крестьянина и помещика.

1) Назовите императора, в период правления которого был издан упомянутый манифест.

2) Укажите, какое название получила политика, проводившаяся в период правления этого императора, нацеленная на пересмотр преобразований, проведённых его матерью.

3) Почему, по мнению императора, необходимо было ограничить труд крепостных крестьян на барщине?


На основе полученных сведений о жизни и деятельности Павла I сделайте вывод о характере его внутренней политики (о противоречивости личности императора и его политики)


V. Домашнее задание

§24,

на выбор:

- подготовить виртуальную выставку художественных книг, посвящённых Павлу I

- составить список художественных фильмов о Павле I

- написать сочинение на одну из тем:

1) Павел I - деспот или реформатор?

2) Павел I - рыцарь на престоле.

3) Павел I - романтик на троне.

Список использованной литературы:

1) История России. XVIII век: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций / В.Н. Захаров, Е.В. Пчелов. – М.: Русское слово, 2018.

2) История. Подготовка к ОГЭ-2021. 9 класс. 30 тренировочных вариантов по демоверсии 2021 года: учебно-методическое пособие / под ред. Р.В. Пазина. – Ростов-н/Д : Легион, 2021.

3) Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. – М.: Наука, 1991.

4) Ключевский В.О. Исторические портреты: Павел I. – URL: http://history.niv.ru/doc/klyuchevskij/istoricheskie-portrety/pavel-i.htm

5) Захаров В. Павел I: деспот или реформатор? // Власть. – 2008. – №5. – С. 108-112. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pavel-i-despot-ili-reformator

6) Неверов А.В. Трактовка образа Павла I в трудах историков второй половины XIX - начала XXI в. // Вестник Томского государственного университета. История и археология. – 2017. – № 423. – С. 129-133. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traktovka-obraza-pavla-i-v-trudah-istorikov-vtoroy poloviny-xix-nachala-xxi-v







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.