12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анна Гайдамакина21
5

Конспект урока истории в 9 классе «История России ХХ век» На тему: «А может, не было войны?..» (жизнь на оккупированной территории в годы Великой Отечественной войны) конспект интегрированного урока истории и обществознания с использованием материалов международного гуманитарного права в 9 классе


Конспект урока истории

в 9 классе «История России ХХ век»












На тему: «А может, не было войны?..»

(жизнь на оккупированной территории в годы

Великой Отечественной войны)


конспект интегрированного урока истории и обществознания с использованием материалов международного гуманитарного права в 9 классе










Автор: Гайдамакина Анна Ивановна,

учитель истории и обществознания

Лобойковской школы












2020 год




Тема: «А может, не было войны?..»

(жизнь на оккупированной территории в годы Великой Отечественной войны)

Эпиграф:

А может не было войны?..

И людям все это приснилось:

Опустошенная земля,

Расстрелы и концлагеря,

Хатынь и братские могилы?

( А. Розенбаум)

Звучит песня «А может, не было войны?..»

Актуальность: Тема урока особенно важна в современных условиях, когда наблюдаются многочисленные попытки в странах дальнего и ближнего зарубежья фальсифицировать историю Второй мировой войны, реабилитировать фашизм и коллаборационизм.

Цели: а) Обучающие:

Изучить политику фашистской Германии, проводимую на захваченных территориях СССР, в годы Великой Отечественной войны.

Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне через изучение исторических материалов о судьбах советских и немецких военнопленных.

Обобщить и систематизировать знания учащихся о международном гуманитарном праве с опорой на конкретный исторический материал Великой Отечественной войны.

Сформировать понятия на конструктивном уровне.

Научить учащихся анализировать исторические документы.

Научить учащихся давать не только политическую и нравственную, но и правовую оценку событиям исторического прошлого.

б) Развивающие:

Развивать речь (обогащение и развитие словарного запаса; работа над усилением коммуникативных свойств речи).

Развивать мышление: учить анализировать, выделять главное, строить аналогии, сравнивать.

в)Воспитательные: воспитывать гуманность, чувство справедливости, ответственность, чувство долга, непримиримость к фашистской идеологии.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Образовательные технологии: групповая технология, технология проблемного обучения.

Формы работы на уроке: фронтальный опрос, работа в группах, в парах, индивидуальная работа учащихся по карточкам.

Оборудование: пакет документов на столах учащихся, книги по МГП, портреты А.Дюнана, Л.Н.Толстого, Конфуция, роман «Война и мир», картины о войнах, книги и хрестоматии, фотоальбомы по истории Великой Отечественной войны, компьютер, мульти-медийный проектор, компьютерная презентация, историческая карта «Великая Отечественная война 1941-1945г.г.».

Основные понятия: Холокост, геноцид, антисемитизм, Остарбайтер, план «Ост», концлагерь, Женевская конвенция, Освенцим, Бухенвальд, движение Сопротивления, международное гуманитарное право, вооруженный конфликт, комбатанты, Международный Комитет Красного Креста.

Ход урока:

1.Организационный момент: приветствие, организация рабочих мест.

2.Актуализация ранее изученного материала:

Слова учителя. Ребята, сегодня у нас пятый урок по теме «Великая Отечественная война». Мы изучили с вами первый, наиболее тяжелый для советского народа период войны. В этот период стратегическая инициатива была на стороне противника, а Советская армия отступала. В результате военно-технического превосходства Германии и ошибок, допущенных советским военным командованием, были потеряны огромные территории.

Вопросы учащимся: Как далеко продвинулись немецко-фашистские войска к осени 1942 года? Покажите на карте? Или отметьте на контурной карте?

Назовите, какие территории (республики, области и края) были заняты врагом?

Что они собой представляли с точки зрения: а).количества проживающего населения; б). экономического потенциала; в). национального состава? ( ответы учащихся).

3.Изучение нового материала:

Слова учителя. Обобщает выступления учащихся и делает вывод, что на оккупированной врагом территории до войны проживало 80 млн. человек, осталось 55 млн. человек (40% от общего количества жителей СССР). До войны производилось значительная доля промышленной и сельскохозяйственной продукции. Национальный и религиозный состав населения был достаточно разнообразный, часть оккупированных территорий (Прибалтика, Западная Украина, Белоруссия, Бессарабия) вошли в состав СССР только накануне войны 1939-1940г.г. И сегодняшний урок будет посвящен изучению жизни населения на оккупированной территории.

Проблемное задание. Когда на Западе историки и политологи пытаются найти ответ на вопрос: Почему Германия проиграла войну. Часто среди причин так называемый «русский вопрос»… То есть неправильная ( очень жесткая, бесчеловечная) политика по отношению к нашему народу на оккупированных территориях… Видите ли, если бы Гитлер проводил «правильную» политику, которая не была бы столь чудовищной, то наш народ его бы поддержал и исход войны мог бы быть другим… Выскажите свою позицию по поводу таких рассуждений… Согласны ли вы с таким подходом к истории Великой Отечественной войны… Если да, то почему? Если нет, то приведите свои аргументы… Изучив весь материал, в конце урока мы постараемся решить это задание.

Но к судьбе 55 млн. советских людей, проживавших на оккупированной территории мы еще должны добавить несколько миллионов советских военнопленных. Так было всегда, что война не бывает без пленных. «Алигер сом алигер…» На войне как на войне. На большой войне пленных неизбежно будет много. Тем более в условиях тяжелого отступления Красной армии в 1941-1942 г.г.

Организуется работа в группах. Задания учащимся: Какое количество советских солдат и офицеров оказалось в немецком плену? (работа с историческими документами)

Ответы учащихся: Приводят данные советских и немецких архивов. 5,7 миллиона – данные немецкие, 4,5 миллиона – данные советские.

Слова учителя. Учитель комментирует, почему существуют различные цифры.

Вопросы учащимся: Почему пленных оказалось так много?

В результате свободного диалога с учащимися по проблеме, должны прийти к заключению, что были причины субъективные ( ошибки советского руководства и военного командования в первый период войны) и объективные (сам характер ведения Второй мировой войны: маневренный, прорыв фронта на большую глубину и окружение войск противника).

Вопросы учащимся: Как относятся к военнопленным согласно нормам МГП? Учащиеся знакомятся с выдержками из Женевской конвенции об участи военнопленных и дают ответы.

Слова учителя. Делает вывод о том, что с военнопленными нужно обращаться гуманно, плен не является наказанием или пыткой, не только с моральной точки зрения, но и с юридической.

Задание учащимся: Выяснить, как относилось к советским военнопленным немецкое командование?

Вы выбору учителя, исходя из возможностей школы, класса, можно организовать изучение вопроса следующими способами: работа с пакетом документов, работа с текстом учебника, работа с мульти-медиа пособием «От Кремля до Рейхстага», просмотр фрагментов художественных фильмов «Судьба», «Судьба человека» и других о положении военнопленных.

Ответы учащихся.

Вопросы учащимся: Почему немецкое командование не соблюдало положения Женевской конвенции 1927 г., особенно в отношении советских военнопленных? Тогда как к военнослужащим Англии, США, оказавшимся в германском плену, отношение было более гуманным.

Выберите наиболее соответствующий исторической истине, на ваш взгляд, вариант ответа: а). СССР не подписал Женевскую конвенцию 1927 года и, таким образом, ее действие не распространялось на советских военнослужащих, оказавшихся в немецком плену ( Германия не обязана была выполнять требования ЖК); б). советских военнопленных было слишком много (несколько миллионов) и у Германии не было возможности создать им нормальные условия пребывания в плену; в). идеология и политика фашизма была направлена на уничтожение максимального количества советских людей, поэтому не за чем было создавать комфортные условия для пленных, чем больше их погибнет, тем лучше для Рейха.

Слова учителя. Но, даже находясь в нечеловеческих условиях плена, советские люди продолжали бороться с врагом за Родину, за свою жизнь, за свою честь и достоинство. Боролись и побеждали.

Выступления учащихся, готовивших индивидуальные задания: о фактах героической борьбы советских солдат в плену (например, судьба генерала Карбышева, летчика Девятаева, офицера Печерского, узников Бухенвальда, поднявших восстание в апреле 1945 года).

Вопросы учащимся: Каким было отношение к советским солдатам, побывавшим в немецком плену?

Ответы учащихся: подозрительность, недоверие, необходимость доказывать, что ты вел себя в плену достойно, а не сдался в плен специально из трусости и предательства. И даже после войны такое отношение к военнопленным длилось еще 11 лет до 1956 года. Но провести проверку и доказать свою невиновность было очень нелегко.

Вопросы учащимся: Объясните, почему доказать невиновность человеку было нелегко? Почему советское руководство очень долго относилось с подозрительность и недоверием к военнопленным?

Слова учителя. Часто упрекают Сталина в том, что СССР не подписал Женевскую конвенцию 1927 года. Как вы думаете почему?

Предлагается выбрать вариант ответа: а). И. Сталин ненавидел военнопленных, считал их предателями, изменниками и даже своего сына Я. Джугашвили отказался обменять на пленного фельдмаршала Паулюса;

б). СССР скорее всего сам не мог обеспечить должное выполнение Женевской конвенции применительно к военнопленным и просто не хотел обременять себя дополнительными обязательствами перед международным сообществом.

Учащиеся в свободном диалоге выбирают ответ и аргументируют свой выбор.

Слова учителя. Как вы оцениваете фразу Сталина, заявившего в 1941 году: «В Красной армии нет военнопленных, а есть только изменники».

Ответы: а). это осознанная, целенаправленная политика в отношении лиц, оказавшихся в плену; б). это один из способов запугать солдат собственной армии, и хоть как-то сдержать массовую сдачу в плен в тяжелых условиях начала войны.

Физкультминутка – зарядка для глаз.

Слова учителя. Как бы ни была трагична судьба военнопленных в годы войны, но на оккупированных территориях помимо них проживали еще десятки миллионов мирных людей.

Задание учащимся. Учащиеся знакомятся с выдержками из Женевской конвенции об участи мирных жителей и дают ответы. Как относятся к мирным жителям согласно нормам МГП? (работа с историческими документами)

Слова учителя. Министр пропаганды фашистской Германии Гебельс на весь мир трубил о том, что их армия пришла освободить народы СССР от Сталинского рабства, от власти большевиков и евреев (целесообразно показать учащимся фашистские плакаты и листовки на эту тему), что они принесли русским и другим народам СССР настоящую свободу, «новый порядок». Каким же был этот порядок на захваченных территориях? Для того, чтобы управлять захваченными территориями. Фашистским руководством был разработан специальный план под кодовым названием «Ost» («Восток»). Давайте поработаем с документами, чтобы узнать, что содержал в себе этот план.

Учащиеся работают с пакетом документов и обозначают ключевые позиции плана в отношении населения оккупированных территорий. (работа с историческими документами)

Слово учителя. Как же реализовывался данный план на практике. Просмотр фрагмента фильма М. Ромма «Обыкновенный фашизм» или мульти-медиа пособия «От Кремля до Рейхстага».

Вопрос учащимся. Какие же пункты Женевской конвенции об отношении к мирному населению нарушались немецко-фашистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны?

Слова учителя. Учитель обобщает все сказанное учащимися и делает вывод о том, что в годы войны нарушались не только нормы Международного гуманитарного права, но вообще нормы Международного права, так как фашистами совершались преступления против человечности, преступления против мира.

Слова учителя. Сейчас мы говорим об отношении нацистов к мирному населению на захваченных территориях, и у нас неизбежно возникает вопрос о том, как же вели себя советские военные по отношению к немецкому населению на завершающем этапе войны и в период оккупации части ее территории 1945-1949 г.г.? Отличалась ли политика СССР по отношению к побежденному противнику или была аналогичной? Совершались ли со стороны военнослужащих действия по отношению к мирному немецкому населению, нарушающие МГП?

Ответы учащихся.

Слова учителя. Да, специальной политики со стороны СССР не было и быть не могло. На завершающем этапе войны советский лидер очень четко разделил немецкий народ и фашизм: « Гитлеры приходят и уходят, а народ германский и государство германское остается». Но как вы думаете, могли быть отдельные правонарушения или даже преступления со стороны советских солдат на территории Германии против немецкий жителей?

Ответы учащихся. Скорее всего, да.

Комментарии учителя. Да, сохранилось немало свидетельств о том, что отдельные военнослужащие допускали неправомерные и даже преступные действия в отношении мирных жителей: мародерство, грабежи, насилие и даже убийства… Однако, руководство армией это не только не одобряло, а всячески пресекало, за такие действия военнослужащие подлежали суду военного трибунала. Именно потому, что советская политика была совершенно иной в отношении побежденной страны, жертв среди мирного населения Германии в десятки раз меньше, чем среди мирных жителей СССР.

Слова учителя. Пришло время вернуться к проблемному заданию, поставленному в начале урока.

Учащиеся вместе с учителем решают проблемное задание, поставленное в начале урока, высказывая свое мнение и приводя аргументы.

Слова учителя. Смысловой переход к теме следующего урока. Оказавшись в условиях «нового» порядка каждый человек оказывается в условиях нравственного правового и политического выбора решает, как вести себя в этих условиях… Какую линию поведения избрать: возможных вариантов было много:

1). Сотрудничество с врагом;

2). Сопротивляться врагу, бороться;

3). Занять нейтральную позицию (пересидеть до лучших времен). А там видно будет…

Я не буду задавать вопрос, какую позицию занимаете лично вы… Тут все понятно… Я спрошу другое: А какая позиция, на ваш взгляд, самая предпочтительная, самая безопасная?

Ответы учащихся.

Слова учителя. И какая позиция самая труднореализуемая в условиях такой глобальной и страшной войны?

Ответы учащихся.

Слова учителя. Сама жизнь… Война ставила каждого человека перед выбором «или-или»… И как его делали люди, мы и поговорим на следующем уроке.

Домашнее задание. Параграф 16 п.3,4. Задание учащимся на выбор: подобрать материал о героях-партизанах или коллаборационистах из книг, газет, интернета.

Звучит песня «А может, не было войны?..»




































Приложение к конспекту урока «А может, не было войны?..»

Пакеты исторических документов для работы учащихся в группах



Из докладной записки Житомирской областной комиссии содей­ствия Чрезвычайной Государственной Комиссии об установлении и расследовании злодеяний фашистских захватчиков и их сообщни­ков, а также причиненном ущербе народному хозяйству области (апрель 1944г.)


В период немецкой оккупации с июня 1941 г. по март 1944 в Житомирской области причинены немецко-фашистскими захватчиками следующие злодеяния и ущербы:

1.Расстреляно и зверски замучено мирных граждан и военно­пленных— 220 364 человека. Из них военнопленных —101 923 че­ловека.

2.Угнано в немецкое рабство — 59 975 человек...

Всего причинено ущерба государственным, кооперативным и общественным предприятиям, учреждениям, организациям, колхозам и мирным гражданам Житомирской области на сумму 21 591 654 500 рублей.


Из корреспонденции о жестокой расправе гитлеровцев над мир­ным населением города Щорс

20 июня 1944г.

Головорезы из гитлеровского логова.

Гитлеровские головорезы во время своей временной оккупации вершили дикую расправу над населением Щорского район,: Областной комиссией по установлению и расследованию злодеянии причиненных немецкими оккупантами, установлены новые ужасны - злодеяния, которым подвергалось население города Щорса от немецко-фашистских захватчиков.

Установлено, что гитлеровские палачи в период оккупации города Щорса с 3 сентября 1941 по 21 сентября 1943 года проводили, систематическое массовое уничтожение советских людей...

Массовые расстрелы проводились в щорском городском саду, где: обнаружено 30 ям-могил. В них расстреляно 3028 человек. В молодо - сосновом лесу, который примыкает к парку, обнаружено 28 ям-могил. в которых похоронено 2250 невинных жертв. Раскопками и показаниями свидетелей установлено, что в районном центре городе Щорс: расстреляно и зверски замучено около 5,5 тысячи мужчин, женин и детей.

ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ГЕНЕРАЛЬНОМУ ПЛАНУ «ОСТ» РЕЙХСФЮРЕРА ВОЙСК СС К ВОПРОСУ О БУДУЩЕМ ОБРАЩЕНИИ С РУССКИМ НАСЕЛЕНИЕМ

(извлечение)

На временно оккупированных территориях Советского Союза и других стран

гитлеровцы установили «новый порядок» — кровавый режим террора и массового уничтожения людей. Только в Белоруссии оккупанты уничтожили 1 409 225 мирных жителей, насильно угнали в Германию 377 776 человек. В концентрационных лагерях всякими возможными варварскими способами истреблялись миллионы узников.

После разгрома фашистской Германии был найден и представлен в распоряжение - оренбургского военного трибунала документ «Замечания и предложения по генеральному плану «Ост» рейхсфюрера войск СС». Документ был подписан 27 апреля



г. Э. Ветцелем — начальником отдела колонизации 1-го главного политического давления «восточного министерства». План «Ост» являлся составной частью программы порабощения и массового истребления народов Советского Союза и других стран Восточной Европы.

а) Прежде всего надо предусмотреть разделение территории, населенной русскими, на различные политические районы..,

б) Вторым средством, еще более действенным, чем мероприятия, указанные в пункте «а», является ослабление русского народа в массовом отношении...

Важно, чтобы на русской территории население в своем хтынинстве состояло из людей примитивного полуевропейского типа. Оно не доставит много забот германскому руководству.

в) ...Целью немецкой политики по отношению к населению на русской территории будет являться доведение рождаемости русских до более низкого уровня, чем у немцев...

Для нас, немцев, важно ослабить русский народ в такой степени, чтобы он не был больше в состоянии помешать нам установить немецкое господство в Европе.

Этой цели мы можем добиться вышеуказанными путями.


ИЗ ДНЕВНИКА МАШИ РОЛЬНИКАЙТЕ

Гитлеровцы установили на оккупированной территории Литвы режим кровавого террора. За время оккупации они убили около полумиллиона мирных жителей, угнали Германию 200 тыс. человек.

Ниже дана запись из дневника Маши Рольникайте, четырнадцатилетней девочкой попавшей в фашистский концентрационный лагерь. От гибели ее спасли советские солдаты.

Вчерашний ужас и вспомнить страшно и забыть не могу.

Вечером, когда работающие на стройке возвращались с работы, их у входа тщательно обыскивали: конвоир сообщил, что видел, как прохожий сунул кому-то хлеб. Его нашли у двух мужчин — каждого по ломтю. Во время вечерней проверки об этом доложили нтершар-фюреру.

И вот проверка окончена. Вместо команды разойтись унтершар-фюрер велит обоим «преступникам» выйти вперед, встать перед строем и раздеться. Они медлят — снег, холодно. Но удары плетью заставляют подчиниться. Нам не разрешают отвернуться. Мы должны смотреть, чтобы извлечь урок на будущее.

Из кухни приносят два ведра теплой воды и выливают им на го­ловы. Бедняги дрожат, стучат зубами, трут на себе белье, от которого идет пар, но напрасно — солдаты несут еще два ведра теплой воды. Их снова выливают несчастным на головы. Они начинают прыгать, скакать, а солдат и унтершар-фюрера это только смешит.

Экзекуция повторяется каждые двадцать минут. Несчастные еле держатся. Они уже не похожи на людей — лысая голова старшего покрылась тоненькой коркой льда, а у младшего волосы, которые он, страдая, рвет и ерошит, торчат смерзшимися сосульками. Белье совсем заледенело, а ноги мертвенно белы...

Не выдержу! С ума со игл ! Что эти палачи вытворяют! Ужас!

Наконец гитлеровцам надоело. Велели разойтись. Гансу приказали завтра этих двух от работы не освобождать, даже если будет температура сорок градусов. Старший сегодня умер. Упал возле вагонетки и больше не встал. Второй работал, хотя еле держался на ногах, бредил от жара. Когда конвоиры не видели, товарищи старались помочь ему как-нибудь продержаться до конца работы. Иначе ему не избежать смерти.



НАЧАЛО НАРОДНОЙ ПАРТИЗАНСКОЙ ВОЙНЫ

Активной формой участия народных масс в войне явилось партизанское движение. На оккупированной фашистами территории действовали подпольные партийные и комсомольские организации. Партизаны и подпольщики держали оккупантов в постоянном напряжении, дезорганизовывали работу их тыла, громили коммуникации, подрывали моральное состояние немецких войск. С лета 1942 г. немецко-фашистское командование постоянно держало для обеспечения тыла около 10% всех войск, сра­жавшихся на советско-германском фронте.

ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦК ВКП (б) ОБ ОРГАНИЗАЦИИ БОРЬБЫ В ТЫЛУ ВРАЖЕСКИХ ВОЙСК

18 июля 1941 г.

Задача заключается в том, чтобы создать невыносимые условия для германских интервентов, дезорганизовать их связь, транспорт и сами воинские части, срывать все их мероприятия, уничтожать захватчиков и их пособников, всемерно помогать созданию конных и пеших партизанских отрядов, диверсионных истребительных групп, развернуть сеть наших большевистских подпольных организаций на захваченной территории для руководства всеми действиями против фашистских оккупантов...

Я клянусь, что скорее умру в жестоком бою с врагом, чем отдам себя, свою семью и весь советский народ в рабство кровавому фа­шизму...

Сборник доку­ментов и материалов.— Т. 2.— Брянск, 1962,— С. 85.





Пусть горит литовская земля под ногами оккупантов!

(Из листовки Центрального Комитета КП(б) Литвы)


Товарищи! Граждане и гражданки!

Кровавые немецкие фашисты, потопив в огне и крови всю Европу, из-за угла напали на Советский Союз...

Героическая Красная Армия, весь Советский Союз, все двести миллионов его жителей как один поднялись на борьбу против гит­леровских захватчиков...

В эту священную освободительную борьбу против озверевших немецких фашистов вступает и Литва. (...)



Распоряжение генерального комиссара Белоруссии Кубе о рас­стреле гражданских лиц, появляющихся на улицах городов в запре­щенное время

г. Минск. 20 октября 1941 г.

С согласия государственного комиссара Восточной территории постановляю:

Ограничить время хождения в городах генерального округа Бе­лоруссии от вечерних сумерек до рассвета.

Лица гражданские, которые в ограниченное время без уважи­тельной причины будут встречены на улице, будут сейчас же воен­ным судом расстреляны...

Это распоряжение входит в силу с 1 ноября 1941 г.


Из журнала боевых действий 1-й роты 13-го резервного полицей­ского батальона

Октябрь 1941 г.

Пятница, 3 октября 1941 г. 04 час. 00 мин. Рота выделила экзекуционную команду в составе 2 офицеров и 51 рядового, которая направилась в лагерь военнопленных в Просткау. Команда прибыла в лагерь в 7 час. 50 мин. Расстрел 141 пленного был закончен в 11 час. 00 мин. В дополнение к этому в лагере военнопленных в Фишборн, у Иоганнисбурга, в 15 час. 30 мин. был расстрелян еще 51 военно­пленный. Рота вернулась на квартиры в 19 час. 45 мин.

Мы с вами, товарищи!

Листовка партизан Московской области1

Начало ноября 1941 г.

Трудящимся нашего района от партизан

Дорогие товарищи!

Весь наш советский народ поднялся на борьбу против крова­вого фашизма. Героически сражаются на всех фронтах воины добле­стной Красной Армии. Все шире разгорается партизанское движение.

Лучшие люди нашего района участвуют во всенародной парти­занской войне против фашистских извергов.

Мы призываем вас, наши родные отцы, матери, братья и сестры, к выдержке, стойкости, бесстрашию и смелости. Помогайте нам, партизанам, всем, чем только сможете. Будем вместе бить лютого врага. Отомстим фашистам за все мучения, за пролитую невинную кровь наших людей...

Мы совсем близко от вас. Мы с вами, наши родные советские люди!



Из донесения инструктора в Калининский обком ВКП(б) о парти­занских отрядах, действующих в 12 районах

27 ноября 1941 г.

(...) II. Боевая деятельность партизан.

По неточным данным, партизанские отряды, действующие в тылу противника, с начала военных действий по 18 ноября с. г. нанесли врагу следующие потери: уничтожено солдат и офицеров — 863, уничтожено—107 грузовых автомашин разных систем с боеприпа­сами, горючим, продовольствием и людьми, уничтожено 15 легко­вых автомашин, 110 мотоциклов и велосипедов, 2 войсковые радио­станции, уничтожено железнодорожных и деревянных мостов.

Английский корреспондент А.Верт о советских военнопленных

Все, что делали с советскими военно­пленными... настолько ужасно, что просто трудно всему этому верить. Сами русские никогда не называли точных цифр — сколько советских солдат было захвачено немцами...

На основании других немецких источников Даллин приводит внушительные цифры на конец войны. Общее число советских военнопленных определяется в 5 млн 754 тыс. человек.

Трагедия советских военнопленных усугубля­лась тем, что те из них, кто вступил в армию Вла­сова, — в большинстве случаев чтобы избежать медленной смерти от голода, — оказались мо­рально сломленными еще до окончания войны. Многие превратились в циников и бандитов, когда они вернулись в Россию, к ним относились как к преступникам или почти преступникам. Однако возвращение на родину даже тех военно пленных, которые не вступили в армию Власова, далеко не всегда было для них радостным.

Г. К. Жуков о репрессиях периода войны

Зачем понадобилось Сталину издавать при­казы, позорящие нашу армию? Я считаю, что это сделано с целью отвести от себя вину и недоволь­ство народа за неподготовленность страны к обо­роне, за допущенные лично им ошибки в руко­водстве войсками и те неудачи, которые явились их следствием. В отношении бывших военно­пленных была создана обстановка недоверия и подозрительности, им предъявлялись необосно­ванные обвинения в тяжких преступлениях и применялись массовые репрессии, включая выс­шую меру наказания, вследствие чего наши сол­даты, сержанты и офицеры, попавшие в плен к врагу, из-за боязни расправы над ними не стре­мились бежать из плена на Родину, чтобы вновь встать в ряды Красной Армии...

Только 29 июня 1956 года было принято поста­новление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных и членов их семей». Но надо сказать, что вопию­щая несправедливость в отношении бывших во­еннопленных и до сих пор не ликвидирована в полной мере.

Статистические данные о судьбе советских военнопленных

По немецким данным в плен попало за годы войны 5млн.700 тыс. советских военнослужащих, по советским данным – 4 млн. 500 тыс. Разница в цифрах определяется тем, что немцы в число военнопленных включали и захваченных партизан и даже пригодных к военной службе мужчин, захваченных на оккупированной территории.

По немецким данным в плену погибло 3,5 млн. человек (60%) 2/3 из них за первые 7 месяцев войны. 450 тысяч по немецким данным бежало из плена. Вернулось из плена к октябрю 1945 года 1,5 млн. человек.

Статистические данные о судьбе советских людей на оккупированной территории


22 млн. человек работали на заводах на оккупированной территории. Рабочий день длился 14-16 часов.

С 1942 по 1944 г.г. угнано на работу в Германию около 5 млн. человек, по немецким данным 3 млн. человек. Разница объясняется тем, что немцы считали только тех, кто работал на территории Германии, и не включали тех, кто работал на территории других стран, оккупированных немцами. Более 2 млн. человек погибло.

На оккупированных территориях уничтожено 7 млн. мирных граждан. 11 млн. человек погибло в концлагерях, фабриках смерти. По плану немцев предполагалось уничтожить 5 млн. советских евреев.

Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. об обращении с военнопленными (извлечение)

Раздел И. Постановления общего характера о защите военнопленных

Статья 13. С военнопленными следует всегда обращаться гуманно. (...)

Военнопленные равным образом должны всегда пользоваться защитой, в особенности от всяких актов насилия или запугивания, от оскорблений и любо­пытства толпы. (...)

Статья 14. При любых обстоятельствах военнопленные имеют право на ува­жение к их личности и чести. (...)

Раздел III. Плен

Часть I. Начало плена

Статья 17. (...) Никакие физические или моральные пытки и никакие дру­гие меры принуждения не могут применяться к военнопленным для получения от них каких-либо сведений. (...)

Часть II. Интернирование военнопленных

Глава II. Помещение, питание и одежда военнопленных

Статья 22. Интернированные военнопленные могут быть размещены толь­ко в помещениях, находящихся на суше и предоставляющих полную гарантию в отношении гигиены и сохранения здоровья. (...)

Статья 26. Основной суточный рацион питания должен быть достаточным по количеству, качеству и разнообразию для того, чтобы поддерживать хоро­шее здоровье у военнопленных и не допускать потери веса или явлений, свя­занных с недостатком питания. (...)

Статья 27. Одежда, белье и обувь будут выдаваться военнопленным в доста­точном количестве. (...)

Статья 30. Каждый лагерь будет иметь соответствующий лазарет, где воен­нопленные получат помощь, в которой они могут нуждаться. (...)

Часть III. О работе военнопленных

Статья 52. Ни один военнопленный не может быть использован на работах, уг­рожающих здоровью или опасных, если он не соглашается на это добровольно. (...)

Раздел VI. Выполнение конвенции

(извлечение)

Статья 129. Высокие Договаривающиеся Стороны берут на себя обязатель­ство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффек­тивных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совер­шить те или иные серьезные нарушения настоящей конвенции (...).

Статья 130. К серьезным нарушениям, упомянутым в предыдущей статье, от­носятся нарушения, связанные с тем или иным из указанных ниже действий, в тех случаях, когда эти действия направлены против лиц или имущества, на кото­рые распространяется покровительство настоящей конвенции: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические экспери­менты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, принуждение военнопленного служить в вооружен­ных силах неприятельской Державы или лишение его прав на беспристрастное и нормальное судопроизводство, предусмотренное данной конвенцией.


Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. о защите гражданского населения во время войны (извлечение)

Раздел III. Статус покровительствуемых лиц и обращение с ними

Статья 27. Покровительствуемые лица (в данной конвенции гражданские ли­ца - ред.) имеют право при любых обстоятельствах на уважение к их личности, чести, семейным правам, религиозным убеждениям и обрядам, привычкам и обычаям. С ними будут всегда обращаться гуманно, и, в частности, они будут охраняться от любых актов насилия или запугивания, от оскорблений и любо­пытства толпы. (...)

Статья 31. Никакие меры принуждения ни физического, ни морального по­рядка не должны применяться к покровительствуемым лицам, в частности с це­лью получения от них или от третьих лиц сведений.

Статья 33. Ни одно покровительствуемое лицо не может быть наказано за правонарушение, совершенное не им лично. Коллективные наказания, так же как и всякие меры запугивания или террора, запрещены. Ограбление воспре­щается. Репрессии в отношении покровительствуемых лиц и их имущества вос­прещаются.

Статья 34. Взятие заложников запрещается.

Статья 49. Воспрещаются (...) угон, также депортирование покровительст­вуемых лиц из оккупированной территории на территорию оккупирующей Державы или на территорию любого другого государства. (...)

Статья 51. Оккупирующая Держава не сможет принуждать покровительст­вуемых лиц служить в ее вооруженных или вспомогательных силах. (...)

Раздел IV. Выполнение конвенции

Статья 146. Высокие Договаривающиеся Стороны берут на себя обязатель­ство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффек­тивных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совер­шить те или иные серьезные нарушения настоящей конвенции (...).

Статья 147. К серьезным нарушениям, упомянутым в предыдущей статье, относятся нарушения, связанные с тем или иным из указанных ниже действий, в тех случаях, когда эти действия направлены против лиц или имущества, на ко­торые распространяется покровительство настоящей конвенции: преднамерен­ное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические экс­перименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, незаконное депортирование, перемеще­ние и арест покровительствуемого лица, принуждение покровительствуемого лица служить в вооруженных силах неприятельской Державы или лишение его права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, предусмотренное настоящей конвенцией, взятие заложников, незаконное, произвольное и прово­димое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызывае­мые военной необходимостью





Из бесед маршала Г.К. Жукова с писателем К. Симоновым о военнопленных

...У нас Мехлис додумался до того, что выдвинул формулу: «Каждый, кто попал в плен, — предатель Родины», и обосновывал ее тем, что каждый совет­ский человек, оказавшийся перед угро­зой плена, обязан покончить жизнь самоубий­ством, то есть, в сущности, требовал, чтобы ко всем миллионам погибших на войне прибавилось еще несколько миллионов самоубийц. Больше половины этих людей было замучено немцами в плену, умерло от голода и болезней, но по теории Мехлиса выходило, что даже вернувшиеся, пройдя через этот ад, должны были дома встре­тить такое отношение к себе, чтобы они раская­лись в том, что тогда, в 41-м или 42-м, не лишили себя жизни. <...>

Трусы, конечно, были, но как можно думать так о нескольких миллионах попавших в плен солдат и офицеров той армии, которая все-таки остановила и разбила немцев? Что же, они были другими людьми, чем те, которые потом вошли в Берлин? Были из другого теста, хуже, трусли­вее?! Как можно требовать огульного презрения ко всем, кто попал в плен в результате постигших нас в начале войны катастроф.


1



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.