12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Болдырева Анастасия Валерьевна801
Россия, Кемеровская обл., Кемерово
1

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Мастер Изображения всматривается в природу»

Технологическая карта урока изобразительного искусства в начальной школе

Тип урока: комбинированный.

Тема урока

Мастер Изображения всматривается в природу.

Цель

Развитие художественно – творческих способностей, познавательного интереса и практических умений детей через рисование животных.

Задачи

Образовательные:

Познакомить учащихся понятием "художник - анималист".

Привлечь внимание учащихся к выразительности движений фигуры животных.

Познакомить учащихся с художниками - анималистами: Е. Чарушиным, В. Ватагиным,

Научить учащихся понимать и видеть красоту животных.

Формировать художественные знания, умения и навыки, работая приёмом примакивания и штриховкой.

Развивающие:

Способствовать развитию: памяти, расширению кругозора, мышления: композиционного, колористического, художественного, мелкой моторики, творческого воображения, чувства пропорции, цвета, фантазии.

Развивать творческую и познавательную активность.

Развивать художественный вкус и творческие способности.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию гордости за свою сделанную работу; ответственности за то, что делаешь; бережного отношения к своей работе; уважительного отношения к работе художника, и т.п.

Способствовать воспитанию общей культуры труда: (соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены); технологической культуры (грамотного выполнения последовательности изображения, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе); художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия и т.д.

Планируемые результаты

Предметные:

уметь использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности;

Формируемые УУД:

личностные

регулятивные

коммуникативные

познавательные

Основные понятия

Например:анималистика, художник – анималист.

Межпредметные связи

Например: музыка, русский язык, литература.

Оборудование

Оборудование учителя: пооперационная последовательность выполнения изображения – предметная технологическая карта; слайдовая презентация: иллюстративный материал к водной беседе; план практической работы; критерии оценок; новые термины (словарная работа).

Оборудование учащихся: альбом, кисти, губка, краски, стаканчик с водой.

Материалы: белый лист бумаги.

Инструменты (вставить нужное): кисти, карандаш, ластик, губка.

Приспособления: клеенка (или газета), салфетки для вытирания кисти (лоскутики ткани) и др.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Ход урока:

Задачи этапа урока

(вида работ)

Деятельностьучителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

 

I. Организация класса на работу

1 мин

Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

Добрый день, весёлый час,

Очень рада видеть вас!

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть, сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я.

Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность.

 

Коммуникативные:

уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

 
 

II. Формулирование темы урока, постановка цели

3-5 мин.

Организовать формулирование темы и цели урока учащимися

- Чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам послушать стихотворение.

Мы рисуем, украшаем, строим.
Нам ничего это не стоит:
Взмахнуть волшебной кистью,
Украсить ткань, игрушку, мебель,
Построить уникальные дома,
И радовать людей,
Своим присутствием всегда.
Живем мы вместе, дружно.
Волшебниками все считают нас.
И мы придем, когда кому-то нужно,
И сделаем прекрасный мир наш в тот же час.

- Вы догадались, о ком идет речь? ( о мастере )

- В этом стихотворении говорится о мастерах.

- Но мы с вами знаем, что каждый человек в своём деле мастер. И мы сегодня с вами будем говорить, не просто о мастере, а о мастере изображения, о мастере художнике.

- Ребята, посмотрите внимательно на слайд.

- Что вы видите? Кто изображён на слайде? (животные)

- Какие животные изображены на слайде? ( медведь, лиса, заяц)

- Ребята, а как вы думаете, кто создаёт такие прекрасные картины с изображение животных? (Художники)

Правильно! Но это не просто художники, а таких художников, которые рисуют животных, называют анималистами.

- Ребята, посмотрите на слайд.

На слайде изображена лиса, которую сфотографировали, и лиса, которую нарисовал художник.

- Как вы думаете, чем отличается лиса, которую сфотографировали, от лисы, которую нарисовал художник?

- Зачем художник рисует животного, ведь он мог бы его сфотографировать?

Художник рисует для самоудовлетворения, ему это нравится, он мастер в этом деле.

Рисование - это удивительный процесс, это удивительные открытия, когда начинаешь замечать, что у каждого элемента своя изюминка, можно сказать, что тот, кто фотографирует тоже художник , если в реальности человек может увидеть обыкновенное чудо красоты окружающего мира.

МО: Ребята, какие вы молодцы, вы такие умные и рассудительные.

-Как вы думает, какая будет цель нашего урока?

( познакомится с понятием анималистика, познакомится с творчеством художников, а так же познакомится с художниками – анималистами).

Словарная работа.

- Ребята, а как вы думаете, что такое анималистика? (жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные)

- Ребята, а вы знаете, кто такой анималист? ( Есть художники, у которых главными персонажами картин и рисунков являются птицы и звери. Таких художников называют анималистами. Слово это происходит от латинского «animals», что означает «животное» , и ещё художник-анималист должен обладать хорошей зрительной памятью, ведь животное нельзя заставить позировать).

- Давайте с вами посмотрим рисунки и поближе познакомимся с творчеством художников анималистов.

С помощью учителя формулируют тему и цель урока,

высказывают свое мнение о практической значимости работы.

Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

 

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока с самостоятельно, после предварительногообсуждения;

 
 

III. Усвоение новых знаний

10-12 мин.

Рассказать учащимся об известных художниках анималистах.

Вводная беседа

Посмотрите внимательно на слайд.

- На слайде представлен известный художник – анималист Е. И.Чарушин. - Ребята, слышали ли вы о таком художнике – анималисте? - С какими рассказами Е. И. Чарушина вы познакомились на уроках чтения? - Что вы о нём знаете? Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году на Урале, Чарушин великолепно рисовал с детства. Рисовал начинающий художник - анималист только зверей, птиц. Так же он писал собственные книги, и иллюстрировал их сам.

На слайде представлены книги, которые он написал.

Посмотрите как много он написал книг, и как он иллюстрирует животных на своих книгах.

Ребята на слайде представлены 2 картинки, из произведения Е.И. Чарушина «Тюпа»

- Как художник их изображает.

- Давайте попробуем сравнить, что общего у этих котят, и в чем различие? ( На первой картинке мы видим, что котенок взъерошен, художник изображает это с помощью передачи эффекта пушистого меха, возможно, котенок испуган, а возможно он защищается)

( На второй картинки мы видим, что котёнок пушистый, взгляд у него загадочный, хитрый, но мы с вами знаем, что он задумал, и это благодаря тому, что художник изобразил птичек, за которыми охотится котик, это помогает нам понять почему художник именно так изобразил котика.

- Ребята, а как вы думаете в чём ещё сходство этих котят?

( В том, что они в движении)

- Е. И. Чарушин старается показать своих героев в те моменты, когда их характер раскрывается особенно ярко. Поэтому художник любит показывать их в действии.

- А в чем различие этих рисунков? ( мы видим, что художник не только изображает их по – разному, но и действия у них разные )

- Как вы поняли, Е. И. Чарушин любит рисовать детёнышей животных.

- А как вы думаете, почему? (Они забавные, интересные, милые).

- Какие чувства у вас вызывают иллюстрации Е. И. Чарушина, когда вы их рассматриваете?

- Нарисованные Е. И. Чарушиным зайчата, медвежата, лисята, тигрята, вызывают чувство нежности. Они совсем как живые, эти чарушинские зверята. Под пушистой шкуркой зверька мы можем почувствовать тепло, бьющееся сердце.

- Сейчас я хотела бы вас познакомить с ещё одним замечательным художником анималистом Ватагиным В. А.

- Слышали вы о таком художнике?

Василий Алексеевич Ватагин - известный российский художник-анималист, в 1883 году. С детских лет он увлекался рисованием, рисовал в основном с натуры, Ватагин В. А. любил рисовать обезьян, это были его первые портреты. Особенно удавались Ватагину В. А. изображения диких кошек, птиц.

- Посмотрите внимательно на слайд.

На слайде представлены портреты Ватагина В. А.

- Животные в произведениях Ватагина В. А, они наделены определенными человеческими чертами и чувствами, свойственными человеку (высокомерие, суровость, сосредоточенность, тоска). И это помогает делать образы животных еще более понятными, емкими и близкими к человеку. - Ребята, как вы считаете, отличается творчество Ватагина В. А. от Е. И. Чарушина?

- Чем оно отличается? - Ребята, мы с вами познакомились с двумя замечательными художниками – анималистами, я думаю, для себя вы узнали много нового, и вам было очень интересно, но пришло время приступить к практической части.

2. Объяснение последовательности выполнения практической работы

Мы будем рисовать животного.

А какого животного вы узнаете с помощью загадки. - Вы любите отгадывать загадки? Он любитель грызть морковку, 
Ест капусту очень ловко, 
Скачет он, то тут, то там, 
По полям и по лесам 
Серый, белый и косой, 
Кто, скажите, он такой? 
(Заяц) Молодцы!

- Мы сегодня с вами будем рисовать зайчика.

Чтобы вы смогли более точно передать характер животного, я буду вместе с вами рисовать этого животного, а затем мы вместе раскрасим.

- Ребята чтобы наш зайка получился красивым, мы будем раскрашивать его губкой, но кисточка нам понадобится для того, чтобы нарисовать зайки глаза.

3. Проверка понимания учащимися нового материала

- В чем заключается роль художника, зачем он рисует, он же может сфотографировать? ( передать особенности движения, показать изящность, и посмотреть на мир другими глазами).

- Правильно! – Ведь даже самую маленькая деталь отобразиться на фото не так, как нарисованная деталь художником.

Электронная Физминутка

Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

Отвечают на вопросы учителя,

Высказывают своё мнение.

Выполняют

физминутку

Ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности.

Познавательные:делать выводы и обобщения, перерабатыватьполученнуюинформацию

Коммуникативные:вступать в беседу и обсуждение, донести свою позицию до других, слушать и понимать речь других, уметь сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого;

Личностные:

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (животных, природе).

 
 

IV. Организация рабочего места

1-2 мин.

Подготовить учащихся к практической работе.

Посмотрите, всё ли у вас есть на столах. Краски, тонкие кисти, баночки с водой, образцы.

Давайте вспомним технику безопасности при работе с красками.

1. Выполнять все действия только по указанию учителя.

2. Не делать резких движений во время работы.

3. Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.

4. Осторожно пользоваться красками и необходимыми на уроке материалами.

5. Не покидать рабочее место без разрешения учителя.

Оборудуют рабочий стол в соответствии с требованиями. Включаются в обсуждение правил безопасной работы с материалами и инструментами.

Уметь:

Организовывать рабочее

место и поддерживать

порядок на нём во время работы.

Регулятивные: учиться готовитьрабочееместо, объяснятьвыбор наиболееподходящего оборудования для выполнениязадания.

 
 

V. Практическая работа

20-25 мин.

 

Чтобы вы все смогли получить пятёрки, давайте посмотрим на критерии оценивания.

Точность в подборе красок

Точность в изображении животного.

Аккуратность в выполнении изображения.

- Давайте с вами проанализируем.

- Что мы будем рисовать?

- Из чего состоит заяц? (у него есть туловище, голова, глаза, усы лапы, и хвост).

Приступаем к работе.

Легкими линиями карандаша, наметить основные формы фигуры голову и туловище в виде овалов, соответствующих пропорциональным особенностям;

Легкими линиями карандаша намечаем детали нашего рисунка (уши, лапы, хвост);

Уточняем мелкие детали, прорисовываем мордочку (глаза, нос, усы);

Выполнение цветового решения (серый смешиваем с белой и черной краской)

Используем губку и приём примакивания или штриха, для передачи эффекта (пушистый мех сделаем немного светлее, немного темнее.)

Глаза рисуем кистью, черной краской.

Выполняют практическую работу самостоятельно или под руководством учителя,

осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту.

Уметь:

Использовать

средства художественной выразительности;

реализовыватьтворческий замыселвсоответствиис заданнымиусловиями.уметь использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Личностные:Развивать самостоятельность в поиске решений различных изобразительных задач;

овладевать различными приемами и техниками изобразительной деятельности;

 
 

VI. Подведение итога урока. Рефлексия.

3 мин.

Подвести итог урока, выявить уровень освоения материала, оценить работы учащихся

Молодцы, ребята, вы все постарались, у вас у всех получились замечательные зайчики, садитесь на места.

- Сейчас, давайте проверим, что нового вы сегодня узнали?

- Что такое анималистика?

- Кто такой Е. И. Чарушин?

- Кто старался рисовать своих персонажей в движении?

-- Что вам понравилось больше всего?

Выставка работ.

Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности.

 

Регулятивные:учиться

Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

 

VII. Уборка рабочих мест

2 мин.

Организовать уборку рабочего места.

Ребята вы все молодцы и хорошо сегодня поработали.

- Что нам осталось сделать?

Правильно убрать свои рабочие места, чтобы другим ребятам было приятно работать.

Наводят порядок на рабочем столе.

Уметь:

организовывать уборку рабочего места после работы.

Регулятивные:учиться быстро и организованно убирать рабочееместо.

 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.