Технологическая карта урока изобразительного искусства «Мастер Изображения всматривается в природу» (1–4 классы)
Технологическая карта урока изобразительного искусства в начальной школе
Тип урока: комбинированный.
Тема урока |
Мастер Изображения всматривается в природу. |
Цель |
Развитие художественно – творческих способностей, познавательного интереса и практических умений детей через рисование животных. |
Задачи |
Образовательные: Познакомить учащихся понятием "художник - анималист". Привлечь внимание учащихся к выразительности движений фигуры животных. Познакомить учащихся с художниками - анималистами: Е. Чарушиным, В. Ватагиным, Научить учащихся понимать и видеть красоту животных. Формировать художественные знания, умения и навыки, работая приёмом примакивания и штриховкой. Развивающие: Способствовать развитию: памяти, расширению кругозора, мышления: композиционного, колористического, художественного, мелкой моторики, творческого воображения, чувства пропорции, цвета, фантазии. Развивать творческую и познавательную активность. Развивать художественный вкус и творческие способности. Воспитательные: Способствовать воспитанию гордости за свою сделанную работу; ответственности за то, что делаешь; бережного отношения к своей работе; уважительного отношения к работе художника, и т.п. Способствовать воспитанию общей культуры труда: (соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены); технологической культуры (грамотного выполнения последовательности изображения, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе); художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия и т.д. |
Планируемые результаты |
Предметные: уметь использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; Формируемые УУД: личностные регулятивные коммуникативные познавательные |
Основные понятия |
Например:анималистика, художник – анималист. |
Межпредметные связи |
Например: музыка, русский язык, литература. |
Оборудование |
Оборудование учителя: пооперационная последовательность выполнения изображения – предметная технологическая карта; слайдовая презентация: иллюстративный материал к водной беседе; план практической работы; критерии оценок; новые термины (словарная работа). Оборудование учащихся: альбом, кисти, губка, краски, стаканчик с водой. Материалы: белый лист бумаги. Инструменты (вставить нужное): кисти, карандаш, ластик, губка. Приспособления: клеенка (или газета), салфетки для вытирания кисти (лоскутики ткани) и др. |
Ход урока:
Задачи этапа урока (вида работ) |
Деятельностьучителя Задания для учащихся |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
Время |
||||||
Предметные |
УУД |
|||||||||
I. Организация класса на работу |
1 мин |
|||||||||
Мотивировать учащихся к учебной деятельности. |
Добрый день, весёлый час, Очень рада видеть вас! Вы друг другу улыбнитесь И тихонечко садитесь. Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть, сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я. |
Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность. |
Коммуникативные: уметь слушать и понимать высказывания собеседников. |
|||||||
II. Формулирование темы урока, постановка цели |
3-5 мин. |
|||||||||
Организовать формулирование темы и цели урока учащимися |
- Чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам послушать стихотворение. Мы рисуем, украшаем, строим. - Вы догадались, о ком идет речь? ( о мастере ) - В этом стихотворении говорится о мастерах. - Но мы с вами знаем, что каждый человек в своём деле мастер. И мы сегодня с вами будем говорить, не просто о мастере, а о мастере изображения, о мастере художнике. - Ребята, посмотрите внимательно на слайд. - Что вы видите? Кто изображён на слайде? (животные) - Какие животные изображены на слайде? ( медведь, лиса, заяц) - Ребята, а как вы думаете, кто создаёт такие прекрасные картины с изображение животных? (Художники) Правильно! Но это не просто художники, а таких художников, которые рисуют животных, называют анималистами. - Ребята, посмотрите на слайд. На слайде изображена лиса, которую сфотографировали, и лиса, которую нарисовал художник. - Как вы думаете, чем отличается лиса, которую сфотографировали, от лисы, которую нарисовал художник? - Зачем художник рисует животного, ведь он мог бы его сфотографировать? Художник рисует для самоудовлетворения, ему это нравится, он мастер в этом деле. Рисование - это удивительный процесс, это удивительные открытия, когда начинаешь замечать, что у каждого элемента своя изюминка, можно сказать, что тот, кто фотографирует тоже художник , если в реальности человек может увидеть обыкновенное чудо красоты окружающего мира. МО: Ребята, какие вы молодцы, вы такие умные и рассудительные. -Как вы думает, какая будет цель нашего урока? ( познакомится с понятием анималистика, познакомится с творчеством художников, а так же познакомится с художниками – анималистами). Словарная работа. - Ребята, а как вы думаете, что такое анималистика? (жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные) - Ребята, а вы знаете, кто такой анималист? ( Есть художники, у которых главными персонажами картин и рисунков являются птицы и звери. Таких художников называют анималистами. Слово это происходит от латинского «animals», что означает «животное» , и ещё художник-анималист должен обладать хорошей зрительной памятью, ведь животное нельзя заставить позировать). - Давайте с вами посмотрим рисунки и поближе познакомимся с творчеством художников анималистов. |
С помощью учителя формулируют тему и цель урока, высказывают свое мнение о практической значимости работы. Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. |
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока с самостоятельно, после предварительногообсуждения; |
|||||||
III. Усвоение новых знаний |
10-12 мин. |
|||||||||
Рассказать учащимся об известных художниках анималистах. |
Вводная беседа – Посмотрите внимательно на слайд. - На слайде представлен известный художник – анималист Е. И.Чарушин. - Ребята, слышали ли вы о таком художнике – анималисте? - С какими рассказами Е. И. Чарушина вы познакомились на уроках чтения? - Что вы о нём знаете? Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году на Урале, Чарушин великолепно рисовал с детства. Рисовал начинающий художник - анималист только зверей, птиц. Так же он писал собственные книги, и иллюстрировал их сам. – На слайде представлены книги, которые он написал. Посмотрите как много он написал книг, и как он иллюстрирует животных на своих книгах. – Ребята на слайде представлены 2 картинки, из произведения Е.И. Чарушина «Тюпа» - Как художник их изображает. - Давайте попробуем сравнить, что общего у этих котят, и в чем различие? ( На первой картинке мы видим, что котенок взъерошен, художник изображает это с помощью передачи эффекта пушистого меха, возможно, котенок испуган, а возможно он защищается) ( На второй картинки мы видим, что котёнок пушистый, взгляд у него загадочный, хитрый, но мы с вами знаем, что он задумал, и это благодаря тому, что художник изобразил птичек, за которыми охотится котик, это помогает нам понять почему художник именно так изобразил котика. - Ребята, а как вы думаете в чём ещё сходство этих котят? ( В том, что они в движении) - Е. И. Чарушин старается показать своих героев в те моменты, когда их характер раскрывается особенно ярко. Поэтому художник любит показывать их в действии. - А в чем различие этих рисунков? ( мы видим, что художник не только изображает их по – разному, но и действия у них разные ) - Как вы поняли, Е. И. Чарушин любит рисовать детёнышей животных. - А как вы думаете, почему? (Они забавные, интересные, милые). - Какие чувства у вас вызывают иллюстрации Е. И. Чарушина, когда вы их рассматриваете? - Нарисованные Е. И. Чарушиным зайчата, медвежата, лисята, тигрята, вызывают чувство нежности. Они совсем как живые, эти чарушинские зверята. Под пушистой шкуркой зверька мы можем почувствовать тепло, бьющееся сердце. - Сейчас я хотела бы вас познакомить с ещё одним замечательным художником анималистом Ватагиным В. А. - Слышали вы о таком художнике? Василий Алексеевич Ватагин - известный российский художник-анималист, в 1883 году. С детских лет он увлекался рисованием, рисовал в основном с натуры, Ватагин В. А. любил рисовать обезьян, это были его первые портреты. Особенно удавались Ватагину В. А. изображения диких кошек, птиц. - Посмотрите внимательно на слайд. На слайде представлены портреты Ватагина В. А. - Животные в произведениях Ватагина В. А, они наделены определенными человеческими чертами и чувствами, свойственными человеку (высокомерие, суровость, сосредоточенность, тоска). И это помогает делать образы животных еще более понятными, емкими и близкими к человеку. - Ребята, как вы считаете, отличается творчество Ватагина В. А. от Е. И. Чарушина? - Чем оно отличается? - Ребята, мы с вами познакомились с двумя замечательными художниками – анималистами, я думаю, для себя вы узнали много нового, и вам было очень интересно, но пришло время приступить к практической части. 2. Объяснение последовательности выполнения практической работы Мы будем рисовать животного. А какого животного вы узнаете с помощью загадки. - Вы любите отгадывать загадки? Он любитель грызть морковку, - Мы сегодня с вами будем рисовать зайчика. Чтобы вы смогли более точно передать характер животного, я буду вместе с вами рисовать этого животного, а затем мы вместе раскрасим. - Ребята чтобы наш зайка получился красивым, мы будем раскрашивать его губкой, но кисточка нам понадобится для того, чтобы нарисовать зайки глаза. 3. Проверка понимания учащимися нового материала - В чем заключается роль художника, зачем он рисует, он же может сфотографировать? ( передать особенности движения, показать изящность, и посмотреть на мир другими глазами). - Правильно! – Ведь даже самую маленькая деталь отобразиться на фото не так, как нарисованная деталь художником. Электронная Физминутка |
Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. Отвечают на вопросы учителя, Высказывают своё мнение. Выполняют физминутку |
Ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них; получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности. |
Познавательные:делать выводы и обобщения, перерабатыватьполученнуюинформацию Коммуникативные:вступать в беседу и обсуждение, донести свою позицию до других, слушать и понимать речь других, уметь сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого; Личностные: Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (животных, природе). |
||||||
IV. Организация рабочего места |
1-2 мин. |
|||||||||
Подготовить учащихся к практической работе. |
Посмотрите, всё ли у вас есть на столах. Краски, тонкие кисти, баночки с водой, образцы. Давайте вспомним технику безопасности при работе с красками. 1. Выполнять все действия только по указанию учителя. 2. Не делать резких движений во время работы. 3. Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину. 4. Осторожно пользоваться красками и необходимыми на уроке материалами. 5. Не покидать рабочее место без разрешения учителя. |
Оборудуют рабочий стол в соответствии с требованиями. Включаются в обсуждение правил безопасной работы с материалами и инструментами. |
Уметь: Организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы. |
Регулятивные: учиться готовитьрабочееместо, объяснятьвыбор наиболееподходящего оборудования для выполнениязадания. |
||||||
V. Практическая работа |
20-25 мин. |
|||||||||
Чтобы вы все смогли получить пятёрки, давайте посмотрим на критерии оценивания. Точность в подборе красок Точность в изображении животного. Аккуратность в выполнении изображения. - Давайте с вами проанализируем. - Что мы будем рисовать? - Из чего состоит заяц? (у него есть туловище, голова, глаза, усы лапы, и хвост). Приступаем к работе. Легкими линиями карандаша, наметить основные формы фигуры голову и туловище в виде овалов, соответствующих пропорциональным особенностям; Легкими линиями карандаша намечаем детали нашего рисунка (уши, лапы, хвост); Уточняем мелкие детали, прорисовываем мордочку (глаза, нос, усы); Выполнение цветового решения (серый смешиваем с белой и черной краской) Используем губку и приём примакивания или штриха, для передачи эффекта (пушистый мех сделаем немного светлее, немного темнее.) Глаза рисуем кистью, черной краской. |
Выполняют практическую работу самостоятельно или под руководством учителя, осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту. |
Уметь: Использовать средства художественной выразительности; реализовыватьтворческий замыселвсоответствиис заданнымиусловиями.уметь использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности. |
Личностные:Развивать самостоятельность в поиске решений различных изобразительных задач; овладевать различными приемами и техниками изобразительной деятельности; |
|||||||
VI. Подведение итога урока. Рефлексия. |
3 мин. |
|||||||||
Подвести итог урока, выявить уровень освоения материала, оценить работы учащихся |
Молодцы, ребята, вы все постарались, у вас у всех получились замечательные зайчики, садитесь на места. - Сейчас, давайте проверим, что нового вы сегодня узнали? - Что такое анималистика? - Кто такой Е. И. Чарушин? - Кто старался рисовать своих персонажей в движении? -- Что вам понравилось больше всего? Выставка работ. |
Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности. |
Регулятивные:учиться Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; |
|||||||
VII. Уборка рабочих мест |
2 мин. |
|||||||||
Организовать уборку рабочего места. |
Ребята вы все молодцы и хорошо сегодня поработали. - Что нам осталось сделать? Правильно убрать свои рабочие места, чтобы другим ребятам было приятно работать. |
Наводят порядок на рабочем столе. |
Уметь: организовывать уборку рабочего места после работы. |
Регулятивные:учиться быстро и организованно убирать рабочееместо. |