Материал на проверке

Конспект урока литературы по роману А.С. Пушкина "Дубровский". 6 класс

11
1
Материал опубликован Вчера в 19:20 в группе


Тема: Конфликт и его развитие. Образы Дубровского-старшего и Троекурова.

Цель урока:

  • Проанализировать развитие конфликта между Дубровским и Троекуровым в 3-4 главах романа.
  • Раскрыть характеры Дубровского-старшего и Троекурова, выявить их сильные и слабые стороны.
  • Развивать навыки анализа текста, умение выделять главное, делать выводы и аргументировать свою точку зрения.
  • Воспитывать уважение к чувствам других людей, неприятие несправедливости и жестокости.

Оборудование:

  • Текст романа А.С. Пушкина "Дубровский".
  • Иллюстрации к роману.
  • Презентация (по желанию).

Ход урока:

I. Организационный момент (2 минуты)

  • Приветствие.
  • Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний (5 минут)

  • Краткий повтор содержания 1-2 глав.
  • Вопросы для обсуждения:
    • Кто такие Дубровский и Троекуров? Каковы их отношения в начале романа?
    • Что произошло на псарне Троекурова?
    • Почему Дубровский обиделся на Троекурова?

III. Изучение нового материала (25 минут)

  1. Чтение и анализ 3 главы (10 минут)
    • Чтение отрывка из 3 главы (описание суда).
    • Вопросы для обсуждения:
      • Как ведет себя Троекуров в суде? (Самоуверенно, пренебрежительно, использует свое влияние).
      • Как ведет себя Дубровский-старший? (Достойно, пытается защитить свои права, но чувствует бессилие).
      • Почему суд выносит решение в пользу Троекурова? (Коррупция, зависимость суда от Троекурова).
      • Какие чувства испытывает Дубровский-старший после суда? (Гнев, отчаяние, обиду).
      • Какие слова Дубровского-старшего говорят о его отношении к Троекурову? ("Я не потерплю оскорбления от Троекурова!").
  2. Чтение и анализ 4 главы (10 минут)
    • Чтение отрывка из 4 главы (например, описание болезни Дубровского-старшего).
    • Вопросы для обсуждения:
      • Как повлияло решение суда на здоровье Дубровского-старшего? (Сильно ухудшилось, он заболел).
      • Как Троекуров узнает о болезни Дубровского? (От слуг).
      • Почему Троекуров решает навестить Дубровского? (Чувство вины, любопытство, желание убедиться в его слабости).
      • Как встречают Троекурова в доме Дубровского? (С подозрением и неприязнью).
      • Что происходит во время встречи Дубровского и Троекурова? (Дубровский теряет сознание, не может простить Троекурова).
  3. Характеристика образов (5 минут)
    • Дубровский-старший:
      • Гордый, независимый, честный, справедливый.
      • Достоинство, чувство собственного достоинства.
      • Слабость перед силой и влиянием Троекурова.
      • Любовь к своему имению и крестьянам.
    • Троекуров:
      • Богатый, влиятельный, самодур, жестокий.
      • Властность, привычка к вседозволенности.
      • Отсутствие уважения к другим людям.
      • Скрытое чувство вины и раскаяния (проявляется в желании навестить Дубровского).
      • Противоречивость характера (жестокость и одновременно проблески человечности).

IV. Закрепление материала (10 минут)

  • Работа с цитатами:
    • Найти в тексте цитаты, характеризующие Дубровского-старшего и Троекурова.
    • Объяснить значение этих цитат.
  • Составление сравнительной таблицы:
    • Сравнить характеры Дубровского-старшего и Троекурова по следующим критериям:
      • Социальное положение
      • Черты характера
      • Отношение к другим людям
      • Поступки
  • Вопросы для обсуждения:
    • Почему конфликт между Дубровским и Троекуровым стал таким острым?
    • Кто виноват в произошедшем?
    • Можно ли было избежать конфликта?
    • Какие уроки можно извлечь из этой истории?

V. Домашнее задание (3 минуты)

  • Прочитать 5-6 главы романа.
  • Ответить на вопросы:
    • Как смерть Дубровского-старшего повлияла на Владимира Дубровского?
    • Какие события происходят в Кистеневке после смерти Дубровского-старшего?
  • (По желанию) Нарисовать иллюстрацию к одной из глав.

VI. Подведение итогов урока (5 минут)

  • Обобщение изученного материала.
  • Выставление оценок.
  • Рефлексия. Что нового вы узнали на уроке? Что вам показалось наиболее интересным? Что вызвало затруднения?

Комментарии

Познавательно, доступно, чётко, разные виды работы - всё это присутствует в конспекте урока и делает занятие интересным! Спасибо, Людмила Юрьевна, за качественную помощь коллегам! ::smile31::

2
Сегодня в 08:29