Конспект урока литературы по роману А.С. Пушкина "Дубровский". 6 класс

Тема: Конфликт и его развитие. Образы Дубровского-старшего и Троекурова.
Цель урока:
- Проанализировать развитие конфликта между Дубровским и Троекуровым в 3-4 главах романа.
- Раскрыть характеры Дубровского-старшего и Троекурова, выявить их сильные и слабые стороны.
- Развивать навыки анализа текста, умение выделять главное, делать выводы и аргументировать свою точку зрения.
- Воспитывать уважение к чувствам других людей, неприятие несправедливости и жестокости.
Оборудование:
- Текст романа А.С. Пушкина "Дубровский".
- Иллюстрации к роману.
- Презентация (по желанию).
Ход урока:
I. Организационный момент (2 минуты)
- Приветствие.
- Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний (5 минут)
- Краткий повтор содержания 1-2 глав.
- Вопросы для обсуждения:
- Кто такие Дубровский и Троекуров? Каковы их отношения в начале романа?
- Что произошло на псарне Троекурова?
- Почему Дубровский обиделся на Троекурова?
III. Изучение нового материала (25 минут)
- Чтение и анализ 3 главы (10 минут)
- Чтение отрывка из 3 главы (описание суда).
- Вопросы для обсуждения:
- Как ведет себя Троекуров в суде? (Самоуверенно, пренебрежительно, использует свое влияние).
- Как ведет себя Дубровский-старший? (Достойно, пытается защитить свои права, но чувствует бессилие).
- Почему суд выносит решение в пользу Троекурова? (Коррупция, зависимость суда от Троекурова).
- Какие чувства испытывает Дубровский-старший после суда? (Гнев, отчаяние, обиду).
- Какие слова Дубровского-старшего говорят о его отношении к Троекурову? ("Я не потерплю оскорбления от Троекурова!").
- Чтение и анализ 4 главы (10 минут)
- Чтение отрывка из 4 главы (например, описание болезни Дубровского-старшего).
- Вопросы для обсуждения:
- Как повлияло решение суда на здоровье Дубровского-старшего? (Сильно ухудшилось, он заболел).
- Как Троекуров узнает о болезни Дубровского? (От слуг).
- Почему Троекуров решает навестить Дубровского? (Чувство вины, любопытство, желание убедиться в его слабости).
- Как встречают Троекурова в доме Дубровского? (С подозрением и неприязнью).
- Что происходит во время встречи Дубровского и Троекурова? (Дубровский теряет сознание, не может простить Троекурова).
- Характеристика образов (5 минут)
- Дубровский-старший:
- Гордый, независимый, честный, справедливый.
- Достоинство, чувство собственного достоинства.
- Слабость перед силой и влиянием Троекурова.
- Любовь к своему имению и крестьянам.
- Троекуров:
- Богатый, влиятельный, самодур, жестокий.
- Властность, привычка к вседозволенности.
- Отсутствие уважения к другим людям.
- Скрытое чувство вины и раскаяния (проявляется в желании навестить Дубровского).
- Противоречивость характера (жестокость и одновременно проблески человечности).
- Дубровский-старший:
IV. Закрепление материала (10 минут)
- Работа с цитатами:
- Найти в тексте цитаты, характеризующие Дубровского-старшего и Троекурова.
- Объяснить значение этих цитат.
- Составление сравнительной таблицы:
- Сравнить характеры Дубровского-старшего и Троекурова по следующим критериям:
- Социальное положение
- Черты характера
- Отношение к другим людям
- Поступки
- Сравнить характеры Дубровского-старшего и Троекурова по следующим критериям:
- Вопросы для обсуждения:
- Почему конфликт между Дубровским и Троекуровым стал таким острым?
- Кто виноват в произошедшем?
- Можно ли было избежать конфликта?
- Какие уроки можно извлечь из этой истории?
V. Домашнее задание (3 минуты)
- Прочитать 5-6 главы романа.
- Ответить на вопросы:
- Как смерть Дубровского-старшего повлияла на Владимира Дубровского?
- Какие события происходят в Кистеневке после смерти Дубровского-старшего?
- (По желанию) Нарисовать иллюстрацию к одной из глав.
VI. Подведение итогов урока (5 минут)
- Обобщение изученного материала.
- Выставление оценок.
- Рефлексия. Что нового вы узнали на уроке? Что вам показалось наиболее интересным? Что вызвало затруднения?
Колышкина Елена Владимировна