Конспект урока литературы в 6 классе.

1
0
Материал опубликован 16 April

Конспект урока литературы в 6 классе


Тема: Сказки в творчестве А.С. Пушкина

Цель: знакомство со сказками А.С. Пушкина

Задачи:

образовательная – познакомить с понятием «сказка», признаками сказки, показать особенность написания сказок А.С. Пушкина;

развивающая – развивать навыки запоминания понятий, определений, особенностей;

воспитательная – воспитать интерес к сказкам А.С. Пушкина;

коррекционная – следить за правильным произношением при чтении материала с доски, ответах на вопросы.

Оборудование: иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина, тетради, экран, ЗУА.

Речевой материал: веретено, невежественный, бояре, властолюбие, тщеславие


Ход урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Организационный момент

(за экраном)

- Здравствуйте, ребята.

- Какой сейчас урок?

- Оля, спроси у Тани, какой у нас урок по счету?

- Маша, спроси у Светы, какой е любимы писатель?



- Хорошо, молодцы, ребята.

(Учитель откладывает экран)


- Здравствуйте.

- Сейчас урок литературы.

Оля: - Таня, какой сейчас урок по счету?

Таня: - Сейчас третий урок.

Маша: - Света, какой твой любимый писатель?

Света: - Мой любимый писатель – Лев Николаевич Толстой.

Повторение изученного материала

t1744788240aa.jpgt1744788240ab.jpgt1744788240ac.jpg

- Ребята, посмотрите на портреты. Какого писателя мы проходили на предыдущих уроках?

- Верно. А кто изображен на остальных двух портретах?

- Молодцы.

- Какое произведение А.П. Платонова мы изучали?

- Назовите главных героев рассказа.

- Платонова Андрея Платоновича



- Пушкин и Тургенев.




- Июльская гроза


- Антошка, Наташа, их родители и дедушка с бабушкой.

Предъявление нового материала

Сообщение новой темы.

- Ребята, сегодня мы познакомимся со сказками А.С. Пушкина. Но сначала узнаем, что такое сказка и какие они бывают. Слушайте внимательно, основное будем записывать в тетрадь.



Рассказ учителя.

Сказка – одно из основных жанров фольклора; повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

Сказки бывают народные и литературные. Как вы думаете, чем они отличаются?

Автор народных сказок неизвестен. Они пересказываются народом из поколения в поколение, каждый рассказчик пересказывает своими словами, добавляет что-то свое. Литературная сказка всегда имеет определенного автора.

Также есть бытовые и волшебные сказки, сказки про животных. В сказках добро всегда побеждает зло. Для сказок характерны повторы событий, зачин и концовка. Все это является признаками сказки.


Теперь поговорим о сказках в творчестве А.С. Пушкина.

В длинные зимние вечера в ветхом доме в Михайловском Арина Родионовна рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено (словарная работа: показ картинки) - и сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина. Так родилось пять пушкинских сказок, которые с детства знают и любят люди из разных стран. Эти сказки вдохновляют режиссеров на создание спектаклей, кинофильмов, мультфильмов, композиторов - на создание музыкальных произведений.

Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, Золотого петушка и затейницу белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных (словарная работа: перифраза - малообразованный, мало знает) бояр (словарная работа: дать определение – высшее сословие, знатные люди).

Во всех сказках поэта любовь и верность противопоставляются предательству и зависти. В них высмеиваются жадность, властолюбие (словарная работа: перифраза – любит управлять, чтобы все подчинялись), тщеславие (словарная работа: примеры из произведений, жизненного опыта). Так же, как и в русских народных сказках, здесь добро торжествует над злом.

А.С. Пушкин всего написал 7 сказок. Их особенность в том, что все они написаны в стихотворной форме.



Ученики записывают в тетрадь.




Ученики высказывают свои предположения.




Ученики записывают в тетрадь.























Ученики рассматривают на доске иллюстрации к сказкам

Оформление доски. Сказки А.С. Пушкина


t1744788240ad.jpg

t1744788240ae.jpg

Сказка о попе и о работнике его Балде Сказка о золотом петушке


t1744788240af.jpg

t1744788240ag.jpg










Сказка о царе Салтане Сказка о рыбаке и рыбке




t1744788240ah.jpgt1744788240ai.jpg











Сказка о мертвой Царевне и о семи Богатырях Сказка «Жених»

t1744788240aj.jpg

Сказка о медведихе

Перед вами карточка. Прочитайте. Это отрывок из сказки, которые, вы, думаю, все хорошо знаете.






- Что это за сказка?

- Катя, прочитай выразительно то, что на доске.







- Молодец. Это отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». На следующих уроках мы будем с вами изучать эту сказку.

Учащиеся читают.

«Старичок к старухе воротился,

Что ж? пред ним царские палаты,

В палатах видит свою старуху,

За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вины;

Заедает она пряником печатным…»

- Сказка о рыбаке и рыбке

«Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась - и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей…»

Закрепление нового материала

- Ребята, давайте повторим то, о чем мы сегодня говорили.

- Какие бывают сказки?


- Назовите признаки сказок.


- В чем особенность пушкинских сказок?


- Сколько всего сказок написал А.С. Пушкин?

- Молодцы, ребята.



- Сказки бывают народными и литературными.

- Победа добра над злом, повторение событий, зачин, концовка.

- А.С. Пушкин писал сказки в стихотворной форме.

- А.С. Пушкин написал 7 сказок

Итог урока

Учитель поощряет школьников, которые активно работали на уроке, оценивает их деятельность.

Домашнее задание – прочитать «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях»



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.