Конспект урока литературы в 6 классе.
Конспект урока литературы в 6 классе
Тема: Сказки в творчестве А.С. Пушкина
Цель: знакомство со сказками А.С. Пушкина
Задачи:
образовательная – познакомить с понятием «сказка», признаками сказки, показать особенность написания сказок А.С. Пушкина;
развивающая – развивать навыки запоминания понятий, определений, особенностей;
воспитательная – воспитать интерес к сказкам А.С. Пушкина;
коррекционная – следить за правильным произношением при чтении материала с доски, ответах на вопросы.
Оборудование: иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина, тетради, экран, ЗУА.
Речевой материал: веретено, невежественный, бояре, властолюбие, тщеславие
Ход урока
Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
Организационный момент | |
(за экраном) - Здравствуйте, ребята. - Какой сейчас урок? - Оля, спроси у Тани, какой у нас урок по счету? - Маша, спроси у Светы, какой е любимы писатель? - Хорошо, молодцы, ребята. (Учитель откладывает экран) | - Здравствуйте. - Сейчас урок литературы. Оля: - Таня, какой сейчас урок по счету? Таня: - Сейчас третий урок. Маша: - Света, какой твой любимый писатель? Света: - Мой любимый писатель – Лев Николаевич Толстой. |
Повторение изученного материала | |
| |
- Ребята, посмотрите на портреты. Какого писателя мы проходили на предыдущих уроках? - Верно. А кто изображен на остальных двух портретах? - Молодцы. - Какое произведение А.П. Платонова мы изучали? - Назовите главных героев рассказа. | - Платонова Андрея Платоновича - Пушкин и Тургенев. - Июльская гроза - Антошка, Наташа, их родители и дедушка с бабушкой. |
Предъявление нового материала | |
Сообщение новой темы. - Ребята, сегодня мы познакомимся со сказками А.С. Пушкина. Но сначала узнаем, что такое сказка и какие они бывают. Слушайте внимательно, основное будем записывать в тетрадь. | |
Рассказ учителя. Сказка – одно из основных жанров фольклора; повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил. Сказки бывают народные и литературные. Как вы думаете, чем они отличаются? Автор народных сказок неизвестен. Они пересказываются народом из поколения в поколение, каждый рассказчик пересказывает своими словами, добавляет что-то свое. Литературная сказка всегда имеет определенного автора. Также есть бытовые и волшебные сказки, сказки про животных. В сказках добро всегда побеждает зло. Для сказок характерны повторы событий, зачин и концовка. Все это является признаками сказки. Теперь поговорим о сказках в творчестве А.С. Пушкина. В длинные зимние вечера в ветхом доме в Михайловском Арина Родионовна рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено (словарная работа: показ картинки) - и сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина. Так родилось пять пушкинских сказок, которые с детства знают и любят люди из разных стран. Эти сказки вдохновляют режиссеров на создание спектаклей, кинофильмов, мультфильмов, композиторов - на создание музыкальных произведений. Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, Золотого петушка и затейницу белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных (словарная работа: перифраза - малообразованный, мало знает) бояр (словарная работа: дать определение – высшее сословие, знатные люди). Во всех сказках поэта любовь и верность противопоставляются предательству и зависти. В них высмеиваются жадность, властолюбие (словарная работа: перифраза – любит управлять, чтобы все подчинялись), тщеславие (словарная работа: примеры из произведений, жизненного опыта). Так же, как и в русских народных сказках, здесь добро торжествует над злом. А.С. Пушкин всего написал 7 сказок. Их особенность в том, что все они написаны в стихотворной форме. | Ученики записывают в тетрадь. Ученики высказывают свои предположения. Ученики записывают в тетрадь. Ученики рассматривают на доске иллюстрации к сказкам |
Оформление доски. Сказки А.С. Пушкина Сказка о попе и о работнике его Балде Сказка о золотом петушке
Сказка о царе Салтане Сказка о рыбаке и рыбке
Сказка о мертвой Царевне и о семи Богатырях Сказка «Жених» | |
Перед вами карточка. Прочитайте. Это отрывок из сказки, которые, вы, думаю, все хорошо знаете. - Что это за сказка? - Катя, прочитай выразительно то, что на доске. - Молодец. Это отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». На следующих уроках мы будем с вами изучать эту сказку. | Учащиеся читают. «Старичок к старухе воротился, Что ж? пред ним царские палаты, В палатах видит свою старуху, За столом сидит она царицей, Служат ей бояре да дворяне, Наливают ей заморские вины; Заедает она пряником печатным…» - Сказка о рыбаке и рыбке «Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась - и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого И жених сыскался ей, Королевич Елисей…» |
Закрепление нового материала | |
- Ребята, давайте повторим то, о чем мы сегодня говорили. - Какие бывают сказки? - Назовите признаки сказок. - В чем особенность пушкинских сказок? - Сколько всего сказок написал А.С. Пушкин? - Молодцы, ребята. | - Сказки бывают народными и литературными. - Победа добра над злом, повторение событий, зачин, концовка. - А.С. Пушкин писал сказки в стихотворной форме. - А.С. Пушкин написал 7 сказок |
Итог урока | |
Учитель поощряет школьников, которые активно работали на уроке, оценивает их деятельность. Домашнее задание – прочитать «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» | |