12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Смирнова Зоя Михайловна112
2

Конспект урока литературы в 7 классе на тему "Уроки человечности в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель"

Конспект урока литературы в 7 классе по теме:

«Уроки человечности в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

Тип урока: комбинированный

Форма проведения: урок - размышление

Цели урока:

-познакомить учащихся с идейным и художественным своеобразием произведения,

-развивать навыки работы с текстом художественного произведения,

-воспитывать интерес к изучению литературы, в частности, к творчеству А.С. Пушкина,

-формировать гуманистическое мировоззрение учащихся.


Оформление доски:

Духовно – нравственная проблематика урока:

Гуманность – человечность, человеколюбие.

Эпиграф:


Лелеющая душу

гуманность …произведений Пушкина

В.Г. Белинский

Проблемный вопрос:


Какие уроки мы получаем, читая произведения А.С. Пушкина?


Ход урока

Организационный момент.

Учитель:

Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого детства. Пушкин пробуждает в нас стремление к высокому, любовь к святой вольности, желание посвятить Отчизне «души прекрасные порывы». Поэт так много успел сказать, не дожив и до сорока лет. Его творчество тревожит душу, заставляет думать, искать ответы на самые злободневные вопросы. Говоря словами другого великого русского писателя Ф.М. Достоевского, Пушкин умер и унес с собой некую тайну, и вот теперь мы эту тайну разгадываем. В поисках ответов на вопросы, которые поставил перед нами Пушкин, мужает наш характер, формируется нравственность.

Ребята, вы уже немало знаете как о самом поэте, так и о его творчестве. Итогом нашей совместной работы в 7 классе станет «Интеллектуальная игра: «Читаем Пушкина» и сочинение «Мой Пушкин». Ваши наблюдения над творческой манерой прозаика А.С. Пушкина, его позиции художника-гуманиста помогут, конечно же, при написании сочинения.

Проверяем домашнее задание

Учитель: предлагает 2-3 учащимся прочитать понравившиеся им стихотворения поэта, объяснить свой выбор.

Двое учащихся идут к доске и читают свои сочинения – миниатюры «Пушкин – это наше все …» (А. Григорьев)

Один учащийся знакомит с пушкинскими афоризмами, в каждом из которых - бездна смысла и комментирует их.

«Мы говорим его стихами…»

Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать.

С порядком дружит ум. Здоровье краше всех румян. Служенье муз не терпит суеты. Ох, тяжела ты, шапка Мономаха. Что день грядущий мне готовит? Не сотвори себе кумира. Мы ленивы и нелюбопытны. И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг.


Работа по теме урока

Пушкин – наш духовный наставник.

А.А. Блок в 1921 году выступил с речью, посвященной Пушкину: «Наша память хранит с малолетства ВЕСЁЛОЕ имя – Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Пушкин так легко и весело умел нести свое творческое бремя, несмотря на то, что роль поэта – не легкая и не веселая; она трагическая… Мы знаем Пушкина – человека, Пушкина – друга монархии, Пушкина – друга декабристов. Все бледнеет перед одним: Пушкин – поэт.

Поэт – величина неизменная. Могут устареть его язык, его приемы; но сущность его дела не устареет. Поэт – сын гармонии; и ему дана какая то роль в мировой культуре. Три дела возложены на него:

освободить звуки из безначальной стихии;

привести эти звуки в гармонию;

внести эту гармонию во внешний мир.

«Слова поэта — это суть его дела». Они проявляют неожиданное могущество: они испытывают человеческие сердца и производят какой – то отбор в грудах человеческого шлака; может быть, они собирают какие – то части старой породы, носящей название «человек»; части, годные для создания новых пород.

Учитель:

Вот такое испытание наших сердец на настоящий гуманизм, невзирая ни на какие чины и звания человека происходит, когда мы читаем этот пушкинский шедевр.

Тема нашего урока записана на доске. Вы, ребята, должны были на каникулах прочитать повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

Вспомните сюжет повести (в тетрадях записан литературоведческий словарь: проза, повесть, сюжет, герой)

Учитель предлагает 2-3 учащимся кратко пересказать содержание повести.

Беседа на выявление уровня усвоения прочитанного

Учитель задает учащимся вопросы:

Как читалась вами повесть?

Каков язык повести?

Почему повесть написана понятным языком?

Ваше отношение к главному герою Самсону Вырину?

Учащиеся отвечают, что эта повесть Пушкина показалась им особенно грустной в сравнении с другими из сборника «Повести Белкина». Написана понятным языком. Автор – на стороне бедного, убитого горем отца, у которого отняли его дочь, которая своим присутствием делала жизнь станционного смотрителя, ругаемого всеми, не такой горестной.


Идейное содержание повести

Учитель:

В повести рассказана трагическая история маленького чиновника, которого смертельно обидел дворянин – офицер Минский. Он увез его дочку Дуню, лишив Вырина единственного счастья – счастья отцовства. Обида, нанесенная ему богатым дворянином, взвывала к протесту, к борьбе с обидчиком. Даже в России, где царило беззаконие, все права в этом случае были на стороне Вырина. Но он не осмелился бороться за свое счастье. Он смирился. Смирение окончательно унизило Вырина, превратило в жертву, покорную ударам судьбы, довело до гибели.

Всем повествованием Пушкин словно спрашивает читателя: каким же должно быть поведение человека в подобных обстоятельствахсмирение или протест?

Ребята, а вы как считаете? Как должен был поступить смотритель? И почему он себя так повел?

Учащиеся выдвигают свои предположения.

3) Художественное своеобразие повести.

Откройте страницу 118 учебника - хрестоматии литературы. Читаем от слов «Долго он стоял неподвижно …», а затем со слов «Старик пришел к себе на квартиру. Приятель его посоветовал ему жаловаться, но смотритель подумал, махнул рукой и решил отступиться …»

Учитель обращает внимание учеников на ключевые слова данного отрывка. Глаголы есть, но общее впечатление от прочитанного - отсутствие действия.

Рассказана типичная ситуация, очень жизненная.

Откройте страницу 122, ответьте на вопросы:

Вопрос № 4 Кто из героев повести не остался равнодушным к судьбе С. Вырина? Найдите подтверждение этому в тексте.

Вопрос № 6 Кому из героев рассказчик симпатизирует?


Рефлексия


В конце урока учащиеся пишут сочинение – миниатюру на тему: «Какие уроки мы получаем, читая повесть «Станционный смотритель»?


Несколько учащихся читают отрывки из своих сочинений.


Автор говорит читателям, что очень важно видеть тех, кто рядом с тобой, стремиться сохранить в себе доброту к любому, даже очень простому, «маленькому человеку».


Итоги размышлений

Учитель: в 1828 году А.С. Пушкин написал стихотворение «Поэт и толпа», в котором выразил свое отношение к делу всей своей жизни и к тем, кто мешал ему, стараясь унизить и оскорбить:

Поэт по лире вдохновенной
Рукой рассеянной бряцал.
Он пел — а хладный и надменный
Кругом народ непосвященный
Ему бессмысленно внимал.

И толковала чернь тупая:
«
Зачем так звучно он поет?
Напрасно ухо поражая,
К какой он цели нас ведет?
О чем бренчит? чему нас учит?
Зачем сердца волнует, мучит,

Как своенравный чародей?
Как ветер, песнь его свободна,
Зато как ветер и бесплодна:

Какая польза нам от ней?»


Ребята, давайте и мы попытаемся ответить на эти вопросы:

Зачем так звучно он поет?

Какой он цели нас ведет?

Чему нас учит?

Учащиеся: Пушкин учит нас любви, добру, милосердию, одним словом, гуманности. Призывает всем своим творчеством соответствовать гордому имени «Человек».


Домашнее задание: прочитать учебный материал на страницах 97-98,109. Прочитать отрывок из трагедии «Борис Годунов».









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.