Конспект урока литературное чтение А.С. Пушкин «Зимний вечер» 3 класс
Министерство образования и науки Алтайского края
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ АДМИНИСТРАЦИИ
КУЛУНДИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
МБОУ Кулундинская СОШ №1
Конспект урока
литературное чтение
А.С. Пушкин
«Зимний вечер»
3 класс
Составитель: Довбня Светлана Александровна
учитель начальных классов
Кулунда,2024
Конспект урока по чтению: А.С. Пушкин «Зимний вечер»
Цели урока:
1. Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством А.С. Пушкина.
2. Изучение стихотворения «Зимний вечер», анализ его содержания и формальных особенностей.
3. Развитие навыков эмоционального восприятия поэзии.
4. Формирование умения работать с текстом, делать выводы и выражать собственное мнение.
Задачи урока:
1. Рассказать об этапах жизни А.С. Пушкина и его влиянии на русскую литературу.
2. Анализировать структуру и язык стихотворения «Зимний вечер».
3. Включить аудиопрослушивание для усиления восприятия текста.
4. Включить физкультминутку для поддержания энергии учащихся.
---
Этапы урока:
1. Организационный момент (3 мин):
- Приветствие, настрой на урок.
- Обсуждение – что знают учащиеся о зимних пейзажах и их восприятии.
Вывод: Учащиеся вовлекаются в обучение, создается атмосфера открытости для обсуждений.
2. Введение в тему (7 мин):
- Рассказ о жизни А.С. Пушкина: ключевые моменты биографии, важные произведения, вклад в литературу.
- Использование материалов из библиотеки Минпросвещения для иллюстрации информации.
Вывод: Учащиеся получают контекст для понимания творчества Пушкина, что способствует лучшему восприятию его поэзии.
3. Чтение стихотворения (10 мин):
- Аудиопрослушивание стихотворения «Зимний вечер». Предложить ученикам закрыть глаза и сосредоточиться на образах и эмоциях, которые вызывает текст.
- Затем чтение стихотворения учителем или одним из учеников.
Вывод: Ученики развивают аудиторское слушание, глубже понимают эмоциональную окраску произведения.
4. Анализ текста (15 мин):
- Обсуждение особенностей стихотворческой формы: ритм, рифма, строфа.
- Работа с образами зимнего вечера, темой одиночества и душевного спокойствия.
- Вопросы к классу: «Что вы чувствуете, когда читаете это стихотворение?» «Как вы понимаете образ зимнего вечера?»
Вывод: Учащиеся развивают навыки анализа текста, учатся выражать свои мысли.
5. Физкультминутка (3 мин):
- Упражнения на расслабление и восстановление энергии: потягивания, движения кистями рук, представляя, как охватывает морозный воздух.
Вывод: Физкультминутка помогает предотвратить утомление, вернуть внимание на занятия.
6. Работа в группах (10 мин):
- Учащиеся обсуждают, что для них значит зимний вечер, какие ассоциации у них возникают в связи с этим словосочетанием.
- Создание коллективного «зимнего пейзажа»: каждая группа добавляет свои образы и слова.
Вывод: Развивают коммуникационные навыки и креативность, создают совместные образы.
7. Подведение итогов (5 мин):
- Обсуждение того, что нового узнали о Пушкине и его поэзии.
- Учащиеся делятся своими чувствами, которые вызвало стихотворение.
Вывод: Учащиеся осознают свои знания, рефлектируют над полученной информацией.
8. Домашнее задание (2 мин):
- Написать небольшое эссе или описание о том, как они видят зимний вечер, опираясь на образы, встретившиеся в стихотворении.
---
Заключение по уроку:
На уроке учащиеся познакомились с биографией А.С. Пушкина и его стихотворением «Зимний вечер». Они научились анализировать текст, осознавать эмоции и образы, возникающие при чтении. Аудиопрослушивание и работа в группах способствовали глубокому погружению в текст, а физкультминутка помогла поддерживать активность. Результатом стало формирование интереса к поэзии и русской литературе, навыков чтения и понимания стихов.