12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Живовецкая Галина Александровна188
учитель начальных классов МБОУ СОШ №47 им. Михина М.Ф.
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
4

Конспект урока литературного чтения по произведению Н. Носова «Огурцы»

Тема

Произведение Н. Носова «Огурцы»

Планируемые результаты

Цель: Создать условия для ознакомления с произведением Н. Носова «Огурцы»

Предметные результаты

УУД


Учащиеся знают:

Историю жизни и творчества Н.Н. Носова.

Умеют:

Выделять тему и идею произведения;

Анализировать поступки героев.

Личностные: формируется учебно–познавательный интерес к изучению нового учебного материала;

Регулятивные: формируется  умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя;

Познавательные: формируются умения ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации ;

Коммуникативные: формируется умение  участвовать в диалоге, общей беседе, использовать средства языка и речи для получения и передачи информации;

Тип урока

Ознакомление с новым материалом

Ресурсы

Литературное чтение — 3 класс — Учебник — 1 часть — Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская.


№п/п

Этап урока, цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося


Мотивация.

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок,
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.

Эмоционально настраиваются на работу.


Актуализация знаний учащихся.

 «Речевая разминка».
-Сейчас мы с вами подготовим наш речевой аппарат для чтения текста.
-Читаем скороговорку сначала медленно, затем быстрее и еще быстрее.

От топота копыт
Пыль по полю летит
Пыль по полю летит
От топота копыт

-Молодцы, вы подготовили свой речевой аппарат.
-А чтоб узнать название рассказа, отгадайте загадку.
«Летом - в огороде,
Свежие зеленые,
А зимою - в бочке,
Желтые, соленые».
(огурцы)
- Молодцы правильно!

-Сейчас я прошу выйти 5 человек к доске. Выберете карточки со словами и составьте пословицу.

-Прочитайте. Какая пословица получилась.

-Объясните смысл пословицы. (Доброе дело само себя хвалит.)

-Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?

Переверните карточки обратной стороной. Что получилось? (Носов)
-Что вы знаете о Н.Н. Носове? С какими произведениями вы уже знакомы?  

-Катя приготовила сообщение о Николае Носове.








Читают скороговорку.






Отгадывают загадку.










Отвечают на вопросы учителя.  


-О добрых делах.


Во 2 классе мы читали рассказы Н. Носова «На горке», «Затейники», «Фантазеры».

Катя рассказывает о Н. Носове, сопровождая презентацией.


Постановка цели урока.

- Ребята, сегодня мы познакомимся еще с одним рассказом этого знаменитого писателя.

Николай Николаевич Носов написал много замечательных книг для детей. 

- Вспомните, из какого произведения Н. Носова эти герои?

- А хотите узнать из какого произведения эти герои? Откройте учебник на стр. 15 и прочитайте название.

- Как называется произведение, с которым мы сегодня познакомимся? (Огурцы)

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе?

- Ну что ж посмотрим, подтвердятся ли ваши предположения.

Что необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной? (определить цели и задачи работы)

- Поставим перед собой  учебные задачи, над которыми будем работать.





Вспоминают и называют уже прочитанные произведения автора.





Формулируют задачи урока.

(прочитать произведение, познакомиться с героями, охарактеризовать главных героев, выяснить основную мысль, высказывать своё отношение, оценивать свою работу).

4.

Восприятие.

«Словарная работа».

Предлагаю разобрать трудные слова, которые могут встретиться вам в тексте.

колхозный – общий

пазуха – между грудью и прилегающей к ней одеждой (положить, спрятать и т.п.).

бежать во весь дух - бежать быстро.

не было ни души – нет ни оного человека вокруг.

 «Первичное восприятие» (чтение учителем)
- А теперь внимательно послушайте рассказ «Огурцы» и потом поделитесь своими чувствами, мыслями, которые у вас появились во время прослушивания этого рассказа.
- Слушайте меня внимательно и не отвлекайтесь. Следите за мной по тексту ученика на стр. 15.

«Беседа по целевому вопросу»

- Перед чтением вы предположили, что рассказ будет об огурцах. Речь идет об огурцах?

-О чем этот рассказ?

- Мы сегодня произведем с вами анализ произведения, и в этом нам поможет прием фишбоун.

- Я предлагаю  оформить наши мысли с помощью рыбы. Голова – это тема рассказа, о чем этот рассказ?

- Каким одним словом можно назвать тему рассказа?


 



Читают трудные слова,  объясняют их значение.







Ученики слушают учителя, следят по учебнику.




Отвечают на вопросы учителя.









Воровство.



Физминутка.

-А теперь немного отдохнём!
Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдёмся по дорожке.
Но дорожка не простая —
Нас от парт не отпускает. 
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок-другой
Покачаю головой. 
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперёд,
другой - вперёд,
А потом наоборот. 
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.


5.

Осмысление.

- Понравился ли рассказ?
- Чем понравился?
- Какие чувства вы испытывали, когда читали это произведение? (грусть, радость, сожаление, сочувствие).
- А теперь я предлагаю, еще раз вернутся к тексу и потом продолжить анализ текста.


«Повторное восприятие текста»  (чтение учащимися)
-Сейчас мы еще раз прочтем рассказ.
-Читаем самостоятельно по цепочке, по два предложения, начиная с первой парты от окна. 
-Молодцы, ребята!

Беседа по содержанию произведения.
Ученики отвечают на вопросы учителя.








Чтение по цепочке.


6.

Закрепление.

«Анализ произведения»
  Работа над характеристикой героев.

-Приступим к анализу произведения

-Назовите героев рассказа?

-Кто из них главный герой, а кто второстепенный?

-Дайте характеристику каждому герою.

Охарактеризуйте сторожа.

-Каким был дедушка-сторож?

Докажите словами из текста.
-В чём вы почувствовали его строгость? В чём проявилась доброта?

– Приведите примеры эпитетов.

 Охарактеризуйте маму.
-Какая мама у Котьки?

– Приведите примеры эпитетов.
Найдите доказательства в тексте.

Охарактеризуйте Павлика.

-Какой Павлик?

Найдите доказательства в тексте.

Охарактеризуйте Котьку. Какой это был мальчик?

– Приведите примеры эпитетов.

Найдите доказательства в тексте.

Поработаем над содержанием текста.
-Куда однажды забрели Котька и Павлик?
-Что они там делали? (воровали огурцы)
-Да, правильно. Давайте запишем это в туловище рыбы. 
-С какой целью они это делали? (Котька хотел порадовать маму)

-Как поступил Павлик? Можно ли Павлика назвать настоящим другом Котьки? Почему? (нельзя)
- Что было дальше? (Котька принес огурцы и гордился этим.)
-Назовите слава из текста, которые показывают, что он гордится.
- Почему он так себя ведет? (хочет быть нужным, добытчиком)
-Почему Котька явился домой радостный? (он хотел порадовать маму) –Записываем.
-Как мама оценила поступок Котьки? (мама отправила его обратно) –Записываем.
-Почему она так себя повела? (хотела проучить) –Записываем.
-Как вы думаете, мама любила Котьку? А как бы вы поступили на месте мамы?
-Какое чувство испытывал Котька, выйдя на улицу? Подтвердите словами из текста.
-Котька хотел выбросить огурцы. А почему он этого не сделал? Как это его характеризует?

-Что было дальше? (принес огурцы обратно)
- Раскаялся ли Котька в своем поступке? (он раскаивался) –Записываем.
-Как Котька возвращал огурцы сторожу?
-Какой мудрый совет дал дедушка Котьке? Найдите в тексте и прочитайте.
-Какое у дедушки было отношение к Котьке?
-Какое слово характеризует отношение дедушки к Котьке? («сынок»)
-Можем ли мы сказать, что Котька был честным мальчиком? Почему?
-Как чувствовал себя Котька, возвращаясь, домой? Почему?
-Прочитайте последние три строчки. Чему радовался Котька?
-Как на протяжении рассказа меняется настроение Котьки?
-Что хотел донести до нас автор? Какая главная мысль рассказа? (Чужое брать без разрешения нельзя) –Записываем в хвост рыбы.

-Случалось ли с вами такое? Были вы когда-нибудь на месте Котьки или мамы?



Описание героев.








(трусливый, неискренний, хитрый, слабохарактерный, честный, доверчивый, ответственный, добрый, добрая, злая, жестокая, справедливая, строгая, настойчивая).








Отвечают на вопросы учителя, заполняют рыбу.

7.

Подведение итогов.

-С каким произведением познакомили? Какая тема была у рассказа?
-Какая идея рассказа?

-Чему научила вас история с Котькой? (Не совершать плохих поступков, за которые потом будет стыдно.) (честности, чувству товарищества, отзывчивости, обдумывать свои поступки) 

-Какие качества позволили Котьке выйти из трудного положения?

(мужественный, отважный, добрый, послушный).
-Что до нас хотел донести автор? Подберите пословицы, которые подойдут к идее этого произведения.

-Вам понравился урок? Что вам больше всего понравилось сегодня на уроке?

- Ребята, какое настроение у вас в конце урока? Покажите мне на ваших смайликах.


Подводят итог урока.



Отвечают на вопросы учителя.






1.Правду как не прячь - наружу выйдет.

2.Тайное  всегда  становится явным.



8.

Организация домашнего задания.

-Дома вам нужно будет подготовить план и краткий пересказ. Сделать свои иллюстрации к рассказу.

Записывают задание в дневник.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.