Конспект урока литературного чтения по произведению Н. Носова «Огурцы» (3 класс)
Тема | Произведение Н. Носова «Огурцы» | |
Планируемые результаты | Цель: Создать условия для ознакомления с произведением Н. Носова «Огурцы» | |
Предметные результаты | УУД | |
Учащиеся знают: Историю жизни и творчества Н.Н. Носова. Умеют: Выделять тему и идею произведения; Анализировать поступки героев. | Личностные: формируется учебно–познавательный интерес к изучению нового учебного материала; Регулятивные: формируется умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя; Познавательные: формируются умения ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации ; Коммуникативные: формируется умение участвовать в диалоге, общей беседе, использовать средства языка и речи для получения и передачи информации; | |
Тип урока | Ознакомление с новым материалом | |
Ресурсы | Литературное чтение — 3 класс — Учебник — 1 часть — Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. |
№п/п | Этап урока, цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Мотивация. | Прозвенел и смолк звонок, | Эмоционально настраиваются на работу. | |
Актуализация знаний учащихся. | «Речевая разминка». -Сейчас я прошу выйти 5 человек к доске. Выберете карточки со словами и составьте пословицу. -Прочитайте. Какая пословица получилась. -Объясните смысл пословицы. (Доброе дело само себя хвалит.) -Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? Переверните карточки обратной стороной. Что получилось? (Носов) -Катя приготовила сообщение о Николае Носове. | Читают скороговорку. Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы учителя.
Во 2 классе мы читали рассказы Н. Носова «На горке», «Затейники», «Фантазеры». Катя рассказывает о Н. Носове, сопровождая презентацией. | |
Постановка цели урока. | - Ребята, сегодня мы познакомимся еще с одним рассказом этого знаменитого писателя. Николай Николаевич Носов написал много замечательных книг для детей. - Вспомните, из какого произведения Н. Носова эти герои? - А хотите узнать из какого произведения эти герои? Откройте учебник на стр. 15 и прочитайте название. - Как называется произведение, с которым мы сегодня познакомимся? (Огурцы) - Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе? - Ну что ж посмотрим, подтвердятся ли ваши предположения. Что необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной? (определить цели и задачи работы) - Поставим перед собой учебные задачи, над которыми будем работать. | Вспоминают и называют уже прочитанные произведения автора. Формулируют задачи урока. (прочитать произведение, познакомиться с героями, охарактеризовать главных героев, выяснить основную мысль, высказывать своё отношение, оценивать свою работу). | |
4. | Восприятие. | «Словарная работа». Предлагаю разобрать трудные слова, которые могут встретиться вам в тексте. колхозный – общий пазуха – между грудью и прилегающей к ней одеждой (положить, спрятать и т.п.). бежать во весь дух - бежать быстро. не было ни души – нет ни оного человека вокруг. «Первичное восприятие» (чтение учителем) «Беседа по целевому вопросу» - Перед чтением вы предположили, что рассказ будет об огурцах. Речь идет об огурцах? -О чем этот рассказ? - Мы сегодня произведем с вами анализ произведения, и в этом нам поможет прием фишбоун. - Я предлагаю оформить наши мысли с помощью рыбы. Голова – это тема рассказа, о чем этот рассказ? - Каким одним словом можно назвать тему рассказа? |
Читают трудные слова, объясняют их значение. Ученики слушают учителя, следят по учебнику. Отвечают на вопросы учителя. Воровство. |
Физминутка. | -А теперь немного отдохнём! | ||
5. | Осмысление. | - Понравился ли рассказ? «Повторное восприятие текста» (чтение учащимися) | Беседа по содержанию произведения. Чтение по цепочке. |
6. | Закрепление. | «Анализ произведения» -Приступим к анализу произведения -Назовите героев рассказа? -Кто из них главный герой, а кто второстепенный? -Дайте характеристику каждому герою. Охарактеризуйте сторожа. -Каким был дедушка-сторож? Докажите словами из текста. – Приведите примеры эпитетов. Охарактеризуйте маму. – Приведите примеры эпитетов. Охарактеризуйте Павлика. -Какой Павлик? Найдите доказательства в тексте. Охарактеризуйте Котьку. Какой это был мальчик? – Приведите примеры эпитетов. Найдите доказательства в тексте. Поработаем над содержанием текста. -Как поступил Павлик? Можно ли Павлика назвать настоящим другом Котьки? Почему? (нельзя) -Что было дальше? (принес огурцы обратно) -Случалось ли с вами такое? Были вы когда-нибудь на месте Котьки или мамы?
| Описание героев. (трусливый, неискренний, хитрый, слабохарактерный, честный, доверчивый, ответственный, добрый, добрая, злая, жестокая, справедливая, строгая, настойчивая). Отвечают на вопросы учителя, заполняют рыбу. |
7. | Подведение итогов. | -С каким произведением познакомили? Какая тема была у рассказа? -Чему научила вас история с Котькой? (Не совершать плохих поступков, за которые потом будет стыдно.) (честности, чувству товарищества, отзывчивости, обдумывать свои поступки) -Какие качества позволили Котьке выйти из трудного положения? (мужественный, отважный, добрый, послушный). -Вам понравился урок? Что вам больше всего понравилось сегодня на уроке? - Ребята, какое настроение у вас в конце урока? Покажите мне на ваших смайликах. | Подводят итог урока. Отвечают на вопросы учителя. 1.Правду как не прячь - наружу выйдет. 2.Тайное всегда становится явным. |
8. | Организация домашнего задания. | -Дома вам нужно будет подготовить план и краткий пересказ. Сделать свои иллюстрации к рассказу. | Записывают задание в дневник. |