Конспект урока литературного чтения во 2 классе «Секрет счастья» (Джанни Родари «Солнце и туча»)
Предмет: литературное чтение
Фамилия имя отчество учителя: Богданова Светлана Петровна
Муниципальное общеобразовательное учреждение: Харанорская СОШ № 40
2013год
Пояснительная записка.
Класс: 2
Образовательная система «Школа 2100»
Программа «Литературное чтение»
Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева
Учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Маленькая дверь в большой мир. Книга для чтения во 2-м классе. В 2-х частях. Ч.2. – М.: Баласс, 2011.
Изучаемый раздел: Самое обыкновенное чудо (31 ч.)
Место урока в разделе: 6 урок
Тема урока: Секрет счастья. (Джанни Родари «Солнце и туча»)
Технологическая карта учебного занятия
Учитель начальных классов: Богданова Светлана Петровна
Предмет: литературное чтение
Класс: 2 а
Тема: Секрет счастья. (Джанни Родари «Солнце и туча»)
Цель:
Формирование типа правильной читательской деятельности через диалог с автором.
Задачи:
Обучать прогнозированию текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.
Развивать умение аргументировать свою точку зрения, своё отношение к прочитанному.
Воспитывать доброту, умение дарить радость другим.
Оборудование: мультимедиапроектор, презентация к уроку, портрет Джани Родари, выставка книг, гуашь, кисточки, альбомные листы, банки с водой,
костюмы для инсценирования;
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Методы обучения:
словесный (объяснение, беседа)
объяснительно-иллюстративный;
проблемно – поисковый
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная;
групповая;
индивидуальная.
Средства обучения:
- учебник литературного чтения для 2 класса «Маленькая дверь в большой мир», ч.2;
- карточки для групповой работы;
- мультимедийная презентация
- учебный кабинет
ХОД УРОКА
Этапы работы Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
I.Организационный момент (2 мин.) |
Цель – проверка готовности к уроку, установление эмоционального контакта в группе. |
||
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку |
||
II. Работа с текстом произведения до чтения. (6 мин.) |
Цель – активизация мыслительной деятельности; развитие читательского умения - антиципации, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. |
||
1.Проверка домашнего задания. 1.Антиципация 3. Постановка целей урока 4. Работа с иллюстрацией |
(Слайд 2: рисунки детей к сказке Экзюпери «Маленький принц» ) Сценка «Маленький принц», ч.6 (Маленький принц возвратился к Лису) Организует диалог с обучающимися . - К какому жанру относится это произведение? - Какие слова сказки запомнились? Что вы для себя взяли из этих слов? - Чем жанр сказки отличается от других жанров? - В сказке участвуют несуществующие сказочные герои. Но Борис Заходер определил ещё одно своеобразие сказок. Он говорит, что есть такие сказки, в которых ничего особенного не происходит. Нет там ни колдунов, ни чародеев, ни волшебных предметов. Но хорошо знакомые нам, привычные вещи – листик на дереве, солнечный луч – в этих сказках озаряются каким-то волшебным светом и становятся близкими и понятными, как будто они живые и родные нам. Такие сказки помогают нам увидеть чудо в том, что нас окружает. Чудо – это детство, друзья, близкие, родная природа. Это умение понимать сердцем, а не только умом. - Хочется ли читать такие сказки? – Может, к таким сказкам относится и та, которую мы будем читать сегодня. Прежде чем мы начнём изучать новую сказку, попробуйте отгадать загадки. Активизирует мыслительную деятельности учащихся, готовит к восприятию текста, подводит к формулировке темы, цели и задач урока. Сначала отгадайте загадки: (Слайд 3:текст загадок, отгадки) Ты весь мир обогреваешь И усталости не знаешь. Улыбаешься в оконце И зовут тебя все… Над тобою, надо мною Пролетел мешок с водою, Наскочил на дальний лес – Прохудился и исчез. - Догадались ли вы о том, кто будет героями этой сказки? (Слайд 4:Джанни Родари. Сказка «Солнце и туча») Чтение заглавия сказки, имени автора - Найдите такую сказку в учебнике.с.122 Сформулируйте тему нашего урока. - Какова же цель и задачи урока? (Слайд 5: «диалог с автором») Рассказывает о писателе, используя выставку книг, презентацию. - Есть у вас дома его книги? (Слайд 5:портрет автора) Кроме «Приключений Чиполлино» Джанни Родари написал много других сказок, удивительных историй и замечательных стихов. Показывает книги Джанни Родари, выставку. Слайд 7:иллюстрация к сказке) - Есть что-либо сказочное в иллюстрации художника? - Каким изображено солнце? - Что может произойти между солнцем и тучей? |
Инсценируют отрывок из сказки «Маленький принц» Ведут диалог, в ходе которого повторяют особенности сказок, готовятся к восприятию нового материала. Читают заглавие сказки, имя фамилию автора Рассматривают иллюстрацию. Яркое, праздничное, ласковое. Делают предположения. |
|
III. Работа с текстом во время чтения. (14 мин.) |
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации |
||
1.Первичное чтение текста. 2. Словарная работа 3.Перечитыва ние текста и беседа по содержанию текст. 4.Физкульт минутка |
Настраивает детей на чтение, на ведение «диалога с автором». Во время чтения, старайтесь вести диалог с автором. Подчеркните непонятные для вас слова. Выявляет первичное восприятие. - Где вы делали остановки по ходу чтения? Какие задавали вопросы? Помогает выявить совпадения первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. - Наши предположения подтвердились? - Почему это сказка? Докажите. Выявляет понимание детьми незнакомых слов. (Слайд 8: иллюстрация колесницы) Колесница - большой колёсный экипаж. Транжира - тот, кто тратит деньги без разбора. Щедрый - тот, кто охотно помогает другим, тратится на других; синонимы: не жадный, великодушный, ценный. Горделиво – выражающий гордость и достоинство. Бултыхнулось – упало, бросилось в воду. (Слайд 8: транжира) - Какое слово в тексте употребляется в переносном значении? Кто произносит это слово? Почему? Предлагает перечитать текст с комментированием. - Что происходит между героями? - Какое отношение было у тучи к солнцу? - Что значит грозовое настроение? -Прочитайте следующий абзац с нужной интонацией, которая относится к герою Туче. - Почему все радовались солнечным лучам? - Чему удивилась туча? -Что с ней случилось? Что значит “рассыпалась градом”? - Каким было солнце в конце дня? Почему? Проводит физкультминутку. Солнце спит и небо спит, Даже ветер не шумит. Рано утром солнце встало, Все лучи свои послало. Вдруг повеял ветерок, Небо тучей заволок И деревья раскачал. Дождь по крышам застучал, Барабанит дождь по крышам, Солнце клонится все ниже Вот и спряталось за тучи, Ни один не виден лучик |
Читают текст про себя. Ведут «диалог с автором». Подчёркивают непонятные слова. Определяют жанр произведения. Объясняют значение слов (кто знает) Читают вслух и беседуют по ходу чтения. Отвечают на вопросы. Проговаривают слова, выполняют действия. |
|
IV. Работа с текстом после чтения (10 мин.) |
Цель – умение работать в группе, вести учебный диалог, расширение кругозора учащихся, умение добывать информацию из иллюстраций, текста, использовать жизненный опыт, развитие речи, умение выражать свои мысли слушать и дополнять ответ товарища. |
||
1. Работа в группах (6 групп по 4 человека)
2.Выявление и формулирова ние основной идеи текста. |
Организует работу в группах. (Слайд 10: музыка) Каждая группа получает карточку-задание. 1 группа. Как Джанни Родари изображает солнце? (Подберите в тексте слова, выражения, которые очень точно характеризуют Солнце?) (Слайд 11:проверка задания1 группы) 2 группа. Найдите в тексте слова, говорящие о поведении Тучи, её характере, настроении. (Слайд 12:проверка задания2 группы) 3 группа. Вы Солнце! Расскажите о себе. (Какой у вас характер, настроение? Ищите помощи у автора.) (Слайд 13:изображение Солнца и Тучи) 4 группа. Вам нужно подготовить речь Тучи, в которой она высказывает своё отношение к Солнцу. Подумайте, какая будет интонация! 5 группа. Писатель выражает свои мысли, чувства, впечатления словами, а художник кистью. Вы художники! Прочитайте внимательно текст. Нарисуйте, каким вы увидели Солнце в тексте. Подготовьте ответ по рисунку. 6 группа. Художники продолжают выражать чувства с помощью кисти. Нарисуйте, какой вы увидели Тучу в тексте. Подберите в тексте слова для её описания. Организует выступление групп, обмен мнениями. Проводит обобщающую беседу. Помогает детям сформулировать главную мысль текста. -Что хотел сказать автор, когда в конце сказки написал, что лучей у солнца не убавилось? - Кто был счастливее – солнце или туча? Почему? - На чьей стороне симпатии автора? - Кого напоминают своими действиями и речью солнце и туча? Почему? - Какой совет даёт автор своим читателям? - Что необычного увидел автор в обыкновенных явлениях природы? - Какова главная мысль сказки? (Слайд 13:Счастлив тот, кто умеет дарить радость другим) Каким человеком был автор этого произведения? Помогает учащимся соотнести поставленные перед уроком задачи с достигнутым результатом. -Выполнили ли мы задачи урока? -Что удалось? Над чем нужно ещё поработать? |
Работают в группах. 1.Подбирают и записывают из текста слова и выражения, характеризующие Солнце. 2.Подбирают и записывают из текста слова и выражения, характеризующие Тучу. 3.Один ученик «перевоплощается» в Солнце и рассказывает о себе. 4.Один ученик «перевоплощается» в Тучу и рассказывает о себе. 5.Рисуют, каким они увидели Солнце в тексте. Готовят ответ по рисунку. 6.Рисуют, какой они увидели Тучу в тексте. Готовят ответ по рисунку. Каждая группа представляет свою работу. Ведут беседу. Формулируют главную мысль текста. Соотносят поставленные перед уроком задачи с достигнутым результатом. |
|
V.Самооценка,взаимооценка.(3мин.) |
Цель – вспомнить, проанализировать и оценить свою работу на уроке. Выполнить самооценку и взаимооценку на основе «Алгоритма самооценки» |
||
Организует само- и взаимооценку по «Алгоритму самооценки» -В чём заключалось задание? - Удалось получить результат? - Полностью правильно или с ошибкой? - Самостоятельно или с помощью? - Отметка? |
Проводят самооценку и взаимооценку по «Алгоритму самооценки». |
||
VI. Рефлексия. (3 мин.) |
Цель: осмысление собственных действий, размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. |
||
- А кем вы хотели бы стать, солнцем или тучей? - Почему? - Продолжите, чтобы стать солнышком нужно… - Какие советы вы могли бы дать человеку, если он похож на тучу? - А как вы думаете, что нужно, чтобы не стать тучей? -Какие причины могут влиять на настроение? - Что помогает сохранять хорошее настроение? - Можно ли исправить настроение? - Я думаю, что вы правы. Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Просыпайтесь с мыслями, что день принесет удачу. Даже, если будут трудности, верьте, что справитесь с ними. Давайте будем вырабатывать привычку каждый день улыбаться друг другу. Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость. (Звучит песня «Улыбка») - Комфортно ли вам было на уроке? -Перед вами лежат кружочки. Жёлтый цвет символизирует солнце, а чёрный – тучу. Покажите всем, кто вы сейчас? |
Высказывают свои впечатления от урока. Показывают кружочки. |
||
VII. Домашнее задание (2 мин.) |
Цель — создать условия для закрепления учебного материала, дать возможность учащимся самим определить задание по своему выбору, с использованием дополнительных источников. |
||
Предлагает задания на выбор для выполнения дома. 1. Творческое продуктивное задание: придумать сказку, на подобии прочитанной, например, «Вода и огонь», «Роза и шипы» и записать её в РТ: с.48 2. Пересказать сказку, проиллюстрировать. |
Приложение
Задания для групп.
1 группа.
Как Джанни Родари изображает солнце? (Подберите в тексте слова, выражения, которые очень точно характеризуют Солнце?)
2 группа.
Найдите в тексте слова, говорящие о поведении Тучи, её характере, настроении.
3 группа.
Вы Солнце! Расскажите о себе. (Какой у вас характер, настроение?Ищите помощи у автора.)
4 группа.
Вам нужно подготовить речь Тучи, в которой она высказывает своё отношение к Солнцу. Подумайте, какая будет интонация!
5 группа.
Писатель выражает свои мысли, чувства, впечатления словами, а художник кистью. Вы художники! Прочитайте внимательно текст. Нарисуйте, каким вы увидели Солнце в тексте. Подготовьте ответ по рисунку.
6 группа. Художники продолжают выражать чувства с помощью кисти. Нарисуйте, какой вы увидели Тучу в тексте. Подберите в тексте слова для её описания.
Ильина Оксана Геннадьевна