12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана Петровна144
Россия, Забайкальский край, пгт Шерловая гора
6

Конспект урока литературного чтения «Секрет счастья» (Джанни Родари «Солнце и туча»)

Тема урока: Секрет счастья. (Джанни Родари «Солнце и туча»)
Предмет: литературное чтение
Фамилия имя отчество учителя: Богданова Светлана Петровна 

Муниципальное общеобразовательное учреждение: Харанорская СОШ № 40

















2013год

Пояснительная записка.

Класс: 2

Образовательная система «Школа 2100»

Программа «Литературное чтение»

Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

Учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Маленькая дверь в большой мир. Книга для чтения во 2-м классе. В 2-х частях. Ч.2. – М.: Баласс, 2011.

Изучаемый раздел: Самое обыкновенное чудо (31 ч.)

Место урока в разделе: 6 урок

Тема урока: Секрет счастья. (Джанни Родари «Солнце и туча»)


 


 

 












Технологическая карта учебного занятия

Учитель начальных классов: Богданова Светлана Петровна

Предмет: литературное чтение

Класс: 2 а

Тема: Секрет счастья. (Джанни Родари «Солнце и туча»)

Цель:

Формирование типа правильной читательской деятельности через диалог с автором.

Задачи:

Обучать прогнозированию текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.

Развивать умение аргументировать свою точку зрения, своё отношение к прочитанному.

Воспитывать доброту, умение дарить радость другим.

Оборудование: мультимедиапроектор, презентация к уроку, портрет Джани Родари, выставка книг, гуашь, кисточки, альбомные листы, банки с водой,

костюмы для инсценирования;

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Методы обучения:

словесный (объяснение, беседа)

объяснительно-иллюстративный;

проблемно – поисковый

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная;

групповая;

индивидуальная.

Средства обучения:

- учебник литературного чтения для 2 класса «Маленькая дверь в большой мир», ч.2;

- карточки для групповой работы;

- мультимедийная презентация

- учебный кабинет

ХОД УРОКА

Этапы

работы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

(2 мин.)

Цель – проверка готовности к уроку, установление эмоционального контакта в группе.

 

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

II. Работа с текстом произведения до чтения.

(6 мин.)

Цель – активизация мыслительной деятельности; развитие

читательского умения - антиципации, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

1.Проверка домашнего задания.

1.Антиципация

3. Постановка целей урока

4. Работа с иллюстрацией

(Слайд 2: рисунки детей к сказке Экзюпери «Маленький принц» )

Сценка «Маленький принц», ч.6 (Маленький принц возвратился к Лису)

Организует диалог с обучающимися .

- К какому жанру относится это произведение?

- Какие слова сказки запомнились? Что вы для себя взяли из этих слов?

- Чем жанр сказки отличается от других жанров?

- В сказке участвуют несуществующие сказочные герои.

Но Борис Заходер определил ещё одно своеобразие сказок. Он говорит, что есть такие сказки, в которых ничего особенного не происходит. Нет там ни колдунов, ни чародеев, ни волшебных предметов. Но хорошо знакомые нам, привычные вещи – листик на дереве, солнечный луч – в этих сказках озаряются каким-то волшебным светом и становятся близкими и понятными, как будто они живые и родные нам.

Такие сказки помогают нам увидеть чудо в том, что нас окружает. Чудо – это детство, друзья, близкие, родная природа. Это умение понимать сердцем, а не только умом.

- Хочется ли читать такие сказки?

–  Может, к таким сказкам относится и та, которую мы будем читать сегодня.

Прежде чем мы начнём изучать новую сказку, попробуйте отгадать загадки.

Активизирует мыслительную деятельности учащихся, готовит к восприятию текста, подводит к формулировке темы, цели и задач урока.

Сначала отгадайте загадки:

(Слайд 3:текст загадок, отгадки)

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь.

Улыбаешься в оконце

И зовут тебя все…

Над тобою, надо мною

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес –

Прохудился и исчез.

- Догадались ли вы о том, кто будет героями этой сказки?

(Слайд 4:Джанни Родари. Сказка

«Солнце и туча»)

Чтение заглавия сказки, имени автора

- Найдите такую сказку в учебнике.с.122

Сформулируйте тему нашего урока.

- Какова же цель и задачи урока?

(Слайд 5: «диалог с автором»)

Рассказывает о писателе, используя выставку книг, презентацию.

- Есть у вас дома его книги?

(Слайд 5:портрет автора)

Кроме «Приключений Чиполлино» Джанни Родари написал много других сказок, удивительных историй и замечательных стихов. Показывает книги Джанни Родари, выставку.

Слайд 7:иллюстрация к сказке)

- Есть что-либо сказочное в иллюстрации художника?

- Каким изображено солнце?

- Что может произойти между солнцем и тучей?

Инсценируют отрывок из сказки «Маленький принц»

Ведут диалог, в ходе которого повторяют особенности сказок, готовятся к восприятию нового материала.

Читают заглавие сказки, имя фамилию автора

Рассматривают иллюстрацию.

Яркое, праздничное, ласковое.

Делают предположения.

III. Работа с текстом во время чтения.

(14 мин.)

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации

1.Первичное чтение текста.

2. Словарная работа

3.Перечитыва

ние текста и

беседа по содержанию текст.

4.Физкульт

минутка

Настраивает детей на чтение, на ведение «диалога с автором».

Во время чтения, старайтесь вести диалог с автором. Подчеркните непонятные для вас слова.

Выявляет первичное восприятие.

- Где вы делали остановки по ходу чтения? Какие задавали вопросы?

Помогает выявить совпадения первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

- Наши предположения подтвердились?

- Почему это сказка? Докажите.

Выявляет понимание детьми незнакомых слов.

(Слайд 8: иллюстрация колесницы)

Колесница - большой колёсный экипаж.

Транжира - тот, кто тратит деньги без разбора.

Щедрый - тот, кто охотно помогает другим, тратится на других;  синонимы: не жадный, великодушный, ценный.

Горделиво – выражающий гордость и достоинство. 

Бултыхнулось – упало, бросилось в воду. 

(Слайд 8: транжира)

- Какое слово в тексте употребляется в переносном значении? Кто произносит это слово? Почему?

Предлагает перечитать текст с комментированием.

- Что происходит между героями?

- Какое отношение было у тучи к солнцу?

- Что значит грозовое настроение?       

-Прочитайте следующий абзац с нужной интонацией, которая относится к герою Туче.

- Почему все радовались солнечным лучам?

- Чему удивилась туча?

-Что с ней случилось? Что значит “рассыпалась градом”?

- Каким было солнце в конце дня?

Почему?

Проводит физкультминутку.

Солнце спит и небо спит,

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало,

Все лучи свои послало.

Вдруг повеял ветерок,

Небо тучей заволок

И деревья раскачал.

Дождь по крышам застучал,

Барабанит дождь по крышам,

Солнце клонится все ниже

Вот и спряталось за тучи,

Ни один не виден лучик

Читают текст про себя. Ведут «диалог

с автором».

Подчёркивают непонятные слова.

Определяют жанр произведения.

Объясняют значение слов (кто знает)

Читают вслух и беседуют по ходу чтения.

Отвечают на вопросы.

Проговаривают слова, выполняют действия.

IV. Работа с текстом после чтения

(10 мин.)

Цель – умение работать в группе, вести учебный диалог, расширение кругозора учащихся, умение добывать информацию из иллюстраций, текста, использовать жизненный опыт, развитие речи, умение выражать свои мысли слушать и дополнять ответ товарища.

1. Работа в группах

(6 групп по 4 человека)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

2.Выявление и формулирова

ние основной идеи текста.

Организует работу в группах.

(Слайд 10: музыка)

Каждая группа получает карточку-задание.

1 группа. Как Джанни Родари изображает солнце? (Подберите в тексте слова, выражения, которые очень точно характеризуют Солнце?)

(Слайд 11:проверка задания1 группы)

2 группа. Найдите в тексте слова, говорящие о поведении Тучи, её характере, настроении.

(Слайд 12:проверка задания2 группы)

3 группа. Вы Солнце! Расскажите о себе. (Какой у вас характер, настроение? Ищите помощи у автора.)

(Слайд 13:изображение Солнца и Тучи)

4 группа. Вам нужно подготовить речь Тучи, в которой она высказывает своё отношение к Солнцу. Подумайте, какая будет интонация!

5 группа. Писатель выражает свои мысли, чувства, впечатления словами, а художник кистью. Вы художники! Прочитайте внимательно текст. Нарисуйте, каким вы увидели Солнце в тексте. Подготовьте ответ по рисунку.

6 группа. Художники продолжают выражать чувства с помощью кисти. Нарисуйте, какой вы увидели Тучу в тексте. Подберите в тексте слова для её описания.

Организует выступление групп, обмен мнениями.

Проводит обобщающую беседу. Помогает детям сформулировать главную мысль текста.

-Что хотел сказать автор, когда в конце сказки написал, что лучей у солнца не убавилось?

- Кто был счастливее – солнце или туча? Почему?

- На чьей стороне симпатии автора?

- Кого напоминают своими действиями и речью солнце и туча? Почему?

- Какой совет даёт автор своим читателям?

- Что необычного увидел автор в обыкновенных явлениях природы?

- Какова главная мысль сказки?

(Слайд 13:Счастлив тот, кто умеет дарить радость другим)

Каким человеком был автор этого произведения?

Помогает учащимся соотнести поставленные перед уроком задачи с достигнутым результатом.

-Выполнили ли мы задачи урока?

-Что удалось? Над чем нужно ещё поработать?

Работают в группах.

1.Подбирают и записывают из текста слова и выражения, характеризующие Солнце.

2.Подбирают и записывают из текста слова и выражения, характеризующие Тучу.

3.Один ученик «перевоплощается» в Солнце и рассказывает о себе.

4.Один ученик «перевоплощается» в Тучу и рассказывает о себе.

5.Рисуют, каким они увидели Солнце в тексте. Готовят ответ по рисунку.

6.Рисуют, какой они увидели Тучу в тексте. Готовят ответ по рисунку.

Каждая группа представляет свою работу.

Ведут беседу. Формулируют главную мысль текста.

Соотносят поставленные перед уроком задачи с достигнутым результатом.

V.Самооценка,взаимооценка.(3мин.)

Цель – вспомнить, проанализировать и оценить свою работу на уроке. Выполнить самооценку и взаимооценку на основе «Алгоритма самооценки»

 

Организует само- и взаимооценку по «Алгоритму самооценки»

-В чём заключалось задание?

- Удалось получить результат?

- Полностью правильно или с ошибкой?

- Самостоятельно или с помощью?

- Отметка?

Проводят самооценку и взаимооценку по «Алгоритму самооценки».

VI. Рефлексия.

(3 мин.)

Цель: осмысление собственных действий, размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

 

- А кем вы хотели бы стать, солнцем или тучей?

- Почему?

- Продолжите, чтобы стать солнышком нужно…

- Какие советы вы могли бы дать человеку, если он похож на тучу?

- А как вы думаете, что нужно, чтобы не стать тучей?

-Какие причины могут влиять на настроение?

- Что помогает сохранять хорошее настроение?

- Можно ли исправить настроение?

- Я думаю, что вы правы. Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Просыпайтесь с мыслями, что день принесет удачу. Даже, если будут трудности, верьте, что справитесь с ними. Давайте будем вырабатывать привычку каждый день улыбаться друг другу. Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость.

(Звучит песня «Улыбка»)

- Комфортно ли вам было на уроке?

-Перед вами лежат кружочки. Жёлтый цвет символизирует солнце, а чёрный – тучу. Покажите всем, кто вы сейчас?

Высказывают свои впечатления от урока.

Показывают кружочки.

VII. Домашнее задание

(2 мин.)

Цель — создать условия для закрепления учебного материала, дать возможность учащимся самим определить задание по своему выбору, с использованием дополнительных источников.
 

 

Предлагает задания на выбор для выполнения дома.

1. Творческое продуктивное задание: придумать сказку, на подобии прочитанной, например, «Вода и огонь», «Роза и шипы» и записать её в РТ: с.48

2. Пересказать сказку, проиллюстрировать.

 

Приложение

Задания для групп.

1 группа.

Как Джанни Родари изображает солнце? (Подберите в тексте слова, выражения, которые очень точно характеризуют Солнце?)


 

2 группа.

Найдите в тексте слова, говорящие о поведении Тучи, её характере, настроении.


 

3 группа.

Вы Солнце! Расскажите о себе. (Какой у вас характер, настроение?Ищите помощи у автора.)


 

4 группа.

Вам нужно подготовить речь Тучи, в которой она высказывает своё отношение к Солнцу. Подумайте, какая будет интонация!


 

5 группа.

Писатель выражает свои мысли, чувства, впечатления словами, а художник кистью. Вы художники! Прочитайте внимательно текст. Нарисуйте, каким вы увидели Солнце в тексте. Подготовьте ответ по рисунку.


 

6 группа. Художники продолжают выражать чувства с помощью кисти. Нарисуйте, какой вы увидели Тучу в тексте. Подберите в тексте слова для её описания.

Опубликовано


Комментарии (1)

Ильина Оксана Геннадьевна, 05.06.17 в 18:17 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за материал!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.