Урок литературного чтения во 2 классе на тему «Секреты чайного домика. Хокку»
Пояснительная записка к презентации
/data/files/b1533282850.mp3 (Японская музыка)/data/files/y1533282915.pptx (Презентация к уроку)Тема урока : Секреты Чайного дома. Хокку.
Цели: формирование понятия литературного термина «хокку», знакомство с культурой Японии; развитие внимания, познавательного интереса, эмоциональной сферы; воспитание любви и уважения к традициям другой страны, ее культуре; учение видеть прекрасное, которое нас окружает, беречь и ценить.
Ход урока
I. Организационный момент.
Смолкли шаги в коридоре.
Урок нам пора начинать.
Куда мы сегодня отправимся,
Хотите, друзья, узнать?
Дружок, нас с тобой путешествие ждёт
В страну, где румяное солнце встаёт.
Увидим на улице, а не в кино,
Людей, что спешат по делам в кимоно.
Традиции древние нас поразят,
И то, как их бережно все здесь хранят.
Цветущая вишня, бамбук и сосна
В стране этой чтятся во все времена.
Здесь воин отважный составить готов,
Как девочки наши, букет из цветов.
Нам часто придётся вовсю удивляться,
Скорей собирайся, пора отправляться.
Итак, в какую страну мы сегодня отправимся?
II. Проверка домашнего задания
- Сегодня, ребята, мы отправимся в гости.
Чтобы отправиться в путешествие нам необходимо проверить как вы поработали дома. Выразительное чтение стихотворения стр 60 хрестоматия. Понравилась ли вам история? Чем?
III Постановка темы и целей урока
- Откройте учебник на с. 93 и прочитайте название новой главы. («В гостях у Барсука».)Кто такой барсук?
Барсук – млекопитающее из рода барсуков. Имеет длину тела около 70 см, а массу в районе 20-25 кг. Живут барсуки в Средней Азии и на Дальнем Востоке.
Барсуки ведут ночной образ жизни. Живут они в таежных лесах, строят глубокие норы и 10-метровые туннели. Барсуки совершенно неагрессивны, они предпочитают скорее уйти в нору, чем драться. Но если разозлить, то барсук может бить носом и кусать врага, а затем быстро убежать.
Барсук кушает грызунов, лягушек, птиц, червей и растительную пищу. Зимой впадает в спячку и спит с ноября до марта.
Рассмотрите иллюстрацию. Что вы видите? (Маша и Миша в сопровождении Мальвины идут к домику, где сидит Барсук.)
Как вы думаете, о чем они говорят? (Выслушиваются предположения детей)
Есть ли подсказка в учебнике? (О секретах. Чайного домика.)
О чем же пойдет речь на уроке? (Ответы учеников)
А что именно хотелось бы вам узнать на нашем уроке?
III. Работа по теме урока
Построение проекта выхода из затруднений («открытие»).
(Учитель читает два первых абзаца на с. 93.)
- Сделайте вывод: откуда были предки Барсука?
На востоке Азии, на островах Тихого океана лежит небольшая страна - Япония. Издавна ее называют Страной восходящего солнца, что на языке ее жителей звучит как Ниппон. На флаге Японии изображено солнце, и герб страны - золотая хризантема - тоже символ солнца, света, богатства, изобилия.
Чайный домик в Японии - как маленький индивидуальный храм: место, где можно сосредоточиться, побыть одному или с друзьями. Он пустой. Хозяин и гости сидят на полу – на циновке из соломы – татами. Очаг установлен в центре. Украшением служит лишь ваза или свиток.
В Чайном домике проводится чайная церемония – определённый ритуал, когда готовится зелёный чай. Хозяин взбивает измельчённый в порошок зелёный чай с кипятком специальным венчиком, разливает по чашкам, раздаёт друзьям.
Чашки, как правило, глиняные, и у каждого своя форма. Ценность чашки понималась не в современном смысле слова: важно было обнаружить природные свойства глины, рассмотреть естественный затёк глазури, полюбоваться изяществом чашки.
На чайной церемонии принято рассматривать свою чашку, пить чай крохотными глотками, читать стихи, поддерживать неторопливую беседу, рассматривать вазу или свиток, которые помещаются в специальную нишу.
- Как вы думаете, в чем состояло богатство Гостеприимного Барсука?
(Учитель читает текст на с. 94—95.)
- Как бы вы теперь ответили на вопрос? (Он знает несколько потрясающих секретов.)
- Докажите словами из текста.
- Какой главный секрет знал Барсук? (Секрет любования природой.)
- О чем же рассказала Мальвина ребятам? (Японцы любуются осень хризантемами, а также желтыми и алыми кленами, зимой – снегом; весной – цветущими вишнями, а летом – пионами)
А знаете ли вы, что у японских школьников проходят специальные уроки любования? Они носят традиционный характер и связаны с общенациональными праздниками любования (весной — цветением дикой вишни сакуры, осенью - кленами). Истоком этого является древнейшее поклонение тотемным деревьям, от которых, как считается, и произошел народ.
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 95. Что вы видите?
- Как вы думаете, а художники владеют секретами любования? В чем это проявляется? (Художник пытался передать в одном рисунке все образы и краски природы, которыми любуются японцы: кленовые листья на вазе, ветки сакуры, точный орнамент на ткани, струящийся лунный свет и др.)
IV. Физкультминутка
Медитация под японскую музыку.
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Прочитаем до конца текст на с. 96.
Что нового вы узнали? (В Японии стихотворения из трёх строчек называются хокку, или хайку.)
(Учитель читает хокку.)
Вот выплыла луна,
И самый мелкий кустик
На праздник приглашен!
— Вам понравилось стихотворение? Как вы его поняли?
— Закройте глаза и попробуйте представить себе эту картину. Представьте сначала уголок природы темной безлунной ночью, потом показавшуюся из-за тучки луну.
- Понимаете теперь, о каком празднике идет речь?
- Прочитайте задание повышенной трудности. Почему на праздник приглашены все, даже самый маленький кустик?
- А что это за праздник? ( Это праздник лунного света, который одинаково освещает и деревья, и даже самый маленький кустик. Никто не обделён его вниманием.)
- Какое чувство испытывает автор, любуясь лунным светом? (Восторг, восхищение)
- А вы разделяете чувство автора?
- Прочитайте хокку с восторженной интонацией.
Работа в парах
Выполните работу в парах. На партах 2 текста. Определить, какой текст относится к жанру хокку.
Ветвь цветущая
Скрыла от очей моих
Ясную луну.
Падают листья,
Жёлтые листья,
Как письма от птиц,
Улетевших от нас.
VI. Включение в систему знаний и повторение.
- Чем любуются в поселке Мирном?
- Прочитайте, о чем рассказали Маша и Миша Гостеприимному Барсуку. (учебник с.96-97)
О чем это говорит? (Народы всего мира, как и в Японии, одинаково любят и ценят природу своего родного края.)
Чем доводилось любоваться вам? Поделитесь впечатлениями.
(Рассказы детей о встрече с прекрасным)
-Скажите, а чей рассказ был лучше? Почему? Что в нём было интересного и необычного?
VII Итог. Рефлексия деятельности.
Что понравилось на уроке?
Что нового вы узнали?
- Что было трудно понять? Почему?
- Что вы отнесёте к настоящему и ненастоящему богатству?
Вслушайтесь в совет мудреца:
Всматривайтесь в привычное –
И вы увидите неожиданное.
Всматривайтесь в некрасивое –
И вы увидите красивое.
Всматривайтесь в простое –
И вы увидите сложное.
Всматривайтесь в малое –
И вы увидите великое.
VIII Домашнее задание
Читать текст в учебнике (с. 93-96).
Задание по выбору - сочинить стихотворение хокку.