Конспект урока "Литр"

0
0
Материал опубликован 21 January

Тема: Сравнение без измерения. Литр.


Цель: создание условий для ознакомления с единицей вместимости – литр, закрепления знания состава чисел первого десятка; развития навыков счёта; умений решать задачи изученных видов.


Задачи:

Образовательные:

обеспечить усвоение знаний учащихся путём наблюдения и практической работы;

учить решать практически нестандартные задачи с новой величиной;

актуализировать знания разных единиц измерения: длины, массы;

учить детей формулировать проблему, выдвигая гипотезы и находить правильное решение;

Развивающие: развивать внимание, математическую речь;

Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе;


Планируемые результаты (предметные):

-знать единицу вместимости – литр;

- применение новых знаний в жизненных ситуациях.


Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные:
- умение выявлять проблему;
- умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

- работать по предложенному плану, используя необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).


Коммуникативные:
- работа в парах, группах.

- участие в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Познавательные:
-уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-делать умозаключения и выводы в словесной форме.

- находить пути выхода из проблемной ситуации,

-выполнять действия с материальным объектом - литровой банкой.

Личностные: развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач;

Технологии: проблемно-поисковые, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, технология оценивания учебных успехов.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Цель:

включить обучающихся в деятельность; создать положительный и эмоциональный настрой



Мы отправляемся с вами в очередное математическое приключение. Удачи вам и новых открытий!

Возьмите в руки карандаш. Покатайте его по ладоням. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты!

Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие.



II. Актуализация опорных знаний и целеполагание

Цель: актуализировать знания о числах и цифрах и операциях над ними; сформулировать тему урока, определить цель;




1.Каллиграфическая минутка.

Угадайте, какие цифры мы будем писать на минутке чистописания.

- Пара – это сколько? (2)

- Сколько ног у насекомых ? (6)

-Какой сейчас месяц по счету? (3)

- Запишите их чередуя друг за другом. (показ на доске)

2. Работа в группах. На столе слова:

Длина, вместимость, сантиметр, масса, килограмм.

Разбейте слова на группы. Объясните свой выбор.

Проверка (по образцу)

1. Масса, килограмм, весы.

2.Длина, сантиметр, линейка.

- Какое слово вы не отнесли ни к одной из групп?

- Почему слово «вместимость» вы не отнесли ни к одной группе?

- Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?

t1737464046aa.gif

ВМЕСТИМОСТЬ



-Кто знает, где используется это понятие (слово)? (величина, связанная с измерением жидкости)

-У длины есть своя мерка-см, у массы-кг, а у вместимости тоже должна быть своя мерка.

Какова будет цель нашего урока?


Письмо в тетради 263,236,623,632,326,362



Совместно обсуждают, высказывают свои предположения.




Доказывают свою точку зрения

Учащиеся высказывают свои предположения

Под руководством учителя формулируют тему и цель урока.

(Мы не знакомы с этим словом, не знаем, что оно означает.)


III. Открытие нового знания и

Цель:, с помощью подводящего диалога «открыть новое знание»

















А выяснять мы с вами будем не одни, в этом нам поможет персонаж сказочной повести. Отгадайте ребус, и узнаете, какой гость пришел к нам на урок.


К нам на урок пришел кот Матроскин. Вы знаете, какая у него профессия (фермер).

Обратимся к словарю

Информация на слайде: Фермер - это предприниматель в сфере сельского хозяйства. На участке земли он выращивает плодовые и декоративные растения, разводит скот и птицу для производства продуктов питания (молока, мяса, яиц), шерсти, шкур, кормов для животных, удобрений и многого другого.

Как вы считаете, в профессии фермера важно знание математики? Сегодня мы постараемся ответить и на этот вопрос.

У меня на столе 3 различных ёмкости. В хозяйстве у Матроскина 3 дойные коровы, которые каждый день дают молоко. В этих сосудах удой каждой из коров сегодня утром. Матроскин решил выяснить, какая из его любимых коров дает больше молока. Как можно сравнить вместимость этих емкостей?

Возможные пути решения проблемы:

1) Нужно поставить все сосуды в один ряд и измерить высоту воды линейкой;

2) Нужно взвесить ёмкости, и сразу станет ясно, где масса молока больше;

3) Измерить количество молока в сосудах какой-нибудь меркой.

Итак, мы с вами сошлись во мнении, что измерить лучше с помощью какой-либо мерки. Может быть, кто-то из вас уже знает какой меркой измеряют вместимость?

ЛИТР – единица измерения вместимости.

* Показывает детям литровую мерку и литровую банку

* Вывешивает на доску карточку: ЛИТР – л

- Вот в такую банку вмещается 1 литр воды.

Слово ЛИТР при числах сокращенно записывают так: 1л, 3л, 5л.

- Это общепринятое сокращение, поэтому точку после буквы «л» мы не ставим.




Разгадывают ребус фронтально.







Высказывают предположения, анализируют, доказывают свою тоску зрения.










Пытаются измерить высоту воды линейкой, сравнивают сосуды по массе, приходят к выводу, что сравнить количество воды в сосудах этими способами невозможно.

Делают вывод: нужно измерить с помощью какой-то мерки

Применяют жизненный опыт

- Мама покупает молоко, кефир, сок в пакетах 1 литр. Папа заправляет машину на заправке бензином, ему автомат заливает 10 литров, 20 литров.


V.Применение новых знаний (первичное закрепление)


Цель: организовать усвоение учащимися полученных знаний.


-Давайте поможем Матроскину сравнить удой. Я предлагаю вам, исследователям, измерить количество воды литровой банкой в каждом сосуде и записать результаты измерений.


У нас получились вот такие результаты измерений: Мурка 3 л, Зорька 2 л, Марта 1 л.

Кто из коров дал больше всех молока? Меньше всех молока? Какой еще вопрос можно поставить к этому условию? Решим задачу в тетради.

3+2+1=6 (л).

Ответ: 6 л молока.

На слайде появляется интересный факт: голштинская порода коров-самая молочная, может давать 40 л молока в сутки.




Практическая работа.









Записывают решение задачи.





Знакомятся с интересным фактом.

IV. Физминутка с Гаврюшей

Маленький бычок, Жёлтенький бочок,

Ножками ступает, Головой мотает.

-Где же стадо? Му-у-у! Скучно одному-у-у!

Выполняют разминку


VI. Самостоятельное применение знаний

Цель: посмотреть, как дети усвоили новый материал



Я вижу, что вы, ребята, уже запомнили, как называется единица измерения вместимости, и готовы помочь Матроскину в управлении фермерским хозяйством.

Первая группа займется молочным хозяйством, вторая группа плодовыми деревьями, а третья группа транспортными расходами.

Каждая группа получает конверт с заданием.

1 группа: Необходимо вычислить надой молока за неделю. Карточки с числовыми выражениями.

Затем выяснить, какое количество сыра может быть произведено из этого количества молока.

Матроскин следит за количеством надоенного молока. Возьмите карточки и помогите посчитать удой за неделю.

2 группа:

Матроскин выращивает плодовые деревья и поливает их водой. помогите ему заполнить ведра (учебник стр.38 №2).

Соберите пазлы в группы по 9л.

На каждой части пазла записано определённое количество воды, нужно собрать их в группы по 9 л.

3 группа:В хозяйстве у Матроскина есть трактор Тр-тр Митя. Трактор заправляют отборным компотом и борщом. В бак Тр-тр Мите залили 5 л борща и 4 л компота, сколько всего топлива в баке?

При вспашке поля Тр-тр Митя тратит 3 л топлива на 1 грядку. Сколько грядок он сумеет вскопать?

На автозаправке Шарик купил две канистры с моторным маслом. Всего в двух канистрах было 9 литров масла. Укажите все возможные варианты объёма двух канистр с моторным маслом. (Заполнение таблицы)

Игра “Верю – не верю”.

А сейчас немного отдохнем, поиграем с Печкиным в игру “Верю – не верю”. Если вы согласны с его утверждением, то покажите знак «плюс», если не согласны «минус». Отгадаем все правильно, получим еще один интересный факт.

В эту банку (учитель демонстрирует банку в 1 литр) умещается 1 сантиметр жидкости.

Длину кошки можно измерить в литрах.

Объем жидкости измеряется в килограммах.

Единица вместимости жидкости называется литр.


Интересный факт на слайде: Страус, самая большая птица на земле, за один раз может выпить 70 литров воды.

А верблюд выпивает 100 литров воды за один раз.

Высказывают предположения, аргументируют свой ответ.

Групповая работа на карточках с последующим представлением результатов.









Читают интересный факт


Самоконтроль

VII. Рефлексия

Цель:

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

- оценить собственную деятельность;

- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.


- Какую цель мы ставили на уроке?

Нужна ли математика в профессии фермера? Матроскин очень благодарен нам за помощь с вычислениями.

- Попробуйте оценить себя, полученные знания и приобретенные умения на сегодняшнем уроке.

- Посмотрите, у вас на парте лежит картинка с изображением «баночки». Оцените свою работу,  закрасив баночку  (голубым цветом - цвет воды). Если у вас все получилось – полностью всю баночку, если были ошибки и трудности – половина баночки.


Самооценивание



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.