12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лысова Александра367
олодой инициативный педагог с хорошими организаторскими способностями. Всегда заинтересована в развитии и обучении, что стараюсь привить как своим ученикам, так и их родителям, а также педагогам, с которыми общаюсь!
Россия, Алтайский край, Барнаул

Конспект урока №2

Класс: 6

Тема: «В.Г. Распутин - рассказ о писателе. Трудности военного времени»

Цели урока: создать условия для знакомства учеников с некоторыми чертами личности писателя, определения мотивов поведения главного героя рассказа, знакомства с понятием «прототип».

Оборудование: учебник «Литература. 6 класс. 2 часть» Коровина В.Я. и др., рабочая тетрадь ученика, портрет писателя В.Г.Распутина, проектор, компьютер, экран.

 

Смысловые блоки учебно-речевой ситуации; цель

Содержание речевой деятельности коммуникантов (фрагментарно)

Комментарий речевого поведения учителя

Объяснение темы урока

Цель: пробудить ассоциации, вызвать интерес к теме урока.

Эпиграф (на доске): «Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня». (В.Г.Распутин)

- Почему именно такой эпиграф я выбрала для сегодняшнего урока?

Сегодня мы начнём знакомство с рассказом Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского».

Послушайте рассказ о жизни Валентина Распутина. Обратите внимание на то, как и когда начался творческий путь писателя. (На доске портрет писателя).

 

Вопросы на выявление вторичного восприятия

Цель: обеспечить самостоятельность наблюдения за образами героев произведения

Рассказ ученицы о биографии и творческом пути писателя (Сутоцкая Анастасия со слайдовой презентацией).

- Как и когда начался творческий путь Валентина Распутина?

- Что послужило основой для написания рассказа «Уроки французского»?

- Прочтите статью «Уроки доброты». О каких законах доброты говорит автор в статье «Уроки доброты»?

Тезисы, вычлененные из статьи учебника.

а) Истинное добро со стороны того, кто его творит, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает;

б) добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила;

в) добро возвращается добром

- Обратите внимание, что перед рассказом помещён отрывок из истории создания рассказа. Прочитайте его.

Как называется человек из реальной жизни, с которого создан литературный образ? Прототип - первоначальный образец, человек из реальной жизни, с которого создан литературный образ (записать в тетрадь).

- О чём говорит название рассказа?

- От чьего лица ведётся повествование?

- Почему именно такая форма повествования избрана автором?

Связан ли рассказ с биографией писателя? (этот рассказ автобиографичен)

В рассказе описано тяжелое послевоенное время, карточная система снабжения продуктами, голод, обязательные для населения государственные займы, тяготы колхозного труда; место действия – Сибирь, родина писателя, глухая сибирская деревушка, в которой даже садов нет, так как зимой деревья вымерзают.

Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое, посвящено Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери друга А.Вампилова, но прототипом учительницы французского стала настоящая учительница Лидия Михайловна Молокова.

Обратимся к тексту рассказа (прослушивание фонохрестоматии до слов «…по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятёрки»).

- Какие факты, детали рисуют нам образ трудного послевоенного времени?

Облигация - это ценная бумага с низким риском убытка, приносящая низкий доход. Если облигация выпущена надежной, платежеспособной компанией или государством, то инвестор гарантированно получит обратно уплаченную за неё сумму и сверх неё - оговоренный процент. Но риск невыплаты долга по облигации, хоть и очень небольшой, всё же есть.
- Какие испытания ожидали его? (Читает Новоселова Полина до слов «Однажды в сентябре…»).

— Что означает признание мальчика: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»?

Итог: голод, холод, тоска, оторванность от семьи - в 11 лет существовать самостоятельно, когда у тебя еще и картошку крадут… и одиночество. И наперевес всему - тяга к знаниям, желание учиться. Но этот треклятый французский. (записать в тетрадь).

(Читает учитель до слов «Утром я со страхом смотрел на себя…»)

— Как вы думаете, почему мальчик не убежал к матери в деревню? Что двигало им: жажда знаний или желание выделиться, страх или чувство долга?

— Почему герой никому не сказал о том, что кто-то таскает у него хлеб и картошку? Почему он «заставил себя смириться и с этим»?

Обратить внимание учеников на то, что рассказ автобиографичен, создать условия для формирования понятия «прототип».

Подведение итогов урока

Цель: подвести учеников к самостоятельно сделанному выводу

— Чем интересен для вас герой рассказа?

— Как вы понимаете слово характер?

— Мы часто говорим: сильный характер, твердый характер, волевой характер. Если мы говорим о человеке «бесхарактерный», значит ли это, что у него нет характера? 
— Какие еще выражения со словом характер вы знаете?

— Как вы считаете, каким человеком был герой рассказа Распутина?

— Как мы об этом узнаем?

— С помощью каких приемов можно охарактеризовать героя?
— Каким вы представляете героя рассказа? Найдите в тексте портрет героя. Выделите эпитеты. Какую роль они играют в создании портрета?

При помощи системы наводящих вопросов создать условия для определения характера героя с опорой на текст.

Домашнее задание

Цель: довести до сведения учеников домашнее задание, провести разъяснение

С.122 рубрика «Будьте внимательны к слову», устно.

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.