Конспект урока «Уроки французского» (Литература, 6 класс)
Конспект урока №2
Класс: 6
Тема: «В.Г. Распутин - рассказ о писателе. Трудности военного времени»
Цели урока: создать условия для знакомства учеников с некоторыми чертами личности писателя, определения мотивов поведения главного героя рассказа, знакомства с понятием «прототип».
Оборудование: учебник «Литература. 6 класс. 2 часть» Коровина В.Я. и др., рабочая тетрадь ученика, портрет писателя В.Г.Распутина, проектор, компьютер, экран.
Смысловые блоки учебно-речевой ситуации; цель |
Содержание речевой деятельности коммуникантов (фрагментарно) |
Комментарий речевого поведения учителя |
Объяснение темы урока Цель: пробудить ассоциации, вызвать интерес к теме урока. |
Эпиграф (на доске): «Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня». (В.Г.Распутин) - Почему именно такой эпиграф я выбрала для сегодняшнего урока? Сегодня мы начнём знакомство с рассказом Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского». Послушайте рассказ о жизни Валентина Распутина. Обратите внимание на то, как и когда начался творческий путь писателя. (На доске портрет писателя). |
|
Вопросы на выявление вторичного восприятия Цель: обеспечить самостоятельность наблюдения за образами героев произведения |
Рассказ ученицы о биографии и творческом пути писателя (Сутоцкая Анастасия со слайдовой презентацией). - Как и когда начался творческий путь Валентина Распутина? - Что послужило основой для написания рассказа «Уроки французского»? - Прочтите статью «Уроки доброты». О каких законах доброты говорит автор в статье «Уроки доброты»? Тезисы, вычлененные из статьи учебника. а) Истинное добро со стороны того, кто его творит, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает; б) добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила; в) добро возвращается добром - Обратите внимание, что перед рассказом помещён отрывок из истории создания рассказа. Прочитайте его. Как называется человек из реальной жизни, с которого создан литературный образ? Прототип - первоначальный образец, человек из реальной жизни, с которого создан литературный образ (записать в тетрадь). - О чём говорит название рассказа? - От чьего лица ведётся повествование? - Почему именно такая форма повествования избрана автором? Связан ли рассказ с биографией писателя? (этот рассказ автобиографичен) В рассказе описано тяжелое послевоенное время, карточная система снабжения продуктами, голод, обязательные для населения государственные займы, тяготы колхозного труда; место действия – Сибирь, родина писателя, глухая сибирская деревушка, в которой даже садов нет, так как зимой деревья вымерзают. Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое, посвящено Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери друга А.Вампилова, но прототипом учительницы французского стала настоящая учительница Лидия Михайловна Молокова. Обратимся к тексту рассказа (прослушивание фонохрестоматии до слов «…по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятёрки»). - Какие факты, детали рисуют нам образ трудного послевоенного времени? Облигация - это ценная бумага с низким риском убытка, приносящая низкий доход. Если облигация выпущена надежной, платежеспособной компанией или государством, то инвестор гарантированно получит обратно уплаченную за неё сумму и сверх неё - оговоренный процент. Но риск невыплаты долга по облигации, хоть и очень небольшой, всё же есть. — Что означает признание мальчика: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»? Итог: голод, холод, тоска, оторванность от семьи - в 11 лет существовать самостоятельно, когда у тебя еще и картошку крадут… и одиночество. И наперевес всему - тяга к знаниям, желание учиться. Но этот треклятый французский. (записать в тетрадь). (Читает учитель до слов «Утром я со страхом смотрел на себя…») — Как вы думаете, почему мальчик не убежал к матери в деревню? Что двигало им: жажда знаний или желание выделиться, страх или чувство долга? — Почему герой никому не сказал о том, что кто-то таскает у него хлеб и картошку? Почему он «заставил себя смириться и с этим»? |
Обратить внимание учеников на то, что рассказ автобиографичен, создать условия для формирования понятия «прототип». |
Подведение итогов урока Цель: подвести учеников к самостоятельно сделанному выводу |
— Чем интересен для вас герой рассказа? — Как вы понимаете слово характер? — Мы часто говорим: сильный характер, твердый характер, волевой характер. Если мы говорим о человеке «бесхарактерный», значит ли это, что у него нет характера? — Как вы считаете, каким человеком был герой рассказа Распутина? — Как мы об этом узнаем? — С помощью каких приемов можно охарактеризовать героя? |
При помощи системы наводящих вопросов создать условия для определения характера героя с опорой на текст. |
Домашнее задание Цель: довести до сведения учеников домашнее задание, провести разъяснение |
С.122 рубрика «Будьте внимательны к слову», устно. |